Одним из наиболее интересных событий мирового водномоторного сезона в культивируемых у нас классах судов были соревнования «80 лет ADAC», проходившие в Западном Берлине 14—15 июля. Эта международная встреча была посвящена юбилею «Объединенного германского автомобильного клуба», играющего важную роль и в развитии водно-моторного спорта. Гонки «ADАС» по традиции проводились на озере Тегелер-Зе (длиной около 7 км), расположенном в черте города. Это — хорошо известная европейским спортсменам акватория: за последние годы здесь трижды проводились чемпионаты Европы (в классах ОВ и OD), а в 1975 г. — и чемпионат мира (в ОА); здесь неоднократно разыгрывались Большой Приз Европы, Большой Приз наций и т. п.
На этот раз программа была особенно обширной и включала чемпионат мира в классе ОС-500 и открытые соревнования в остальных классах скутеров ОА-250, ОВ-350, OD-700 и ОЕ-850 на различные призы западнрберлинских и западно-германских организаций водно-моторного и воднолыжного спорта. В этих соревнованиях участвовало 68 гонщиков из Австрии, Англии, Венгрии, Западного Берлина, Польши, СССР, Финляндии, Франции, ФРГ, Чехословакии и Швеции.
Советских водномоторников представляла команда, составленная из неоднократных победителей и призеров крупнейших международных соревнований. В нее входили мастера спорта международного класса: Анатолий Чермашенцев, Анатолий Головин — чемпион мира предыдущего 1983 г., Борис Клюшников, Алексей Ишутин, Игорь Дубинин (класс ОС-500); Николай Пывват, Александр Сайковский (ОА-250); Ричардас Мателионис, Игорь Чермашенцев и Евгений Бочкарь (ОВ-350). Как видим, наша команда была и очень сильной, и достаточно представительной. Выезду в Западный Берлин предшествовали тренировочные сборы в Ногинске.
Спортсменам, выступающим в классе ОС, предстояло сделать 8 кругов по 1500 м, выполнив не 12 поворотов, как принято у нас, а 18. Акватория оказалась довольно узкой: с одной стороны ее ограничивала гранитная стенка набережной, а с другой — караван больших барж. В результате уже после первого круга здесь создавалась очень неприятная толчея волн, к которой приходилось приспосабливаться.
Многие из участников оказались недостаточно подготовленными и к стартам «с места», довольно редко практикуемым на крупных соревнованиях. Старт «с места» дается так. За 5 минут до старта объявляется предстартовое время, в течение которого стоящие у бона спортсмены прогревают двигатель и готовятся принять старт. За 30 секунд до старта все должны заглушить двигатели и ждать стартового сигнала-отмашки, по которому можно запускать двигатели и начинать движение.
При таком старте преимущество имеют те спортсмены, которые отладили двигатели как на максимальную скорость, так и на приемистость при выходе на редан и из поворотов. У наших же гонщиков двигатели были отлажены на максимальную скорость, которую скутера развивают при старее с хода.
Известный западногерманский гонщик, чемпион Европы и призер чемпионата мира Манфред Лот сказал перед стартом: «Основными соперниками я считаю сильнейших советских гонщиков, но думаю, что они вряд ли смогут быстро приспособиться к берлинской акватории и к старту «с места»...»
Гонки чемпионата мира представляли наибольший интерес и собрали максимальное число участников — 39. Их разбили на две стартовые группы, причем по воле жребия Чермашенцев и Ишутин попали в первую группу вместе с М. Лотом, а остальные три наших гонщика — во вторую вместе с чемпионом Европы 1983 г. австрийцем Михелем Червени. Места в общем зачете определялись после окончания каждой гонки в обеих группах простым сравнением показанных скоростей. Это, конечно, делало спортивную борьбу на дистанции менее наглядной: можно было финишировать первым в своей группе, но в общем зачете по абсолютным скоростям оказаться лишь на 2-м или даже на 3-м месте!
Программа включала четыре гонки (одна в первый день и три во второй) с зачетом по трем лучшим по очковой системе УИМ (за 1-е место — 400 очков, 2-е — 300, 3-е — 225, 4-е — 169 и т. д.).
Соревнования начались серьезной неудачей. Алексей Ишутин очень хорошо стартовал и уверенно лидировал, когда уже где-то на середине дистанции его скутер взлетел в воздух, подброшенный волной. Во время приводнения оказалась разбитой носовая часть спонсона, скутер вышел из строя. Всю ночь наши ребята чинили его, причем им помогали механики из команды Западного Берлина. К утру 15 июля скутер был готов.
Борис Клюшников тоже стартовал неплохо — сразу за Ишутиным, но непривычная беспорядочная волна на акватории и ему помешала развить максимальную скорость: он финишировал только третьим. В дальнейшем он сумел приспособиться к обстановке и в двух следующих гонках приходил к финишу первым, однако оба раза скорости лидера другой группы оказывались больше и в общем зачете Клюшников занимал 2-е места.
Остальным нашим гонщикам в этом классе и вовсе не везло: поломки и неисправности моторов следовали одна за другой. Так, только перебои в работе системы зажигания не обкатанного как следует гоночного мотора японской фирмы «Ямато» не дали нашему прославленному гонщику А. Чермашенцеву занять более высокое место, чем 15-е.
Перед последней четвертой гонкой вложилась весьма любопытная ситуация. Чтобы стать чемпионом мира, М. Лоту достаточно было спокойно «проехать» дистанцию и занять место не ниже 5-го. Клюшникову, чтобы стать серебряным призером, надо было драться и финишировать первым. А Ишутина, выигравшего третью гонку, могла сделать призером только еще одна, вторая подряд победа.
И решающий заезд начинается. Лот свою программу выполняет точно: спокойно проходит дистанцию и финиширует вторым, обеспечив себе высший титул. Клюшникова постигает неудача: на последнем круге ломается золотник его «Кёнига» — он сходит с дистанции и в общем зачете соответственно перемещается со 2-го места на 5-е.
Алексей Ишутин смело идет на риск — другого выхода у него и нет! Он ведет гонку на пределе возможностей и добивается победы. В результате — серебряная медаль и особый приз «За волю к победе». Скутер Алексея на одном из кругов развил рекордную для чемпионата скорость, так что ему был вручен и еще один приз — «За наивысшую скорость».
3-е место занял Михель Червени, 4-е — спортсмен из Венгрии Георгий Шепреги. И. Дубинин во второй гонке повредил скутер (16-е место). Прошлогодний чемпион А. Головин, выступая на необкатанном корпусе, занял лишь 11-е место.
В гонках на скутерах ОА-250 и ОВ-350 принимало участие меньшее количество спортсменов. В классе ОА среди 15 гонщиков Николай Пывват занял 8-е место, Александр Сайковский — 7-е; победил В. Брахвогель (ФРГ).
В классе ОВ на старт вышло 11f спортсменов. Ричардас Мателионис занял 5-е место, Игорь Чермашенцев — 6-е; скутер Евгения Бочкаря потерпел аварию. Победителем и здесь, как и в ОС, стал Манфред Лот.