Очередной чемпионат мира среди попутонников — Half Ton Cup — проводился в августе прошлого года в Швеции, в известном парусникам всего мира Сандхамне, расположенном в Стокгольмских шхерах. 48 судов выступали под флагами 10 стран. Полные команды из 10 яхт выставили только Швеция и Финляндия, 9 судов прибыло из Франции, 6 — из Норвегии, по 4 — из Англии и ФРГ.
О высоком уровне соревнований свидетельствует тот факт, что две трети участвующих яхт — 36 судов — были построены в 1980 г.
В гонках приняли участие яхты, построенные по проектам 26 различных конструкторов. Самыми популярными были работы ирландского конструктора Рона Холланда; в чемпионате приняли участие 6 судов, построенных по его проектам. Петера Норпина (Швеция), Эйвинда Стилла (Финляндия) и Эда Дюбуа (Англия) представляли по 4 яхты.
Чемпионату предшествовали отборочные соревнования, проведенные в каждой стране. Во Франции, например, в них приняли участие 60 экипажей. Продемонстрировав у себя на родине высокие результаты, французы прибыли в Сандхамн с явным намерением завоевать Попутонный кубок, который, и слову сказать, в 1967 г. был учрежден яхт-клубами Парижа и Ла-Рошели. В составе их команды было два свободных от гонок капитана и метеоролог, которые, находясь в моторной лодке на дистанции, могли передавать своим экипажам самые последние прогнозы погоды. Это, конечно, не прошло мимо внимания судей: они сделали предупреждение французской команде.
В ряде отборочных соревнований, включая гонку вокруг Готланда в штормовых условиях, шведские яхтсмены также прошли весьма серьезные испытания. В этой 395-мильной гонке «из игры» выбыл Оке Норднин — один из сильнейших гонщиков Швеции в полутонном классе: на его яхте сломалась мачта всего в 5 милях от финиша.
В Финляндии отборочные гонки выиграла сравнительно старая яхта «Велакс», однако на чемпионате в Сандхамне основные надежды финны возлагали на новую конструкцию Рона Холланда «Бриллиант» и полутонник Эйвинда Стилла «Финнвинд».
В составе почти каждого экипажа был хотя бы один профессионал-яхтсмен, строитель или конструктор судна, парусный мастер. Например, английский полутонник «Хэрмони» повел в гонку знаменитый Родней Паттисон (однако он, не ожидая финала, покинул соревнования, прикинув, что ближе 25-го места ему «не светит»). На другой английской яхте выступали асы в классе «Финн» — Дэвид Ховлетт и Эрик Дучемин.
Капитаном на французском «Ар Бигоудене» выступал совладелец фирмы, построившей эту яхту,— известный гонщик в классе «470» Франсуа Фонтен. Для большей надежности он пригласил в команду одного шведского яхтсмена, хорошо знающего местные условия.
Среди шведов почти все яхтенные конструкторы участвовали в составе экипажей (конечно, своих яхт). Петер Норлин, например, занял на яхте «Баттерфлай» 4-е место. Из гонщиков принял участие олимпийский чемпион в классе R5,5 У. Сунделин.
В состав экипажа финского «Бриллианта» вошел специально прилетевший из США парусный мастер фирмы «Норт» Гарри Вейсман, а за рулем французского «Руча» находился Бертранд Черет — один из владельцев одноименной фирмы по пошиву парусов.
Соревнования на Полутонный кубок по программе состояли из трех гонок по олимпийской треугольной дистанции, короткой 150-мильной и длинной 300-мильной морских гонок. Первая олимпийская гонка проходила при слабом северном ветре. Со старта ее возглавили шведы Сунделин и Норлин, но первым финишировал Фонтен на «Ар Бигоудене», за ним пришел В. Шибальски на «Алекс Старс» из ФРГ.
В ходе следующей гонки ветер переменил направление на восточное и принес настолько густой туман, что видимость ухудшилась до 50 м. Соревнования пришлось прервать, многие яхтсмены лишь с большим трудом смогли найти в тумане вход в гавань.
Старт 150-мильной гонке был дан ночью при легком северном ветре, к утру он посвежел и подул уже с востока. С вечерним бризом первой финишировала шведская яхта «Комфортина», второй — «Алекс Стар», затем пришли шведские «Блюз» и «Баттерфлай». «Финнвинд», управляемый парусным мастером Брюсом Бэнксом, финишировал пятым.
В резервный день соревнований была проведена повторная гонка по олимпийской дистанции. Стартовали при слабом ветре переменных направлений, однако уже во время первой лавировки он круто повернул к востоку, так что яхты, идущие галсом в море, получили преимущество. В результате экипажи, шедшие в берег, начали огибать верхний знак только через полчаса после того, как его первым обогнул голландский «Риддель». Рулевые «Ар Бигоудена» и «Алекс Стара» тоже начали лавировку в берег, но вовремя почувствовали смену направления и усиление ветра и исправили свою ошибку.
