На старт в Ленинград пришло более 120 яхт. Зарубежных спортсменов представляли делегации Финляндии и Польской Народной Республики. Как выяснилось, яхтсмены ряда других стран не смогли принять участие в соревновании из-за того, что сроки его проведения слишком поздно стали известны национальным федерациям. Шведский королевский яхт-клуб, например, известил редакцию, что его представители не смогут прийти в Ленинград, так как в это время будут выступать на традиционной регате Готландрунт. (Просчет, допущенный организаторами наших соревнований, можно объяснить отсутствием опыта; в будущем он, безусловно, должен быть исправлен.)
Важно отметить, что за рубежом правильно поняли характер и задачи наших соревнований. Так, финские спортсмены специально подготовили для них новую яхту, названную «Балтик-Дружба», на которой по их инициативе выступил смешанный советско-финский экипаж.
Повышенное внимание к соревнованиям, после того как стало известно, что они будут проводиться в ранге международных, проявили и советские яхтсмены. Возможность помериться силами с зарубежными яхтсменами, ознакомиться с их техникой привлекла на старты Кубка сильнейших гонщиков из 17 городов страны, в том числе и таких удаленных от Балтики, как Северодвинск, Одесса, Геленджик, Владивосток и Находка. В соревнованиях приняли участие все победители Кубка прошлых лет. Среди рулевых яхт — 41 мастер спорта и 7 мастеров спорта международного класса.
Предоставляем читателям возможность проследить за ходом соревнований, каким он виделся с борта яхты «Дружба», на которой в составе смешанного советско-финского экипажа были три представителя нашей редакции.
Первые впечатления
С финской частью экипажа нам предоставилась возможность познакомиться за полмесяца до начала гонок. В основном, правда, заочно — со слов капитана яхты Ристо Сало, посетившего редакцию во время своего делового визита в Ленинград.
Самому капитану 32 года. Он инженер-судостроитель. Работает на фирме «Холминг», специализирующейся на постройке нестандартных судов (по заказу СССР здесь были построены, например, суда для исследования мирового океана серии «Академик Мстислав Келдыш»).
Помощник капитана — его однофамилец Матти Сало — студент университета в Хельсинки, в будущем тоже инженер-судостроитель. В 1981-1982 гг. он в качестве члена экипажа финской яхты «Скопбэнк оф Финлэнд» принимал участие в кругосветной парусной гонке. На яхте его будут звать «сеньором», но не за высшую яхтенную квалификацию, как можно было бы подумать, а просто потому, что в экипаже есть еще и младший Матти — Лейтунен. Этого Матти стали называть «юниором». Юниор учится в последнем классе гимназии и состоит в команде сискау-тов — нечто вроде наших ДЮСПШ.
Четвертый член финской части экипажа — Вилхо Лейпало — преподаватель технического училища. Ему 36 лет. Вместе с юниором под командой Ристо он неоднократно участвовал в гонках, правда, на яхте поменьше «Балтик-Дружбы».
Наверное для подготовки интернациональных экипажей существуют какие-то правила. К сожалению, ни этих правил, ни времени для их применения у нас не было. «Балтик-Дружба» пришла в Ленинград всего за пять дней до старта, из них только два нам удалось посвятить тренировочным выходам. Этого оказалось достаточно, чтобы убедиться, что для общения во время гонок нашего запаса русско-финско-англпйских выражений недостаточно и необходимо вырабатывать собственный общепонятный свод терминов. К решению этой задачи капитан приступил немедленно, и на стенке каюты появился листок с первыми словами нового языка. Английские «ап» и «даун» означали поднять и спустить парус, финские «кириста» и «лузита» — выбрать и отдать шкоты, русское (?) «галс» — поворот. Утром мы приветствовали финнов — «Хюве хуомента!» и в ответ слышали — «Доброе утро!».
Быстрее происходило знакомство с судном, на котором нам предстояло отстаивать честь одновременно финского и советского парусного спорта.
«Дружба» — семнадцатая в серии однотипных яхт, строящихся на верфи «Балтик-яхтс» объединения «Холминг». Верфь эта основана всего десять лет назад, но уже успела приобрести международное признание. Яхты типа «Балтик-38», к числу которых принадлежит наша «Дружба», самые маленькие из строящихся на верфи (на фут меньше только ее предшественница — «Балтик-37»). Верфь строит яхты «Балтик-39», «-42», «-63». Здесь построена и «Скопбэнк оф Финлэнд», имевшая серийное название «Балтик-51». Гордостью «Балтик-яхтс» является «Мид-найт оф сан» — огромная (80-футовая) пластмассовая яхта, предназначенная для выступления на крупнейших океанских гонках. Как и «Балтик-38», это судно спроектировано по заказу финнов известным американским яхтенным конструктором Д. Петерсоном.
Корпус «Балтик-Дружбы» длиной по КВЛ 9,6 м (наибольшая длина 11,6 м —это и есть 38 футов), шириной 3,76 м имеет сэндвичевую конструкцию: между двумя слоями направленного стеклопластика проложен заполнитель из торцевых срезов бальсового дерева. Это позволило получить легкую высокопрочную скорлупу. Финские инженеры, кстати сказать, не разделяют опасений, высказанных некоторыми нашими специалистами при осмотре яхты в Ленинграде, по поводу недолговечности бальсового заполнителя. Специальная пропитка, по их мнению, хорошо защищает дерево от гниения на сколь угодно долгий срок.
