Количество крейсерских яхт, тем не менее, продолжает прогрессивно увеличиваться. Кроме продукции верфей, ежегодно на воду выходят парусники любительской постройки. Естественно, оказавшись на одной акватории, экипажи не прочь помериться Друг с другом мастерством, испытать техническое совершенство своих судов. Это стремление, однако, тоже редко находит поддержку у местных спортивных организаций, потому что планами такие гонки не предусмотрены, а к отчетам ничего не прибавляют.
Вопрос о крейсерских гонках, о дальних спортивных плаваниях под парусом редакция предполагает обсудить в последующих номерах журнала. Ниже публикуются два сообщения о проведении соревнований на крейсерских яхтах минимальных размерений. Возможно, в популяризации именно этих классов судов — сравнительно недорогих и по-настоящему спортивных кроется одно из решений проблемы.
Малый кубок Черного моря
Открытое первенство Черноморского яхт-клуба 1981 г. среди яхт IV—VI групп IOR (так называемый «Малый кубок Черного моря») проводилось уже в 7-й раз в северо-западной части Черного моря и, по существу, явилось официальным первенством УССР среди наиболее популярных в республике малых крейсерских яхт парусностью до 40 м2 с экипажем 3—5 человек. В гонках приняло участие 26 яхт, среди которых наряду с серийными судами польской и отечественной постройки было семь самодельных: одна металлическая яхта «Лада» и шесть перестроенных из яхт гоночного класса «5,5».
В соревнованиях приняли участие спортсмены из шести городов республики. Среди них было шесть мастеров спорта п десять кандидатов в мастера. Большая часть рулевых имела квалификацию яхтенного капитана. Регламент соревнований предусматривал проведение двух гонок протяженностью 200 миль и одной — протяженностью 100 миль. Дистанция была проложена по маршруту Одесса — о-в Березань — устье Днестровского лимана — Одесса. В зависимости от ветровых условий яхты проходили дистанцию либо по часовой стрелке, либо против, причем в первой и во второй гонках дважды.
Маршрут гонок проходил и рядом с рейдовыми стоянками Ильичевска, Одессы и Грпгорьевки, и р-не видимости берега, что требовало от рулевых повышенного внимания и отличного знания МППСС—72, хорошей штурманской подготовки.
Первая гонка изобиловала изнурительными штилями, растянувшими ее на 65 часов. 15 яхт сошло с дистанции, а 3 из оставшихся ночью обогнули по ошибке Дцестровско-Цареградский буй, находящийся в 7 милях до поворотного знака, и были дисквалифицированы.
Вторая 200-мильная гонка началась лавировкой при ветре 12— 15 м/сек. К концу первого круга ветер усилился до 20 м/сек и разогнал волну высотой до 1,5—2,0 м. Тяжелые погодные условия этой гонки оказались многим экипажам не под силу, 6 яхт сошло с дистанции.
Старт третьей 100-милыюй гонки был дан при ветре 12—15 м/сек от северо-запада, который, оставаясь приблизительно постоянным по силе, все время менял направление. Начав гонку в лавировку, яхты практически по всей дистанции шли крутыми курсами. В этой гонке, в отличие от предыдущих, финишировали все стартовавшие яхты.
Общая протяженность гонок — 500 миль, с короткими 12—14-часовыми перерывами предъявила очень жесткие требования к физической подготовке участников.
Анализ результатов соревновании за 7 лет показывает, что фактическое время прохождения дистанции яхтами IV—VI группы IOR мало отличается. Победителями отдельных гонок были яхты IV группы, «Конрады» и даже «Фолькботы». Учет гандикапа (гоночного балла) изменял результат незначительно. Вполне оправдано на этих соревнованиях и, на наш взгляд, целесообразно объединение яхт IV—VI групп IOR в одну стартовую группу.
