Любопытно обратиться к статистике.
В WRWR-I стартовало 17 яхт; только 14 прошли весь маршрут. С трех яхт были потеряны люди в Индийском океане. Победитель соревнований мексиканский кеч "Сеула-II" был опрокинут штормовой волной. На кругосветное плавание яхта затратила 152 дня (средняя скорость — 7,5 уз.).
Во второй гонке стартовало 15 яхт. Были случаи поломки гиков, рулей, сильной течи корпусов, люди падали за борт, но ни один человек не был потерян. Победитель гонки, кеч "Флайер" был положен парусами на воду у мыса Горн при внезапном заходе ветра. Его результат — 136,5 суток со средней скоростью 8,3 уз.
В WRWR-III стартовало 28 судов: из-за поломок гонку прекратили 6 яхт, хотя на 8 яхтах были сломаны мачты (на испанском "Лнкере-43" дважды!). Только один человек побывал за бортом. Финишировало 18 яхт. Новый "Флайер" прошел маршрут со средней скоростью чуть меньше 9,5 уз.
Сравнительные данные яхт «Флайер» и «Керамко Нью Зиланд»
«Флайер» | «Керамко» | |
Длина наибольшая, м | 23,16 | 20,90 |
Длина по КВЛ, м | 19,75 | 16,80 |
Ширина наибольшая, м | 5,50 | 5,20 |
Осадка, м | 3,50 | 3,24 |
Водоизмещение, т | 30 | 19,3 |
Масса фальшкиля, т | 16 | 7,8 |
Обмерная площадь парусности, м2 | 238 | 175 |
Экипаж, чел. | 15 | 12 |
Гоночный балл IOR, футов | 67,7 | 62,9 |
Разумеется, метеорологические условия на маршруте не были и не могли быть одинаковыми, но общая тенденция повышения безопасности и скорости налицо.
Знакомясь с составом участников прошедшей гонки, можно установить, что половина из них — новейшие яхты, построенные специально для участия в WRWR-III. Среди этих 14 судов выделяются макси-яхты — суда с гоночным баллом, близким к максимальному пределу 70 футов, установленному правилами IOR. Такие суда, имеющие длину 20—24 м и несущие площадь парусности до 240 м2, проектируются с расчетом на максимальную абсолютную скорость в типичных условиях WRWR, т. е. при свежих попутных ветрах. Это и дает возможность при умелом выборе курсов оторваться от основной группы яхт с меньшей длиной 14—18 м, имеющих гоночный балл 40—50 футов, причем оторваться так, чтобы ликвидировать "фору" — гандикап, который дается меньшим яхтам.
Однако помимо высокой стоимости самих макси-яхт, их недостатком является необходимость в большом экипаже (12—15 чел.) для управления огромными парусами. Поэтому наиболее популярны среди яхтсменов открытого моря яхты длиной 18—19 м, которые обладают достаточной скоростью и мореходностью; в то же время вес запасов для экипажа из 6—8 чел. (из расчета 45—50-дневиого автономного плавания) не играет на них столь существенной роли в нагрузке судна, как на яхтах меньших размерений. При благоприятных условиях такие яхты, как "Мор Биан", могут рассчитывать на победу по исправленному времени.
Среди шести макси-яхт, стартовавших в WRWR-III ("Флайер", "ФСФ Челленджер", "Керамко Нью Зиланд", "Шарль Хейдсик III", "Эвромарш" и "Юнайтед Фрейндли"), безусловно, наибольший интерес представляет спущенный на воду в марте 1981 г. на голландской судоверфи "Хайсман" 23,16-метровып шлюп "Флайер". К слову сказать, одной из характерных тенденций в проектировании крупных океанских гоночных яхт является отказ от двухмачтовых типов вооружения. Среди участников WRWR-I двухмачтовое вооружение несло 75% яхт (была даже одна шхуна); в WRWR-II участвовало 50% кечей, а в WRWR-III — 14%: всего 4 кеча преимущественно старой постройки. Одномачтовую оснастку получила бывшая "рекордсменка'* — "Грейт Бритн II"—вместе с новым названием "Юнайтед Фрейндли"; впрочем бывший "Флайер" тоже превратился из кеча в шлюп "Аляска Игл" — это была единственная яхта, представляющая в гонке США. Кроме "Эвромарш" — бывшего "Пан Дюика IV", сохранившего прежнюю оснастку кечем, все "макси" были вооружены шлюпом.
Проект нового "Флайера" разработан аргентинским яхтенным конструктором Германом Фрерсом. Прототипом послужила ранее спущенная на воду яхта, построенная для известного дирижера Герберта Карояна. Корпус имеет характерные для "макси" обводы "швертботного" типа — с относительно плоским днищем, короткими свесами оконечностей и узким плавниковым килем. Длинная ватерлиния позволяет развивать высокие скорости при умеренном сопротивлении воды движению судна. Руль закреплен на кормовом плавнике-скеге.
Корпус — сварной, из легких сплавов. Внутреннее оборудование изготовлено с особым вниманием к весу. Например, все переборки имеют трехслойную сэндвичевую конструкцию — слой пенопласта заключен между наружными 3-миллиметровымн слоями декоративного пластика. Это позволило сэкономить около 800 кг по сравнению с деревянными переборками.
При обмерном водоизмещении 30,4 т яхта снабжена балластным фальшкилем весом 16 т (53% водоизмещения). В дальнейшем для повышения остойчивости добавили еще 650 кг балласта, и все же "Флайер" получился примерно на 1,5 т легче других "макси" таких же размерений.
