За двадцать пять лет многое изменилось в парусном спорте. Яхты стали строить из новых материалов и большими сериями, причем их изготовители, ограниченные жесткими требованиями, смогли более строго выдерживать монотипность яхт одного класса. Все это привело к тому, что внутри каждого класса появилось большое число судов, обладающих практически одинаковыми ходовыми качествами. И, как следствие, повысилась роль техники управления яхтой в любую погоду и на всем протяжении гонки. Стала неуклонно расти роль тактической и физической подготовки спортсменов, что неизбежно повлекло за собой массовое омоложение олимпийского паруса. Эта тенденция продолжает развиваться. И сейчас уже не секрет, что членами нашей Олимпийской сборной 1984 г. в основном будут представители нового — уже четвертого поколения яхтсменов. Борьба за эти места в сборной уже началась. Ее важнейшими этапами будут Всесоюзные молодежные игры этого года и Спартакиада народов СССР 1983 г., проверка сил на международных соревнованиях и чемпионатах различного уровня.
Первый послеолимпийский 1981 год явился широким смотром резервов отечественного парусного спорта, поиском новых талантов — будущих олимпийских звезд. Эти поиски велись в соревнованиях, проводившихся на значительно более высоком уровне, чем это было до Олимпиады-80. Начала приносить свои плоды — в масштабе всей страны — огромная работа Всесоюзной судейской коллегии, проделанная по подготовке судейского аппарата для Олимпийской регаты. Шире стало использоваться самое совершенное техническое обеспечение соревнований.
Отечественный спортивный флот пополнился достаточно большим числом современных яхт различных классов как зарубежной постройки, так и построенных специально к Олимпиаде-80 на Таллинской экспериментальной верфи спортивного судостроения. Это дало возможность обеспечить высококачественной материальной частью молодые перспективные экипажи и рулевых, которые смогли на равных вести соревнования с признанными асами.
Первой массовой пробой сил минувшего года явились соревнования на приз газеты «Слава Севастополя», проводившиеся, по традиции, в апреле на Черном море. Широкий диапазон метеорологических условий — от слабого до довольно сильного ветра — позволил гонщикам всесторонне раскрыть свои способности. В отсутствие первых номеров нашей сборной, которые в это время выступали за рубежом, борьбу за первенство повело сразу большое число спортсменов.
Состав некоторых экипажей отражал уже наметившиеся на предолимпийский цикл изменения. Например, в классе «Звездный» появился новый экипаж, возглавляемый участником двух олимпиад на швертботах «Финн» Андреем Балашовым — по нынешним меркам уже ветераном парусного спорта (ему 36 лет). Вместе с Николаем Борячкиным (25 лет) — бывшим чемпионом Европы в классе «470» — они заняли второе место после А. Волмера и Н. Полякова.
В классе «Солинг» для Б. Будникова навигация завершала его карьеру гонщика — он перешел на тренерскую работу. На лидерство в различных соревнованиях среди «Солиигов» претендовали несколько экипажей — О. Сполана (БССР), К. Максимова (РСФСР), Е. Кудрявцева (Арм. ССР); пробовали свои силы в новом для них классе известные «финнисты» А. Кеэп (Эст. ССР) и Б. Захаров (Ленинград). Трудно пока отдать кому-нибудь из них предпочтение.
Практически такая же картина — острая борьба, но без явного лидера — наблюдалась и в гонках на «Финнах». Видимо, в этом атлетическом классе слово за молодежью 1959—1962 гг. рождения, за такими перспективными яхтсменами, как О. Хоперский, Н. Сухоруков, А. Никандров.
«Летучий Голландец» по окончании сезона также остался без своего бессменного лидера В. Леоньтьева и его сильного соперника В. Гусенко, перешедших на тренерско-преподавательскую работу. Экипажи под руководством молодых рулевых были укомплектованы опытными шкотовыми, что обещает быструю стабилизацию результатов в этом классе, где успех во многом зависит от физических данных второго члена экипажа. Хорошие ходовые качества «голландцев» отечественной постройки позволили подготовить полноценный резерв и постоянно подпитывать ведущую группу спортсменов молодежью. Благодаря этому сейчас здесь можно назвать около десятка перспективных экипажей: С. Бородинова, Г. Шайдуко, А. Шпиль-ко, И. Карпака и других.
