В 1974 г. четыре ленинградские яхты ходили с гостевым визитом в Гдыню, где завершилась главная гонка очередной, десятой Операции. Непосредственно в гонках тогда участвовали только наши крупные суда — барки «Товарищ» и «Крузенштерн» (напомним, он первым завоевал только что учрежденный главный приз ОП — серебряную «Катти Сарк»). Но вскоре и советские яхты начали оспаривать почетные трофеи СТА. Первой была «Рица» (типа «Алькор») с экипажем из курсантов и сотрудников Ленинградского высшего инженерного морского училища им. С. О. Макарова. Дебют оказался удачным: «Рица» завоевала призы в обеих гонках ОП-78. В 1980 г. во всех мероприятиях тринадцатой Операции приняли участие две яхты — та же «Рица» и рижская «Спарта» (отчет об их плавании опубликован в «КЯ» №90).
В прошлом году наши яхтсмены вновь достойно представляли советский парусный спорт. На этот раз, на четырнадцатую Операцию Парус были направлены уже не две, а три яхты, принадлежащие организациям Министерства морского флота СССР — Балтийскому и Эстонскому пароходствам.
Как и ранее, молодежную часть экипажей ленинградских «Флоры» и «Новика» составили курсанты ЛВИМУ им. С. О. Макарова. Напомним, что участие будущих моряков в гонках и всех других мероприятиях под эгидой СТА всячески поощряется: и неслучайно оговорено, что не менее 50% числа находящихся на борту любого парусника с вымпелом ОП должны иметь возраст не старше 25 лет. Правило это соблюдается строжайше: польская баркентина «Погория», например, была дисквалифицирована в гонке Фалмут — Лиссабон за нарушение возрастного ценза. Стоит, наверное, отметить, что в составе экипажа «Новика» на ОП-82 ходил курсант мастер спорта международного класса Сергей Тимошков, которого по праву можно назвать не только ветераном, но и «рекордсменом» Операций Парус: он, единственный из наших парусников, участвовал в них уже в третий раз!
Руководителем группы ленинградских яхтсменов, насчитывавшей 17 человек, был Евгений Николаевич Гаврилов — штурман дальнего плавания, дважды обогнувший Европу на шхуне «Кодор», яхтсмен, гонявшийся еще на «Драконах». Командный состав в основном был подобран не из профессиональных судоводителей, а из яхтсменов. Капитаном на «Флоре» (яхта типа «Конрад-45») шел корреспондент журнала «Морской флот» Виктор Гусев; на «Новике» (тип «Драко») — инженер-электронщик Борис Орехов. Яхтой «Линда» («Конрад-54»), приписанной к Таллину, командовал капитан дальнего плавания Анте Локхк; ее экипаж из 10 человек составили работники эстонского пароходства — опытные яхтсмены-гонщики и курсанты Таллинского мореходного училища.
Не говоря уже о завоеванных в гонках призах, столь дальнее — более 4500 миль — плавание трех крейсерских яхт само по себе представляет значительное спортивное достижение. Ведь до участия в ОП-82 нашими рекордными плаваниями были походы ленинградского «Сатурна» вокруг Скандинавии («КЯ» №34) и николаевской «Арктики» — на Канары («КЯ» №79), а также дальневосточных яхтсменов — путями Беринга и Невельского.
Программа XIV Операции (гонка Фалмут — Лиссабон, совместный переход Лиссабон — Виго, гонка Виго — Саутгемптон) представлялась исключительно сложной для небольших крейсерских яхт — предстояло в условиях гонки дважды пересечь грозный Бискайский залив. В проспектах ОП-82 подчеркивалось: «Биекай туда и обратно — проблема № 1». И все три наши экипажа выдержали испытание Атлантикой,
О том, как проводятся ОП, и о плаваниях учебных парусников вы можете прочитать в выпущенных издательством «Судостроение» брошюрах И. Г. Шнейдера «Операция Парус» (1977) и Л. Р. Аксютина «Двенадцать тысяч миль под парусами» (1981), а также в ряде публикаций нашего журнала.