Победителями соревнований стали:
в общем зачете и среди яхт «Конрад-24» экипаж «Айсберга» из Днепропетровска (капитан В. Коробов); на «Нефритах» — экипаж «Бригантины» из Одессы (капитан А. Ивченко), па «четвертьтонниках» — экипаж «Аиды» из Николаева (капитан А. Супруненко), в группах IV—VI IOR экипаж «Садко» (типа «Конрад-30») из Одессы (капитан К. Прохорович).
«Четвертьтонный» и «минитонный» кубки Ленинграда
Идея проведения этих соревнований получила поддержку со стороны рулевых яхт четвертьтонного класса Ленинграда. Очертания предстоящей встречи стали проявляться только после того, как начальник ленинградского яхт-клуба № 55 И. А. Киселев выразил готовность взять под свою опеку ее организацию и техническое обеспечение.
Соревнования были проведены по классической схеме подобных международных регат: три гонки по несколько увеличенной круговой олимпийской дистанции (два треугольника, две петли и прямая), одна малая крейсерская (30 миль) и одна большая (86 миль — для «четвертьтонников» и 50 — для «миннтонников»).
Результаты крейсерских гонок (штрафные очки) пересчитывались с коэффициентом 1,5 для малой и 2,0 — для большой крейсерской гонок. Регламент Кубковой серии гонок нареканий среди участников пе вызвал, другое дело, что техническое обеспечение пе позволило вынести дистанцию в более открытые районы залива.
Соревнования собрали всего девять яхт: шесть польских «четвертьтонников» и три «минитонника» (два однотипных пластмассовых, построенных по проекту И. Сиденко, и один переделанный из «звездника»).
По-видимому, отсутствие какой-либо перспективы на победу заставило, к сожалению, капитанов «четвертьтонников» постройки Таллинской экспериментальной верфи спортивного судостроения отказаться от участия в борьбе за кубок.
Гонки проходили при слабых и умеренных ветрах и выявили интересную особенность нового пока еще для нас крейсерского класса. «Минитонники» на слабых ветрах пе только конкурировали с «четвертьтонниками», но в ряде случаев и показывали лучший ход, однако при умеренном ветре волна постоянно сбивает с курса эти легкие суда.
В целом соревнования проходили в равной и упорной борьбе, но па финише среди первых были одни и те же яхты.
Обладателем кубка «четвертьтонников» стал экипаж яхты «Пионер» типа «Коцрад-24» (капитан А. Скрипкин), кубка «минитонников» — экипаж яхты «Флинт» (А. Табачник).
На приз памяти А. С. Грина
Самым представительным из проведенных у нас соревнований в классе «Виндгляйдер» является состоявшаяся с 8 по 13 октября в Феодосии регата на приз памяти писателя-романтика А. С. Грина.
В солнечный погожий день древний город принимал участников гонок. Под звуки марша и аплодисменты зрителей, заполнивших набережную Десантников, на площадь морского порта вышли 28 команд из 8 союзных республик, 26 городов нашей страны, 12 спортивных обществ и ведомств. Наряду с городами, где традиционно развиваются водные виды спорта, были представители и «сухопутных» Караганды и Еревана; для них участие в этих гонках послужило хорошей школой.
Капитаны команд городов-героев Москвы, Ленинграда, Севастополя, Волгограда, Керчи и Минска подняли флаг соревнований. В сопровождении эскорта виндсерфистов подошла яхта: сошедшая с нее Фрези Грант пронесла вдоль строя спортсменов главный приз регаты. Затем состоялась художественная программа водного праздника: спортсмены детско-юношеской школы поселка Приморский демонстрировали синхронное катание на виндсерферах.
В регате принимали участие 144 человека в возрасте от 12 до 58 лет. Среди 133 мужчин и 11 женщин было 5 мастеров спорта, 42 кандидата в мастера, 52 перворазрядника, 40 спортсменов II разряда и 5 человек без спортивных разрядов. (Забегая вперед, скажем, что по итогам гонок на приз памяти А. С. Грина 8 виндсерфистов выполнили нормы мастера спорта.) Согласно положению гонщики были разбиты на две весовые категории. В первую из них вошло 100 человек (вес до 76 кг), во вторую — 44 (свыше 76 кг).