Водоизмещение яхты при осадке 2,21 м составляет 6,5 т, из них 2,95 т, т. е. более 45%, приходится на балластный фальшкиль.
Яхта вооружена бермудским шлюпом. Стандартная площадь парусности составляет 78,26 м2 из которых 46 м2 приходятся на топовый генуэзский стаксель и 32,26 м2 — на грот. Весь рангоут изготовлен на верфи из легкого сплава. В качестве основных вант использованы цельнотянутые струны из нержавеющей стали.
Особый интерес вызвала у нас проводка бегучего такелажа. Основная его часть, кроме стаксель- и спинакер-фалов выведена через блоки в кокпит, перед которым на крыше рубки установлены простые и надежные прижимные стопора. Найти и разобрать ходовые концы с вплетенными в них отличительными нитями не представляет труда. Капитан, правда, позаботился при первом же выходе наклеить на каждый стопор название пропущенной через него снасти!
Первое, в чем нам предложили потренироваться, было взятие рифов. Операция оказалась упрощенной до предела. Для каждого из трех рядов рифов предусмотрена таль, ходовой конец которой пропущен от нока грота-гика через соответствующий кренгельс на задней шкаторине паруса, затем обратно через блок на ноке и по системе блоков — в стопор на рубке. Работающий на грота-фале травит парус до заданного ряда рифов и зацепляет вшитый на этом месте в переднюю шкаторину рым за крюк на пятке гика. Одновременно из кокпита выбирается втугую соответствующая таль, после чего подбирается слабина на фале. Стравленная часть паруса не сезнюется, а оставляется висеть мешком ниже гика. Впоследствии мы имели возможность убедиться, что зарифить парус таким способом можно за считанные минуты, поэтому-то финские яхтсмены и не стесняются изменять площадь парусности при первой необходимости.
Тренировочные выходы проходили в слабый ветер при спокойном море, однако и при этом мы получили полную возможность убедиться в удивительных ходовых качествах яхты. При скорости истинного ветра (приборы на борту позволяли определять ее текущее значение, так же как скорость и направление вымпельного ветра) 5,5 уз «Дружба» в бейдевинд 20—30° легко шла 5-узловым ходом. Конечно, немалую роль в этом играли и великолепные паруса американской фирмы «Худ», пошитые из похожей на пленку ткани майлар с утолщенной задней шкаториной, которые сохраняли форму на любом курсе.
Навигационное оборудование яхты включает радионавигационную систему «Декка», на дисплее которой каждые 10 с можно прочитать координаты местоположения судна с точностью до сотой доли минуты. В начале плавания и не раз впоследствии система эта, однако, отказывала, и мы определялись по пеленгам и счислению, данные для которого снимали с дисплея 20-программного компьютера. Вычислительная машина снабжала нас также информацией о курсовых углах, скорости на ветер при лавировке, расстоянии до намеченной цели и времени прихода к ней при имеющейся скорости, а также другими полезными сведениями. Надо оговориться, что две другие финские яхты, пришедшие вместе с «Дружбой», подобными электронными чудесами не располагали. Выступавшая в 4-й стартовой группе «Турмиола», например, имела по-спартански скромное оборудование, какое мы привыкли видеть на большинстве наших яхт. Ее капитан и владелец Р. Ру-ти всю работу по достройке приобретенного корпуса выполнил своими руками и, конечно, не мог конкурировать с верфью, строящей одни из самых лучших, но и самых дорогих яхт.
Внутреннюю планировку «Балтик-Дружбы» отличает продуманное использование в общем-то небольших объемов. Из восьми штатных спальных мест во время плавания использовались четыре в салоне (в том числе две подвесные койки) и два в кормовой каюте. Форпик, как и обычно, был занят мешками с парусами. А вот о кормовой каюте хочется сказать отдельно. Конструкторам удалось разместить ее позади моторного отсека, не прибегая к устройству выступающей над палубой рубки. Широкий диван, разделяемый на два спальных места съемным пологом, находится прямо под кокпитом, заменяя традиционные на яхтах «гробы». Свободное пространство веред диваном имеет высоту, достаточную, чтобы стоять в полный рост.
Вспомогательным двигателем служит трехцилиндровый дизель японской фирмы «Янмар» мощностью 30 л. с. Он позволяет развивать скорость около 7 уз (которая, кстати сказать, лишь ненамного уменьшилась, когда, направляясь к старту, мы взяли на буксир другую яхту). Остроумно использован отбор воды, охлаждающей двигатель. Через накопительный бак теплая вода подается на камбуз и в душевую, оборудованную в туалете.
От Ленинграда до Таллина (180 миль)
4 июля, полдень. На стартовой линии тесно. Застилающие небо паруса мешают различать и без того трудно различимые сигнальные флаги на судейском судне, едва колышимые слабыми дуновениями ветра. Подстраховываясь от фальстарта, яхты, в том числе и наша «Дружба», затягивают галс вдоль стартовой линии. Наконец, когда становится очевидным, что стартовавшие первыми полутонники легли на курс, поворачиваем вслед за ними и мы. (Сколько было хлопот с составлением программы и переводом ее на английский, а все-таки полной ясности о порядке стартов она не дает. На будущее надо это учесть!)