Курс на Фалмут
По счастливому стечению обстоятельств «Флора» и «Новик» вышли из Ленинграда 4 июля — в праздничный для яхтсменов-крейсерщиков день: начинались XII всесоюзные гонки на Кубок Балтики, около сотни хорошо знакомых нам яхт под всеми парусами пошли к месту старта у кронштадтских фортов. Как было не вспомнить, что «Кубку Балтики» все мы обязаны многим: на его сложных трассах учились стойкости и бескомпромиссной борьбе за победу, дружбе и взаимовыручке, набирались опыта длительного плавания в море. Когда месяцем позже, уже в Лиссабоне, представители гоночного комитета СТА выразили восхищение тем, как советские яхты взяли старт в первой гонке, мы ответили, что учились этому на «Кубке Балтики». И это не было просто красивой фразой.
Гонку пришлось начинать еще на берегу. Когда в сутолоке подготовки к выходу мы роптали на нехватку времени, седые капитаны-наставники подтрунивали: «Забегались? Ничего, в море отдохнете!» «Отдых» в море начался с лавировки при плохой видимости и с поисков свободного для обитания места на борту. Ералаш на обеих яхтах жутчайший, хотя все, вроде бы, уложено и расклинено. Запасные паруса, бухты троса, ватники, ящики, мешки, картотек. Стопки навигационных пособий, рулоны карт. Трюмы забиты консервами. Хлеб — около тонны в упаковке длительного хранения — повсюду, от форпика до ахтерпика. Горчицы и перца на целый ресторан! Случай, когда все есть, но ничего не найти. Оно и понятно. Рассчитывать на сопровождающие суда не приходилось: запасы принимали но нормам торгового флота из расчета па весь рейс — на два с половиной месяца, чтобы покупать только овощи и фрукты. Такая перегрузка, конечно, не могла не сказаться на ходовых качествах яхт. На «Флоре» помнят, как в Саутгемптоне проходившая по берегу англичанка сказала спутнику: «Смотри, маленькая яхта, а лежит на воде, как большой бегемот!» А ведь к этому времени было израсходовано уже три четверти запасов.
Другими словами, нормальная жизнь началась с аврала: стали наводить железный порядок.
Путь до места встречи лоцмана у входа в Кильский канал запомнился частыми туманами и маловетрием, которое прерывалось лишь непродолжительными, но сильны ч и шквалами. В штилевую погоду «Флора» и «Новпк» по очереди включали двигатель и буксировали друг друга; около 70 миль обе яхты вела на буксире немагнитная шхуна «Заря».
В яхтенной гавани у шлюзов Хольтенау ленинградские яхты встретились с «Линдой» — она выполняла плавание на ОП-82 по отдельному плану с заходом в Кале. Здесь, с помощью агента местной компании, обслуживающей суда под советским флагом, доукомплектовали яхты средствами связи, необходимыми для выхода в Атлантику. Взяли напрокат три УКВ-радиотелефонные станции. На «Линде» имелась новейшая навигационная аппаратура, включая спутниковую систему «Магнавокс» (см. «КЯ» №66), каждые полминуты автоматически выдающую точные координаты. Арендовать или приобрести такие же системы для «Флоры» и «Новика», к сожалению, не удалось, да и времени их установка заняла бы слишком много.
В Ленинграде мы так и не смогли уточнить правила прохода яхт Нильским каналом. Теперь выяснилось, что в темное время входить в канал им запрещено, зато днем разрешен проход без лоцмана под двигателем или с использованием парусов при работающем двигателе. Так или иначе, но на отдельных участках 96-ки-лометрового пути каналом «Флора» и «Новик» несли спинакера при выведенных на холостые обороты двигателях.
Когда после шлюзования в Брюнсбюттеле мы оказались в Эльбе и пошли по реке к морю, ветер был свежий, а видимость — очень плохая. Шли под парусами. Скорость по лагу составляла 7 узлов, но буи пролетали мимо явно быстрее — ход яхт заметно ускорял отлив. Буи кренились под мощным напором отливного течения, вода около них кипела. Это плавание узким фарватером среди мелководья с зыбучими песками потребовало большого напряжения. Бесконечный туман, множество океанских судов, которым в узкости парусники уступают дорогу.
В зоне североморских нефтяных промыслов «Флора» и «Новик» всю ночь кружили среди вышек. Сами эти огромные сооружения освещены прекрасно, несут мощные сигнальные огни, даже в тумане их открываешь издалека. А вот бочки и буи, которыми они окружены, зачастую никаких огней не имеют. Во всяком случае, частокол из вышек — не лучшее место для ночной лавировки на большой волне и сильном течении. Именно здесь ленинградские яхты на время потеряли друг друга из вида.
