В этом году очередные» уже 18-е по счету» Всесоюзные соревнования по водно-моторному спорту на учрежденные редакцией призы «Золотой винт» и «Спорт» снова» как и в 1977—1980 гг., проводились в Латвии. Лиепайский рыб-колхоз «Большевик» совместно с ГК ДОСААФ взяли на себя главную заботу о проведении и организации этой встречи. Особенность ее заключалась в том, что впервые борьба за «Золотой винт» и «Балтияс Дзинтарс» проходила практически параллельно — по одной и той же программе. Таким образом, за приз, учрежденный рыбаками, заводские команды боролись на равных с командами клубов и водно-моторных стоянок. По условиям соревнований лучшая из заводских команд в этой борьбе получала приз «Золотой винт».
Всего на соревнования на прогулочно-туристских судах было заявлено 22 команды, шесть из них представляли заводы-изготовители лодок и моторов. Шесть — вместо обычных 20—23: сыграли свою роль трудности, испытываемые предприятиями в реализации продукции и поисках новых перспективных моделей. Победители этих соревнований должны были определиться по результатам трех гонок: маршрутной и двух кольцевых по 5 миль.
Маршрутная гонка протяженностью 104 км проходила по неглубокому Лиепайскому озеру в четыре круга с поворотом вокруг острова Аттекас, на котором был расположен лагерь участников. Это помогало следить за борьбой на трассе и делало гонку зрелищной. Другая ее особенность заключалась в том, что участники, опоздавшие на старт, остановившиеся из-за неполадок или неудачно проложившие курс по трассе, фактически лишались шансов не только победить, но и принести своей команде зачетные очки — контрольное время было ограничено 2,5 часами, поэтому только хорошо отлаженная техника и точное прохождение всего маршрута давали шанс на успех.
Тремя стартовыми группами ушли на дистанцию 60 экипажей на лодках заводской постройки в классах Т-350, Т-500 и Т-1000 и 8 экипажей на мотолодках самостоятельной постройки, которые были заявлены в свободном классе SF-1000.
Рекорд трассы установил опытный экипаж пермских моторостроителей А. Шаламова и В. Хиревича: выступая на лодке самостоятельной постройки с двумя 30-сильными «Вихрями», они показали очень высокий результат — 80 км/ч. Впервые на этом корпусе, за основу проекта которого была взята «Радуга-41» ленинградского конструктора Ю. Зимина, гонщики выступили в прошлом году в Нарве. Заметно прибавить в скорости спортсменам помогли новые 5-лопастные полупогруженные гребные винты, перед которыми на кормовой срез днища были приклеены деревянные обтекатели — они формировали поток, натекающий на винты. Подверглись изменению и обводы корпуса: несколько заужена центральная лыжа на днище, приподняты ее кромки.
Пермское объединение «Моторостроитель», которое в течение многих лет выставляло мощные команды и выигрывало главные призы, в текущем году из-за снижения спроса на «Вихри-30» прекращает выпуск этих моторов. Объединение явно потеряет деловой интерес к нашим гонкам, но сами пермские спортсмены считают необходимым приезжать на наши соревнования и в будущем.
Наивысшую абсолютную скорость среди лодок заводской постройки — 74,7 км/ч — развили представители той же пермской команды А. Воеводкин и В. Разорвин, выступавшие на «Крыме-3» с двумя моторами «Вихрь-30». Забегая вперед, скажем, что большой опыт и мастерство помогли этим двум экипажам быть первыми во всех видах программы, включая серию кольцевых гонок 2X5 миль.
Их коллеги и «вечные конкуренты» — гонщики Куйбышевского моторостроительного объединения им. М. В. Фрунзе М. Зайчиков и В. Шалимов, выступавшие на «Немане-2» с «фирменным» «Вихрем-30», в маршрутной гонке оказались сильнейшими в классе Т-500. Всего 15 секунд проиграли им на финише У. Дзегузе и А. Лиепниек из латвийского рыбколхоза «Банга».
