Главное из них — гонки на приз «Золотой винт», учрежденный редакцией, привлекло на этот раз 54 экипажа, которые представляли 19 предприятий, выпускающих лодки и подвесные моторы. Другой вид соревнований, в котором имели возможность выступить заводчане,— ралли «Море-82», проводившееся в Пярнуском заливе на 172-километровой трассе согласно Положению, разработанному Эстонской Федерацией водно-моторного ралли.
Третьими были традиционные гонки сборных команд городов на спортивных мотолодках классов SB и SC на приз «Спорт», четвертыми— гонки команд клубов водно-моторного туризма, кооперативных стоянок и заводских экипажей на приз «Балтияс Дзинтарс», учрежденный рыболовецким колхозом «Большевик». И, наконец, пятым соревнованием стало первенство спортсменов военно-морского флота по водно-моторному спорту, которое украсило наши соревнования участием в них самых быстроходных гоночных судов — скутеров и глиссеров. Это первенство по времени проведения совпало с розыгрышем приза, учрежденного редакцией «КиЯ».
В прошлом году сильные западные ветра, устойчиво дувшие в течение недели, помешали провести маршрутную 119-километровую гонку в заливе. На этот раз условия, казалось, благоприятствовали выходу в море. Сильный и холодный ветер северных направлений дул с берега и потому не мог поднять на намеченной трассе волну более полуметра. Однако накануне гонки, когда стал известен прогноз погоды, предсказывающий усиление ветра до 15—17 м/с, представители команд не без длительных дебатов приняли все же решение проводить маршрутную гонку по реке на запасной трассе, состоящей из четырех кругов.
Поскольку в маршрутной гонке стартуют как участники розыгрыша «Золотого винта», так и «Балтияс Дзинтарс», на трассу вышло 115 мотолодок. Разделенные на четыре группы, в зависимости от объема двигателя, они стартовали достаточно кучно, практически без опозданий на стартовый створ. Наиболее многочисленным оказался класс Т-500 — 18 судов, среди них было 3 экспериментальные модели, специально подготовленные к соревнованиям.
В классе двухмоторных мотолодок Т-1000 SF (самостоятельной постройки) абсолютную победу — уже не в первый раз в гонках на приз «Балтияс Дзинтарс» — одержали рижане Н. Слетин и В. Логвин. Управляемая ими мотолодка «Викинг» в маршрутной гонке развила среднюю скорость 61,32 км/ч. Другой «Викинг», управляемый Е. Слетиным и У. Миглансом, финишировал вторым (59,65 км/ч). (Напомним, что описание этой пластмассовой мотолодки, имеющей обводы типа «глубокое V» с гидролыжей и продольными реданами, опубликовано в сборник №85.) В этом году лодки лидеров отличались более удачным сочетанием глиссирующих элементов и тщательным подбором гребных винтов.
Среди серийных мотолодок первым маршрутную гонку закончил «Крым-3», на котором выступали А. Воеводкин и В. Разорвин, также неоднократные победители наших соревнований, представлявшие Пермское ПО «Моторостроитель» им. Я. М. Свердлова. Средняя скорость их мотолодки, оснащенной двумя 30-сильными «Вихрями», составляла 57,70 км/ч (без учета гандикапа). Завоевав победу и в последующей 5-мильной гонке, этот экипаж вновь стал абсолютным победителем соревнований.
В классе Т-700 с первых секунд после старта маршрутную гонку повел экипаж Московского машиностроительного ПО «Красный Октябрь» в составе О. Хрусталев — В. Стрельцов на «Нептуне-3» с двумя фирменными «Нептунами-23». Их ближайшим соперникам с Сосновского судостроительного завода — изготовителям лодок «Нептун-3» пришлось довольствоваться вторым и третьим местами как в этой, так и в 5-мильной гонке, хотя сочетание лодок и моторов обеих команд было одинаковое.
В 500-кубовом классе среди судов серийной постройки первой финишировала «Обь» (52,63 км/ч), которой управляли пермские моторостроители ЮГ Крыночкин и С. Борисов, В этом классе среди первой половины финишировавших судов оказались экспериментальные лодки «Кама-2», «Вятка» и «Обь-3», конструкция которых была разработана в инициативном порядке работниками Пермского судостроительного завода «Кама», Сосновского судостроительного завода и Новосибирского авиазавода им. В. П. Чкалова. (Более подробно с этими лодками, так же как с другими новинками техники, представленными на XVI соревнованиях, читатели журнала смогут ознакомиться в следующем номере.)
