Не вдаваясь в подробности, отметим, что после четырех дней чемпионат оказался под угрозой срыва. В оставшиеся дин оргкомитет делал все, чтобы наверстать потерянное «по милости природы» время, и тем не менее к моменту завершающих стартов лед раскис окончательно и гонку тяжелых буеров «С8-Б» пришлось отменить.
По составу участников личный чемпионат этого года практически не отличался от предыдущих.
Как и раньше, самым представительным был класс «DN» (53 буериста), и снова основная борьба велась среди 24 представителей одной и той ,же сильнейшей команды Эстонии. Достаточно сказать, что по итогам встречи первую двадцатку составили 19 эстонских гонщиков и только один представитель другой команды — рижанин Р. Бердаш (10-е место; напомним, на чемпионате 1981 г. он был четвертым). Из 17 ленинградцев лучший был 22-м (годом раньше они занимали 14, 18 и 19-ю строчки итоговой таблицы).
Среди 26 экипажей, гонявшихся на буерах класса «Монотип-XV», подавляющее большинство представляло спортивные флаги Таллина и Ленинграда. Здесь эстонским гонщикам конкуренцию смог составить только ленинградец Б. Хабаров (после третьей гонки он сдал позиции и занял лишь 4-е место); остальные участники заняли места начиная с 9-го. Борьба в этом старейшем буерном классе представляла острую дуэль двух давних соперников — таллинцев П. Журавлева и А. Рауда. Чемпион прошлого года П. Журавлев и на этот раз выступал очень уверенно и победил в этой дуэли с довольно значительным отрывом по очкам (его худшим местом по гонкам было 3-е).
В классе «С8-А» (14 буеров) на протяжении многих лет золото оспаривали ленинградец Н. Красноперое и минчанин В. Васильев. В прошлом году в их борьбу успешно вмешался рнжанин Б. Мясников — он и стал чемпионом 1981 г. Однако в этом году рнжанин выступал очень плохо (последнее место). Борьба за победу между ленинградцем и минчанином носила необычайно острый характер: желание во что бы то ни стало выиграть последний заезд и увеличить разрыв подвело ленинградца он пошел на риск, попал в «двойник» — на участок двухслойного льда — и не смог финишировать.
В гонках буеров с жестким крылом (класс «С8-Б») было всего четыре участника — четыре представителя ленинградской команды.
На чемпионатах мира и Европы погода тоже не раз вносила коррективы в регламент соревнований: буеристам приходилось преодолевать немалые расстояния и даже пересекать государственные границы в поисках подходящих условий для гонок. Однако следует учитывать, что в этих чемпионатах гоняются только буера класса «DN», которые можно перевозить на крыше легкового автомобиля; это, безусловно, упрощает дело!
В этом году выяснение отношений сильнейшими спортсменами мира и континента проводилось на озере Виттензее в ФРГ. Первоначально оба чемпионата, планировалось провести на озере Штайнхудер-Мер, близ г. Ганновера, но из-за плохой дороги пришлось срочно перебазироваться на 300 км севернее. Переезд этот производился в «пожарном порядке» и времени на отдых перед стартами не оставалось (только благодаря полному штилю получился день передышки).
Традиционно сильная сборная Советского Союза была составлена из хорошо известных в буерном мире эстонских гонщиков: Вайко Воеремаа, Мати Куулмана, Тинта Хаагма (все из ДСО «Калев», Таллин) и Кюнно Калька (ДСО «Йыуд»). Основными соперниками наших буеристов — также по традиции — были очень сильные спортсмены из США и ПНР.
Открытый чемпионат Европы собрал 90 участников, среди которых были восемь чемпионов мира предыдущих лет — практически все, за исключением Айна Вильде (СССР) и Тима Вудхауза (США). В первый гоночный день были проведены подряд три заезда, и все три выиграл советский гонщик — Мати Куулман. В последующие дни, однако, ни одной гонки провести так и не удалось из-за неожиданного потепления и безветрия. По результатам единственного гоночного дня (три гонки — минимум, по которому согласно правилам соревнований на буерах класса «DN» можно производить общий зачет) чемпионом Европы стал з. м. с. Мати Куулман.
