В этот раз на пинию старта вышла 91 яхта, однако при выходе из Ла-Манша в Атлантику их осталось уже 88: по различным причинам 3 яхты сошли с дистанции гонок.
Благодаря удивительно благоприятным ветрам некоторым участникам гонки уже за первую неделю удалось пройти более половины пути до конечной его точки — американского города Ньюпорта. Но, как это бывало уже не раз, Атлантика спутала все карты.
...Вот уже пятые сутки в Ньюпорт приходят неутешительные вести с океана: начиная с 19 июня, стремительно продвигавшаяся к американским берегам группа лидеров стала «топтаться» на месте. Туманы и слабые ветры переменного направления разбросали их яхты на большом пространстве к югу от Новой Шотландии. Некоторые из них уже достигли отмелей к востоку от о. Нантакет.
25 июня, 7.30 утра. С курсирующих к востоку от пинии финиша катеров замечают вышедший из полосы тумана белоснежный тримаран с характерной седловатостью основного корпуса и поплавков, это «Мок-си» — яхта американца Филипа Уэлда. Сам капитан, передав управление авторулевому, со страховочным концом на поясе и хронометром в руках стоит у носового релинга. Узнав, что он опережает всех, Уэлд улыбается счастливой улыбкой. В 8.12 местного времени «Мокен» пересекает пинию финиша. Время победителя — 17 суток 23 часа 12 минут — новый рекорд гонок ОСТАР. Уэлду удалось более чем на двое с половиной суток улучшить время предыдущего рекордного перехода А. Кола в ОСТАР-72 (20 суток 12 часов и 15 минут).
Состязание 1980 г. проводилось по измененным правилам. Желая пресечь продемонстрированную гонками 1972 и 1976 гг. тенденцию к использованию гигантских судов, вроде 72-метрового «монстра» А. Копа «Клуб Медитерранэ», организаторы ОСТАР ввели более жесткие ограничения размерений судов всех трех категорий, в которых производился зачет (без разделения на одно- и многокорпусные):
- категория «Пан Дюик» — до 46 футов длины по КВЛ и 56 футов наибольшей длины (14,02 и 17,07 м);
- категория «Джипси Мот» — до 36 и 44 футов (10,97 и 13,41 м);
- категория «Джестер» — до 26 и 32 футов (7,93 и 9,75 м).
К участию в гонке не допускались яхты с наибольшей длиной менее 7,62 м.
Учитывая сложность организации и проведения гонок с участием большого количества яхт (в частности, использование технических средств Контроля за продвижением конкурентов), было решено ограничить число участников 110. (Напомним, что в первой гонке 1960 г. на старт вышло всего 5 яхт, а в 1976 г. — 125!) Каждый из допущенных к гонке яхтсменов был обязан за 8 месяцев до старта предъявить оргкомитету доказательства обладания квалификационным «цензом» — пройденными в одиночку 500 милями, а с экипажем — 1000 миль.
Прием заявок от желающих участвовать в ОСТАР-80 был практически прекращен уже за два года до старта! Из поданных более 200 заявок оргкомитет счел возможным признать серьезными лишь 152 от яхтсменов 17 стран. Наибольшее представительство в списке потенциальных гонщиков имели яхтсмены США (28 заявок), Англии (27) и Франции (21). Социалистические страны представляли ПНР (3 заявки), ЧССР (1) и НРБ (2).
Четыре заявки поступили от женщин: две — от яхтсменок из США, от знаменитой новозеландки Найоми Джеймс и «ветерана» трансатлантических гонок француженки Флоранс Арто.
Из допущенных оргкомитетом к гонкам 110 яхт 84 были однокорпусными: 14 — в категории «Пан Дюик» (в том числе 6 с максимальными для этой категории размерами); 44 — в категории «Джипси Мот» и 26 — в категории «Джестер», включая и сам «Джестер», участвовавший (с разными капитанами) во всех предыдущих гонках ОСТАР.