Ночь перед Фалмутом запомнилась: все больше и больше самых разных судов, идущих в различных направлениях. Когда до цели осталось несколько миль, мы включили радиотелефоны на канале лоцманской службы. Эфир был перегружен. Парусники, спешившие в порт, сообщали время прибытия, получали адреса стоянок.
Вскоре «Флора» и «Новик» оказались у входа в залитую солнцем просторную бухту, к которой со всех сторон шли и шли большие и малые суда под парусами. Судов в гавани собралось много, выглядели они нарядно. Развевались флаги расцвечивания, бросались в глаза яркие желтые вымпела участников ОП-82 со стилизованным изображением парусника и надписью «Катти Сарк толшипс рейс» (фирма «Катти Сарк — шотландское виски» упомянута неслучайно: она финансирует Операции Парус).
В Фалмут все три советские яхты прибыли на день раньше срока, указанного в программе. Этот день — 20 июля — и стал единственным по-настоящему свободным днем. Улицы небольшого старинного города переполнены толпами туристов, нахлынувших по случаю начала ОП-82. Повсюду бойкая торговля сувенирами с эмблемами СТА да и многим другим. В скверах играют оркестры. То и дело попадается выпущенный к празднику плакат — летящий под всеми парусами корабль в обрамлении двадцати с липшим национальных флагов тех стран, которые прислали сюда, в Англию, свои суда.
Начались официальные и неофициальные визиты, приемы и встречи. Советские яхты посетил один из основателей СТА Гревил Ховард: он очень тепло отозвался о моряках с «Крузенштерна» и «Товарища», выразил надежду увидеть советские большие парусники на следующей Операции. Шеф СТА принц Филипп герцог Эдинбургский на катере обошел заполненные яхтами доки, приветствуя экипажи, готовящиеся к выходу в океан.
В один из этих праздничных дней фестиваля парусов в Фалмут пришла «Голден Хинд» — построенная в 1973 г. великолепная копия флагманского корабля пирата Дрейка, хорошо известного 400 лет назад. Она обошла все стоянки гостей и на каждой салютовала выстрелом из старинной пушки, заряженной дымным порохом.
Первая гонка: Фалмут — Лиссабон
О яхтсменах, с которыми мы подружились в Фалмуте, и об интересных судах, которые мы осмотрели, рассказывать можно долго. Вот, например, английская 41-футовая «Винтадж чампейн» (по-русски — « Пробка шампанского»). Применено новейшее вооружение по типу американской яхты «Фридом». Обе металлические мачты не имеют стоячего такелажа; стакселей нет, только треугольные грот и бизань на гиках-уишбонах. Эта построенная в 1979 г. яхта будет стартовать в одном дивизионе с очаровательными старинными шхунами и кечами, которые спущены на воду в конце прошлого века. Глядя на «Олифант» (ФРГ), вооруженный гафельным тендером с брифоком, мы думали, что это — как раз одно из таких судов. Однако выяснилось, что хозяин и шкипер строил свой 36-футовый бот совсем недавно (заняло это около пяти лет). Корпус тендера напоминает слокамовский «Спрей». На штевне красуется деревянная фигура Евы с яблоком в руке. Шкипер утверждает, что библейская соблазнительница на его «Олифанте» занята стоящим делом — уводит за собой Подростков в море, которое превращает их в настоящих мужчин.
Видели мы здесь и совершенно ни на что не похожее судно, о котором читали когда-то в «Катерах и яхтах» — восьмимачтовый (!) океанский катамаран «Егат» (по-русски — «Кефир»), Правда, он стоял почему-то без одной из мачт...
Интересно было познакомиться е профессиональными капитанами-парусниками того дивизиона — стартовой группы, в которую вошли наши яхты.
