Стал этот маневр решающим или нет — неизвестно, важно другое: «Искра» вырвала победу в Балтийской гонке на приз «Катти Сарк», проводимой международным Союзом учебных парусников (СТА). Собравшиеся в Карлскруне болельщики встречали ее аплодисментами и восторженными приветствиями уже как победителя, хотя линию финиша у маяка Утклипани она пересекла только третьей (после английской «Юнайтед Френдли» и голландской «Урании» — победительницы Операции Парус-82). Несложные арифметические действия с учетом гоночного балла показали, что «Искра» выиграла по гандикапу 10 мин 39 с у лучшей из остальных 22 яхт-участниц дивизиона CI (яхты со спинакерами) Второе место заняла «Мануэла-III» из ФРГ, третье — «Сан-Барбара» из Англии.
Экипаж «Искры» составляли: опытные яхтсмены мастер спорта К. Сухов, В. Льюка, В. Братущенков, курсанты Рижского мореходного училища П. Темников, Л. Копыл, А. Найденко, А. Н1елухин, С. Кобе-лев и руководитель практики А. Бондаренко. Теоретическую и практическую подготовку проводил бывший начальник рижского яхт-клуба В. Перфильев. Возглавил поход В. Радугин — капитан танкера «Цесис», первый из капитанов-наставников Латвийского морского пароходства.
Старт был дан 18 июля у мыса Гедзер (близ г. Травемюнде, ФРГ). В гонку вышло 71 парусное судно двух дивизионов класса С из 11 европейских стран. (Большие парусники классов А и В участия не принимали.)
Тысячи зрителей собрались на берегу, молах, чтобы присутствовать при торжественном выходе эскадры из Травемюнде к месту старта. Гонка вызвала огромный интерес и в ФРГ, и в Швеции. Как вспоминают члены экипажа «Искры», яхтами и моторными лодками, провожающими яхтсменов, была усыпана вся акватория.
Экипажи советской и польских яхт стартовали из ФРГ, полагая, что после финиша им придется сразу возвращаться в свои яхт-клубы, не приняв участие в шведской береговой программе, однако уже после выхода в море график похода был соответственно изменен и они получили возможность посетить Карлскруну.
Гонка проходила при переменных ветрах силой 4—9 баллов. Несколько яхт сошли с дистанции из-за поломок рангоута и повреждений парусов. Одна яхта у северной оконечности Готланда села на камни и затонула, команду удалось спасти. Не обошлось без сюрпризов и на «Искре». Ночью у острова Борнхольм лопнул карабин на спинакер-гике, порвались несколько парусов из небогатого «гардероба» трехлетней давности.
Формула, но которой определялся гоночный балл для расчета гандикапа, неизвестна. Любопытно отметить, что одним из параметров этой формулы являлся год постройки судна. (В период гонки отмечался 100-летний юбилей одного из парусников-участников.)
В двух внеплановых гонках, проходивших в слабый ветер до о-ва Ханё и обратно (расстояние около 30 миль), экипаж «Искры» доказал, что его успех не случаен: наша яхта неизменно лидировала.
В одной из этих гонок в порядке обмена экипажами наши ребята гонялись на голландских яхтах, а на «Искре» — англичанин, два шведа и яхтсменка с яхты «Гратия», экипаж которой состоит из одних девушек (все они — служащие ВМФ Швеции).
Неплохо показали себя наши яхтсмены и в береговой программе, которая включала игру в футбол, волейбол, перетягивание каната, самодеятельность. Приятно отметить, что все мероприятия неизменно сопровождала атмосфера дружелюбия.
При подведении итогов по общему зачету учитывалось много показателей: спортивные результаты, участие в береговой программе, кратность участия в Операциях Парус, вклад в деятельность СТА и др. Экипаж «Искры» занял общее 19-е место. Это совсем неплохой результат для яхты, всего второй раз участвовавшей в столь представительной международной встрече.
29 июля на торжественном параде участников были объявлены результаты и вручены призы. На церемонии присутствовали большинство жителей Карлскруны и множество приезжих. Вручал призы король Швеции Карл Густав XVI. Из его рук капитан-наставник В. Радугин и самый молодой матрос П. Темников получили Приз «Каттн Сарк» — действующую модель шведской корабельной пушки XVIII века.
Отгремел прощальный салют, погасли ракеты, отзвучали фанфары. Через три дня «Искру» торжественно встречали в Риге, в яхт-клубе «Моряк». Экипаж отчитался о походе и передал начальнику Латвийского морского пароходства В. Дырченко письмо руководства СТА, в котором были выражены удовлетворение участием «Искры» в гонке и пожелание в будущем увеличить число советских вымпелов на подобных мероприятиях. Для этого есть все: яхты, экипажи, капитаны и, главное, — мастерство v. желание.
В 1984 г. программа Операции Парус будет продолжаться около 5 месяцев. Предусмотрена и мини-программа, включающая гонки в европейских водах, совместные переходы и парады.
В условиях ежегодного проведения международных встреч яхтсменов и курсантов заложены большие возможности для достижения основных целей мероприятий, проводимых СТА,— взаимопонимания между молодежью разных стран и укрепления мира.
Примечания
1. Яхта «Искра» польской постройки (типа «Цетус») под названием «Спарта» принимала участие в Операции Парус-80, где заняла 10-е место.