Из 26 многокорпусных судов 24 были тримаранами: 12 — в категории «Пан Дюик», 11 — в категории «Джипси Мот» и 1 — в категории «Джестер», а 2 — яхтами-проа («Джипси Мот»). Кроме них в море вышеп и один-единственный катамаран («Пан Дюик»), не допущенный к официальному участию в гонке.
Чтобы обеспечить автоматизированное слежение за изменением позиций конкурентов в ходе гонок, организаторы обязали всех участников установить на своих судах специальную аппаратуру системы «Аргос», впервые опробованной во французских гонках «Транзат ан дубль» (см. сборник №83). Устанавливаемая на рубках или палубе яхты аппаратура, включающая передатчик, антенну, электрические батареи, а также датчики давления и температуры воздуха, смонтирована в компактном блоке диаметром 400 мм и высотой 150 мм. Блок можно легко снять с яхты и установить даже на надувном спасательном плотике. Каждые три-четыре часа система «Аргос» обеспечивает выдачу данных о позициях конкурентов; это позволяет воссоздавать на экранах специальных дисплеев траектории движения яхт и регулярно информировать по радио участников гонок о позициях соперников, а также держать в курсе событий многочисленных болельщиков яхтсменов. При помощи этой системы можно выявлять аварийные ситуации в океане и локализовать действия поисковых судов и самолетов.
Помимо аппаратуры системы «Аргос», каждая яхта для облегчения ее поисков в случае аварии должна была обязательно иметь на борту аварийные «радиомаяки» — УКВ-пере-датчик, работающий в авиационном диапазоне частот (121,5—243 мГц), и передатчик, работающий на частоте 2182 кГц.
Что касается технических характеристик участвовавших в ОСТАР-80 яхт, то здесь не было отмечено никаких сенсаций. Самыми необычными судами, заявленными для участия в гонках, оказались уже известные читателю французские крылатые тримараны «Поль Рикар» и «Идрофоли» (прошедшие существенную модернизацию], а также катамаран «Готье-1» Ж.-И. Терпена с непривычной «морскому глазу» откровенно конструктивистской внешностью. Среди остальных многокорпусных и однокорпусных яхт, специально построенных для гонок, преобладали традиционные для последних лет конструкции. Усовершенствования на них коснулись главным образом систем уборки парусов, управления бегучим такелажем и рулем.
По различным причинам 19 капитанов, допущенных к участию в ОСТАР-80, не смогли выйти на старт. Например, из-за травмы плеча, полученной при катании на горных лыжах, в гонке не смог принять участие двукратный победитель ОСТАР 1964 и 1976 гг. француз Эрик Табарли. Усовершенствованный им после «Транзат ан дубль» тримаран «Поль Рикар» взялся вести напарник Табарли по этой гонке — Марк Пажо. Однако Пажо слишком поздно подал заявку, не успел пройти води-ночку требуемые 500 миль и в результате был допущен лишь к неофициальному участию — без зачета. Та же участь постигла и его соотечественника Ж.-И. Терпена. Не повезло Флоранс Арто: перед самым стартом на ее яхте была сломана мачта, которую, несмотря на все усилия, не удалось отремонтировать. Основной же причиной отсутствия на старте допущенных к участию в гонке капитанов явились технические неполадки судов и их оснастки.
Регата ОСТАР-80 войдет в 20-летнюю историю -этих гонок как наиболее «спокойная» в отношении погодных условий. По выходе из пролива Те-Солент в Ла-Манш при ветре от NW силой около 3 баллов лидеры развили скорость 8—9 уз и шли весьма плотной группой. В эту группу входили тримараны «Поль Рикар» М. Пажо, «Мокси» Ф. Уэлда, «Голуаз-IV» Э. Луазо и однокорпусный шлюп «Крите-VI» О. де Керсосона. Вскоре скорость ветра возросла до 16—18 м/с и к лидерам примкнули быстроходные тримараны «Олимпус Фото» М. Бирча и «ВСД» Э. Ригиделя. Французы М. Пажо, О. де Керсосон, Э. Ригидель и Э. Луазо решительно выбрали более короткий северный маршрут, близкий к ортодромии. Направление ветров здесь в течение первых дней гонки было от NNO. Американские тримараны Ф. Уэлда и У. Грина придерживались более южной трассы, где господствующим направлением ветров было NNW. Той же трассой следовали англичанин Н. Кейг на тримаране «Фри легз оф мэнн III», поляк К. Яворски на шлюпе «Спаниель-11» и канадец М. Бирч.