Море расцвечивается разноцветными полотнищами спинакеров. Участники, однако, начинают расходиться: большая часть отдает предпочтение курсу вдоль южного берега залива, другие, в том числе и «Дружба», идут ближе к северному. Северный путь короче, он почти прямо выводит к южной оконечности Гогланда, миМо которой яхты должны пройти, однако, если направление ветра изменится, то вся выгода может быть утрачена. Перед выходом на старт от одного из участников гонки была получена доверительная информация о штилевой зоне, которая, весьма вероятно может встретиться под северным берегом.
Пытаюсь возможно доходчивее довести эти сведения до капитана. Он, однако, предпочитает руководствоваться полученной картой прогноза и не высказывает желания менять избранный курс.
В течение ночи ветер неоднократно менял направление, и наше положение относительно соперников оставалось неясным, однако с рассветом стало видно, что «Дружба» в составе лидирующей группы оставила основную часть яхт далеко позади. Разглядываем в бинокли ближайшие паруса: яхт 2-й группы — наших прямых соперников — не видно. Все соседи — из числа самых крупных яхт 1-й группы. По энерговооруженности мы для них — не конкуренты, тем не менее экипаж «Дружбы» полон желания вести с ними борьбу на равных, а у капитана — твердое намерение финишировать в Таллине первым.
Постепенно на яхте уточняются обязанности советской части экипажа. Один преимущественно занимается навигацией, другому отводится место за рулем, третьему достается работа на шкотах и лебедках. Обязанности для всех не новые, но надо еще освоиться с «местными» обычаями и приемами, чтобы укладывать снасти на отведенные для них места, не путаться с узлами и т. п.
Труднее всего дается камбузная наука. Пока за вами только черновая работа. Горячие блюда капитан предпочитает не доверять никому. Он сноровисто готовит их из консервов и концентратов. Получается что-то вроде густой похлебки, но каждый раз новой по вкусу и содержанию. В ходу многослойные бутерброды из рыбных консервов, сыра, масла и помидоров. Разогретые в духовке они выглядят, как праздничный пирог.
Главный советчик капитана по парусам — Матти старший. Сеньора отличают внешность итальянского киногероя и пластичность движений, которая, наверное, дается от роду, но окончательно шлифуется лишь при освоении вершин мастерства. Доставляло удовольствие смотреть как сеньор работает на палубе, особенно при постановке спинакера и блупера, которые поднимались при первой возможности, вплоть до полного бейдевинда. Неторопливо и без единой ошибки. Ничто не могло вывести его из равновесия, даже если кто-то из нас не сразу улавливал, какие от него требуются действия (языковый барьер, особенно в сложных ситуациях, давал себя знать).
Как-то на вахте я спросил сеньора, кто пригласил его в кругосветный рейс на «Скопбэнке». Может быть, он и не очень точно понял мою английскую фразу, но ответил великолепно и совершенно серьезно: «Май хат» — «мое сердце» — и приложил ладонь к левой стороне груди.
Тощий, рыжеволосый Матти-младший старался копировать сеньора, но, как молодой петушок, временами не дотягивал, хотя парусная квалификация его и была на хорошем уровне.
После Гогланда ветер усилился и развел изрядную волну. Как выяснилось позже, лидеров шторм догнал своей затухающей областью. А вот яхтам, которые он настиг до Гогланда, пришлось выдержать порывы силой до 10 баллов. Одна из яхт нашей 2-й группы — ленинградская «Гемма» (типа «Марина») получила течь и вынуждена была укрыться на северной оконечности острова...
К маяку Хельсинки мы подходили при постепенно затухающем ветре. Самые крупные яхты 1-й группы были по-прежнему впереди нас, однако на последнем колене перед маяком «Дружба» обошла польский «Наутикус». Польская яхта повернула в кильватер за нами на маяк, но курс 25° к ветру оказался для нее непосильным, Польским яхтсменам пришлось при почти полном безветрии делать контргалс, в то время как «Дружба», поставив спинакер, 3-узловым ходом скользила по гладкой, как зеркало, воде курсом на Таллин.
Финишную линию «Дружба» пересекла около 4 ч утра 6 июля, пропустив вперед лишь катамараны и 10 самых быстроходных яхт 1-й группы.
От Таллина до Риги (360 миль)
Таллинский олимпийский центр принимал участников Кубка Балтики накануне Международной Балтийской регаты. Как можно догадаться, местное руководство не испытывало недостатка в хлопотах, однако никто из яхтсменов не имел серьезных оснований жаловаться на недостаток гостеприимства. Экипажам была предоставлена возможность дозаправиться пресной водой, зарядить газовые баллоны, сделать заказ на продукты.
Второй старт прошел более организованно, чем первый. «Дружба» взяла его хорошо — с наветра, под самым бортом судейского судна «Зенит». Теперь ничто не оставляло сомнений, что наш капитан — азартный гонщик, который не упустит малейшей возможности, чтобы улучшить свое положение на дистанции. Постоянно контролируя по Приборам направление ветра, сила которого в этот день не превосходила 2 баллов (как раз столько, чтобы «Дружба» могла в полной мере проявить свои ходовые качества), Ристо не медлил со сменой галса, если это давало хоть какой-то выигрыш. Уже на траверзе маяка острова Найссар, открывающего выход из Таллинского залива в открытое море, мы оставили позади стартовавшие раньше нас яхты 5-й группы.
