Естественно, что англичане не расстались с мыслью вернуть британскому флагу высшее достижение водно-моторного спорта. Создавались компании, разрабатывались различные проекты. И вот один из таких планов близок к завершению: новый супер-глиссер, построенный для манчестерского бизнесмена и гонщика Тони Фэхея, — на воде! Более 10 лет потребовалось созданной нм группе с символическим названием «Бритиш Пэсьют» — «Британская Погоня», чтобы первоначальные замыслы воплотились в реальную конструкцию. Как видно из фото и схемы, присланных нашим корреспондентом Кевином Десмондом, «Алтон Тауэре» совершенно не похож на «гибрид трехточки и экраноплана»; который сначала было намечено построить для рекордных заездов Фэхея (см. «КЯ» № 79). Без сомнения, в новом проекте учтен опыт, полученный при доводке рекордного глиссера «ЮС Дискавери 2», на котором Ли Тейлор безуспешно пытался перекрыть результат Кена Ворби в 1980 г. Если первые испытания «Алтон Тауэре» пройдут успешно, в самое ближайшее время спортивный мир станет свидетелем решающей британской атаки на мировой рекорд.
Пocлe почти десяти лет исследований, проектирования и испытания моделей, проведенных инициативной группой команды «Бритиш Пэсьют», создан, пожалуй, самый необычный глиссер из когда-либо построенных для побития абсолютного рекорда скорости на воде. «Алтон Тауэре» обошелся в 4,25 миллиона фунтов стерлингов спонсорам, оказывающим финансовую поддержку 39-летнему манчестерскому бизнесмену, водно-моторному гонщику и бывшему пилоту реактивной авиации Тони Фэхею. Весной 19ВЗ г. он собирается провести серию испытательных заездов, постепенно увеличивая скорость. Конечная цель испытаний — обновление мирового рекорда скорости.
Информация об изображении
«Алтон Тауэрс К8» в гараже, где он собирался рядом с «допотопными» Рольс-Ройсами
Сегодня этот рекорд принадлежит австралийцу Кену Ворби. На водохранилище Блоуринг Дэм в Новом Южном Уэльсе 8 октября 1978 г. на реактивном глиссере «Спирит оф Австралия» он развил скорость 317,596 миль в час (511,11 км/ч).
«Алтон Тауэрс К8» в гараже, где он собирался рядом с «допотопными» Рольс-Ройсами
«Алтон Тауэре» напоминает бескрылую летающую лодку, движение которой по воде происходит по принципу «обратной трехточки Вентиора»: на ходу глиссер будет касаться поверхности воды небольшим участком днища основного корпуса близ носового поперечного редана и «пятками» боковых поплавков-спонсонов, расположенных в корме. Общая длина корпуса — 8,1 м; ширина — 4,1 м; ширина корпуса в носовой части — 0,965 м; длина каждого спонсона — 2,6 м. Продольную устойчивость движения на максимальной скорости обеспечивает горизонтальное крыло, закрепленное на двух вертикальных стабилизаторах в двух метрах над поверхностью воды.
Корпус глиссера построен из канадского спруса — прочной и легкой древесины — и авиационной фанеры, выпускаемой голландской фирмой «Брунциль» (для ее производства используется шпон африканских пород древесины)- Набор корпуса изготовлен из предварительно напряженной стальной арматуры, расположенной вдоль корпуса и поперек спонсонов. Конструкция обладает достаточно высокой прочностью, чтобы воспринимать громадные нагрузки, возникающие на большой скорости при работе реактивного двигателя. Подсчитано, что на скорости свыше 350 миль в час (560 км/ч) при ударах даже о мелкую волну судно будет испытывать перегрузки до 30g. Поэтому для набора корпуса используется сталь с пределом прочности при растяжении до 5500 кгс/см2. Корпус покрыт пластиком, изготовленным на основе высокопрочного волокна «Кевлар-268». Этот материал имеет вдвое более высокую прочность и весит вдвое меньше, чем обычный стеклопластик. Все полости заполнены пенополиуретаном с закрытыми порами. Снаружи корпус окрашен в цвета «Юнион Джека» — красный, белый и синий, причем применена двухкомпонентная краска на эпоксидной основе.
Общая площадь поверхностей, которыми глиссер будет касаться воды на полной скорости, составляет менее одной трети квадратного метра. Эти поверхности выклеены из нескольких слоев фанеры, подкреплены стальным набором и снаружи облицованы листами нержавеющей стали. Таким образом конструкторы глиссера не опасаются, что огромным гидродинамическим давлением воды несущие поверхности будут деформироваться. Напряжения ни в одной точке не должны достигнуть предела текучести материала.
Информация об изображении
Тони Фэхей — претендент на побитие абсолютного мирового рекорда скорости на воде
Газотурбинный реактивный двигатель «Рольс-Ройс Вайпер» серии 600 развивает упор свыше 1800 кгс (без пламегасителя). Этот двигатель обычно устанавливается на самолетах типа «Хаукер Сайддли 125 Эксзекютив» и на военных учебных — «Джет Провост». При установке на глиссер с двигателя снята часть вспомогательного оборудования, так что его вес всего ЗВ6 кг. Конструкция фундамента позволяет снимать двигатель с глиссера при транспортировке или для замены на запасной.