Ко второй лавировке ветер стал устойчивым и достаточно сильным, поэтому решение судейской коллегии сократить дистанцию стало неожиданностью для всех участников. Пять экипажей, которые рассчитывали улучшить свое положение в ходе гонки, подали протесты и требовали перегонки. До позднего вечера судьи пытались найти решение и, наконец, объявили о том, что результаты гонки аннулируются. Услышав об этом. Родней Паттисон, финишировавший третьим, пришел в негодование и направил в жюри заявление с требованием пересмотреть решение. К нему присоединились экипажи еще 30 яхт.
Утром был дан старт очередной олимпийской гонки при северо-восточном ветре 7 м/с. На этот раз французы одержали внушительную победу. «Ар Бигоуден» финишировал первым, второй была «Фёст Леди». Третье место занял англо-французский экипаж яхты «Ледис Фёст», выступавшей под флагом Англии.
В числе ведущих был и финский «Бриллиант», экипаж которого подал протест на Фонтена. На старте мачта «Ар Бигоудена» коснулась мачты «Бриллианта», в результате с топа финской яхты упали анемометр и «Виндекс» (см. «КЯ» № 90, с. 42). Все кончилось тем, что Фонтен привел на заседание жюри земляка, который подтвердил, что на «Бриллианте» протестовый флаг подняли слишком поздно. Протест отклонили, и «Ар Бигоуден» по сумме всех гонок вышел на первое место.
К концу этого дня жюри объявило свое решение: считать вторую гонку по треугольнику состоявшейся, так как удалось найти подходящий метод компенсации яхтам, которые пострадали от сокращения дистанции. Несколько шведских экипажей все же были не удовлетворены таким решением и объявили о бойкоте последней, решающей морской гонки, очки за которую шли в зачет с коэффициентом 2.
Поскольку ожидался по-прежнему слабый ветер, дистанцию последней гонки сократили до 2S0 миль.
Маршрут проходил вокруг маяка Свенска-Бьёрн, через Готска-Санде к маяку Густав-Долен, далее — на северо-восток, через Алмагрунд. Яхты стартовали под спинакерами при слабом южном ветре. Вблизи берега дуло сильнее, поэтому многие участники чемпионата предпочли именно этот путь. Среди них были финские суда «Бриллиант» и «Вилья Фанфар», которые около полуночи в числе лидеров обогнули первый поворотный знак. «Ар Бигоуден» и «Алекс Стар» выбрали более мористый путь, в результате у Свенска-Бьёрн они отставали от лидеров почти на час. Чтобы преодолеть 37 миль, им пришлось затратить 9 часов.
К этому времени в Сандхамн вернулась итальянская яхта «Чифади Прима». Ее экипаж решил, что в такую погоду лучше купаться, чем ходить под парусами. Однако к утру следующего дня в 100 милях от финиша вопреки всем прогнозам задул 3-балльный норд-ост, затем он перешел в 7-балльный зюйд-ост. На порывах скорость ветра достигала 23 м/с.
«Бриллиант», финишировавший первым, всю ночь мчался под спинакером со средней скоростью 12,2 уз. Но и это еще не рекорд: лаг на шведском полутоннике «Бит энд Ран», пришедшем вторым, показал максимальную скорость 19,9 уз! (Позже результат этой яхты был аннулирован за нарушение на старте гонок.) Третьей финишировала «Ледис Фёст» с англо-французской командой.
Доли спортивного счастья, как всегда, оказались неравными: 16 яхтам пришлось сойти с дистанции, на трех из них оказались сломанными мачты.
«Алекс Стар», занимавший перед гонкой второе место по сумме очков, сошел с дистанции где-то на полпути: его команда решила, что не имеет никаких шансов занять «приличное» место. Думается, что основной причиной была все же недостаточная морская выучка экипажа.
Не все гладко проходило и у «Ар Бигоудена»: крепления краспиц не выдержали сильного натиска ветра, поэтому Фонтену некоторое время пришлось идти под штормовым стакселем. Чтобы устранить неполадки, на мачту забрался сам Жерар Дюпур — владелец яхты. Краспицы удалось укрепить, однако ремонт чуть было не закончился трагически: при спуске Дюпур сорвался с мачты. Тем не менее французы продолжили гонку и финишировали 13-ми, этого оказалось достаточно для общей победы в чемпионате.
«Ар Бигоуден» — это серийная яхта, построенная в Ла-Рошели на верфи «Фонтен-Пажс» по проекту французского конструктора Жибера. Судно очень легкое, хотя его проект и не является экстремальным. Водоизмещение «Ар Бигоудена» — 2,14 г. Навигационное оборудование состоит из лага, эхолота и прибора «Виндекс».
В командном зачете победу одержали шведские яхтсмены, они заняли 3-е, 4-е и с 7-го по 10-е места. Среди финских экипажей лучшим стал «Бриллиант» под командой Матти Хяркёнена, который на равных состязается с сильнейшими гонщиками мира. Он мог бы претендовать даже на победу в чемпионате, но жюри учло результаты плохо пройденной Хяркёненом повторной гонки по треугольнику. Неудачнее выступление других финских экипажей можно объяснить недостаточным опытом участия в крупных международных соревнованиях крейсерско-гокочных яхт.