Информация об изображении
Таллинский залив — известное место проведения крупнейших международных соревнований
В последние годы сборная страны по парусу оказалась полностью укомплектованной спортсменами Вооруженных Сил. И это не удивительно, если учесть, что начало спортивной зрелости приходится на период, когда молодежь проходит военную службу, а для совершенствования спортивного мастерства здесь созданы самые благоприятные условия.
Таллинский залив — известное место проведения крупнейших международных соревнований
Нельзя, однако, сбрасывать со счета и такой резерв для пополнения сборной страны, как профсоюзные коллективы ДСО. Проведенный в Таллине чемпионат профсоюзов по парусному спорту проходил под пристальным вниманием тренеров и руководства парусным спортом. Тем более, что это соревнование, ранее традиционно проводившееся ежегодно, в течение нескольких лет отсутствовало в календаре всесоюзных встреч. И сразу заметим, что не все оказалось столь благоприятным, как ожидали.
Большинство организаций, следуя общей тенденции, постарались «омолодить» свои команды, снабдить их отличной материальной частью, не позаботившись, однако, о тактической и технической подготовке молодых спортсменов. В результате для подавляющего большинства участников чемпионата соревнования свелись к гонке за лидером, когда главную роль играет настройка яхты и техника управления ею. Тактическую борьбу между участниками можно было заметить лишь на старте и у поворотных знаков, причем сводилась она к утверждению своего права дороги, нередко даже ценою потери явно более выгодной позиции. Частые столкновения происходили вследствие невнимательности, из-за неумения быстро и объективно оценить обстановку, принять правильное решение и своевременно его осуществить. Стандартные решения повторялись неоднократно, несмотря на изменение ситуации. Основная масса спортсменов, как можно было сделать вывод, уповала лишь на хорошую материальную часть, попавшую в их руки. Однако для победы в настоящей спортивной борьбе этого явно недостаточно!
Сравнительно бедный арсенал тактических средств ведения гонки проявлялся, например, на лавировке. Преобладали два варианта: упоминавшееся выше следование за лидером либо отдельные выходы почти за пределы дистанции на противоположном галсе. Во втором варианте конкретные условия на дистанции не учитывались; расчет строился, видимо, на случайный заход ветра. А ведь Таллинский залив разнообразен и интересен по своим ветровым условиям и течениям, которые могут заметно различаться в зависимости от генерального направления ветра и его силы. от погоды в прилегающих зонах Финского залива и Балтийского моря. Именно правильным прогнозом, определением направления и силы ветра, учетом течения и волнения отличаются выступления настоящих мастеров!
Все это не могло не сказаться на результатах, которые показали молодые спортсмены. Почти во всех классах оказался лидирующий экипаж, по сумме очков существенно опередивший соперников, занявших второе и третье места (например, в «Солинге» это И. Голубев с 3,0 зачетными очками против 25,4 очков у М. Тирона; в «Летучих Голландцах» — С. Дроботковский с 6,0 очками против 20,1 у А. Евдокимова н т. п.). Некоторые спортсмены удивили судейскую коллегию слабым знанием Правил парусных соревнований в целом и правил расхождения яхт в частности; они подавали необоснованные и неграмотно оформленные протесты, иногда же протесты не подавались, хотя налицо были факты нарушения ППС.
В слабый ветер массовым явлением в классах «Финн» и «Парусная доска» были нарушения пунктов о средствах движения лодки. Применялась «гребля парусом» — пампинг; были и попытки ускорить движение лодки ее ритмичным раскачиванием и одновременной работой рулем. Подобные действия допускаются правилами для выхода яхты на режим серфинга или удержания ее в этом режиме (т. е. скольжения на склоне волны), если высота волны пли сила ветра для этого достаточны. Да и то на одной волне допускается не более трехкратного подбирания и потравливания шкотов любого паруса и резкого движения туловищем членов экипажа вперед или назад («учинга»). В слабый ветер при умелом использовании эти средства позволяют существенно повысить скорость легкой лодки, особенно «парусной доски».
