Состав участников чемпионата 1981 г. мало отличался от состава участников этих соревнований предыдущих лет и состоял в основном из представителей Таллина и Ленинграда (43 и 58 экипажей соответственно). Латвия была представлена семью экипажами. По одному буеристу приехали из Минска и Владивостока.
Открытие чемпионата и первая гонка состоялись 27 марта. На следующий день были проведены еще 2 гонки. Все эти первые три заезда проходили по гладкому льду и при сильных ветрах от 8 до 14 м/с, что потребовало очень большого напряжения от спортсменов. А вот в дальнейшем ветер стих, соревнования пришлось проводить при почти штилевой погоде. Давались «перегонки», так как буера не укладывались в контрольное время. Даже когда сила ветра доходила до 3 м/с, он дул не равномерно, а местами, что еще больше запутывало обстановку. Из-за частых изменений направления ветра дистанцию нередко устанавливали заново. Сложные погодные условия и тяжелая дорога опять-таки требовали от буеристов серьезного напряжения, большой кропотливой работы при выборе парусов и коньков, при настройке.
В результате смело можно сказать, что чемпионат 1981 г. выиграли те, кто лучше был подготовлен к такой резкой смене условий гонок, кто проявил большую волю к победе.
Если рассматривать таблицу результатов отдельно по классам, то стоит заметить, что в «Монотипах-XV» треть участвовавших экипажей представляли Эстонию. Эстонские буеристы и заняли семь первых, 9-е и 13-е места, хотя стабильные результаты показывали только два сильнейших экипажа (П. Журавлева и А. Рауда), а у остальных были и взлеты, и провалы.
Подобное же положение было и в самом многочисленном классе «DN», где буеристы из Эстонии практически конкуренции не имели и в первую двадцатку пропустили только одного рижанина (Р. Бердаш, 4-е место) и троих ленинградцев (14-е, 18-е и 19-е места). В этом классе борьба была самой острой.
В числе 13 участников чемпионата в классе «С8-А» большинство составляли ленинградцы: кроме них на чемпионский титул претендовали два рижанина, два таллинца и один минчанин. Однако в число призеров пробился лишь один ленинградец Н. Красноперое. Здесь основная борьба происходила между Б. Мясниковым, Н. Красноперовым и В. Васильевым. О накале их схватки говорит хотя бы то, что после шестой гонки они еще имели почти одинаковое число очков и только победа в решающей седьмой гонке позволила рижанину Б. Мясникову на 1 очко переиграть ленинградца.
Самый малочисленный класс «С8-Б» с жесткими крыльями был представлен лишь пятью буерами. После поломки в первой же гонке единственного буера гостей — рижанина Я. Кулаковского, чемпионат страны здесь превратился в первенство Ленинграда. Среди четырех ленинградских буеристов вне всякой конкуренции гонялся неоднократный чемпион страны А. Лебедев. Во второй половине чемпионата «разъездился» А. Молодяков, в результате сумевший потеснить на 3-е место серебряного призера предыдущего чемпионата Г. Щеглова.
Уместно напомнить, что уже на протяжении многих лет ни одно предприятие серийно буера не выпускает. Спортсмены в большинстве случаев гоняются на ледовых яхтах, построенных своими руками. Этим, конечно же, и объясняется столь малый состав участников в «свободных» классах вообще и особенно в классе буеров с жестким крылом, постройка которых наиболее трудоемка и сложна. Да и состав участников указывает на то, что гоняются здесь одни и те же спортсмены, которые издавна привыкли работать с буерами, начиная со стадии их проектирования. И не кажется случайностью, что, например, в классе «С8-А» призеры соответственно занятым местам имеют возраст: 55, 49 и 45 лет! Наиболее молодым оказался самый «легкий» класс «DN» и, наверное, показательно, что здесь победил 18-летний спортсмен!
Когда соревнования были закончены, мы попросили новых чемпионов СССР по буерному спорту поделиться своими впечатлениями.
Пээтр Журавлев
В Эстонии буеристы за сезон принимают больше стартов, чем в других местах Советского Союза, в частности — в Ленинграде. Конечно, это можно объяснить лучшими погодными условиями, но, пожалуй, только отчасти. Естественно, что «нахоженность» дает себя знать в таких ответственных соревнованиях, как чемпионат СССР. Ведь здесь сказывается каждая мелочь. Важны тонкость настройки на конкретные условия предстоящей гонки, быстрота перенастройки, надежность и подготовка буера. Этим, наверное, и можно объяснить, что я в очередной раз стал победителем. Соревнования проходили в очень интересных условиях: сильные ветра при исключительно хорошей дороге в начале встречи, штиль и «крупа» — в конце. По составу наш класс всегда был сильным. Только, к сожалению, основная конкуренция вот уже на протяжении многих лет создается лишь среди самих эстонских буеристов, среди которых, конечно, следует отметить старейшего нашего буериста А. Рауда. Из ленинградцев отмечу А. Коновалова и Б. Хабарова. В заключение хочу выразить благодарность всей нашей команды организаторам чемпионата в Стрельне.
Борис Мясников
В этом году я ехал в Ленинград, рассчитывая стать победителем. Не имея особой конкуренции в Риге, я доводил свой буер именно на первенствах СССР. Чемпионский титул — результат труда последних пяти лет. Если посмотреть результаты пяти предыдущих чемпионатов, то моей фамилии среди призеров нет, хотя с каждым годом я ездил все лучше. Последний год я целиком посвятил отработке «мелочей»: сделал рулевой конек Т-образной формы специально для гонок по «крупе» (подобные коньки использовались и ранее, но только в качестве передних), применил оттяжку гика-шкота собственной конструкции и кое-что другое.