В классе Т-350 отлично выступил в «маршрутке» экипаж лиепайского СТК ДОСААФ в составе В. Михайлов — Д. Киепе. Опоздав на старте почти на 5 мин, они сумели наверстать упущенное и возглавить гонку в своем классе. Большая заслуга в этом — механика экипажа, мастера спорта по мотокроссу Д. Киепе, под руководством которого удалось отлично подготовить к соревнованиям «Нептун-23».
Многие гонщики, ранее участвовавшие в морских маршрутных гонках, явно недооценили серьезность озерного варианта, рассчитывая, что это будет легкая прогулка на высоких скоростях. Результат не замедлил сказаться: из-за опозданий, цепляющихся за винты водорослей и поломок моторов 26 экипажей из 68 не получили финишной отмашки! Уже по результатам этой гонки определились главные претенденты на победу. Серия же из двух гонок, проводившаяся на следующий день, окончательно поставила все на свои места.
Абсолютными победителями в классе Т-350 стали опытные гонщики А. Стрикис и А. Фрейманис из Лиепайского рыбколхоза «Большевик». Обе гонки серии они закончили первыми и оттеснили своих земляков В. Михайлова и Д. Киепе на второе место. А спортсмены местного автотранспортного предприятия № 16 Л. Дирненс и В. Данилюк, занявшие общее третье место, окончательно подтвердили, что лиепайские гонщики в классе Т-350 — сильнейшие.
Жаль, что на этот раз многократные победители в Т-350 — московские спортсмены ММПО «Красный Октябрь» отказались от участия в соревнованиях — выпускавшиеся объединением «Нептуны-23» сняты с производства, отпала необходимость в рекламе и демонстрации предельных возможностей своей продукции.
Только один из 24 стартовавших в этом классе экипажей выступал в гонках на фирменной новинке: спортсмены Воронежского авиационного завода гонялись на хозяйственной лодке, представлявшей модифицированный вариант «джонбота». К сожалению, воронежцы опоздали на маршрутную гонку и выступали только в двух кольцевых, но даже при этом набранные ими очки позволили занять седьмое место в своем классе. Это с хорошей стороны характеризует скоростные и маневренные качества новой лодки, предназначенной в первую очередь для эксплуатации в качестве «хозяйственной». Ее размерения — 4,2X1,44X0,5 м, вес — 72 кг. Лодка хороша под веслами; с 23-сильным мотором развивает скорость 36 км/ч (со специально подобранным винтом — 55 км/ч). Ориентировочная стоимость 250 руб.
В демонстрационных заездах был показан и укороченный вариант этой лодки. «Воронеж-авто» имеет размеры 3,7X1,44X0,5 и вес всего 45 кг, что позволяет перевозить ее на верхнем багажнике легкового автомобиля. Лодка рассчитана на плавание как под веслами, так и под 8-сильным «Ветерком», ориентировочная стоимость 180 руб. Обе модели имеют унификацию деталей почти на 80%, поэтому в зависимости от спроса программу их выпуска можно оперативно перестраивать. Металлический корпус обеих модификаций имеет похожие обводы — центральная лыжа шириной 600 мм и мелкие туннели. Обе лодочки тщательно и со вкусом отделаны, имеют качественную окраску.
В классе Т-500 главная борьба развернулась между моторостроителями из Перми и Куйбышева. В. Леденцов и В. Черепанов (пермское ПО «Моторостроитель»), дважды одержав победу в кольцевых гонках, стали абсолютными победителями. Куйбышевцы лидировали в маршрутной гонке, но с учетом результатов серии заняли только второе место. А третье место вновь досталось отлично подготовленному экипажу лиепайского «Большевика» — И. Плауманису и А. Жвагинсу.
В классе Т-1000, как уже говорилось, победил экипаж ПО «Моторостроитель»; второе место заняли В. Зандере и А. Микелсонс из рыбколхоза «Банга», на третьем — спортсмены Сосновского судостроительного завода В. Горюнов и В. Майбук. Примечательно, что сосновцы, чтобы поддержать честь заводской марки, во всех трех классах заявили свои «Нептуны-3», понимая» что этой тяжелой мотолодке будет трудно тягаться со своими конкурентами — особенно в классах одномоторных судов. Преданность своей продукции и рассчитанный риск оправдали себя: сосновская команда заняла 3-е место в борьбе за «Золотой винт» и 12-е — в борьбе за приз «Балтияс Дзиятарс», доказав, что «Нептуны-3» с «Нептуном-23» не только способны глиссировать, но и могут оставлять позади легкие «Неманы-2» и «Афалины». Команда была отмечена специальным дипломом редакции.