Массовое использование пампинга и учинга на ряде соревнований заставляет обратить на это серьезное внимание как самих спортсменов и тренеров, так и судей. Поучителен в этом отношении случай дисквалификации нашего экипажа в классе «470» на международной Кильской регате, когда спинакер был подобран и потравлен не три, а четыре раза подряд. Эта дисквалификация по рапорту одного из судей, запечатлевших эпизод на пленке видеомагнитофона, стоила нашему экипажу потери призового места!
Приведенных фактов, по нашему мнению, достаточно для того, чтобы сделать вывод о преждевременном решении руководителей ряда профсоюзных спортивных организаций выставить на столь ответственные соревнования недостаточно подготовленных спортсменов. Очевидно, что совершенно необходимо поднять значение и уровень проведения соревнований на местах, надо направлять на всесоюзные гонки уже хорошо «обкатанных» спортсменов. А пока что возможности для отбора резерва сборной из числа профсоюзных гонщиков оказались весьма ограниченными.
Сильнейшие яхтсмены страны в середине навигации смогли помериться силами в соревнованиях на Кубок СССР по парусному спорту, проводившихся в Таллине. Эти гонки сенсации не принесли. Среди 8 «звездников» очередную победу одержал В. Манкин с А. Зыбивым; следующими были экипажи Г. Биганишвили, А. Волмера и С. Крамского. В классе «Солинг» (11 экипажей) победу одержал экипаж Б. Будникова; Е. Кравцов, В. Максимов и О. Сполан завоевали следующие места. Среди 11 «Летучих Голландцев» победил с хорошим отрывом по очкам С. Бородпнов (шкотовый В. Акименко); экппажи Г. Шайдуко и А. Шпилько потеснили опытного В. Леонтьева на четвертое место. В «Торнадо» (11 катамаранов) братья Виктор и Александр Потаповы пропустили вперед экипажи С. Прпймака и Г. Гриценко. В классе «470» три первых места заняли с минимальным отрывом по очкам М. Кудрявцев (34,1), А. Николаев (34,4) и М. Маркин (35). Довольно плотные результаты были и среди занявших первые четыре места «финнистов» (О. Хоперский, С. Хорецкий, А. Никандров, Н. Сухо-Руков).
Чемпионат СССР 1981 г. проводился в конце сентября в Севастополе с отдельным зачетом по группе А для спортсменов, выступающих на материальной части зарубежного производства, и группе Б — для спортсменов на отечественных яхтах.
Гонки проходили преимущественно при слабых ветрах переменных направлений. В последний раз почетный титул чемпиона в «Звездном» классе завоевал В. Манкин, который в новом сезоне 1982 г. будет выступать в основном в роли тренера. В борьбе А. Балашова, А. Волмера, Г. Биганшнвили за лидерство в этом классе будет участвовать и подопечный В. Манкина С. Крамской (1961 г. рождения). Это, пожалуй, самый молодой гонщик в «звездниках», на которые приходят обычно яхтсмены, обретшие достаточный опыт гонок на «Финнах» или других легких судах.
В классе «Солинг» (13 экипажей группы А — все на яхтах канадской фирмы «Эббот» — и 7 в группе Б) чемпионом страны стал экипаж с рулевым Е. Кудрявцевым, представлявший Армянскую ССР. Этот экипаж ни разу не финишировал первым, но в 4 из 7 гонок занял вторые места и смог исключить в качестве своего худшего результата очки за 4-е место в предпоследней гонке. Успешно дебютировал в этом классе эстонский экипаж с рулевым бывшим «финнистом» Ааре Кеэпом, дважды приходивший к финишу первым. Полутора месяцами позже он же занял второе место на Черноморской регате, так что, по всей вероятности, Ааре с помощью своего тренера Александра Чучелова серьезно намеревается освоить «Солинг».
Виктор и Александр Потаповы на этот раз показали, что не собираются сдавать позиций: четыре раза подряд финишировав первыми, они стали чемпионами СССР в классе «Торнадо». Экипаж братьев Георгия и Сергея Кравцовых занял второе место.