На всех этапах спортивной борьбы за почетный приз участники соревнований проявили большую волю к победе, выдержку и отличное вождение виндгляйдеров в различных условиях погоды и состояния моря. Если в первых двух гонках дул легкий бриз, который позволил почти всем спортсменам пройти полную олимпийскую дистанцию, то в следующих пяти и особенно в седьмой при штормовом норд-осте высокую волну смогли преодолеть только сильные, опытные, хорошо тренированные гонщики; именно тогда и определились победители.
В общем зачете и в первой весовой категории острая борьба за победу развернулась между 16-летним мастером спорта из Москвы Ф. Рытовым и феодосийцем В. Кабановым, хорошо знающим акваторию гонок и направление ветров в эти осенние дни. Победил Ф. Рытов, 3-е место занял феодосиец В. Ляпко.
Среди спортсменов второй весовой категории 1-е место завоевал к. м. с. из Ленинграда П. Постнов, в общем зачете ему досталось 9-е место. Представитель города Сочи А. Александриди занял 2-е место, И. Буковский из Латвии — 3-е. Среди женщин лучшие результаты были у ленинградки Н. Исуповой.
В командном зачете победу одержала сборная Феодосии в составе: В. Кабанов, В. Ляпко, О. Шестаков, А. Богачев; им был вручен главный приз регаты — взметнувшийся на гребне волны «Виндгляйдер» с барельефом Александра Грина. Их успех не случаен. В этом городе большое внимание уделяется развитию нового вида спорта; в регате на приз памяти А. С. Грина феодосийцы выставили пять команд, три из которых в итоге вошли в первую десятку.
Второе место было у команды колхоза «Падомью» из Латвии, 3-е — у команды «Приморец» из Феодосии. Команда Ленинградского кораблестроительного института вышла на 4-е место.
В заключение следует отметить прекрасную организацию соревнований спортивным комитетом города Феодосии (председатель спорткомитета А. И. Поляков и инструктор В. Д. Дудочкин), участникам соревнований были созданы отличные условия для отдыха, налажено обеспечение катерами и всем судейским инвентарем.
Чемпионаты мира и Европы 1981 г.
Восьмой по счету чемпионат мира по виндсерфингу состоялся в конце октября прошлого года на Окинаве. Несмотря на отдаленность места проведения соревнований, в гонках приняли участие 300 спортсменов, представлявших 20 стран. Почти половину из них — 120 человек — составили европейцы.
Старт первой гонки пришлось перенести на три дня — бушевал жестокий тайфун «Гэйл», скорость ветра при этом достигала 40 м/с. Даже на четвертый день ветер был еще довольно сильный. Немногие виндсерфисты смогли преодолеть всю треугольную дистанцию, но среди них было пять женщин. В группе спортсменов легчайшего веса недосягаемым оказался американец Майк Вальтц (21 год). Уже буквально на финише он опередил своего ближайшего соперника почти на два колена дистанции. Вальтц, чемпион Северной Америки и победитель командного первенства мира по виндсерфингу, одержал победу еще в двух гонках чемпионата. На старт завершающей четвертой оп не вышел, так как уже обеспечил себе чемпионский титул. Второе и третье места в этой группе заняли французы Жан Море и Жиль Калве.
Среди спортсменов легкого и среднего веса борьба развернулась в основном между виндсерфистами Франции, Австралии США, Победу одержали французы Роберт Наги и Фредерик Гаутье. Среди спортсменов тяжелого веса большие шансы на успех были у американца Невина Сойера, однако попытка применить пампинг стоила ему победы в соревнованиях — чемпионом мира стал швед Джонни Мюрин.