В самом быстроходном классе SF-1000 А. Шаламов и В. Хиревич финишировали первыми во всех заездах. Второе место в общем зачете завоевали калининградские гонщики на мотолодке «Олимпик-старт», которая участвовала и в предыдущих встречах. На третьем месте — рижские гонщики Е. Смирнов и Н. Шишкин, выступавшие на построенной своими руками лодке с обводами «сани Фокса» под двумя «Нептунами-23», т. е. с заведомо менее мощной, чем у соперников, силовой установкой. В маршрутной гонке их постигла неудача — сломался коленвал на одном из моторов. Зато в серии они дважды финишировали вторыми. Рижане тщательной отделкой и усовершенствованием обводов корпуса, кропотливой доводкой гребных винтов год от года повышают свои спортивные результаты, доказывая скептикам на деле, что скоростные возможности саней Фокса еще далеко не исчерпаны. (Добавим, что конструкторы обещали подготовить чертежи своей лодки для публикации в «Катерах и яхтах».)
Оба главных приза — «Золотой винт» и «Балтияс Дзинтарс», присуждаемых за лучшие результаты в командном зачете, были вручены команде пермского ПО «Моторостроитель» им. Я. М. Свердлова; второе место в борьбе за «Золотой винт» заняли куйбышевские моторостроители, третье — команда Сосновского судостроительного завода. Прошлогодние обладатели «Золотого винта» — спортсмены Калининграда сумели занять только четвертое место. Они традиционно сильно выступают в самых младших классах Т-175 и Т-250, которые в этом году в судейских протоколах отсутствовали.
Около половины всех экипажей выступали на «Немане-2» — скоростной и маневренной лодочке.
Лиепайские спортсмены рыболовецкого колхоза «Большевик» и СТК ДОСААФ заняли соответственно 2-е и 3-е места в зачете среди команд клубов и стоянок на приз «Балтияс Дзинтарс».
Соревнования среди сборных команд городов на приз «Спорт» собрали 8 команд. Впервые после длительного перерыва кроме мотолодок классов SB и SC в гонках стартовали национальные скутера OBN и OCN. По замыслу организаторов, это должно было увеличить накал спортивной борьбы, способствовать повышению мастерства спортсменов в этих трудных классах и, конечно, повысить зрелищность соревнований.
Приз «Спорт», учрежденный редакцией, завоевали спортсмены г. Бауски Латвийской ССР. Больше всего очков в копилку своей команды принесли абсолютные победители гонок юный Ю. Бука, выступавший в классе SВ-350 (юноши), и м. с. М. Захарченок в классе скутеров OBN. Второе место у спортсменов из г. Елгава, третье — г. Цесиса. Команда г. Тарту, которая не раз завоевывала главный спортивный трофей наших соревнований, оказалась на последнем месте. Их гонщики в классах SB-350 и скутеров принесли команде только печальные нули. Не спасло команду и блестящее выступление великолепного мастера водно-моторных гонок А. Раудва, в очередной раз завоевавшего звание абсолютного победителя в классе SC-500. В других классах абсолютную победу одержали И. Граудужис (SВ-350, г. Елгава) и А. Цирулис (OCN, г. Цесис).
Впервые в этом году разыгрывался еще один командный переходящий приз — Кубок комсомола, учрежденный Лиепайским ГК ВЛКСМ. В зачет командам, участвующим в борьбе за этот приз, плюсовались результаты еще одной — дополнительной гонки для самых молодых спортсменов, выступающих в классе SA-250. Наш водно-моторный спорт остро нуждается в молодом пополнении, поэтому такую инициативу можно только приветствовать. Первым обладателем Кубка комсомола стала I команда города — устроителя соревнований Лиепаи.