В классе Т-350 борьба за первенство проходила между спортсменами из Калининграда,, представителями Московского машиностроительного ПО «Красный Октябрь» и Ярославского ПО «Ярославрезинотехника». На предыдущих соревнованиях ярославцы, выступавшие на надувной мотолодке «Орион-25» с жестким днищем из стеклопластика, доказали, что они могут успешно конкурировать с экипажами, управляющими судами с металлическими и пластмассовыми корпусами. Постоянно совершенствуя конструкцию лодок (на последней модели появилась центральная гидролыжа), они смогли добиться замечательного успеха— завоевать третье место в абсолютном зачете.
Острая и напряженная борьба развернулась между машиностроителями с «Красного Октября» С. Гусевым и А. Юркиным и калининградцами В. Бочковым и О. Шумаковым. Победу в маршрутной гонке, результат которой шел в зачет и на «Золотой винт», и на «Балтияс Дзинтарс», одержали калининградцы. Но позже — после 5-мильной гонки по круговой трассе — техническая комиссия обнаружила, что они отполировали перед соревнованиями подводную часть мотора, а затем покрыли ее краской. В гонках, где имеет значение каждая доля секунды, это дает заметные преимущества; об этом, конечно, знали и спортсмены, нарушившие правила соревнований. В результате их дисквалификации абсолютными победителями в классе стали С, Гусев и А. Юркин.
В классе Т-250, как и в прошлые годы, вне конкуренции был разборный секционный «Автобот». Несколько лет назад редакция, желая стимулировать проектирование и производство наиболее дешевых и экономичных мотолодок «младших» классов (Т-175 и Т-250), приняла решение включать в командный зачет результаты экспериментальных мотолодок, изготовленных из того же материала, из которого планируется строить серийные суда этого типа. Наиболее показательными в этом отношении оказались выступления в классе Т-175 спортсменов Тюменского и Херсонского судостроительных заводов; В. Плотникова на «Ерше» и А. Булычева на «Бакае». Их гребно-моторным лодкам, рассчитанным явно не на покорение больших дистанций на предельных скоростях, пришлось на равных тягаться с глиссирующей мотолодкой «Пчелка» Ленинградского экспериментального завода спортивного судостроения.
Примерно такая же картина, наблюдалась и в гонках судов со стационарными двигателями, где наравне с несколькими моделями катеров, предназначенных для продажи населению, участвовали буксировщик воднолыжников «Борей» (см. сборник №97) и катер «С-55» для обслуживания соревнований по водным видам спорта. Эти два катера, оснащенные двигателями «М8ЧСПУ-100» мощностью по 100 л. с., по энерговооруженности значительно превышали выступающие в одной группе с ними катера «Амур-3» и водометный вариант «Амура» — «Восток». Как нередко бывает в водно-моторных марафонах, неполадки в работе механической установки внесли поправки в результаты соревнований: на лидирующем в маршрутной гонке катере «С-55» «вскипел» водо-водяной холодильник, в итоге катер был вынужден вернуться в лагерь.
Самое крупное и тяжелое судно из представленных на гонках — катер «ЛМ4-87МК», управляемый опытными спортсменами Свирской судоверфи А. Барышниковым, Л. Федоровым и Э. Баклановым, на поворотах вокруг буев явно проигрывал, зато на прямой брал реванш, победив в маршрутной гонке катера «Борей», «Восток» и «Амур-3». Несмотря на значительно меньшую мощность.
«Восток» и «Амур-3» прошли всю дистанцию стабильно, лишь немного отстав от лидеров, и без неполадок в механической установке. Это — лишнее свидетельство возросшей надежности серийных катеров, предлагаемых промышленностью для продажи населению.
Вторая зачетная гонка на приз «Золотой винт» проводилась по круговой 5-мильной дистанции, размеченной четырьмя буями. В классе Т-350 экипаж ярославского «Ориона-25» занял второе место и тем самым обеспечил команде высокое пятое место в общем зачете «Обь» с Ю. Крыночкиным и С. Борисовым, лидировавшая в классе Т-500 на крутом вираже черпнула подмо-торным рецессом воды, мотор «закапризничал», однако даже «баранка» в этом заезде не смогла отодвинуть этот экипаж в итоговой таблице ниже третьей строки. Не повлияло это и на командный результат — спортсмены ПО «Моторостроитель» вновь завоевали «Золотой винт».