Первые шесть суток рейса группа лидеров, возглавляемая Ф. Уэлдом, быстро продвигалась к американскому континенту, используя устойчивые ветры указанных направлений силой 5—7 баллов. Однако в пятницу, 13 июня, на северной трассе сменивший направление на SW ветер усилился до 8 баллов. На порывах скорость его превышала 23 м/с. В результате на «Поль Рикаре» был порван грот и вышел из строя механизм закрутки стакселя, на «ВСД» ударом волны вырвало часть обшивки левой передней балки.
Через трое суток скорость ветра, попрежнему дующего с SW, упала до 10 м/с. Рассылавшиеся вдоль северной трассы гонщики оказались в плотной полосе тумана. В поисках лучших погодных условий они один за другим начали спускаться к югу, где и смешались с арьергардом южной лидирующей группы, яхты которой сильно сдрейфовали к северу. К этому времени возглавлявшие «южную группу» Ф. Уэлд и У. Грин, используя благоприятные условия, сумели оторваться от всех остальных гонщиков и сильно продвинулись к финишу. Оценивая их скорость, организаторы гонки пришли к выводу, что победитель окажется в Ньюпорте к 23 июня. Однако этим прогнозам не суждено было оправдаться: ветер стал менять направление и снова стих — временами до полного штиля, началась трудная лавировка в тумане между о. Сейбл и банками у о. Нантакет. Лишь 24 июня слегка засвежевший ветер (5— 10 м/с) и улегшееся волнение вновь создали идеальные условия для финиша тримаранов.
И вот, 25 июня у бона ньюпортского яхт-клуба на о. Гоат-Айленд Фила Уэлда, выигравшего ОСТАР-80, приветствуют родственники, организаторы гонки и толпы репортеров, а заодно и команда выходящего на очередную тренировку дефендера — защитника «Кубка Америки-80» — 12-метровика «Корейджес».
Бывшему издателю европейского выпуска «Нью-Йорк геральд трибюн» Филипу Уэлду уже 66 лет. В 54 года он увлекся гонками на тримаранах. В ОСТАР-72 на «Трампетере» Уэлд был лишь 27-м. Четыре года спустя по пути в Плимут для участия в ОСТАР-76 он в течение пяти суток дрейфовал вместе со вторым членом экипажа на корпусе перевернутого гигантской волной тримарана «Галфстример», пока оба не были спасены проходившим мимо судном. Эта неудача, однако, не смутила яхтсмена, и в 1978 г. на тримаране «Ро-Уг Уэйв» он занял уже 3-е место во французской трансатлантической гонке одиночек «Ромовый рейс» (см. сборник №80).
Несмотря на солидный возраст, Уэлд находится в прекрасной спортивной форме. Его работа и быт в ходе регат были, как всегда, идеально организованы. Никаких аварий и поломок не произошло, на финише «Мокси» выглядел как новенький. Уэлд традиционно выступает на тримаранах, спроектированных американским конструктором Диком Ньюиком. Не стал исключением и «Мокси», построенный фирмой Уолтера Грина, также участника ОСТАР-80. Длина тримарана —15,6 м; водоизмещение всего 4,5 т; площадь парусности — до 107 м2. Все управление парусами выведено в кокпит. Паруса убираются закруткой при помощи системы фирмы Худ. «Мне не приходилось выходить из кокпита», — рассказывал Уэлд после финиша. В ходе гонки его «Мокси» прошел 3300 миль со средней скоростью 8 уз. Лучший суточный пробег составил 265 миль («Ничего особенного», — как заметил яхтсмен).