Среди женщин лучшей была итальянка Мануэла Масча — прошлогодняя чемпионка мира. Она победила свою основную соперницу — американку Ронду Смит. Третье и четвертое места заняли также итальянские спортсменки.
В IX чемпионате Европы но виндсерфингу, проводившемся в июле прошлого года в Уэймуте (Англия), приняли участие 239 спортсменов. В это число вошли представители 15 стран континента, а также спортсмены из США и Австралии.
Среди 51 женщины убедительную победу одержала 20-летняя француженка Мануэла Гравелин, в четвертый раз ставшая чемпионкой Европы. Среди мужчин в двух из четырех весовых групп чемпионами стали также французы — 16-летний Жиль Калве (легкий вес, группа А) и Жан-Филипп Богосьен (группа В). В группе С сильнейшим был норвежский виндсерфист Ян Уонгард, гонки же среди спортсменов тяжелой весовой группы D выиграл прошлогодний чемпион Европы Томас Шталтмапер (ФРГ).
Погода во время соревнований была типичной для южного побережья Англии — со штилями, туманами и 5—6-балльпьш ветром в двух предпоследних гонках. То небольшое преимущество в скорости, которое давала разница в весе в пределах одной группы, получили более легкие спортсмены. Только «тяжеловесу» Т. Шталтмайеру, выигравшему обе гонки, проводившиеся в свежий ветер, удалось свести па нет запас очков, полученных в предыдущих гонках легчайшим в группе D англичанином Д. Калдуэллом.
В группе В сильнейшим оказался спортсмен из Австралии Джефф Мастерс, титул чемпиона Европы был присужден занявшему второе место Ж.-Ф. Богосьену.
Кроме семи гонок по треугольнику, состоялись соревнования по фигурному виндсерфингу, а также марафонская гонка, которую выиграл норвежец Свен Расмуссен.
Третий по счету чемпионат мира в классе «Виндгляйдер» состоялся в октябре прошлого года на испанском побережье Средиземного моря, вблизи городка Паламос. Помериться силами собралось 176 спортсменов, представлявших более 20 стран мира. На этот раз в чемпионате мира участвовала и советская команда. В ее состав входило 4 человека. Дебют наших виндсерфистов был относительно успешным: москвич Сергей Самокиш занял 16-е место, рижанин Эдгар Терехин — 31-е.
Если характеризовать прошедший чемпионат в целом, прежде всего следует отметить неблагоприятные погодные условия (затяжной штиль, позволивший провести лишь четыре гонки), множество протестов и какую-то нерешительность судей. Зато как порадовали выступления спортсменов, их умение и мастерство!
Среди 83 спортсменов легкой весовой категории (до 77 кг) отличился 19-летний Стефан Ван ден Берг из Нидерландов, Он по праву завоевал титул чемпиона мира, трижды финишировав первым (места по гонкам: 1, 1, 20, 1). На втором месте оказался итальянец Алессандро Мамуса (ДКФ, 3, 3, 4), на третьем — француз Эрве Борде (11, 4, 1, 25).
Французским спортсменам больше повезло в тяжелой весовой категории (74 человека; вес — от 74 кг). Так, по общим результатам гонок первые два места заняли соответственно 21-летний студент Винсент Борде (4, 7, 2, 2) и Патрик Вилье (2, 8, ДКФ, 1). Третьим местом довольствовался (6, 4, 1, 5) знаменитый Томас Шталтмайер из ФРГ — чемпион мира в классе «ОК-динги».
Среди 19 женщин острая спортивная дуэль развернулась между представительницами ФРГ 42-летней Анной-Мари Кольбах и 29-летней Рози Ламмериш-Хойер. Соперницы оказались достойными друг друга, однако победила все же Кольбах: ее места по гонкам 1, 3, 3, 16, у Ламмериш-Хойер — 2, 2, 5, 11. Третье место досталось американке Ненси Джонсон (ДКФ, 9, 2, 1).