В водно-моторном ралли стартовали 35 мотолодок и три катера. Спортсменам предстояло пройти по заранее проложенному по карте пути, минуя пять контрольных пунктов; между тремя из этих пунктов необходимо было выдержать заданный режим движения; а между двумя — пройти с максимальной скоростью. Кроме того, требовалось выполнить дополнительные задания по определению их местоположения по карте, ориентированию по компасу, спидометру и часам.
Погода благоприятствовала успешному проведению ралли; дул ровный северо-западный ветер с берега, но по выходе из-за острова Манилайд лодкам пришлось встретиться с неприятной встречной волной.
С наименьшим числом штрафных очков дистанцию ралли преодолела команда СТК «Ляане Калур» из г. Хаапсалу (полная команда состояла из четырех мотолодок классов Т-350, Т-500, Т-700 и Т-1000). Второе место заняла сборная г. Алитус Литовской ССР, третье — спортсмены завода «Кама». По общему мнению всех участников, водно-моторные ралли по сравнению с маршрутной гонкой позволяют гораздо, более объективно оценить качество судов и мастерство их экипажей.
Среди различных демонстрационных заездов состоялась и гонка лодок на веслах (дистанция 310 м), победу в которой одержал А. Маев-ский (Черноморский судостроительный завод). На гребно-парусной лодке типа «Пеликан» из легкого сплава он показал среднюю скорость 7,2 км/ч.
В соревнованиях на приз «Спорт» приняли участие шесть сборных команд городов. Порывистый ветер, дувший вдоль трассы, стал серьезным испытанием мастерства спортсменов и качества техники.
Отлично провел первый заезд серии 3X5 миль в юношеском классе SB куйбышевец к. м. с. Р. Исайчев — все три круга четырехбуйной трассы он лидировал. Он же вырвался вперед и во втором заезде, но не учел силы встречного ветра: его мотолодка взлетает в воздух и спортсмен оказывается в воде. Победителем в этом и следующем заезде оказывается ленинградец к. м. с. А. Алексеев, которому, однако, пришлось довольствоваться только третьим местом, так как в первой гонке он не финишировал. А абсолютным победителем соревнований в этом классе стал второразрядник Арт Раудва — сын известного гонщика Алдура Раудвы из Тарту.
В классе SB среди взрослых спортсменов основная борьба разгорелась между м. с, м. к. А. Берницыным, выступавшим на мотолодке с мотором «Привет-22», и молодым м, с. из Тарту Ю. Пывватом. Эстонский спортсмен на финише первого заезда на корпус обогнал члена сборной , страны, дав понять, что А. Берницыну предстоит бороться за победу с полной отдачей. Большой опыт ленинградца, отличная отлаженность техники позволили А. Берницыну взять реванш в двух других гонках серии и одержать победу в 10-мильной гонке.
В заездах мотолодок класса SC встретились постоянные соперники — члены сборной команды страны тартусец м. с. м. к. Алдур Раудва и м.с. Михаил Зайчиков из Куйбышева. Все шансы подтвердить звание неоднократного абсолютного победителя соревнований на приз «КиЯ» были у А. Раудвы — его лодка особенно хороша в ветреную погоду и скорость ее не зависит от того, идет ли она против ветра или по ветру. Тем более, что мотолодка М. Зайчикова рассчитана на спокойную воду и на ходу против ветра проявляет тенденцию к «подлету».
Однако в первом заезде неожиданно для всех в борьбу именитых спортсменов вмешался ленинградец м. с. В. Осипов. Он очень напористо провел гонку и выиграл ее. А. Раудва финишировал вторым, М. Зайчиков — третьим. Такое начало соревнований, безусловно, заставило внимательно «опекать» молодого спортсмена в последующих заездах.
Второй заезд прошел в упорной борьбе А. Раудвы с М. Зайчиковым. На участках с попутным ветром вперед уходил куйбышевский спортсмен, против ветра впереди оказывался А. Раудва, который и выиграл гонку. В завершающей гонке серии А. Раудву подводит техника — обламываются от вибрации оба низковольтных провода системы зажигания. Вплотную за М. Зайчиковым финиширует и В. Осипов.
Судьба звания абсолютного победителя соревнований должна была решиться между этими спортсменами в 10-мильной гонке, так как A. Раудва на ее старт не вышел. В трудной борьбе и с минимальным преимуществом в скорости (79,58 км/ч против 79,23 км/ч у B. Осипова) победил М. Зайчиков.
Гонки на приз «Балтияс Дзинтарс» проходили в напряженной борьбе между спортсменами из Лиепаи, выставившими 5 полных команд (а классах Т-350, -500 и -1000), и командами заводов и клубов.