В Таллине экипаж «Дружбы» пополнился. Его восьмым членом стал 16-летний сын нашего навигатора — Олег. Как самому младшему на яхте ему присвоили имя «Мини». На переходе до Риги он, впрочем, стал на год старше: 8 июля на траверзе маяка Бугшер экипаж отмечал день его рождения. По этому случаю капитан испек в духовке праздничный пирог, по внешнему виду и размерам не уступающий тортам, которые можно купить разве только в ленинградском кафе «Север», а по вкусу, как нам показалось, даже превосходящий их. В нарушение твердо установленного порядка было выпито по рюмке настойки, после чего финская часть экипажа исполнила торжественный гимн, связанный с достижением Мини возраста, с которого в Финляндии разрешено жениться.
Погода стояла подстать празднику. Ни единое облачко не омрачало небосвода. Подгоняемая легким ветерком «Дружба» 4-узловым ходом выходила прямым курсом на точку поворота у маяка Свенска-Бьёрн. К вечеру стало штилеть. Почти при полном безветрии мы обогнули маяк вместе с лидерами 1-й группы. Основная часть яхт заштилела где-то далеко позади — на горизонте, сколько мы не всматривались, не было видно ни единого паруса.
К финишу в Риге подходим в свежий ветер, который подхватил нас еще в Ирбенском проливе. Близкое соседство яхт 1-й группы на этом отрезке пути активизирует действия экипажа. Сеньор манипулирует всем парусным арсеналом «Дружбы», временами, кажется, даже с излишней щедростью — просто, чтобы показать, на что способна яхта. В бинокль он рассматривает паруса идущих по соседству яхт и, обнаружив нечто для себя интересное, тут же вносит коррективы в положение наших парусов. Чистый фордевинд, как оказалось, «Дружбе» противопоказан, поэтому, имея попутный ветер, мы идем галсами в пологий бакштаг, отыгрывая при этом кабельтовы и мили по генеральному курсу.
Второй этап «Дружба» прошла за 65,239 ч. Не считая катамаранов, только пять яхт 1-й группы прошли дистанцию быстрее. Яхты 2-й группы — наши непосредственные соперники — финишировали в Риге лишь спустя 22—28 ч после «Дружбы». Штиль на подходе к маяку Свенска-Бьёрн сыграл с ними плохую шутку — по правилам соревнований все они должны были считаться нефинишировавшими. Обсудив создавшееся положение, Ристо Сало от имени экипажа внес судейской коллегии предложение не применять для данного случая правило о контрольном времени. По энерговооруженности и гоночному баллу «Дружба» слишком превосходит остальные яхты своей группы, большую часть которых составляют «Алькоры» и «Марины». Думаедея, что решение судейской коллегии, принявшей это предложение, было совершенно правильным. По крайней мере, оно в полной мере соответствовало духу дружбы и товарищества, который присутствовал на соревнованиях от первого старта до последнего финиша.
В Риге почти всем участникам, может быть, кроме самих рижан, пришлось швартоваться в яхт-клубе «Моряк», хотя для многих яхт, имевших слабые движки, пройти несколько миль вверх по Даугаве было непростой задачей. Республиканский яхт-клуб, расположенный в самом устье реки и в прошлом всегда гостеприимно встречавший участников Кубка, на этот раз по непонятной причине не позволил им даже подойти к берегу: по пирсу бегал сердитый человек с мегафоном, который голосом и жестами давал понять прибывающим, что здесь их не ждут.
Тесная гавань «Моряка» оказалась забитой яхтами «под завязку». После того как все места у бонов оказались заняты, было дано указание швартоваться к противоположному берегу бухты, позади здания морского вокзала. К чести руководства «Моряка», оно не дрогнуло перед трудностями. Заправка водой, зарядка баллонов, оперативная информация о том, где поблизости можно помыться в бане, приобрести продукты, — в сложившейся обстановке вряд ли можно было рассчитывать на большее. Но главное — яхтсмены встретили здесь неизменное доброжелательство, готовность оказать посильную помощь.
Два дня отдыха, предоставленные участникам соревнований в Риге, пролетели быстро. Звучали по вечерам песни, исполняемые под гитару на русском, польском, финском языках.
Гонка в Рижском заливе
Слабый, непостоянных направлений ветер заставил судейскую коллегию задержать старт в общей сложности на два часа и сократить дистанцию.
Наш экипаж настроен решительно. Капитан распределяет роли: за рулем — он сам, за паруса отвечает сеньор, Вилхо — впередсмотрящий на баке. Остальные — на шкотах или откренивают яхту. К крену и дифферентовке «Дружба» очень чувствительна. Мы усаживаемся вдоль борта или перемещаемся в корму в зависимости от курса и ветра. Даже мешки с парусами не остаются па месте — их перетаскиваем из форпика в салон и обратно.
Стартуем, как и во второй гонке, с наветра, под кормой у «Зенита». Слабый ветер позволяет «Дружбе» быстро оторваться от соперников. Капитан не рискует уводить яхту далеко от направления на верхний знак. Он прокладывает курс, ориентируясь на изменения направления ветра и его местные усиления, отмечаемые рябью на глади воды.
