Федерацией парусного спорта Франции учрежден «Кубок мира по парусу», который ежегодно разыгрывается в каждом олимпийском классе судов по системе, принятой в чемпионате Европы по океанским водно-моторным гонкам: по сумме результатов, показанных ведущими спортсменами в ряде зачетных соревнований.
В число зачетных гонок «Кубка мира» включены крупнейшие международные регаты (например, ежегодно проводящиеся в Киле, Уэймуте, Йере), европейские и мировые чемпионаты, предолимпийские регаты и некоторые другие соревнования. В зависимости от представительности эти соревнования разделены на две группы: первая — (А) — с участием более 30 экипажей, представляющих не менее 8 стран, и вторая (В) — с меньшим числом участников. За места, занятые в этих соревнованиях, присуждаются: по группе А — победителю 10 очков, за 2-е место — 7, 3-е — 5, 4-е — 4; по группе В — победителю 5 очков и далее соответственно 3, 2, 1 очко.
Дополнительно ведется зачет на звание лучшей национальной команды. В 1981 г. этот почетный титул завоевали спортсмены ФРГ, которые в зачете «Кубка» по всем шести классам заняли 2 первых места, 2 вторых, 1 третье и 1 четвертое. Самого большого успеха среди них добился экипаж «звездника» А. Хагена — 21-летнего яхтсмена, всего четвертый год выступающего в этом классе (до того он гонялся на швертботе «ОК»). Победы в европейском чемпионате и в мировом первенстве позволили ему стать обладателем «Кубка» с убедительным преимуществом (25 очков против 12 у американца Б. Бьюхана и 11 у испанца А. Горостегю).
В классе «Летучий Голландец» третий год подряд сильнейшими оказываются спортсмены из ФРГ братья Йорг и Экарт Диш (хотя на чемпионате мира 1981 г. они и уступили победу своим коллегам по команде братьям Батцил, занявшим по сумме результатов за год второе место). Третье место в этом классе у А. Абаскала (Испания), четвертое — у Г. Хаазе (ГДР).
В классе «Финн» обладателем «Кубка мира» стал 22-летний датчанин Д. Хьортнес, всего третий сезон выступающий на олимпийской одиночке. Он был непобедим на всех крупнейших соревнованиях года, кроме гонок на Золотой Кубок, где занял второе место. Золотой Кубок 1981 г. выиграл спортсмен из ФРГ В. Герц, который, заняв второе место на Кильской регате, стал вторым и в зачете «Кубка». Испанец И. Бланко — обладатель «Кубка мира-80», на этот раз вынужден был довольствоваться лишь третьим местом. Нужно оговориться, что распределение мест среди «финнистов» в 1981 г. не отражало истинного соотношения сил в этом классе, так как ряд известных американских спортсменов в европейских регатах не принимал участия.
Очень тесно расположились призеры в классе швертботов «470». Ставший победителем итальянец Чеффи по Сумме результатов только на 1 очко опередил своего главного конкурента — француза Левайана, которому в свою очередь всего 2 очка проиграл третий призер «Кубка» — Г. Боровски из ФРГ.
Спортсменом года на яхтах «Солинг» стал англичанин К. Лоу, опередивший второго призера — Э. Рихтера (ГДР) на 4 очка; на третьем месте — В. Кувайде (ФРГ).
На катамаранах «Торнадо» лучший результат у американца Р. Смита, который выиграл предолимпийскую регату и чемпионат мира. За ним следует Г. Нойхан из ФРГ.
Третье место — с минимальным отставанием от Нойхана — разделили два наших экипажа: В. Потапова и Я. Кливера.
Как можно судить по результатам зачета на «Кубок мира», нашим спортсменам нужно приложить еще немало труда, чтобы занять подобающее место на парусном Олимпе. Примечательно, что большую часть сильнейших гонщиков мира составила молодежь. В этом, безусловно, отразилась тенденция олимпийского парусного спорта к атлетизму: управление судами олимпийских классов предъявляет особо высокие требования к физической подготовке спортсменов. С этой точки зрения, наши тренеры, очевидно, делают правильно, беря решительный курс на пополнение сборной молодыми талантливыми спортсменами.