Очередные XXI океанские гонки на Большой приз автомобильного концерна «Тойота», ранее широко известные как гонки Каус — Торки — Каус, проводились 30 августа прошлого года по традиционному маршруту. На старт 397-километрового марафона вышло 12 больших катеров международных классов I (с рабочим объемом цилиндров двигателей до 16 л) и II (до 8 л). В проводившейся одновременно гонке вокруг острова Уайт с протяженностью дистанции всего 140 км участвовали 42 катера класса III (до 4 л) и английского национального класса «Крейсер» (каютные прогулочно-туристские суда).
На этот раз погода устроила жестокий экзамен надежности техники и выносливости спортсменов. При столь суровых условиях соревнования не проводились уже десять лет — со времен той памятной гонки К-Т-К, когда из-за штормового ветра все до одного катера имели те или иные поломки! Метеорологи предсказывали зюйд-ост до 4 баллов при волне в проливе высотой не более 1 м. Они не ошиблись: в момент старта скорость ветра оказалась даже несколько ниже. Однако из-за встречного течения, существенно изменившего характеристики волнения, первый 30-километровый участок дистанции (петля в проливе Те-Солент) стал настоящим кошмаром для участников соревнований. Только 6 катеров классов I и II смогли вырваться из беспорядочной толчеи волн в проливе и взять курс на Торки через открытый залив Лайм-Бэй. И лишь три из них смогли достичь финиша, уложившись в контрольное время — 6 час 30 мин.
Старт был дан в 11.00, после чего болельщики сразу же разошлись: большинство предпочитало смотреть финиш на экране телевизора. Обычно победитель К-Т-К появлялся в Каусе где-то через три часа после старта. На этот же раз судьям, собравшимся к 14.00 принимать финиш участников, пришлось еще добрых два часа ожидать их появления.
Победителем марафона стал итальянец Альберто Сманья. Его 11,58-метровый «Ромбо», построенный по одному из последних проектов известного английского конструктора Дона Шеда и оснащенный работающими на угловые колонки двумя «Меркруйзерами» по 600 л с., прошел дистанцию со средней скоростью 42,02 уз (78 км/ч). Это — самая низкая скорость, показанная победителем К-Т-К за последние 10 лет, что объективно отражает сложные метеоусловия в этот августовский день.
Вторым — ка 27 мин позже и на практически однотипном катере «Драй Мартини» финишировал Гвидо Николаи — товарищ Сманьи по команде и, добавим, победитель К-Т-К 1979 г. И еще через целых 42 мин после Николаи ка финише появился третий и последний участник, получивший зачет, — американец Пол Клаузье: он шел ка 11,58-метровом «Скэрэбе» «Сэтисфэкшн» с двумя 650-силькыми «Меркруйзерами».
Контрольное время истекло. Еще через 20 мин подошел катамаран класса II «Голдраш» — единственное английское судно, прошедшее всю дистанцию. Его водитель Колин Жервазье-Брэзье, естественно, не получил ни одного очка, идущего в зачет чемпионата Европы по океанским гонкам. Тем не менее он был вызван на пьедестал почета и покинул его с множеством призов: соотечественники пытались утешить гонщика и поощрили проявленную им силу воли!
Несколько слов о ходе гонки. Чуть ли не половину дистанции уверенно лидировал Гвидо Николаи, однако волна в Лайм-Бэй оказалась довольно тяжелой, поэтому штурман «Драй Мартини» — англичанин Майк Мэнтл (претенденты на победу пригласили в свои экипажи местных спортсменов, хорошо знающих особенности района соревнований) предложил укрыться под берегом. Неожиданно гребень огромной волны вкатился ка палубу, «Драй Мартини» остановился. Несколько раз останавливался и «Сэтисфэкшн», на котором оказывались забитыми топливные фильтры. Альберто Сманья (в его экипаже также штурманом шел англичанин) избрал самый опасный, ко самый короткий путь: это и позволило ему оказаться на финише раньше всех.
Не повезло Теду Толеману: его II,58-метровый катамаран «Толеман Гроуп» был просто сокрушен волнами, обрушившимися на палубу; по той же причине сошел с дистанции и новый катамаран (класс II) «Аваглайд». С лопнувшим гребным валом закончил гонку итальянский катер «Эго» (класс I). Удары о волну были такими, что на катамаране «Голдраш» сломалось кормовое крыло для аэродинамической разгрузки, установленное перед самым стартом; скорость его сразу же резко снизилась.
Впервые после 1968 г., когда была учреждена отдельная гонка вокруг о-ва Уайт, ее участники стартовали вместе с теми, кто оспаривал трофеи К-Т-К. Как только прозвучал стартовый выстрел, чуть ли не все 42 водителя дали полный газ и повели гонку на слишком высокой скорости; казалось, они все забыли об осторожности, о том, что впереди верных два часа тяжелого хода по волнам.
В результате уже после первого поворотного знака — всего в 7,4 км от линии старта флот катеров стал быстро редеть. Так, вышла из игры — остановилась из-за поломок в двигателях — очень хорошо начавшая гонку итальянская «Пантера», оснащенная тремя подвесными моторами (неделей раньше Томмасо де Симоне одержал на ней победу в гонке «Нидлесс»). Один за другим катера сходили с дистанции.
Гораздо лучше, чем суда класса III, показали себя в бурном море, а ветер свежел все больше, каютные катера класса «Крейсер», развивающие существенно меньшую скорость. Их опытные водители вели гонку, как обычный морской переход, не стараясь во что бы то ни стало выжать максимум скорости. В результате пять из восьми катеров, которым удалось замкнуть кольцо вокруг о-ва Уайт, оказались именно «Крейсерами». То, что они смогли опередить мощные и, во всяком случае, более внушительные катера OP-III, послужило хорошей рекламой выпускающим «Крейсера» фирмам, а также убедило многих потенциальных покупателей в достаточно высокой мореходности и надежности подобных менее дорогих и эффектных судов. Лишь на нескольких «Крейсерах» причиной схода с дистанции стали неисправности механической части или поломки корпусов; в основном же они прекращали гонку из-за вызванного качкой и ударами волн плохого самочувствия экипажей (многие из них были семейными..
Джон Кларк на катере «Кларк Гроуп Рэйсинг» (класс III) возглавлял оставшиеся на трассе экипажи почти до самого финиша, однако титанические его усилия оказались напрасными. Во-первых, в спешке один из поворотных знаков он обогнул не так, как предписывала гоночная инструкция (не тем бортом), и был дисквалифицирован. А во-вторых, Питер Блумфелд — один из старейших английских гонщиков в классе III, шедший на катамаране «Побджой Минт Ту» по пятам за Кларком, на последней полумиле его обошел: «Кларк Гроуп Рейсинг» на считанные секунды снизил скорость из-за мелких неполадок в двигателях. Второе место занял Майк Ллойд на «Крейсере» фирмы «Файрлайн» с двигателем «Вольво-Пента», третье — Майк Джонс на катере класса IIIC (рабочий объем двигателя до 2 л) с подвесными моторами «Меркюри».