Большинство участников выбирает крайние положения: одна группа уходит далеко вправо, другая — в противоположную сторону. Ошибочность такой тактики становится очевидной уже на первом знаке; «Дружба» огибает его, оставив ближайшего соперника, но меньшей мере, в миле за кормой. На втором и третьем отрезках треугольной дистанции этот отрыв возрастает. Финишную прямую мы проходим, наблюдая слева яхты, которые еще только огибают второй знак.
Наконец-то капитану удается добиться поставленной цели — финишировать абсолютно первым, без учета разделения на группы. «Дружба» пришла к финишу через 4,393 ч после старта, тогда как финишировавшая второй яхта 1-й группы «Ариэль» затратила на прохождение дистанции 5,367 ч.
Рига —Таллин (360 миль)
В этой гонке у нашего экипажа была последняя возможность отыграть от 2 до 4 ч исправленного времени у лидеров 1-й группы, чтобы реально претендовать на главный приз соревнований — Кубок Балтийского моря. (Победа в своей 2-й группе уже была делом решенным.)
Впервые за время соревнований старт 17 июля был дан в свежий ветер. Берем рифы, один, потом второй. Кренится «Дружба», по сравнению с нашими яхтами, очень легко, наверное из-за большей парусности. Весь свободный от вахты экипаж, свесив ноги за борт, откренивает яхту. Позиция эта очень удобна, так как благодаря большой ширине корпуса сидишь в полутора-двух метрах над водой. Не мочит нисколько. Вода вообще редко гуляет по палубе яхты, по крайней мере, на волне до 3 м, которую нам удалось наблюдать.
С рассветом, рассмотрев ближайшие паруса, устанавливаем, что идем вместе с лидерами 1-й группы, хотя и проигрываем некоторым из них. Свежий ветер, дувший всю ночь, не ослаб, но стал отходить к весту. Когда до поворота в Ирбенский пролив, обозначенного маяком на мысе Колка, осталось около 2 миль, он дул нам почти прямо в левый борт. Капитан был верен себе: хотя идти прежним курсом предстояло не более 20 мин, дал команду ставить спинакер.
После Ирбен ветер снова становится попутным. Яхта под спинакером и блупером летит по волне, развивая порою скорость до 16 уз. Управлять ею в этих условиях непросто. Малейшая невнимательность, и яхта приводится, спинакер гаснет, чтобы мгновением позже с пушечным грохотом вновь наполниться ветром. С обязанностями рулевого безошибочно справляется только сеньор. Кажется, что его руки умеют предугадывать намерение яхты нырнуть на ветер — легким движением руля он успевает опередить ее.
Разница в размерениях дает себя знать. В свежий ветер конкурировать с лучшими яхтами 1-й группы «Дружба» не может. Расправив огромные полотнища парусов, эти яхты одна за другой настигают нас и обходят.
Тяжелый спинакер «Дружбы» (тяжелый — только по сравнению с легчайшим, рассчитанным на слабый ветер) на одном из порывов ветра получает надрыв у верхнего угла. Придется заканчивать гонку под генуей? Ничего подобного! — Капитан вместе с юниором быстро склеивают порванное полотнище липкой лентой, и спинакер вновь занимает свое место.
На последних милях перед финишем яхты накрывает шквал с дождем. Выходим на судейское судно, ориентируясь по еле видимым очертаниям берега. Шквал сдул с его палубы зрителей, нас встречает только судья на финише. Взмахом флажка он отмечает, что последняя дистанция Кубка Балтики «Дружбой» завершена.
Финал
На пирсах — ни одного встречающего. Ступив на таллинский причал, Ристо устремляется интервьюировать капитанов тех трех яхт 1-й группы, которые финишировали раньше нас. Это нужно ему, во-первых, чтобы передать корреспонденцию в финские газеты (чем он занимался, кстати, на протяжении всех гонок с помощью установленного на яхте портативного радиотелефона), а во-вторых, чтобы выяснить, кто же абсолютный победитель. Мы не успеваем размять ноги, как он, пересчитав на калькуляторе результаты, доводит до нашего сведения: лучшее исправленное время по сумме всех четырех гонок — у рижской «Браво», второе — у ленинградской «Фортуны-2», третье — у нас. «Не так плохо, — считает наш капитан, — хотя и не совсем так, как было задумано».
В заключительной гонке среди яхт 2-й группы победы по гандикапу добилась ленинградская «Былина», финишировавшая всего через 2 ч 36 мин после «Дружбы». Капитан ленинградской яхты К. Недялков выбрал более выгодный курс под берегом, где волна не так мешала ходу яхты.
Не будем останавливаться на описании состоявшихся на следующий день торжеств. Отметим только, что им сопутствовала прекрасная солнечная погода, в полной мере соответствовавшая общему праздничному настроению.
Наш капитан выступил с речью, в которой от имени всех финских участников выразил благодарность организаторам гонок и уверенность, что Кубок Балтийского моря станет со временем одним из главных спортивных событий региона, что соревнования привлекут представителей всех народов, населяющих берега Балтики и стремящихся жить в мире и дружбе.
Нам со своей стороны хочется присоединиться к этим пожеланиям и сказать: до свидания, друзья, до новых встреч!
О навигационном оборудовании яхты «Балтик-Дружба»
На яхте «Дружба» используется радионавигационная система «Декка-навигатор», выдающая на дисплей компьютера географические широту и долготу, а также признак достоверности этих координат. В память компьютера заложены координаты опорных береговых радиостанций системы «Декка» и другие константы, позволяющие решать ряд навигационных задач и выдавать результаты решения на дисплей. Набор программ этих задач введен в компьютер и может изменяться и совершенствоваться по желанию заказчика.