К началу первенства мира оттепель прекратилась: установилась хорошая буерная погода со слабым (2—4 м/с) ветром. На лед, похожий на зеркало, вышло 97 участников из десяти стран.
С первого же старта основная борьба развернулась между нашими и . американскими буеристами. Спортсмены США гонялись жестко, порой даже грубо нарушая правила. Наши гонщики, памятуя о том, что на предыдущем первенстве мира в столкновениях с заокеанскими буеристами имели поломки, на обострение не пошли.
Чемпионат мира (как, впрочем, и чемпионат Европы) проводился по обычной для подобных соревнований схеме: первые три гонки проходят отдельно — в двух подгруппах, затем сильнейшие из обеих подгрупп собираются в одну финальную группу (по положению — 60 человек) и разыгрывают награды в оставшихся четырех гонках (результаты заездов в подгруппах идут в общий зачет). По результатам предварительного отборочного круга стало ясно, что на призовое место из наших гонщиков может претендовать только В. Вооремаа — самый молодой член сборной, чемпион страны 1981 г. Новый чемпион Европы М. Куулман на первенстве мира выступил слабо — «не попал в настройку» буера и в результате был вынужден довольствоваться 10-м местом. Отрадно то, что по итогам чемпионата в десятку сильнейших буеристов мира вошли все четыре члена нашей сборной.
Попытаемся теперь разобраться, благодаря чему же эстонские буеристы, которые внутри Союза последние годы недосягаемы даже для своих постоянных соперников — ленинградцев, и на крупнейших международных чемпионатах выступили достойно. Предоставим слово сильнейшему гонщику в классе «Монотип-XV» П. Журавлеву: «Еще в прошлом году, после чемпионата СССР в интервью корреспонденту «Катеров и яхт» я говорил, что в Эстонии рулевые ледовых яхт берут намного больше стартов, чем ленинградцы. Гонщики из города на Неве — сильные спортсмены, но нм явно не хватает нахоженности. Нахоженность — это не только практика гонок, но и отработка матчасти — парусов и центровки буера. Прежде всего коротко расскажу, как мы проводим тренировки. Мы постоянно настраиваемся друг по другу, указываем своим одноклубникам их ошибки в вождении, в тактике, в отладке гоночного аппарата. Что такое настройка буера, наглядно показывает неудачное выступление чемпиона Европы М. Куулмана на чемпионате мира! Потом, у нас ни в одном спортивном обществе нет такого, чтобы кто-нибудь отказал товарищу в помощи. Например, в яхт-клубе № 58 чемпиону СССР выделяется хороший дакрон: кто не поддастся на такой соблазн — сшить новый парус? Итак, новый парус сшит, но старый не кладется в сундук: он, как правило, передается молодому гонщику. У ленинградцев такого нет. Я обратил внимание, что и паруса у них намного хуже наших, и настройка буеров оставляет желать лучшего. Вернусь теперь к количеству стартов. У нас в этом году тоже было очень много снега, но, тем не менее, нашлось место (в Виртсу, на самом западе республики), где все-таки удалось провести и недельный тренировочный сбор, и чемпионат республики. Там же провел свое первенство и ЦС «Вооруженных Сил» Почему же спорткомитет Ленинграда не нашел подобной возможности? Вот и получилось, что талантливые ленинградские спортсмены вышли на первенство страны, не взяв за зиму ни одного старта. Я считаю, что такой сильный гонщик, как Б. Хабаров, отстает от нас только по этим причинам».
