Первая гонка морских катеров вокруг Британских островов состоялась в 1969 г. (см. «КЯ» №25). На трассу гонки протяженностью 2253 км, поделенную на 10 этапов, вышли 37 катеров различных типов — от открытой надувной лодки с двумя 50-сильными «Меркюри» до комфортабельного каютного катера. Через 10 дней кольцо замкнулось в Портсмуте, где финишировали только 24 катера. Вопреки прогнозам многих специалистов самыми быстроходными в морских условиях оказались не специальные гоночные суда, а катера «крейсерского» типа, рассчитанные на длительные автономные плавания. «Крейсера» оказались более надежными, что позволило их водителям поддерживать хотя относительно невысокую, но стабильную скорость.
Устроители первых соревнований — газета «Дейли Экспресс» и нефтяная компания «Бритиш Петролеум» — рассчитывали превратить гонки в традиционные, проводящиеся раз в два года. Ведь событие превратилось для них в отличное рекламное мероприятие: в течение почти двух недель внимание жителей островов было занято ходом гонок, которые широко освещались всеми средствами массовой информации. Но так случилось, что уже через год Западная Европа оказалась в тисках жесточайшего топливного кризиса и продукция «Бритиш Петролеум» уже не нуждалась в рекламе...
Только через 15 лет возобновились разговоры о проведении подобных соревнований. 14 июля текущего года в Портсмуте будет дан старт вторым гонкам вокруг Британии. Десятки катеров длиной 6т 6,1 до 15,24 м устремятся на ту же трассу, что была проложена их предшественниками. Кроме длины катера, участвующие в гонке, должны удовлетворять еще ряду требований. В частности, на спокойной воде катер должен развивать скорость не менее 25 уз (46 км/ч); должен быть укомплектован надувным спасательным плотом, УКВ-радиостанцией мощностью не ниже 20 Вт и автоматическим радиопередатчиком сигналов бедствия. Оба водителя должны иметь лицензию (диплом судоводителя-любителя) на право управления катером в море. Безопасность будет обеспечиваться патрульными катерами и самолетами. Контрольное время на каждом этапе рассчитывается, исходя из средней скорости 20 уз; результаты участников, показавших скорости ниже этого предела, учитываться не будут.
Победителя соревнований, который пройдет всю трассу за минимальное время, ждет главный приз в 20 тыс. фунтов стерлингов; денежные призы присуждаются также экипажам, вошедшим в первую десятку.
В промежуточных пунктах водители имеют право дозаправиться топливом, сделать необходимый ремонт, но если им придется воспользоваться услугами буксира где-нибудь на трассе, то время прохождения данного этапа будет увеличено вдвое.