Второй компьютер получает и обрабатывает информацию от специального магнитного компаса (выполняет функции главного), гидродинамического лага, указателя направления и скорости ветра и кварцевого генератора текущего времени. Над штурманским столом на переборке находятся лишь два миниатюрных дисплея с пультами управления, кварцевые часы и указатель глубины от эхолота.
Все навигационные датчики размещены соответственно: лаг и эхолот — в трюме форпика, главный курсоуказатель (спец-компас) и компьютеры — в салоне за спинкой дивана, в непосредственной близости от штурманского стола, датчики ветра — на топе мачты.
Основная информация выдается и для рулевого наверх, где на задней переборке рубки расположены шесть шкал указателей. Один из них представляет собой дисплей компьютера, высвечивающий, в зависимости от потребности, несколько видов информации (например: курс; скорость по курсу и составляющую скорости против ветра; направление и скорость ветра; оценка в процентах имеющейся скорости относительно возможной при данном ветре при оптимальном положении парусов и должном управлении яхтой и т. п.). На дисплее можно получить также информацию о напряжении аккумуляторной батареи; о счислении (например, положение яхты в данный момент относительно последней обсервации, введенной в компьютер простым нажатием кнопки); направление, расстояние и время плавания (при имеющейся скорости) до точки но курсу, координаты которой предварительно введены с пульта в систему,
Наверху имеется только один установленный перед рулевым магнитный компас со сферической увеличительной призмой. Для пеленгования использовался весьма удобный портативный ручной пеленгатор с экранированным магнитным компасом, свободно умещающийся на ладони. Этот прибор позволял производить пеленгование с любого места на яхте (это важно, когда сектор обзора чем-либо ограничен) и снимать отсчет с точностью не ниже, чем со 127-миллиметрового компаса. Пеленгатор можно было постоянно иметь при себе — штурман надевал шнурок на шею, а сам пеленгатор засовывал в карман на груди.
Еще один портативный экранированный магнитный компас имелся в ручном радиопеленгаторе, закрепленном над штурманским столом (это обеспечивало постоянную подзарядку его батареи). Следует заметить, что, обеспечивая существенное удобство получения радиопеленга, этот прибор не давал большей точности, чем применяемый на некоторых наших яхтах метод радиопеленгования с использованием транзистора со специальным планшетом.
В ранге международных
Тринадцать дней — с 4 по 17 июля — длились Международные соревнования крейсерских яхт на Кубок Балтийского моря по маршруту Ленинград — Таллин— Рига — Таллин.
122 яхты — больше, чем когда бы то ни было за 12-летнюю Историю Кубка — вышли на старт близ форта Красноармейский; среди них были 4 яхты из ПНР и 3 из Финляндии, одну из которых — «Балтик-Дружбу» — специально построили для этих соревнований.
В зависимости от величины гоночного балла яхты были разбиты на шесть стартовых групп. Самой многочисленной — 39 яхт — как обычно, оказалась 3-я стартовая группа, укомплектованная «шестерками» отечественной постройки. Среди них пошли в гонку ветераны соревнований на приз «Катеров и яхт»: «Амур», «Кареджи», «Фортуна», «Кама», «Сольвейг».
Самую многочисленную флотилию — 65 судов — выставили ленинградские яхт-клубы.
По всему было видно, что к соревнованиям этого года яхтсмены готовились особенно тщательно. Об этом свидетельствовал прежде всего внешний вид судов, пришедших в Центральный яхт-клуб: красочно с любовью расписанные борта, новые разноцветные паруса, аккуратные снасти. Особенно отличались яхты прибалтийских республик: «Вилис Лацис», «Спаниель», «Спарта».
Польские яхтсмены пришли на яхтах, известных своими победами. «Карфи» (типа «Таурус») — была «чемпионом» первенства ПНР; «Наутикус» (тип «Цетус») и «Капитан-2» («Драко») также не раз были в числе победителей крупнейших польских соревнований, а в 1981 г. принимали участие в гонках на «Адмиральский Кубок» в Англии. Однако спортивная подготовка экипажей яхт на этот раз была невысокой. А вот финны прислали на соревнования яхты, укомплектованные высококвалифицированными яхтсменами-гонщиками.
Погодные условия в течение гонок были самыми разнообразными — от слабого, почти штилевого ветра, когда экипажи загорали, до ветра в 20 м/с, когда рвались паруса и ванты, ломались краспицы, и экипажи, вымокшие до нитки, пытались в лавировку обойти соперника. Временами лаги «зашкаливало».
При выходе на старт 30-мильной гонки в Рижском заливе ничто не предвещало приближения шторма, гонка эта прошла при слабом ветре. Однако к вечеру, когда солнце село в тучу, а барометр начал падать все более интенсивно, стало ясно, что на заключительном этапе Рига—Таллин скучно не будет. Сразу после старта ветер действительно начал усиливаться и заходить к югу. Огибая маяк Ирбенский, яхтсмены уже не испытывали недостатка в ветре. Вдоль островов Моонзундского архипелага яхты шли под спинакерами, имея ветер штормовой силы. Но вот облака застелили все небо, с запада поплыли черные тучи — приближался шквал. Там, где заменить спинакера штормовыми стакселями не успели, ветер помог — рваные паруса убирали под дождем! Вот в этот момент на многих яхтах и была зафиксирована рекордная за все время гонки скорость — 16 уз.