Гоночному назначению яхты полностью соответствует ее внутренняя планировка. Вся носовая часть до мачты отведена под парусную кладовую. На стоянках в порту здесь в подвесных койках могут расположиться на ночлег 6 человек. Комплект, которым была снабжена яхта для WRWR-III, состоял из 25 парусов и весил 3,5 т.
В кормовой части, непосредственно у выхода в кокпит, оборудованы каюты капитана (она же радиорубка) и штурмана. Вахтенные начальники и экипаж размещаются в 4-местных каютах. В самом спокойном и просторном месте близ миделя расположены камбуз и обеденный уголок (он же кают-компания). На яхте оборудован просторный гардероб с сушильным шкафом.
Управление судном осуществляется из кормового кокпита, где расположен легкий штурвал диаметром 2м — благодаря этому рулевой может удобно располагаться на любом борту яхты. Кокпит спереди прикрыт легкой рубкой-козырьком, защищающим вахтенных от брызг с носа. В небольшом кокпите в средней части палубы могут находиться люди, управляющие штормовыми стакселями или работающие на фалах. В холодных широтах этот кокпит также можно защитить съемным тентом.
Просторный носовой люк снабжен по периметру комингсов вращающимися роликами — это облегчает протаскивание через него громоздких носовых парусов. К слову сказать, самый большой генуэзский стаксель площадью 225 м2 весит 180 кг.
Палубная механизация рассчитана на возможность выполнения основных работ с парусами силами 6 человек. Установлены 15 лебедок шпилевого типа фирмы "Лемар"; 6 скоростных барабанов большого диаметра снабжены приводом типа "кофейная мельница" (один из них может приводить во вращение аварийный генератор постоянного тока).
Алюминиевая мачта изготовлена методом прессования в виде одного цельного экструдированного профиля. Благодаря отсутствию сварных швов она обладает высокой эластичностью, что позволяет регулировать пузо грота путем ее изгиба. Степс снабжен 40-тонным гидравлическим домкратом, с помощью которого можно было обтягивать стоячий такелаж в море по мере его вытяжки под нагрузкой или ослаблять на стоянках для регулировки и замены. Гик снабжен гидравлической оттяжкой.
Для "Флайера" заранее была приготовлена к доставке самолетом в любую точку маршрута запасная мачта. Однако в Окленде потребовалось только вварить 15-метровую секцию, чтобы восстановить прочность мачты, нарушенную ударом спинакер-гика.
Особую заботу составлял бегучий такелаж, тросы которого изнашиваются сравнительно быстро. Для "Флайера" были разработаны специальные 16-миллиметровые мягкие тросы из "кевлара" — высокопрочного синтетического материала.
Большинство парусов "Флайера" было пошито американской фирмой "Худ". На первом этапе гонки использовался легкий однослойный грот; перед вторым его заменили гротом из двухслойного дакрона весом 140 г/м2, усиленного дополнительными накладками в местах контакта ткдни со стоячим такелажом. Эта мера была оправданной, так как дакрон за 30—40 суток постоянного трения о ванты изнашивается до дыр. Тяжелая генуя была сшита из майлара — тканого синтетического материала с наружным покрытием в виде пленки. Легчайший спинакер площадью 430 м2 был изготовлен из нейлона весом всего 30 г/м2.
Помимо обычных навигационных инструментов и приборов "Флайер" был снабжен системой спутниковой навигации "Магнавокс", швейцарской системой факсимильной метеоинформации "Награфакс", выдающей в сутки до 12 карт, и комплексом приборов контроля ветра, курса и скорости яхты типа "Геркулес", соединенных с компьютером и позволяющих решать все задачи по выбору оптимального курса и настройки яхты.
Главным соперником "Флайера" иа трех этапах WRWR-III стал "Керамко Нью Зиланд" — алюминиевый шлюп с оснасткой типа "7/8", проект которого разработал новозеландский яхтеиный конструктор Брюс Фарр. Эта яхта немного меньше по размерениям, чем "Флайер", и лучше приспособлена для серфинга на волне на курсах бакштаг и фордевинд. Обводы корпуса — с относительно плоским днищем и несколько уменьшенным отношением длины к ширине, с клиперштевнем, обеспечивающим хорошую всхожесть на попутную волну; с этой же целью палуба у форштевня поднята на 150 мм.
В отличие от "Флайера", "Керамко" имеет открытую планировку жилого внутреннего помещения — без продольных и поперечных переборок. Все 14 спальных мест размещаются в два-три яруса по бортам. В кормовой части помещения установлен штурманский стол, в носовой — оборудован камбуз. Форпик отведен под паруса. Рулевой кокпит оборудован двумя штурвалами, расположенными побортно, что позволяет в свежую погоду работать на руле сразу двум яхтсменам. В носовой кокпит проведены 24 снасти, включая фалы парусов, бегучий такелаж спинакер-гиков и такелаж для быстрого взятия рифов на гроте.
Французская "макси" "Шарль Хейдсик III" уже известна читателям "Катеров и яхт" по участию в гонке "Тустар" (см. сборник № 95). Этот шлюп водоизмещением 20 т (длина наибольшая — 20,3 м; длина по КВЛ — 16,4 м; ширина — 5,06 м; осадка — 3,34 м; площадь парусности 207 м2) был построен в 1980 г. из легкого сплава по проекту французского конструктора А. Ватона.
Среди шести упомянутых больших яхт "Хейдсик" имел самый низкий гоночный балл — 55,3 фута. Перед стартом WRWR-III ее экипаж максимально облегчил судно, убрав многое из внутреннего оборудования. С этой же целью численность экипажа в гонке была ограничена (12 чел.), что, конечно, потребовало от яхтсменов большого напряжения, особенно в штормовых условиях.