После финиша маршрутной гонки определился соперник лиепайчан — команда Пермского ПО «Моторостроитель». В классе Т-1000 победу одержали пермяки А. Шаламов и А. Жиряков, выступавшие на мотолодке «Гамма». Согласно техническим условиям на поставку мотолодки, ограничивающим максимальную мощность моторов 50 л. с., этот экипаж в помощь «Вихрю-30» повесил на транце 20-сильный мотор.
Пермские спортсмены В. Леденцов и В. Миков финишировали первыми в маршрутной гонке и в классе Т-350, опередив опытных гонщиков из «Большевика» В. Михайлова и Д. Киепе. К слову сказать, этот экипаж из Лиепаи внес наибольшее количество зачетных очков в копилку своей команды, выиграв две короткие гонки на 5-мильной дистанции. Однако и в этих гонках пермяки не намного уступили: они дважды финишировали вторыми и принесли команде всего на 10 очков меньше. Итак, пермские моторостроители одержали заслуженную победу в этом соревновании, во второй раз завоевав «Янтарь Балтики» и «Золотой винт».
Результаты соревнования «Золотой винт»
Командные результаты: 1 — Пермское ПО «Мотостроитель» им. Я. М. Свердлова; 2 — Куйбышевское моторостроительное ПО им. М. В. Фрунзе; 3 — г. Калининград; 4 — Московское машиностроительное ПО «Красный Октябрь»; 5 — ПО «Ярославрезинотехиика»; 6 — Сосиовский судостроительный завод.
Абсолютные побелите ли в классах: Т-175 — М. Вороненко, ЛЭЗСС; Т-250 — к. м. с. В. Цыплухин, г. Калининград; Т-350 — м. с. С. Гусев, м. с. А. Юркин, ММПО «Красный Октябрь»; Т-500 — м. с. М. Зайчиков, м. с. В. Керженков, КМ ПО им. М. В. Фрунзе; Т-700 — м. с. О. Хрусталев, к. м. с. В. Стрельцов, ММПО «Красный Октябрь»; Т-1000 — м. с. A. Воеводкин, м. с. В. Разорвии, ППО «Моторостроитель»; катера — м. с. м. к, B. Звездин, Н. Миронов, ЛЭЗСС.
Результаты соревнования «Спорт»
Командные результаты: 1 — Тарту (сумма скоростей — 919,32 км/ч); 2 — Ленинград (805,20); 3 — Куйбышев (773,88); 4 — Лиепая, p/к «Большевик» (434,68); 5— Алитус (357,89); 6 — Пяриу (302,60).
Абсолютные победители в классах: SB юноши — II р, А. Раудва, Тарту, 184,32 (62,08); SB — м. с. м. к. А. Берницыи, Ленинград, 279,09 (73,82); SC — м. с. М. Зайчиков, Куйбышев, 294',58 (79.58).
Результаты соревнования «Балтияс Дзинтарс»
Командные результаты: 1 — ППО «Моторостроитель» им. Я. М. Свердлова 570 очков; 2 — Лиепая, р/к «Большевик», 366; 3 — Рига, клуб «Нептун», I к 3571 4 — Калининград (команда города), 339; 5 — Пермский судостроительный 3-д «Кама», 274; 6 — Лиепая, Галантерейный комбинат «Лаума», 243.
Абсолютные победители в классах: Т-350 — I р. В. Леденцов, I р. В. Миков, ППО «Моторостроитель»: Т-500 — м. с. Г. Вирга, к. м с Э. Вирга, Молкомбинат, Лиепая; Т-1000 (серийные) — м. с. А. Шаламов. м. с. А Жиряков, ППО «Моторостроитель»; T-1000 SF (самостоятельной постройки) — к. м. с. Н. Слетин, I р. В. Логвин, Рига, клуб «Нептун».
Результаты соревнования «Ралли-82»
Командные результаты: 1 — СТК «Ляане Калур», Хаапсалу (1238 штрафных очков); 2 — г. Алитус (9107); 3 — ПСЗ «Кама» (13 222).
Победители в классах: Т-350 — А- Вийль. П. Нууди, СТК Хаапсалу. Т-5000 — Л. Талвет, Ю. Пуусеп, СТК Таллии; Т-700 — В. Клепинков В. Кондратьев, Ленинград; Т-1000 — Ю. Емельянов, Н. Ермилов, Ленинград; катеpa — Д. Барышников; Л. Федоров; Э. Бакланов, Свирская судоверфь.