790-мильный маршрут пройден. Каковы же результаты соревнований!
Первая группа в этом году была на редкость многочисленной — 24 яхты. Среди них было немало новых яхт. в том числе две из ПНР, но среди победителей и призеров мы видим знакомые имена капитанов и хорошо известные названия.
Очень уверенно и на этот раз выступили яхтсмены Кировского завода на яхте «Ариэль». Капитану А. Коновалову всегда удается быть или победителем или призером. И это не случайность. Яхтсмены-кировцы всегда серьезно готовятся к соревнованиям. В этом году, например, они начали перешивать паруса еще в феврале, первыми в Ленинграде спустили свою яхту на воду, первыми начали тренировки.
Мы привыкли видеть в числе призеров рижскую яхту «Вилис Лацис». На этот раз ее экипаж. выступал неудачно. Только на этапе Ленинград — Таллин капитану м. с. В. Элнионису удалось привести судно на финиш третьим, а в общем зачете — только 8-е место.
Польские яхтсмены заняли 14-е и 15-е места.
Во 2-й зачетной группе (см. статью «Маршрутами Дружбы») финская «Балтик-Дружба» на всех этапах финишировала первой. Капитаны «Алькоров» считают, однако, что конкурировать с финскими яхтами на новой материальной части было бы можно. В свое время «Старс» и «Эра» под новыми парусами тоже были видны основной массе участников только первые несколько часов после старта, затем они уходили за горизонт; теперь же, когда паруса поизносились, они держатся рядом с «Алькорами»...
Призерами самой многочисленной 3-ей группы стали яхты «Амур» и «Сольвейг», хорошо известные и участникам соревнований, и любителям парусного спорта. Они были неоднократными победителями гонок, их капитаны Б. А. Хабаров и К. Г. Бойков не один раз держали в руках «Кубок Балтийского моря». Но в этом году они пропустили вперед «чужака»— победителем стала впервые участвующая в наших гонках одесская яхта «Алмаз». Команда «Алмаза»— опытные яхтсмены, призеры Кубка Черного моря, трехкратные чемпионы Украины. Капитан — А. Я. Верба, помощник — С. А. Станецкий; экипаж составлен из преподавателей и курсантов Одесского высшего инженерного морского училища им. Ленинского Комсомола.
В четвертой группе в привычную расстановку мест вмешалась финская «Турмиола», которая и стала победительницей. Конкуренцию ей могла составить только «Иру» из яхт-клуба «Калев» — победительница наших предыдущих соревнований. Радует стабильный успех москвичей. Они смогли на яхте «Торос» стать призерами при весьма сильном составе участников. Напомним, что в прошлом году эта яхта также была третьей.
В пятой группе среди десятка «Картеров» и «полутонников» польской постройки вне конкуренции была финская яхта «Эва».
Из шести стартовавших в Ленинграде катамаранов только три прошли всю дистанцию гонок полностью. Остальные, в том числе и северодвинское проа «Мираж», заштилев, не успели финишировать до закрытия финиша.
Вот как оценивает участие в Кубке Балтики капитан «Миража» А. В. Исаев-Иванов: «Наш экипаж во второй раз участвует в этих соревнованиях. Команда состоит из тех, кто своими руками восстанавливал судно. По профессии это инженеры конструкторы, монтажники, механики. Кубок Балтики для нас — единственная возможность испытать свое судно и главное — поучиться у самых опытных яхтсменов страны. Нам еще не хватает опыта и знаний, у нас много тактических просчетов, ошибок в настройке парусов и такелажа, мы еще плохо знаем особенности нашего судна. Поэтому соревнования для нашего экипажа не только праздник, но и большая серьезная школа».
Вопрос о спортивной квалификации яхтсменов — действительно очень серьезен и актуален. Не секрет, что среди 122 экипажей были и откровенно слабые. Яхты — аутсайдеры не несли спинакеров, проходили дистанцию без борьбы. По мнению главного тренера Спорткомитета СССР, которое было высказано на собрании капитанов, следует ввести в 1984 г. такой порядок, чтобы не допускались к участию 10% худших яхт в каждой группе, а в ходе гонки снимались еще по 5% худших яхт на каждом этапе.
На церемониальной площади Таллинского парусного центра состоялось торжественное закрытие соревнований. Победителям в общем зачете и на отдельных этапах были вручены два главных кубка, призы, грамоты, подарки и сувениры от Спорткомитета СССР, спорткомитетов Латвии и Эстонии, ряда организаций, включая «Навимор» и редакцию польского журнала «Жагле».
По мнению большинства капитанов, соревнования этого года отличались хорошей организацией, стали надолго запоминающимся событием.
Маршрут соревнований капитаны считают удачным. Некоторые из них остались недовольны несовершенством примененной системы пересчета результатов и нелогичным делением яхт на группы. В положении в качестве критерия для отнесения яхты к той или иной зачетной группе фигурировали одновременно и величина гоночного балла и тип судна. В результате получилось, что в 1-ю группу (балл 9,76 м и более) попали яхты с гоночным баллом 9,5 («Мальва»); 8,91 («Капелла»); 8,79 («Полярис»); 9,55 («Эра»); 9,47 («Старс»); 9,45 («Новик») и 8,84 («Флора»), которые по сути дела должны были входить во 2-ю группу (балл от 8,39 до 9,75). А все яхты 2-й зачетной группы, за исключением финской «Балтик-Дружбы» (балл 8,95 м), должны были входить в 3-ю группу, так как имели гоночный балл менее 8,38 м.