Примем во внимание еще и массовость: буером в Таллине занимается в несколько раз больше спортсменов, чем в городе — устроителе чемпионата этого года. Характерен такой факт. В день открытия соревнований, когда гонок и не предполагалось по программе, в шесть часов вечера на льду «работали» с буерами человек десять — и все они были представителями эстонской команды. Известно, что буерный спорт требует очень большой работы (к этому приучает именно массовость — залог здорового соперничества!). И дело не только в том, чтобы спортсмен настраивал буер на данные погодные условия, но и в том, чтобы его аппарат все время находился в идеальном состоянии. Ведь многое зависит от того, насколько отшлифованы коньки, как работают блоки, поворотная мачта и т. д.
Приятно отметить, что этот увлекательный вид парусного спорта на ходит распространение среди молодежи Сибири, которая постепенно выходит на «большую арену»: условия для буерного спорта, например в Новосибирске, где, по сообщению Г. Кузнецова, сезон начался 8 ноября и продолжался всю зиму, весьма благоприятны. Здесь на матчевой встрече городов Сибири среди 26 гонщиков кроме организаторов были представители Красноярска, Бердска и Тюмени. Можно надеяться, что представителей этих городов на чемпионатах СССР с каждым годом будет все больше.
По окончании чемпионата состоялось заседание буерного комитета ФПС СССР, который утвердил состав сборной СССР в классе «DN». В нее вошли буеристы, которые заняли первые 10 мест. Старшим тренером назначен И. П. Лавров и тренерами — П. Леола и Э. Вооремаа. Комитет принял решение провести чемпионат 1983 г. в ЭССР. Был поднят вопрос о положении в классе «С8-Б»: на протяжении нескольких последних лет в соревнованиях выступает не более пяти буеров с жестким крылом. Конечно, плохая транспортабельность этих тяжелых машин играет немаловажную роль, но не настолько, чтобы игнорировать чемпионат Союза!
Технические результаты чемпионата СССР 1982 г.
Класс «Монотип-XV»: 1 — П. Журавлев, В. Юрье — ВС, Таллин: 9 очков (места в гонках — 2, 1, 3, 1, 2, 2); 2 — А. Рауд, Т. Кристюхан — «Калев», Таллин: 26,7 (4, 3, 5, 2, 1, 5); 3 — К. Кирсс, А. Унт — ВС, Таллин: 27,4 (НФ, 4, 4, 3, 3, 1).
Класс «С8-А»: 1 — В. Васильев — ВС, Минск: 14,7 (1, 2, 1, 4, 2, 2, 3); 2 — Н. Красноперое — «Зенит», Ленинград: 17 (8, 1, 2, 1, 1, 1, НФ); 3 — О. Екимов — «Зенит» Л-д; (3, 7, 3, НФ, 4, 3, 2).
Класс «С8-Б»: 1 — Г. Щеглов — ВС; Ленинград: 6 О, 2, I, НФ, 2).
Класс «DN»: 1 — Т. Хаагма — 27,7 (8, 2, 3, 7, 2, 2); 2 — В. Вооремаа — 30 (НФ, 1, 1, 1, 7, 11); 3 — А. Вильде — 31,4 (3, 7, 5, 5,3, 1) (все — «Калев». Таллин).
Технические результаты чемпионата Европы 1982 г.
1 — М. Куулман (СССР) — 0 (1, 1, 1);
2 — П. Бурчинский (ПНР) — 14 (4, 2, 2);
3 — Г. Телль (Швеция) — 23,7 (2, 3, 9);
9 — Т. Хаагма;
10 — В. Вооремаа;
13 — К. Кальк.
Технические результаты чемпионата мира 1982 г.
1. — Ж. Гужон (США) — 14,0 (1, 3, 1, 1, 2, 2, 4);
2 — Р. Шерри (США) — 20,1 (3, 1, 2, 3, 4, 3, 1);
3 — В. Вооремаа (СССР) — 24,7 (2, 2, 7, 2, 3, 1. 5);
8 — К. Кальк;
9 — Т. Хаагма;
10 — М. Куулман.