В программе соревнований серия гонок 4X5 миль, и 10-мильная гонка, на которой звание чемпиона разыгрывается только по результатам второго этапа.
Соревнования начались заездом скутеров OBN. В этом классе, упорная борьба завязалась между киевлянином И. Герасименко — серебряным призером чемпионата 1981 г., и таллинцем Л. Ааславом-Каасиком. Чемпионом страны и в серии 4x5 миль и в 10-мильной гонке стал эстонский спортсмен.
В классе национальных скутеров OCN участвовали 24 гонщика. Среди них — И. Чермашенцев и его постоянный соперник неоднократный чемпион СССР ульяновец м. с. м. к. Е. Степанов. И. Чермашенцев стал чемпионом 1982 г. на обеих дистанциях.
После старта первого звезда скутеров международного класса ОА стало ясно, что чемпионский титул будут разыгрывать два спортсмена — чемпион 1981 г. м. с. м. к. москвич А. Жиров и отлично выступавший: на первом этапе ленинградец м. с. м. к. А. Ишутин. В решающем последнем заезде А. Ишутин еще сохранял реальные шансы на победу. Для этого он должен был победить или финишировать в этом заезде вслед за А. Жировым с разницей в скоростях не более 0,7 км/ч. Конечно, спортсмен точно величину этой «форы» не знал, но ленинградец финишировал вслед за А. Жировым, проиграв ему ровно 0,7 км/ч. После подсчета 6 лучших скоростей двух этапов А. Ишутин оказался впереди москвича всего на... 0,09 км/ч. Он и стал победителем 1982 г. в классе ОА.
Испытав горечь поражения в классе ОА, А. Жиров взял реванш в ОВ, тем более что достойного соперника среди 24 спортсменов, вышедших на старт, как и на первом этапе, у него не было — прошлогодний чемпион каунасец В. Матулявичус в этом году в гонках не участвовал. Москвич финишировал первым в трех гонках серии и досрочно обеспечил себе чемпионский титул в этом виде соревнований, а также был первым и в 10-мипьноЙ гонке.
Заезды скутеров класса ОС ожидались с особым интересом как спортсменами, так и зрителями. И это вполне объяснимо — в числе 25 гонщиков, вышедших на старт, был чемпион мира этого года — А. Чермашенцев. Однако из-за неполадок в моторе ему пришлось довольствоваться только званием бронзового призера чемпионата СССР. Победителями стали ленинградцы: в серии Б. Клюшников, а на 10-мильной дистанции И. Дубинин. Последний показал лучшую абсолютную скорость чемпионата — 104,65 км/ч.
С неменьшим интересом ожидались и гонки мотолодок в классе SB — во-первых, здесь участвовал чемпион Европы А. Берницын и, во-вторых, это самый массовый класс — на старт вышло более 30 мотолодок. Все ожидали жесткую борьбу между прошлогодним чемпионом СССР м. с. м. к. Б. Усолкмным, победителем первого этапа каунасцем м. с. А. Бакшисом и чемпионом Европы А. Берницыным.
В первом заезде отлично взял старт А. Бакшис, но А. Берницын обошел его на 3-м круге и финишировал с действительно чемпионской скоростью — 72,97 км/ч. В. Усолкин, вплотную шедший за ними, из-за неполадок в двигателе на 4-м круге сошел с дистанции.
Во втором заезде совершенно неожиданно для многих в борьбу ведущих гонщиков вступил м. с. С. Кунгуров из Каменск-Уральска. Три круга он лидировал, но на двух последних его все же обошел А. Бакшис. У А. Берницына с трудом запустился двигатель, и он, взяв старт почти последним, смог занять только четвертое место. Для чемпиона Европы это означало поражение— на первом этапе он прошел все четыре гонки с очень скромными результатами. Но спортсмен все же не терял надежды на победу — он лидировал все 5 кругов с отрывом от идущего за ним А. Бакшиса на 400 м. Но... отмашки флажком не получил: у него был зафиксирован фальстарт, и гонщик был наказан штрафным кругом. Первым финишировал А. Бакшис. Победив в этом заезде, он досрочно стал чемпионом страны: этот спортсмен имел наибольшую сумму очков, перекрыть ее в последней гонке соперники просто не могли.