Подводя итоги, стоит особо отметить гостеприимство, оказанное участникам гонок в Ленинградском центральном яхт-клубе, в Таллинском яхт-клубе «Калев» и в Рижском яхт-клубе «Моряк».
Оценивая перспективы на будущее, представитель Спорткомитета СССР, старший тренер И. П. Лавров сказал: «Думаю, что в дальнейшем мы будем расширять географию этих международных гонок, привлекая больше участников из-за рубежа. Надеемся договориться о включении в маршрут гонок таких городов, как Хельсинки, Стокгольм, Копенгаген, Росток. Думается, что с годами это будет осуществимо. Идея мира, которой проникнуты наши соревнования, не может не затронуть яхтсменов всех прибалтийских государств!»
Технические результаты
(места, занятые в гонках первыми шестью экипажами)
1-я зачетная группа (24 яхты): 1 — «Ариэль», Л-д, к-н А. Коновалов (3; 1; 2; 2); 2 — «Фортуна-2», Л-д, к-н В. Пауте (1; 6; 1; 1); 3 — «Браво», Рига, к-н Я. Золтнерс (2; 2; 4; 3); 4 — «Спаниель», Рига, к-н Э. Стиегелис (7; 4; 3; 7); 5 — «Аврора», Л-д, к-н А. Оскольский (5; 5; 10; 8); 6 — «Тормиланд», Талл., к-н Т. Ныу (4; 7; 7; 9).
2-я группа (18 яхт): 1 — «Балтии-Дружба», Финл. — СССР, к-н Р. Сало (1; 1; 1; 2); 2 — Новелла», Кали-нингр., к-н А. Алексеев (2; 3; 2; 4); 3 — «Эос», Владивосток, к-н Л. Лысенко (5; 4; 5; 3); 4 — «Былина», Л-д, к-н К. Недялков (4; 10; 4; 1); 5 — «Трийн», Талл., к-н М. Лоо (3; 2; 6; 6); 6 — «Дельта», Л-д, к-н Н. Умнен-ков (8; 8; 7; 5);
3-я группа (39 яхт): 1 — «Алмаз», Одесса, к-н А. Верба (2; 1; 1; 2); 2 — «Амур», Л-д, к-н Б. Хабаров (1; 2; 2—3; 3); 3 — «Сольвейг», Л-д, к-н К. Бойков (3; 6; 4; 4); 4 — «Кама», Л-д к-н В. Прохоров (5; 8; 5; 1); 5 — «Чайка», Л-д, к-н О. Кяэр (7; 4; 2—3; 6); б — «Нева», Л-д, к-н М. Дубинин (6; 3; 9; 9).
4-я группа (25 яхт): 1 — «Турмиола», Финл., к-н Р. Рути (1; 1; 2; 1); 2 —«Иру», Талл., к-н Ю. Плизник (2; 2; 1; 3); 3 — «Торос», Москва, к-н В. Козлов (4; 3; 3; 6); 4 — «Альфа», Рига, к-н М. Алдерс (6; 6; 7; 2); 5 — «Кондор», Л-д, к-н Ю. Фунтиков (8; 4; 10; 4); 6 — «Асмодей», Л-д, к-н И. Ульянов (5; 5; 6; 13).
5-я группа (10 яхт): 1 — «Эва», Финл., к-н X. Мари-сто (1; 1; 2; 3); 2 — «Дикс», Рига, к-н Ф. Хафербергс (5; 4 3; 2); 3 — «Гермес», Талл., к-н М. Илумяэ (2; 5; н/ф; 1); 4 — «Данко», Талл., к-н М. Хрулев (3; 2; 6; 7); 5 — «Аэгна», Талл., к-н В. Гире (6; 3; 5; 5); 6 — «Норд», Л-д, к-н И. Липский (8; 6; 8; 4).
6-я группа — катамараны (6 яхт): 1 — «Орион», Рига, к-н В. Елагин (1; 4; 1; 1); 2 — «Икар», Калинингр., к-н Ю. Правдин (3; 1; 2; 2); 3 — «Кауполикан», Рига, к-н В. Гринберге (2; 2; 4; 4); 4 — «Солнечный ветер», Геленджик, к-н А. Ключарев (н/у; 3; 3; 3), 5 — «Мираж», Северодвинск, к-н А. Исаев-Иванов (н/ф; 5; 6; 5); 6 — «Зеленый луч», Калинингр., к-н О. Зеленин (н/ф; н/ф; 5; н/ф).
Специальные кубки вручены:
- Переходящий Кубок Балтийского моря за наименьшую сумму исправленного времени на всех этапах — экипажу рижской яхты «Браво»;
- «Хрустальный кубок» за наибольшую скорость прохождения дистанции (наименьшую сумму фактически затраченного времени) — экипажу рижского, катамарана «Орион».
Примечания:
- 1. Места по этапам определялись по исправленному с учетом гандикапа времени.
- 2. Места в личном зачете внутри каждой группы определялись по сумме очков, начисляемых за занятые на этапах места по специальной таблице.