Тони Фэхей — претендент на побитие абсолютного мирового рекорда скорости на воде
Питание двигателя топливом осуществляется от двух соединенных вместе баков, расположенных близ |миделя главного корпуса сразу же за кокпитом и вмещающих 146 л авиационного керосина. Максимальный расход горючего — 2050 кг/ч. В зависимости от того, насколько быстро судно будет выходить на глиссирование, весь этот запас будет расходоваться за 3—4 минуты. Заметим, что дистанцию в мерный километр «Алтон Тауэре» будет проходить всего за 7 секунд! Общий вес глиссера с двигателем, запасом топлива и водителем — 1,8 т.
Тони Фэхей (его рост — 1,85 м) будет находиться в кокпите в полулежачем положении на спине — наподобие позы водителя скутера класса OZ. Место водителя сделано из пластика с учетом требований эргономики; кокпит расположен в носовой части глиссера. Управлять по курсу водитель будет при помощи педалей; на пульте имеются рукоятки дросселя и клапана прекращения подачи горючего, а также кнопка аварийной системы торможения, работающей от сжатого воздуха. Датчики, расположенные в нос от общего центра тяжести и центра гидродинамического давления (1,53 м от кормы глиссера), автоматически регулируют дифферент лодки по мере расходования горючего. Тормозной парашют применять не планируется, а Все обслуживание двигателя и подготовка к старту будут проводиться обеспечивающей командой, поэтому в кабине водителя устанавливается минимальное количество контрольных приборов: указатель величины упора двигателя, Тахометр, указатель температуры сопла двигателя, манометр системы сжатого воздуха, контрольные лампы масляной и топливной систем.
Поскольку в рекордных заездах глиссер идет по прямой, предусмотрен водяной руль минимальной площади. Его погружение в воду может регулироваться таким образом, чтобы на максимальной скорости он оказывал минимальное сопротивление движению.
Кокпит выполнен в виде модуля — герметичной капсулы, независимой от конструкции основного корпуса. Материалом для капсулы послужила 1,6-миллиметровая сталь и пуленепробиваемое стекло. В случае возникновения чрезмерных перегрузок, равных примерно 8g (уже при 4g возможна потеря сознания водителем), срезаются аварийные штифты, и носовая часть капсулы под действием сжатого воздуха, подающегося в цилиндры, приподнимается на 120 мм; после этого встречный поток воздуха отделяет капсулу вместе с водителем от глиссера, она- остается на плаву до подхода спасателей. Капсула оборудована системой регенерации воздуха, а также УКВ-связью с командой обеспечения и спасательным катером.
Ахиллесова пята скоростных глиссеров — продольная неустойчивость движения и опасность возникновения избыточной подъемной силы при случайном превышении угла атаки корпуса по отношению к встречному потоку воздуха. На «Алтон Тауэре» установлены три управляемых системы, при помощи которых можно предотвратить продольное раскачивание лодки или внезапное увеличение угла атаки: это элероны, которые закреплены на руле, регулируемое крепление двигателя, позволяющее изменять направление действия упора относительно поверхности воды, и горизонтальное крыло-стабилизатор в корме. В процессе испытательных пробегов возможна оптимальная регулировка всех параметров, влияющих на устойчивость движения.
В исследованиях и проектировании глиссера приняли участие несколько фирм. Окончательное изготовление и разработку рабочих чертежей выполнила фирма «Ройвин» под руководством инженера-механика и специалиста по прочности конструкций Роя Уэйвера. Восемь квалифицированных мастеров, занимающихся обычно реставрацией старых моделей автомобилей «Рольс-Ройс», осуществили постройку корпуса в помещении большого гаража. В критические минуты, когда реализация проекта зависела от усилий многих людей, к строителям присоединялся энергичный коммерческий директор фирмы «Ройвин» Брайан Рюбик.
Свое название глиссер получил в качестве признания вклада Джона Брума (50 000 фунтов стерлингов) в постройку судна — владельца Алтон Тауэре парка в Стоук-на-Тренте. На борту глиссера нанесено и второе название — «Бритиш Пэсьют», имеющее патриотический характер и ведущее начало от того времени, когда Тони фэхей 10 лет назад начал свою кампанию вместе с механиком знаменитых Малькольма и Дональда Кэмпбеллов — Лео Вилла по возвращению рекорда Британии. Имя Лео также нанесено на бортах глиссера. Здесь же «фирменным» шрифтом начертаны названия фирм, оказавших существенную техническую помощь в проектировании и постройке глиссера — «Бритиш Эйрспэйс» и «Хлорид Бэттери Ризеч».
По окончании постройки в ноябре прошлого года «Алтон Тауэре» был погружен на трейлер и доставлен на озеро Конистон — то самое, на котором Дональд Кэмпбелл 15 лет назад завершил свою славную карьеру спортсмена на скорости 320 миль в час. 8 ноября глиссер был спущен на воду; его конструкторы и строители убедились в том, что судно плавает и способно выходить на глиссирование при идеальном состоянии поверхности воды. Впереди испытания и доводка глиссера для достижения конечного результата — 360 миль в час.