Первый послеолимпийский год — пора начала подготовки к новым олимпийским баталиям. И не случайно, что на этом этапе даже на соревнованиях самого высокого ранга тренеры «обкатывают» перспективную молодежь, а спортсмены с именем рискуют пробовать себя в «новом амплуа», менять шкотовых. Так, наш ветеран «финнист», призер двух последних Олимпиад Андрей Балашов на Балтрегате, как и в Сочи (см. № 93), выступал не на «Финне», а на «звезднике» в паре с другим хорошо известным яхтсменом Н. Корячкиным.
Наибольший интерес вызвали гонки в новом олимпийском классе «Парусная доска» (60 участников) и во втором по «стажу» участия в Олимпиадах (после «Звездного») классе швертботов-одиночек «Финн» (53 участника); оба эти класса считаются одними из самых спортивных и молодежных.
В качестве «Парусной доски» оргкомитет включил в программу монотип «Виндгляйдер» — один из наиболее вероятных претендентов на получение олимпийского статуса. Среди спортсменов, выступавших на «Виндгляйдерах», было немало знакомых имен виндсерфистов — неоднократных участников соревнований на Кубок СССР и на Приз «Катеров и яхт». Это В. Мелихов, П. Воногов, Н. Петко (Будилова) и др.
О накале спортивной борьбы и примерном равенстве сил лидеров в этом классе говорит уже то, что двое из них приходили первыми по два раза и еще трое — по одному. Победителем стал спортсмен, имевший в своем активе лишь одну выигранную гонку, зато показавший наиболее стабильные результаты: если отбросить худший результат — не считать «провал» во второй гонке, то получается, что В. Мелихов не опускался ниже 4-го моста. Первые четыре гонщика закончили соревнования с минимальными разрывами по числу очков. Следует добавить, что гонки проводились по уже «обычным» правилам класса: доски разыгрывались по жребию, не было никакого разделения на весовые категории. Единственная участница XXXII Балтрегаты — Надежда Петко сумела обойти более десяти виндсерфистов-мужчин!
В списке «финнистов» особенно много новых имен, много молодежи. Из участников, обычно находившихся в верхней части таблиц предыдущих Балтрегат и других всесоюзных соревновании, остались только С. Хорецкий и А. Кеэп. И можно сказать, молодежь их потеснила. Заведомо лучше других на этот раз гонялся Олег Хоперский: после шести гонок он был уже недосягаем (напомним, в Сочи он уступил победителю всего 0,5 очка). А вот борьба за 2-е место продолжалась до последнего финиша и носила на редкость острый характер. Оба претендента «на серебро» имели приходы и в лидирующей тройке и во втором десятке. Незначительная разница в очках опять-таки говорит о накале спортивной борьбы.
В классе «470» конкуренцию очень сильным иностранным гонщикам составили только Ю. Корячкин, выступающий в паре с участником XXII Олимпиады в этом классе С. Ждановым (его рулевой В. Игнатенко в Балтрегате не участвовал), и Д. Котдяр. Как и в Сочи, выиграл соревнования экипаж из ГДР (рулевой Ю. Брицке), причем выпграл уверенно, с отрывом более 17 очков. А судьбу следующих мест и здесь до конца седьмой гонки предугадать было невозможно. Плотность результатов просто исключительная: занявший 5-е место Д. Котляр проиграл финну Рону Кос-кулу Петеру всего 0,6 очка, а поляку — участнику Олимпийской регаты Леону Вробелю — 0,7 очка.
Очевидно ниже своих возможностей провел гонки В. Леонтьев, выступающий со свопм постоянным напарником В. Зубановым. Если на Сочинской регате этот экипаж был 2-м, то в Таллине он занял лишь 4-е место. А вот выпграл гонки на «голландцах», как н в Сочи, Сергей Бородинов; 3-е место снова занял И. Карняк.
В Классе «Торнадо» состав участников оказался наименее отличающимся от обычного на предыдущих Балтрегатах. Отсутствовал только В. Потапов, который выступал в это время на Чемпионате Европы (занял там 1-е место}. И в гонцах на катамаранах борьба была упорной, велась до последних метров дистанции седьмой гонки. Первые три гонки выиграл Сергей Приймак, однако затем он попал под бдительный контроль основного соперника — Померантса и стал ему проигрывать. Все решила шестая гонка: с разрывом в 0.4 очка победил эстонский спортсмен.
Подобной же стабильностью отличался состав участников и в классе «Солинг». Достаточно просмотреть результаты XXIX, XXX и XXXI Балтрегат, чтобы увидеть в верхней части таблицы имена тех, кто и на этой регате составил десятку сильнейших. И среди них, конечно, надо отметить гонщиков из ГДР — В.-Е. Рихтера и Й. Херманна. Несмотря на относительно большой окончательный отрыв в очках, нельзя сказать, что чемпион XXXII регаты — наш опытнейший спортсмен Борис Будников выиграл вчистую: не менее опытный Рихтер преследовал его, что называется, по пятам (посмотрите как изменялось его отставание по нарастающей сумме очков после каждой гонки: 11,7; 3,7; 8,0; 1,7; 9,7; 6,7; 23,7). Четвертым на этих соревнованиях бьщ О. Сполан, пятым — спортсмен пз ГДР X. Наук.