За плечами многих — кругосветные гонки, громкие победы в океанских регатах. Суда, которые они водят, хорошо известны яхтсменам. Среди них 55-футовые1 бермудские шлюпы под английским флагом «Кукри» и «Бритиш Солджа» (конструктор Р. Кларк), «Эдвенчер» (проект Никольсона). Побывали мы и на огромной, по яхтенным меркам, 77-футовой «Юнайтед Френдли» (конструктор А. Гуэрни). Этот бермудский шлюп, ранее вооруженный иолом, больше известен под старым названием «Грейт Бритн II», под которым дважды участвовал в кругосветных гонках и многих иных регатах. Мы познакомились с владельцем и капитаном этой яхты Цецилией Унгер. Она рассказала, что сдает шлюп в чартер английской же туристской компании и выполняет круизные рейсы по всему свету с экипажами из «волонтеров» — туристов, уплативших фирме немалые деньги...
Приближался день и час старта гонки на Лиссабон. Четко определился состав флота участников — 81 парусник, наименьший из которых имел длину 36 футов: это и был упомянутый «Олифант».
В стартовую группу судов класса А — большие парусники с прямым и смешанным вооружением — вошло всего шесть вымпелов. Особый интерес знатоков вызывала предстоящая дуэль самого крупного судна регаты — совершающего свой первый, как говорят англичане — девичий, рейс нового польского «белого фрегата» «Дар млодзежи» (см. «КЯ» №78) и непременного участника всех ОП трехмачтового барка «Горх Фок» (ФРГ). Нам всем очень понравился небольшой—всего 77 футов длины, но по-своему величественный английский бриг «Роялист» (неслучайно ему в год спуска была присуждена премия «Самой красивой яхте мира»). Осталось упомянуть еще новую 135-футовую польскую баркентину «Погория» (подробнее — см. «КЯ» №94), английскую 87-футовую бригантину «Феникс» (1929 г.) и 109-футовую бригантину «Оутлоу» (1952 г.) под флагом ФРГ.
В класс В, объединивший парусники длиной свыше 100 футов, имеющие косое вооружение, на этот раз вошло только пять судов: однотипные шведские 113-футовые гафельные шхуны «Фалкен» и «Гладан», однотипные 135-футовые английские топсельные шхуны «Сэр Уинстон Черчилль» и «Малькольм Миллер» и 107-футовая шхуна «Ейндрахт» из Голландии.
Наболее многочисленным, как обычно на ОП, стал класс С, объединяющий суда с длиной по КВЛ от 30 до 100 футов. В первый его дивизион С-I вошло около 40 яхт без спинакеров, во второй (C-II) — более 30 судов, несущих спинакера.
Дистанция в 737 миль была единой для всех классов: надлежало оставить по левому борту остров Уэссан и следовать к финишной линии у маяка Гуна на подходе к Лиссабону.
Накануне старта специально выделенные «офицеры» гоночного комитета проверяли снабжение выходящих в море яхт. Все надо было выложить на палубу, все показать. Они пересчитали ракеты и страховочные пояса, внимательно изучили паспорта спасательных плотов, проверили запасные ходовые огни. «Безопасность прежде всего!» — хладнокровно повторяли они, методически следуя пункт за пунктом по своим спискам. Наконец было произнесено: «О кей!». И мы в полной мере оценили пользу той тщательной проверки, которую учинил нам в Ленинграде представитель парусной федерации С. И. Ухин. Добро на выход было получено.
День старта — воскресенье 25 июля — был, как писали газеты, «большим днем Фалмута». Накануне грандиозным ночным фейерверком завершилась программа береговых мероприятий, подготовленных гостеприимными горожанами.
С утра сияло солнце, дул но сильный, но устойчивый попутный ветер. Парада участников как такового не было, но суда выходили на старт на глазах у тысяч зрителей, заполнивших набережные, заблаговременно занявших места на своих яхтах, катерах и экскурсионных пароходиках. 1,5-мильная стартовая линия была ограничена двумя стоящими в заливе судами под флагами СТА. На одном из них — сторожевике «Лондондерри» — находились члены королевской семьи.
В 14.00 прогремел первый стартовый выстрел. Опасаясь сделать фальстарт, суда класса А шли с большим запасом расстояния, держа часть парусов на гитовых. Лучше других стартовал «Роялист», позже всех — самые большие парусники «Дар млодзежи» и «Горх Фок».
Наш дивизион стартовал последним — в 15Д0, Когда грянул выстрел, штевень уже набравшей хороший ход под спинакером «Флоры» с Юрием Фунтиковым на руле находился буквально в метре от стартовой линии. «Новик» и «Линда» тоже стартовали прекрасно. «Русские — великолепно!» — скандировали на «Лондондерри».