Гонки получились очень интересными. Достаточно сказать, что никто из участников не приходил первым более двух раз. Сложные погодные условия внесли, на мой взгляд, особый азарт! Дополнительным, а может быть и основным, стимулом к острой борьбе являлся довольно ровный и очень сильный состав. Вот только один пример. Победитель шестой гонки Г. Леонтьев финишировал всего за 40 секунд до истечения контрольного времени, однако... финиш успели принять все участники до одного! В других классах такого не было. У «Монотипов-XV» разрыв между первым и тринадцатым уже был 9 минут!
Анатолий Лебедев
Спорт есть спорт. Выигрывает тот, у кого крепче нервы и кто имеет большую нахоженность. Последним обстоятельством скорее всего можно объяснить успех А. Молодякова, который постепенно улучшал свои результаты. После поломки рижанина я уже был уверен, что снова стану чемпионом, так как хорошо знал буера своих остальных соперников. Да и один их этих четырех оставшихся — Ю. Уткин — полностью отгонялся только одну гонку.
С каждым годом мы видим на старте все меньше буеров с жесткими крыльями. Этому две причины: большая трудоемкость при изготовлении и нетранспортабельность этих громоздких аппаратов. Молодежь, конечно же, отдает предпочтение классу «DN»: его легче построить, он легче управляется, легче перевозится. Гонок в этом классе гораздо больше, а так как «DN» — монотип, состязания и более спортивны.
Вайко Вооремаа
Когда я собирался на чемпионат— надеялся его выиграть, вернее сказать, очень хотел этого, и все же победа стала радостной неожиданностью. Неожиданностью потому, что после пятой гонки М. Куулман опережал меня на 1,1 очка и в шестой гонке мне надо было во что бы то ни стало его опередить. Седьмая гонка в «DN» так и не состоялась — ветра не было. В этих очень интересных соревнованиях мне пришлось выдержать конкуренцию таких именитых товарищей по команде, как М. Кальк, В. Кууск, А. Вильде. И тем более приятно, что будучи самым молодым в команде, я это испытание выдержал. Конечно, без помощи самих этих моих товарищей и в особенности моего отца Э. Вооремаа, много лет отдавшего классу «DN», я бы не смог достичь такого результата. Нельзя отрицать и элемент везения в гонках, но в основном успех в таких соревнованиях — результат упорных тренировок!
Эстонские буеристы всегда с удовольствием приезжают в Стрельну на чемпионат страны. И на этот раз гостеприимство ленинградцев было на высоте. Надеюсь еще не раз принять участие в соревнованиях на Финском заливе!
Результаты чемпионата СССР 1981 г.
Класс «Монотип-ХV» — 26 экипажей: 1 — П. Журавлев, В. Юрье — ВС, Таллин; 6 очков (места в гонках — 1, 1, 1, 2, 2, 1, 8); 2 — А. Рауд, Т. Кристюхан — «Калев», Таллин; 25,7 (4, 4, 4, 1, 1, 8, 3); 3 — А. Вийсма, Э. Рауд — ВС, Таллин; 52,1 (7, 3, 3, 7, 11, 2, 6).
Класс «С8-А» — 13 участников: 1 — Б. Мясников — ВС, Рига; 22,4 (3, 4, нф, 2, 1, 3, 1); 2 — Н. Красноперое — «Зенит», Л-д; 23,4 (2, 3, 2, 3, 2, 4, 2); 3 — В. Васильев — ВС, Минск; 35.4 (1, 1, 3, 5, 4, 6, 6).
Класс «С8-Б» — 5 участников: 1 — А. Лебедев — «Труд», Л-д; 3 (1, 1, 1, нф, 1, 1, 2); 2 — А. Молодяков — «Зенит», Л-д; 20,4 (3, 3, 3, 2, 2, 2, 1); 3 — Г. Щеглов — ВС, Л-д; 20.4 (2, 2, 2, 1, 4, 3, 3).
Класс «DN» — 56 участников: 1 В. Вооремаа — «Калев», Таллин; 16,7 (3, 2, 1, 5, 4, 1); 2 — М. Куулман — «Калев», Таллин; 22,7 (1, 6, 2, 2, 1, 4); 3 — Р. Кыйв — «Калев» Таллин; 30,7 (6, 5, 6, 2, 2, 2).
Богдан Крамер снова чемпион Европы
Чемпионат Европы в классе «DN» проходил 19-22.1 1981 г. в Швеции, недалеко от Гетеборга. После энергичных поисков подходящих условий по всей Европе организаторы остановились на расположенном здесь оз. Ванесборг.
В соревновании участвовало около 50 спортсменов из 9 стран, ио основная борьба за медали велась между польскими и советскими буеристами.
Во второй раз подряд чемпионом Европы стал известный польский буерист Богдан Крамер: выступая на буере, построенном своими руками, он выиграл четыре гонки из шести (его места: 1, 3, 1, 1. 3, 1). Серебро завоевал советский спортсмен Матти Куулмаи (2, 1, 2, 2, 2, 2), бронзу — прошлогодний чемпион ПНР Станислав Мацур (3, 8, 5, 4, 5. 3). 4-е и 5-е места заняли А. Вильде и К. Кальк, 6-е — А. Далецкий (ПНР).