В классе «Летучий Голландец» (10 экипажей в группе А и 17 — в Б) на равных боролись только четыре экипажа с рулевыми М. Журбой (Эст. ССР), A. Шпилько (БССР, «Урожай»), И. Карпаком (УССР, «Авангард») и В. Леонтьевым (Арм. ССР, ВС). В. Леонтьева от М. Журбы отделяло всего лишь 4 очка. Победители в группе Б. Н. Ремнев и О. Смирнов из команды Армении заняли общее 7-е место, потеснив четыре экипажа из группы А. Именно в этом классе в последние годы спортсмены группы Б оказывают наиболее сильную конкуренцию ведущим асам, выступающим в группе А. Видимо, сказываются большая свобода, предоставляемая правилами класса в модернизации и настройке яхты, высокое качество изготовления отечественных «Летучих Голландцев» и хорошая подготовленность экипажей.
В классе «470» только 11 экипажей выступали в группе А и 31 в Б — в основном на швертботах постройки ТЭВСС. Чемпионами стали М. Кудрявцев и B. Коваленко (РСФСР), а воспитанники ДСО «Труд» из Ростова-на-Дону А. Чурочкин и А. Баранов, занявшие общее 9-е место, оказались сильнейшими в группе Б; это — самый молодой экипаж среди победителей и призеров (1964 и 1965 гг. рождения). Дважды они финишировали четвертыми и в итоге смогли опередить три экипажа группы А.
В самом многочисленном на чемпионате классе «Финн» (17 участников в группе А и 45 — в Б) победил С. Хорецкий (БССР), четыре раза приходивший к финишу первым. Гонки в группе Б выиграл ленинградец В. Волков, занявший в общем зачете 8-е место. В итоговой таблице результатов среди спортсменов группы А оказались также С. Пичугин (УССР) и А. Заботин.
Столь высокие места победителей группы Б и их победы над спортсменами группы А в классах «470» и «Финн» прежде всего объясняются тем, что они участвовали в гонках на яхтах олимпийского заказа, изготовленных в Таллине. Это еще раз показывает, что наши верфи могут выпускать суда, не уступающие по своим качествам лучшим зарубежным яхтам, но для этого необходимы качественные материалы, дельные вещи, рангоут, парусные ткани и, конечно, немного больше тщательности в постройке, чем это имеет место при серийном выпуске лодок. К сожалению, на таллинских «Финнах», выпущенных после Олимпиады, вновь появились деревянные мачты и лавсановые паруса, а недостаточно жесткие корпуса дают трудно устранимую течь в районе швертового колодца. Так что расчеты на пополнение рядов спортсменов высокой квалификации спортсменами из группы Б, не обладающими качественной материальной частью, могут не оправдаться.
Результаты чемпионата страны по парусному спорту 1981 г.
Класс «Финн»: гр. А — С. Хорецкий; 11,4 очка (места в гонках 1, 1, 7, 3, 3, 1, 1); гр, Б — В. Волков; 90,7 (4, 8, 18, 16, 6, 15, S).
«470»: гр. А — М. Кудрявцев, В. Коваленко; РСФСР, ВС; 11,7 (1, 1, 2, 3, 1, 2, н/у); гр. Б — А. Чурочкин, А. Баранов; РСФСР, «Труд»; 94 (4, 15, 4, 23, 12, 19, 8).
«Летучий Голландец»: гр. А — М. Журба, Г. Селедцов; Эст. ССР, ВС; 23,1 (3, 1, 3, 2, 2, 3, 3); гр. Б — Н. Ремнев, О. Смирнов; Арм, ССР, ВС; 76,1 (10, 9, 6, 6, 6, 5, 10).
«Торнадо»: гр. А — В. Потапов, А. Потапов- РСФСР, ВС; 18,7 (1, 1, 7, 7, 3, 1, 1); гр. Б — С. Нелюба, А. Носов; УССР; «Авангард»; 92 (7, 7, 10, 11, 9, 13, 12).
«Звездный»: Гр. А — В. Манкин, А. Зыбин; УССР, ВС; 20,7 (1, 6, 2, 2, 1, 2, н/у).
«Солинг»: гр. А — Е. Кудрявцев, С. Конов, И. Колесников; Арм. ССР, ВС; 25, 7 (2, 2, 2, 2, 7, 4, 3); гр. Б — О. Земченко, А. Юсупов, В. Тарасов; РСФСР, «Труд»; 117 (13, н/ф, 15, 14, 17, 9, 13).