Гонки в «Звездном» классе были наименее представительными — в Таллин приехало всего 10 экипажей, но состав участников оказался очень сильным. Достаточно сказать, что, кроме упоминавшегося уже А. Балашова, в этот класс перешел еще один известный яхтсмен — «финнист» А. Мудрпченко. И несмотря на мощную конкуренцию, В. Манкин, который в этом сезоне выступает с бывшим шкотовым В. Потапова — А. Зыбиным, еще раз продемонстрировал непревзойденное мастерство. Учитывая, что для А. Балашова «звездник» — класс новый, его 2-е место в Таллине (против 4-го в Сочи) следует рассматривать как серьезную заявку на первенство.
Гонки XXXII Балтийской регаты проходили в основном при средних и слабых ветрах и небольшой волне, т. е. в условиях, наилучших с точки зрения тренировки молодых спортсменов в соревнованиях подобного уровня. В целом можно сказать, что опытные мастера не уступили ведущих позиций.
Наибольшее количество иностранных спортсменов (по три из Финляндия, ГДР и НРБ и двое из ПНР) выступало в классе «Финн»; однако именно здесь наши молодые спортсмены проявили себя упорными бойцами и пропустили в десятку сильнейших лишь троих гостей — немца Франка Бутсмана (4-е место) и болгар Николая Василева (7-е) и Цветана Пеншева (9-о). А вот в классе «Солинг», где в гонках участвовало семь иностранных экипажей, очень сильно и дружно выступили яхтсмены команды ГДР, занявшие 2, 3 и 5-е места.
Очередная Балтийская регата была одним из важных этапов подготовки спортсменов к будущим большим соревнованиям на международной арене.
Технические результаты XXXII международной Балтийской регаты
«Солинг» (24 экипажа): 1 — Борис Будников, Александр Будников, Александр Музыченко; 14,4 зачетных очка (места по гонкам — 1, 4, 3, 3, 1, 2, 1); 2 — Вольф-Еберхард Рихтер, Норберт Хелльригер, Бернд Йакель (ГДР); 29,7 (6, 1, 5, 1, 4, 1, И); 3 — Йорг Хермани, Рольф Беккер, Томас Ольбрих (ГДР); 52,7 (4, 3, 2, 5, 2, 17, 20).
«Звездный» (10 экипажей): 1 — Валентин Манкин, Александр Зыбин; 14,7 (2, 2, 1, 2, 1, 3, НС); 2 — Андрей Балашов, Николай Корячкин: 32.7 (5, 4, 6, 1, 9, 1, 2); 3 — Виктор Соловьев, Алексей Федоров; 33,8 (4, 3, 3, 3, 2, 4, 3).
«Торнадо» (21 экипаж): 1 — Анте Помераитс, Март Вилгатс; 24,7 (2, 4, 4, 1, 1, 3, 8); 2 — Сергей Приймак, Григорий Гриценко; 25,1 (1, 1, 3, 3, 3, 4, 6); 3 — Виктор Кривошей, Александр Раковский; 27,4 (4, 3, 1, 6, 4, 1, 3).
«Летучий Голландец» (23 экипажа): 1 — Сергей Бородинов, Владислав Акименко; 8.7 (1, 2, 1, 1, 3, 1, НС); 2 — Георгий Шайдуко, Владимир Груздев; 18,7 (2, 1, 1, 5, 7, 3, 1); 3 — Игорь Карняк, Николай Прасула; 42,4 (3, 3, 8, 2, 2, 5, 10).
«470» (51 экипаж): 1 — Юргеи Брицке, Эккерд Шульц (ГДР); 39,0 (1, 2, 9, 1, 7, 4, 11); 2 — Юрий Корячкии, Сергей Жданов; 56,1 (3, 1, 5, 26, 3, 17, 6); 3 — Леои Вробель Кшиштоф Хурас (ПНР); 57,0 (2, 5, 15, 2, 21, 1, 14).
«Финн» (53 судна): 1 — Олег Хоперский; 11,7 (1, 1, 2, 1, 3, 2, 11); 2 — Олег Сурин; 55,4 (7, 2, 4, 3, 14, 3, 14); 3 — Ааре Кеэп; 60,1 (3, 6, 10, 9, 6, 17, 1).
«Виндгляйдер» (60 досок): 1 — Виктор Мелихов; 25.4 (3, 26, 3, 2, 4, 2, 1); 2 — Эдгар Терехин; 30,4 (6, 12, 2, 1, 5, 1, 3); 3 — Сергей Самокиш; 40,0 (5, 1, 1, 7, 2, ДСК, 8).