На последний заезд новый чемпион не вышел. А. Берницын все же стартовал, рассчитывая занять хотя бы почетное призовое место, но уже на первом круге был вынужден сойти с дистанции (как выяснилось позже, из-за поломки квадратной цапфы кривошипа, соединяющей его с рессорой).
Для А. Берницына — чемпиона Европы оставалась единственная возможность стать победителем в этих соревнованиях — попытаться добиться победы в 10-мильном заезде, но сделать это ему не удается. С большим опозданием гонщик берет старт, где-то в конце первой десятки из двадцати вышедших на эту гонку, в результате второе время — серебряная медаль. Победу в этом заезде, а с ней и золотую медаль чемпионе СССР завоевал м. с. С. Кунгуров — спортсмен, до этого не отличавшийся успехами на чемпионатах СССР. Эту гонку он провел отлично — лидировал все 10 кругов.
В классе мотолодок SC на втором этапе чемпионата мы не увидели ведущих спортсменов — прошлогоднего чемпиона на обеих дистанциях м. с. м. к. М. Зайчикова и м. с. Д. Гомжина: на первенстве РСФСР они были дисквалифицированы. Победил м. с. м. к. А. Раудва, имевший на первом этапе лишь второй результат.
Новый чемпион был полон решимости сделать золотой дубль. Выполнить ему это не удалось: в 10-мильном заезде молодой ленинградский спортсмен м. с. А. Овчинников очень умело отразил попытки А. Раудвы обогнать его и заслуженно стал (впервые в своей спортивной карьере) чемпионом СССР на этой дистанции.
Прошлогодний чемпион в классе глиссеров R1 ульяновец А. Миняков в чемпионате 1982 г. не участвовал. Борьба, развернувшаяся между многократным чемпионом страны новгородцем м. с. м. к. А. Кузнецовым и ереванцем м. с. м. к. С. Манукяном, закончилась победой представителя Армении. В 10-мильном заезде победил X. Виссор из Таллина, сумевший обойти и Манукяна, и Кузнецова.
В первых двух заездах глиссеров R2 финишировал победителем, намного опережая соперников, прошлогодний чемпион м. с. В. Зайцев. Однако в третьем звезде он грубо нарушил правила безопасности соревнований: догнав А. Шлапиквса, вместо того, чтобы спокойно обойти его, продолжал опасное движение вперед и в результате налез спонсоном на транец глиссера соперника; встречным ветром судно Вь Зайцева «поддуло», оно взлетело в воздух, перевернулось и упало в воду. А. Шлапикас буквально чудом выскользнул из-под взмывшего вверх глиссера. Судейская коллегия совершенно справедливо дисквалифицировала В. Зайцева на все соревнование.
На верхнюю ступень пьедестала почета поднялся молдавский спортсмен м. с. м. к. Ю. Борисов; он был близок к победе и в 10-мильном заезде (лидировал до 10-го круга), но когда до желанного финиша оставался всего один поворот, его глиссер остановился из-за неполадок в двигателе.
В тяжелом классе глиссеров R4 стали уже обычными победы воронежца м. с. В. Каширина, выступавшего, как всегда, на глиссере с двумя двигателями «ВАЗ-2101». Не стал исключением и этот чемпионат — В. Каширин спокойно использовал свое преимущество а мощности, выиграв три гонки серии (на последнюю он не вышел, имея явное преимущество а очках) и 10-мильный заезд.
В этом классе была представлена и интересная новинка — глиссер с роторным двигателем «ВАЗ-411», на котором выступал спортсмен из Тольятти м. о. Б. Чепурных. Двухсекционный двигатель «ВАЗ-411» с рабочим объемом 2300 см3, частотой вращения вала 6000 об/мин и степенью сжатия 9,5 имеет мощность 110 л. с. и массу с редуктором 90 кг. Двигатель оснащен цифровой системой зажигания, разработанной на ВАЗе. Она-то и подвела спортсмена, так как не имена защиты от случайного подключения питания с обратной полярностью. А именно это и случилось в спешке при подготовке глиссера и гонкам.
Спортсмен пытался участвовать в заездах, использовав электронный коммутатор односекционного роторного двигателя, который стоял на «Жигулях», доставивших глиссер а Грозный, но из этого ничего хорошего не получилось — глиссер не сумел сделать даже двух кругов по трассе.
