Соревнования на Малый Кубок Черного моря для яхт VI—V классов IOR и «четвертьтонников» проводятся уже в 10-й раз. Организует их Одесский яхт-клуб ДСО «Водник» (Черноморский яхт-клуб), при поддержке Федерации парусного спорта УССР, Черноморского пароходства и Спорткомитета СССР. По мнению федерации, соревнования на Малый Кубок Черного моря должны стать главной квалификационной гонкой республики.
Маршрут гонок традиционный: Одесса — Затока (устье Днестровского лимана) — о. Березань — Одесса. Этот основной вариант может быть изменен по решению судейской коллегии на более морской: Одесса — Тендра — о. Березань — Одесса или Одесса — Затока — Тендра — Одесса.
Прибрежный вариант по ветровым условиям и течениям более сложен, особенно на поворотных знаках у о. Березань и Затоки. В начале августа, в то время когда проводятся соревнования, погода на взморье определяется активными грозами, рождаемыми в таврических степях, которые сопровождаются шквальными ветрами и дождем.
В гонках 1982 г. приняли участие 49 судов: 21 — «четвертьтонник» таллинской постройки, 18 — «Конрад-24» и «-25», остальные яхты самостоятельной постройки и изготовленные по индивидуальным проектам. Более 220 яхтсменов боролись на дистанции за право повысить спортивный разряд.
Победителями в общем зачете стали: «Маэстро» («Конрад-25»; Одесса, капитан С. Сташкевнч), «Фобос» («четвертьтонник», Одесса, В. Остроухое), «Аврора» (IV класс IOR, Днепропетровск), «Трапезунд» («Картер-30», Харьков, С. Пейков).
Несмотря на то, что соревнования проводились не в первый раз, организаторов продолжают волновать многие вопросы. Главный — много капитанов приходит на гонки без мерительных свидетельств, надеясь на авось, письма и квитанции. Страдают от этого все участники и в первую очередь сами нерадивые капитаны. Да и те мерительные свидетельства, которые предъявляют, содержат много ошибок. Например, в свидетельствах яхт, прибывших из Перми, оказались существенно большие значения DSPL, чем у остальных участников. Проверка DSPL — одни из простых методов обнаружения аномальных яхт, требующих бдительности мерителя. Например, яхта «Руслан» («Конрад-24», Пермь) DSPL — 1,763, а «Пилот» («Конрад-24», Харьков) — 1,110; «Селена» («четвертьтонник», Пермь) — 2,019, а «Альфа» («четвертьтонник», Кременчуг) — 1,905. Ясно, что свидетельства яхт «Пилот» и «Альфа» требуют тщательной проверки.
На гонках Малого Кубка Черного моря с целью усовершенствования правил обмера и оценки гоночных баллов мы по результатам огибания знаков построили графики. Эти данные могут служить основой для объективного анализа гоночных баллов и выявления поправок к ним. Полезно подобные графики строить и на других гонках, что позволит выявить особенности различных акваторий.