Теперь у всех была одна забота — избежать столкновения, увернуться от судов, катеров и шлюпок с болельщиками. С них бурно приветствовали экипажи уходящих в море яхт, но рулевым от этого не было легче. Когда над кормой «Новика» навис огромный спинакер догоняющей яхты, рулевой доложил, что отворачивать некуда: путь преградил высокий белый борт теплохода, с которого добрая сотня объективов запечатлевала старт. Борис Орехов чуть дрогнувшим голосом отдал команду: «Держать прямо!». И непостижимым образом борт отступил в сторону, освободив узкий проход. Похожие ситуации то и дело возникали и у других яхт.
Вырвавшись, наконец, из «толпы», яхтсмены вздохнули спокойно. Каждый выбирал свой путь: одни шли мористее — в океан, другие держались генерального курса. Наши яхты избрали именно этот вариант. Вскоре догнали большие суда, стартовавшие часом раньше. Освещенные заходящим солнцем, они плавно, без крена, скользили одно за другим, как на параде. На ближайшем команда работала на реях: убирали на ночь верхние паруса — брамсели. Ради одного этого зрелища стоило пройти полторы тысячи миль.
Ветер в основном был попутный умеренной силы, что позволило чуть ли не на всем пути нести спинакера.
На переходе парусную армаду сопровождал португальский сторожевой корабль «Аугусто Кастильо»: он поддерживал связь между яхтами и гоночным комитетом и обеспечивал контроль безопасности. Ежедневно каждый капитан должен был в отведенное время выходить на связь и сообщать координаты. Однако уже после первых суток парусники так рассеялись по океану, что половина их потеряла прямую связь с «Кастильо», хотя он и старался держаться где-то посередине эскадры. На помощь приходили яхты с мощными радиостанциями, через которые удавалось передавать и получать необходимые сведения.
К Бискайскому заливу, имеющему печальную славу, подходили мы не без волнения, однако для первого знакомства нам повезло: прошли его совершенно спокойно при легком ветре.
Немалую сложность представляла навигация в районе, где помимо сильных постоянных течений необходимо было учитывать течения приливо-отливные. Если для большинства яхт, включая ушедшую в сторону «Линду», она не представляла никакого труда — достаточно было посмотреть на дисплей «Декки» или «Магнавокса», то на «Флоре» и «Новике» пришлось полагаться в основном на лаги и строгое счисление, да на радиопеленгаторы — приемники «Спидола-203». Определиться по Солнцу далеко не всегда было можно: оно, едва показавшись, сразу и надолго уходило за тучи. Со звездами тоже не удавалось «договориться»: размытый горизонт никак не давал четкой линии в окуляре секстана, получающаяся ошибка неизменно превышала все разумные пределы. Как бы там ни было, при уточнении места у частых в этом районе встречных судов невязка но превышала 2 миль, а Лиссабон оказался именно там, где ему и полагалось быть. Как остров у полинезийцев из анекдотической истории: у них поинтересовались, как они смогли найти в океане нужный островок, когда плывший с ними американский капитан спрятал компас? «А чего ж его было искать? — изумились те. — Он все время тут стоит...»
Первым из советских яхт финишировал «Новик»; это произошло в самом начале суток 30 июля. Около 12.30 финишную прямую пересекла «Линда» и в 17.01 — «Флора». Собственно финиш выглядел очень прозаично: пройдя линию пеленга 180° на маяк Гуна, каждая яхта выходила на связь с маячным постом и там регистрировали ее время. После пересчета результатов с учетом гандикапа, уравнивающего шансы судов различных размерений, было объявлено, что «Новик» занял 7-е место, «Флора» — 24-е и «Линда» — последнее, 32-е: такой была цепа ее большого гоночного балла2. Посмотрев маршруты участников и таблицу результатов гонки, можно было понять, что успеха добились те, кто шел дальше от берега.
Победителями гонки Фалмут — Лиссабон стали: «Роялист» (класс А), «Фалкен» (В), английский 60-футовый гафельный кеч «Анжел Алайн» (С-I) и английский же 43-футовый шлюп «Грифис» (С-II). Подавляющее большинство призеров несло английский флаг. Пожалуй, оно и неудивительно — английские суда составляли около 60% общего числа участников!