Неудачное выступление а первых крупных соревнованиях — явление в водно-моторном спорте обычное. Каждое судно требует достаточно длительной доводки, тем более такое «серьезное», как глиссер тяжелого класса, и эта первая неудача не должна заслонить хорошую инициативу Волжского автозавода в оснащении спортсменов классе R4 весьма, на наш взгляд, перспективным для спорта роторным двигателем.
Технические результаты личного чемпионата СССР 1982 г.
Серия 1X5 миль
ОА-250: 1 — м. с. м. к. А. Ишутин (Ленинград); 2 — м. с. м. к. А. Жиров (Москва); 3 — м. с. м. к. И. Пывват (Эст. ССР);
ОВ-350: I — м. с. м. к. А. Жиров (Москва); 2 — м. с. Р. Мателенис (Лиг. ССР); 3 — м. с. м. к. Е.Радько (Бел. ССР);
ОС-500: 1 — м. с. м. к. Б. Клюшииков (Ленинград); 2 — м. с. С. Мовчанский (Бел. ССР); 3 — м. с. А. Чермашенцев (РСФСР);
OBN-350: 1 — м. с. м. к. Л. Ааслав-Каасик (Эст. ССР); 2 — к. м. с. В. Сакавичус (Лит. ССР); 3 — м. с. М. Захарченок (Лат. ССР);
OCN-500: 1 — м. с. И. Чермашенцев (РСФСР); 2 — м. с. В. Костицын (РСФСР); 3 — м. с. м. к. Е. Степанов (РСФСР);
SB-350: 1 — м. с. А. Бакшис (Лит. ССР); 2 — м. с. Н. Егоров (Лат. ССР); 3 — м. с. м. к. Я. Миллере (Лат. ССР);
SC-500: 1 — м. с. м. к. А. Раудва (Эст. ССР); 2 — м. с. С. Благушин (РСФСР); 3 — м. с. В. Осипов (Ленинград);
R1: 1 — м. с. м. к. С. Манукян (Арм. ССР); 2 — м. с. м. к. А. Кузнецов (РСФСР); 3 — м. с. Н. Казаков (Лат. ССР);
R2: 1 — м. с. м. к. Ю. Борисов (Мола. ССР); 2 — м. с. А. Шлапикас (Лит. ССР); 3 — к. м. с. Г. Петрухин (РСФСР);
R4: 1 — м. с. В. Каширин (РСФСР); 2 — к. м. с. В. Маляревский (РСФСР); 3 — м. с. В. Лось (Молд. ССР).
10 миль
ОА-250: 1 — м. с. м. к. Н. Пывват (Эст. ССР); 2 — м. с. м. к. А. Ишутии (Ленинград); 3 — м. с. В. Ионов (Эст. ССР);
ОВ-350: 1 — м. с. м. к. А. Жиров (Москва); 2 — м. с. Р. Мателенис (Лит. ССР); 3 — м. с. В. Макарскас (Лит. ССР);
OC-500: 1 — м. с. И. Дубинин (Ленинград); 2 — м. с. А. Чермашенцев (РСФСР); 3 — м. с. С. Атаманов (Ленинград);
OBN-350: 1 — м. с. м. к. Л. Ааслав-Каасик (Эст. ССР); 2 — к. м. с. В. Сакавичус (Лит. ССР); 3 — к. м. с. В. Мартынов (РСФСР);
OCN-500: 1 — м. с. И. Чермашенцев (РСФСР); 2 — м. с. м. к. Е. Степанов (РСФСР); 3 — м. с. В. Костицын (РСФСР);
SB-350: 1 — м. с. С. Кунгуров (РСФСР); 2 — м. с. А. Берницыи (Ленинград); 3 — м. с. А. Щербинин (Ленинград);
SC-500: 1 — м. с. А. Овчинников (Ленинград); 2 — м. с. м. к. А. Раудва (Эст. ССР); 3 — м. с. С. Благушин (РСФСР);
R1: 1 — м. с. X. Виссор (Эст. ССР); 2 — м. с. м. к. A. Кузнецов (РСФСР); 3 — м. с. м. к. С. Манукян (Арм. ССР);
R2: 1 — м. с. B. Задубровский (Москва); 2 — м. с. A. Шлапикас (Лит. ССР); 3 — м. с. Г. Семеоджян (Аом. ССР);
R4: 1 — м. с. B. Каширин (РСФСР); 2 — к. м. с. П. Моцявигус (Лит. ССР); 3 — к. м. с. В. Маляревский (РСФСР).