Впрочем, подобное начало соревнований на приз «КиЯ» стало уже традиционным: для тех, кто бывал на четырех предыдущих «морских встречах» виндсерфистов в Зеленогорске, условия оказались, можно сказать, привычными. Именно возможность помериться силами на открытой ветрам и морской волне акватории ежегодно привлекает многих спортсменов на наши соревнования. Неслучайно же появилось второе, неофициальное название этих гонок — «На приз открытого моря»!
На этот раз на Солнечном Берегу — так переводится с латышского название местечка Саулкрасты на Рижском заливе (в 50 км от Риги) собрались 143 спортсмена, представлявших 27 спортивных коллективов и выступавших в личном зачете. Помимо виндсерфистов Прибалтики, здесь можно было встретить спортсменов Москвы, Киева, Минска, Горького, Казани, Феодосии, Северодвинска, Курской области, Великих Лук, Новолипецка.
Спортивная квалификация участников ограничивалась II разрядом; при наличии достаточного числа мастеров спорта и кандидатов в мастера это давало реальные шансы повысить спортивную квалификацию десяткам спортсменов. Однако техническая подготовленность многих виндсерфистов оказалась недостаточной для успешного выступления в морских условиях: только около трети из них выдержали испытание морем, финишировав во всех шести проведенных гонках; 42 спортсмена фактически не участвовали в борьбе, так как, в лучшем случае, смогли финишировать только в одной гонке (на старты остальных гонок они либо совсем не выходили, либо сходили с дистанции задолго до финиша).
И все же, несмотря на довольно суровые условия, участники соревнований выступали с большим энтузиазмом: ведь гонки на приз «Катеров и яхт» стали первой всесоюзной встречей поклонников виндсерфинга после того, как на заседании Международного Олимпийского Комитета в Москве было объявлено о включении соревнований на парусных досках в программу будущих Олимпиад! Отрадно, что к этому моменту наши спортсмены пришли не «с пустыми руками»: за их плечами уже шестилетний опыт соревнований разного ранга практически на всех акваториях Союза, выращены первые десятки мастеров и кандидатов в мастера. Промышленность освоила выпуск снарядов трех моделей и столько же моделей подготовлено к производству.
В качестве места проведения гонок Федерация парусного спорта Латвии рекомендовала побережье у рыболовецкого поселка Звейниекциемс, где имеется гавань для базирования малых промысловых судов колхоза «Звейниекс». Именно на использование этих судов в качестве судейских и спасательных рассчитывали организаторы соревнований — Центральный республиканский яхт-клуб в Риге и редакция сборника. Однако в то время, когда эти суда должны были выходить на дистанцию, дул ветер со скоростью 12— 13 м/с, так что в соответствии с правилами портовый надзор просто запретил им покидать гавань. Сложилась странная ситуация: рыболовецким катерам, н слову сказать, довольно мореходным, выход запрещен, а организаторы гонок срочно собирают и отправляют в море «неподнадзорный» портовым властям флот — спасательный мотобот, мотолодки «Прогресс», «Крым» и даже «Афалину»!
Как бы там ни было, буи дистанции были поставлены, и участники, преодолевая сильный прибой, потянулись к месту старта. Старт был размечен примерно в 5 кабельтовых от берега, а полная длина дистанции (треугольник и петля) составила около 2,9 миль.
Ко времени первого старта в 13.55 ветер уже ослабел до 7 м/с, однако это нисколько не упростило ведение гонки: виндсерфистам пришлось проявить немалое искусство, чтобы удерживаться на метровой зыби, не имея достаточного поддерживающего давления ветра на парус! Около 20 спортсменов не смогли справиться с капризной волной, которая ломалась на береговой отмели, и вынуждены были вернуться на берег.
Первая гонка явилась достойным прологом ко всей программе соревнований. Занявшие в ней первое — третье места С. Самокиш, В. Кабанов и В. Созинов (I весовая категория) разделили призовые места и по итогам выступлений во всех пяти гонках по треугольнику и отдельной марафонской гонке на дистанцию 5 миль. Причем только неудачное 12-е место в марафоне, штрафные очки за который, согласно положению о соревнованиях, не исключались из итогового результата, не позволили 18-летнему москвичу Сергею Самокишу стать абсолютным победителем встречи.