Переход Лиссабон — Виго
Улучшению взаимопонимания и укреплению дружбы молодых моряков разных стран — главной цели ОП — содействовал также короткий 220-мильный переход в испанский порт Виго, организованный по принципу «интерченча» — с частичным обменом членами экипажей. В интерченче участвовали наши «Линда» и «Флора». Мы установили контакт с англичанами. На борту «Флоры» появился капитан, много хорошего рассказавший о тех своих ребятах:, которые готовы перейти к нам. Беседа кончилась тем, что от нас ушли на шхуну «Сэр Уинстон Черчилль» и кеч «Дональд Сёрль» три опытных курсанта — Леонид Исаков, Алексей Гужва, Сергей Туманов и второй помощник Эдуард Шугай, а у нас появились четверо молодых ребят, двое из которых имели самое отдаленное представление о море и парусах, так как были школьниками, впервые попавшими на яхту. Правда, пришли они со своими «беби» — мешками, в которых было все — от шикарного боцманского ножа до набора лекарств от всех известных медицине болезней.
Парад на полноводной Тэжу был прощанием Лиссабона с заморскими гостями. Около 100 парусных судов под флагами 16 стран участвовало в нем. Они представляли далекую Бразилию и Канаду, бывшую «владычицу морей» Британию и сухопутную Швейцарию, хозяйку праздника — Португалию; около десятка судов шли под флагом ФРГ, столько же — под флагом Народной Польши.
В Лиссабоне флот парусников пополнился. Нас встретили португальский барк «Сагреш» с красными мальтийскими крестами на парусах и наш «земляк» — крупнейший в мире парусник «Седов», прибывший сюда с визитом дружбы и впервые принимающий участие в мероприятиях ОП. Стоит еще добавить, что несколько судов, включая колумбийский трехмачтовый барк «Глория», пришли из-за океана. В принципе, для судов под флагами стран западного полушария предусматривались три отдельные гонки: из Венесуэлы в Филадельфию (1725 миль), от Кейп-Мэй до Ньюпорта (215 миль) и от Ньюпорта до Лиссабона (2850 миль), однако по целому ряду причин эта часть программы ОП-82 успеха не имела и оказалась малопредставительной.
Парадный ордер был составлен по алфавитному порядку названий стран. Группу из четырех советских судов возглавил привлекавший всеобщее внимание четырехмачтовый барк «Седов». Когда мы подошли к старинной башне Белем, прогремел орудийный салют, оркестр исполнил Государственный Гимн СССР.
Выйдя из парадного ордера, «Седов» и «Линда» под штормовыми парусами сразу ушли в океан, а «Новик» и «Флора» присоединились к тем, кто отдал якорь в бухте Кашкайш, чтобы переждать непогоду: время позволяло, а поверхность реки уже вовсю кипела белыми гребнями волн, вздыбленных шквалистым нордом, именуемым здесь португальским. Поступило предупреждение: ожидалось, что к ночи скорость ветра превысит 40 узлов! Действительно, ветер быстро набрал страшную силу. Даже в гавани большие парусники, опасаясь за целость канатов, вынуждены были выбрать якоря и лечь в дрейф. Мы укрылись на доступной в отлив глубине возле самого пляжа. Всю ночь в снастях свистел ветер, хотя яхты стояли под прикрытием деревьев и высотных зданий.
Под утро стихло. Однако, когда яхты вышли в океан и были уже далеко от берега, разыгрался новый жестокий шторм. На наших молодых англичан жалко было смотреть — их извела морская болезнь.
В Виго мы — вконец измученные — пришли ясным штилевым утром. В укромной гавани скалы окутывала плотная дымка, было очень тихо. Только огромные валы мертвой зыби в океане напоминали о недавнем шторме.
Вторая гонка: Виго — Саутгемптон
Три дня стоянки в Испании пролетели быстро. Мы усиленно готовились к последнему старту регаты ОП-82, который был дан в субботу 14 августа сразу после очередного парада, организованного СТА и местным Королевским яхт-клубом.
На эту гонку (597 миль по генеральному курсу) вышли далеко не все суда, которые были заявлены: долгосрочный прогноз обещал туманы и серию новых крепких штормов, а на недавнем переходе очень много судов имели различные поломки.
Очень эффектно в бейдевинд правого галса устремляются в океан шхуны, кечи, иолы. Искрится пена, гики при крене касаются гребней. Команды капитанов, скрип блоков, хлопанье парусов, свист ветра и шипенье волн сливаются в великолепную музыку. Такие дружные и азартные старты сравнительно больших парусных судов, уступающих друг другу дорогу не по гоночным правилам, а по МППСС-72, видишь не часто.
Еще в Лиссабоне мы проанализировали результаты первой гонки и выработали тактику, которая сводилась в основном к тому, чтобы не держаться берега, а уходить в океан. Началась гонка при умеренных встречных ветрах, первые и часть вторых суток прошли в лавировке. Ветра мало, зыбь — все больше. На очередной радиоперекличке мы поняли, что «Флора» и «Новик» идут в числе лучших. Это вселило надежду на удачное завершение решающей гонки, мы начали форсировать парусами. К этому времени ветер зашел, яхты пошли уже в бакштаг. Подняли все паруса, включая спинакер; за вахту пробегали по 30 миль. Ветер крепчал. На «Флоре» лопнул брас; его конец ударил по леерной стойке с такой силой, что мгновенно согнул ее в дугу. Мы понимали, что несем парусов слишком много для 30-узлового ветра, но рисковали, надеясь на запас прочности мачт и такелажа; порой вдвоем, а то и втроем приходилось налегать на штурвал, одерживая рыскание судна.
В таком темпе проходят четыре тяжелых дня и четыре ночи. В полдень 18 августа прямо по курсу открывается Уэссан. Видимость плохая — туман, один за другим обрушиваются шквалы с дождем. Еще через пару часов яхты влетают в Английский канал: теперь можно сказать — Атлантика за кормой. Океан провожает огромной волной. Яхты летят в пене.
До истечения контрольного времени — двое суток, а впереди всего 180 миль. По-прежнему несем максимум парусов. Ночью по корме видим огни. Из радиопереговоров выясняем, что нас настигают 72-футовый английский бермудский кеч «Арегуза», 72-футовый голландский бермудский кеч «Юрания», 55-футовый английский бермудский шлюп «Лютин» и польская яхта «Стомил» того же типа, что и наш «Новик». Среди них соперники из нашего дивизиона. Ситуация становится все более интересной.
Тяжело не только маленьким яхтам. Вот огромный сухогрузный теплоход держит курс в океан. Как мотает бедолагу! Среди могучих волн с белыми гривами он кажется игрушкой: то бак, то корма его взлетают вверх, волна свободно гуляет по палубе.
Почти на всех яхтах, какие мы можем видеть, несут спинакера, несмотря на риск. На «Флоре» спинакер лопнул за полчаса до финиша; вместо него быстро подняли и вынесли на бабочку генуэзский стаксель; на наших глазах ветер «раздевал» и другие яхты. Некоторые двухмачтовики вообще финишировали под одними стакселями.
Мыс Анвил все ближе и ближе. От маяка на нем проходит невидимая в море линия пеленга — финишная линия. Все наши яхты завершают гонку в первой десятке: сначала третьей приходит «Линда» (4.09.30), затем седьмым «Новик» (4.22.15) я девятой «Флора» (5.01.53).
Яхты приводятся к ветру и уходят за мыс, чтобы спокойно поставить штормовые паруса и, не торопясь, следовать в Саутгемптон — это еще 30—35 миль. Устали все до предела, все мечтают скорее достичь спокойной гавани.
На «Флоре» ужо было нацелились на вход в пролив Те-Солент, когда заметили в волнах небольшую английскую яхточку без парусов. Ее относит к скалам. На палубе трое: старик, женщина и подросток. Они знаками просят принять буксир. «Флора» начинает маневрирование (под парусами), принимает конец, но в первые же минуты буксировки выясняется, что аварийная яхта не управляема: руль вышел из строя. В пролив тащить рыскающую на волне яхту опасно: если лопнет буксир, она неминуемо окажется на скалах. «Флора» поворачивает в штормовое море. Через минуту-другую то провисающий, то натягивающийся, как струна, буксирный конец рвется. Приходится снова идти на сближение, однако на палубе пляшущей в волнах яхты измученные люди не успевают закрепить буксир. Все начинается сначала...