В борьбу виндсерфистов этой группы вмешалась и Наталья Исупова, дважды приходившая к финишу второй и один раз пятой. Восемь девушек стартовали вместе с мужчинами, принося зачетные очки своим командам. Примечательно, что три лучшие из них сделали и наиболее весомые вклады: их личный результат был выше, чем остальных трех членов команды — мужчин!
Во II и III весовых категориях, стартовавших раздельно, убедительно подтвердили свою высшую квалификацию спортсмены, уже имеющие звания мастеров и кандидатов в мастера спорта. Наибольший успех сопутствовал ленинградцу Николаю Шашенкову, закончившему соревнования с наименьшим числом штрафных очков. Выпускник ЛКИ, ныне инженер судостроительного завода имени А. А. Жданова, Николай уже пять лет занимается виндсерфингом. Он уже в третий раз стал победителем соревнований на приз «КиЯ»! Основным его конкурентом в Саул-крастах был опытный яхтсмен — член олимпийской сборной Союза, чемпион Европы 1978 г. в классе «470» Эдгар Терехин, привнесший в соревнования зрелый опыт тактической борьбы.
В самой многочисленной (57 человек) III весовой категории спортсменов острая борьба за призовые места развернулась между шестью виндсерфистами. Для одного из них — двукратного победителя наших соревнований м. с. Евгения Печенкина роковым стало 17-е место в марафонской гонке: ведь полученные за такой результат сразу 23 штрафных очка не исключались из общей суммы!
Вводя в Положение такой пункт, организаторы соревнований рассчитывали этим поощрить победителей трудной и продолжительной марафонской гонки. Однако настоящего марафона на этот раз не получилось. Старт гонке удалось дать только под вечер при постепенно стихающем северо-западном ветре скоростью 4—5 м/с и практически спокойном море — высота волны не превышала 0,3 м. Спортсменам предстояло пройти вдоль берега 2,5 мили в полный бейдевинд одним галсом и, обогнув знак, одним же галсом в бакштаг возвратиться к месту старта-финиша. Таким образом вместо длительной гонки с повышенной физической нагрузкой получилась 40-минутная прогулка (правда, для части спортсменов — сразу после двух гонок по треугольнику). Во многом исход этой гонки решался на старте, ибо известно, что обойти соперника в слабый ветер, да еще при отсутствии участка лавировки, довольно сложно.
Первая же гонка стала серьезной проверкой подготовленности не только спортсменов, но и материальной части. По-прежнему большинство участников выступало на досках, изготовленных самостоятельно. Надежность их корпусов и оснастки во многом определялась тем, успел ли спортсмен проверить технику и довести ее в ранее взятых стартах. Показательно, что на виндсерферах спортсменов, возглавивших итоговую таблицу результатов, поломок практически не было! А вообще в сильный ветер сразу же проявились «типичные» слабые места: не выдерживали больших нагрузок шарниры, ломались гики, через некачественно выполненные соединения пластиковых частей корпуса полости поплавков заполнялись водой...
Учитывая сильный ветер, главный судья распорядился, чтобы у каждого участника мачта была надежно связана страховочным штертом с доской. На предыдущих соревнованиях не раз бывало, что при падении спортсмена в воду мачта выскакивала из гнезда степса, а доска мчалась по инерции десяток метров; спортсмену приходилось догонять ее вплавь, таща за собой погруженный в воду парус. Надежная связь мачты с доской явилась существенной мерой обеспечения безопасности участников.
Последняя из пяти гонок по треугольнику, так же как и первая, доставила немало волнений организаторам и явилась финальным суровым испытанием. Старт ее бып дан при ветре 5—7 м/с и волне от WSW высотой около 1,5 м. Когда спортсмены начали уже вторую лавировку на верхний знак, ветер в течение 15 минут окреп до 10—12 м/с, начал рвать пенистые гребни волн. Следующие один за другим порывы ветра заставили многих участников прекратить гонку. Все меньше становилось парусов над морем! То скрываясь за гребнями, то появляясь среди белой пены, замаячили фигурки людей, сидящих на досках и дрейфующих к берегу. Некоторые из них пытались было встать и воспользоваться парусами, чтобы ускорить свое продвижение, но ветер вновь сбрасывал их в воду.
Для оказания помощи вышедшим из гонки виндсерфистам, оказавшимся разбросанными на большой площади, к этому времени в распоряжении судейской коллегии имелись всего две мотолодки. Только через 40 минут после финиша гонки все ее участники собрались на берегу: одни, добравшись до него самостоятельно, а другие — на борту моторки. Всего около половины участников в каждой группе успешно закончили эту гонку, придя на финиш. Из женщин его достигла одна Наталья Исупова!
Опыт проведенных соревнований еще раз свидетельствует о важности разносторонней подготовки спортсменов и прежде всего — о необходимости тренировок в морских условиях: в свежий ветер и на большой волне. А для того, чтобы у нас проводилось больше гонок и тренировок на морях и водохранилищах, необходимо располагать судами обеспечения, — такими же мобильными и не зависящими от местных условий как и сами парусные доски! Идеальным вариантом было бы применение мореходных надувных мотолодок, подобных тем, что обслуживали гонки Олимпийской регаты в Таллине. Эти лодки транспортабельны; они могут быть доставлены вместе с досками на любую акваторию и спущены в море прямо с берега; им не нужны оборудованные причалы и защищенные от волн гавани. Именно отсутствие подходящих судов обеспечения не позволяет, например, Центральному республиканскому яхт-клубу Риги использовать для подготовки виндсерфистов и проведения соревнований такое замечательное место, как Саулкрасты.
Подводя итоги соревнования, нельзя не отметить заметно возросшего мастерства наших виндсерфистов. 3 предыдущем 1979 году наши соревнования открылись такой же штормовой гонкой, какой они завершились в Саупкрасты. Тогда из 63 участников встречи вышли на старт только 24, а финишировать смогли, несмотря на сокращенную дистанцию, только двое! 54 спортсмена на финише рижской гонки говорят сами за себя.
Результаты V соревнований на приз «КиЯ»
Командный зачет: 1— ЛКИ-1 (134,8 очка); 2 — «Море-1», г. Феодосия (168,5); 3 — Реслубл. центр, яхт-клуб, Рига (230,1); 4 — «Сосновый Бор», Лен. обл. (244,7); 5 — Сборная Эстонской ССР (282,2); 6 — Кронштадтский яхт-клуб (344); 7 — «Урожай», г. Минск (347,8); 8 — ЛКИ-2 (396); 9 — Завод № 407 ГА, г. Минск (465,4); 10 — колхоз «Падомью Латвия» 1 ком. (503,4); 11 — «Море-2» (526); 12 — Балтийский судостр. з-д им. Серго Орджоникидзе, Ленинград (536).
Победители и призеры в личном зачете
I весовая категория (до 66 кг): 1 — м. с. В. Созинов, «Море»; 26,4 Зачетных оЧка (места в гонках: 3, 3, 17, 1, 1, 9); 2 — к. м. с. С. Самокиш, «Водник», Москва; 29,4 (1, 1, 3, 4, 3, 12); 3 — к. м. с. В. Кабанов, «Море»; 33,7 (2, 4, 9, 2, 4, 6).
II весовая категория (66—72 кг); 1 — м. с. Н. Шашенков, ЛКИ-1; 3 (1, 2, 1, 1, 3, 1); 2 — м. с. м. к. Э. Терехин, РЦЯК, Рига; 20,4 (4, 1, 3, 2, 1, 6); 3 — к. м. с. С. Астафьев, «Море»; 25,4 (2, 3, 4, 3, 2, 4).
III весовая натегория (свыше 72 кг): 1 — к. м. с. П. Воногов, ЛКИ-1; 21,4 (1, 3, 13, 1, 3, 5); 2 — м. с. Г. Розенберге, РЦЯК, Рига; 24,7 (ну, 1, 1, 6, 7, 1); 3 — м. с. А. Шершнев, Сочи; 31 (4, 5, 14, 5, 1, 2).
Женщины: 1 — к. м. с. Н. Исупова, ЛКИ-2; 54 (5, 2, 2, 11, 11, 18); 2 — 1 р. В. Клементьева, «Крыло», Горьковск. обл.; 116 (15, 15, 20, 12, нф, 24); 3 — 1 р. И. Эйхвалде, «Падомью Латвия»; 166 (17, нф, 14, ну, нф, 25).