Неуправляемую яхточку мы передали подоспевшей «Аретузе», которая шла под мощным двигателем. Англичане искренне благодарили за помощь. В док Саутгемптона «Флора» и «Новик» вошли с закатом солнца 20 августа и присоединились к немногочисленной компании уже финишировавших яхт.
После пересчета результатов победителем в нашем дивизионе оказалась «Вега» — стальная португальская яхта (бермудский шлюп) под военно-морским флагом. Максимальная длина ее — 65 футов, водоизмещение — 60 т, площадь парусности — 200 м2. Фактически первой на финише была огромная «Юнайтед Френдли». Ее гоночный балл был больше единицы (1,1074), т. е. при пересчете не уменьшал фактическое время, как у всех других яхт дивизиона, а увеличивал: в данном случае — на 11 ч 5 мин. Это и отбросило ее на 17-е место. А вот пришедшая второй «Вега» (балл 0,9366) благодаря пересчету выиграла 1 ч 41 мин, что и решило дело в ее пользу. Второе место заняла «Флора», третье — «Линда» и четвертое — «Новик». Около десятка судов сошло с дистанции.
Интересно, что наши крейсерские яхты на этот раз оставили за кормой почти весь флот больших и средних парусников, лучшими среди которых были: «Погория» (ПНР), «Гладан» (Швеция) и 50-футовый гафельный иол «Дуэт» (Англия), занявший одновременно первое место и в неофициальном общем зачете — без деления на классы.
«Дар млодзежи», стартовавший без конкурентов, так как ни «Горх Фок», ни «Сагреш», ни «Глория», ни «Роялист» в гонку не пошли, сохранил первое место в классе А.
Днем 24 августа в Саутгемптоне состоялся заключительный береговой парад. Участвовало в нем около 3000 молодых моряков и яхтсменов. Принимала парад и вручала призы принцесса Александра. По традиции СТА каждый капитан отличившегося экипажа выводил на награждение самого молодого члена команды. С капитаном Ореховым принимал хрустальный кубок курсант Валерий Горулев, с капитаном Гусевым серебряный гонг — Алексей Гужва. Представители эстонского экипажа получили из рук принцессы морской бинокль.
Чествование победителей происходило чуть позже. Огромный зал взорвался аплодисментами, когда объявили, что почетный приз — серебряная модель «Катти Сарк» — по результатам письменного опроса капитанов присуждается голландской «Юрании». Экипаж этой старой, 1928 г. постройки, яхты под командованием капитана Б. Хеппенера мужественно прошел обе гонки, а главное — завоевал всеобщие симпатии отличными выступлениями в береговой программе спортивных состязаний и различных конкурсов. Учитывался и многолетний вклад экипажа и лично капитана в дело укрепления дружбы моряков всех стран.
Фестиваль паруса завершился на следующий день грандиозным морским парадом в проливе Те-Солент. Английские газеты утверждали потом, что в этот день 25 августа на берегу и на судах собралось свыше 2 000 000 зрителей — болельщиков и знатоков, специально приехавших полюбоваться флотом «высоких кораблей» — толшипов. С парада большинство судов легло курсом на порты приписки. «Новик», «Флора» и «Линда» тоже поспешили к родным берегам.
Стоял сезон ветров с Атлантики. Крепкий вест с хорошей скоростью понес яхты уже знакомой дорогой. За две недели пути яхты, замыкая 4500-мильный круг, миновали Северное море, Кильский канал и Балтику. Если не считать бесконечных штормов и шквалов, все было чудесно. Тяжелую работу скрашивали приятные воспоминания. Мы возвращались, сознавая, что не спасовали перед штормовой Атлантикой. И крепкий соленый ветер, рожденный на ее просторах, долетал до нас приветом океана.
Примечания
1. Напомним, одни фут равен 0,305 м.
2. Точнее — «фактора поправки времени». Поясним. У «Новика» по обмерам СТА гоночный балл Равен 0,8539; это при учете гандикапа, т. е. при умножении фактического времени перехода на этот коэффициент, улучшило его результат первой гонки (4 дня 09 ч 37 мин) чуть ли не на 15 ч (до 3.18.11). А у «Линды» балл гораздо выше (0.9450); в соответствии с этим ее результат (4.21.31) улучшился очень мало (до 4.15.03).