Будучи весьма состоятельным человеком, Фип Уэлд сам оплачивает постройку своих яхт и их подготовку к гонкам. Он является, пожалуй, единственным истинным яхтсменом-любителем среди лидеров гонки ОСТАР-80. «Мокси» — это название любимого Уэлдом прохладительного содового напитка, некогда популярного в США. За желание нести на борту своего тримарана это название Уэлду пришлось оплатить стоимость 25 % акций финансирующей производство напитка фирмы, ввиду ее несогласия удовлетворить прихоть яхтсмена. Так сказать, спонсоринг наоборот!
На пресс-конференции Фил Уэлд заявил: «Я, конечно, восхищен собственной победой, но мне было бы вполне достаточно попасть в первую пятерку. Я был бы счастлив, если бы победа досталась кому-нибудь из молодых — она быпа бы полезна дпя его карьеры. Для такого же старого краба, как я, победа не имеет большого значения!».
Через семь часов после финиша Ф. Уэпда гонку закончил второй яхтсмен. Им оказался англичанин Ник Кейг на тримаране конструкции Дерека Кепсапа «Фри пегз оф мэнн III». Кейгу 44 года, он фотограф с о. Мэк. В гонках ОСТАР он участвовал впервые, однако имеет большой опыт плавания на тримаранах. В гонке Кейг придерживался тактики Ф. Уэпда, следуя за ним как тень, но несколько южнее. По сравнению с близким по размерениям тримараном «ВСД» Э. Ригидепя, также спроектированным Д. Кепсапом, тримаран Кейга имеет бопее прочную конструкцию, высокобортный средний корпус и соответственно — большее водоизмещение. Кейг — единственный представитель страны-организатора гонок, вошедший в первую десятку победителей. Весь маршрут он прошеп без аварий, в спокойной обстановке: «Я никогда так много не спал в море», — признался он в Ньюпорте.
Всего через пять минут после Н. Кейга финишировала первая яхта категории «Джипси Мот» — тримаран американца Филила Стигопла «Джинс Фостер». Этот 26-петний яхтсмен впервые участвозап в гонках ОСТАР. Работая в парусной фирме Худа, он сумел усовершенствовать парусное вооружение тримарана конструкции Д. Ньюика и максимально облегчить корпус. Вскоре после старта на его «Джинс Фостер» ударом волны был сломан шверт, а через пару дней отказал передатчик системы «Аргос». Необходимую информацию о ходе гонок Филу передавал строитель его тримарана У. Грин при помощи УКВ-радиостанции. Позицию Стигопла впервые засек патрульный самолет уже вблизи о. Нантакет. Как выяснилось позднее, за двое-трое суток до финиша он был ближе всех к Ф. Уэлду, но на лавировке последних суток проиграл Н. Кейгу.
Четвертым финишировал один из сильнейших гонщиков трансатлантических регат Майк Бирч. Он выступал ка тримаране «Опимпус Фото», но не на том, на котором сумел выиграть «Ромовый рейс» 1978 г., а на новом, бопее крупном судне, спроектированном Д. Ньюиком специально дпя ОСТАР-80. Через два дня после старта ударом вопны (или плавающего обломка) из правой балки бып вырван большой кусок обшивки. Бирч объявил по радио о намерении прекратить гонку, но после упорного труда в течение целых суток (яхтсмен проявил незаурядное плотницкое мастерство) он решип продолжать борьбу и смог настичь лидеров гокки. В ОСТАР-80 М. Бирч еще раз продемонстрировал высокие спортивные качества и волю к победе.
Фактически пятым пересек финишную пинию Марк Пажо. Будучи новичком в трансатлантических гонках одиночек, Марк с трудом перенес превратности, которые уготовил ему ОСТАР-80. «Поль Рикар» оказался дпя него слишком сложной в управлении гоночной «машиной», которую он не успеп «обкатать» перед выходом в рейс. К тому же аварии, случившиеся в штормовой период с 13 по 1R июня, помешали ему в дальнейшем развить высокую скорость. В особенности обидным оказался выход из строя устройства дпя закрутки стакселя: из-за этого полную площадь стакселя Марк не мог использовать восемь последних суток.
Формально пятым финишировал известный строитель многокорпусных яхт Уолтер Грин, выступавший на тримаране «Шоссет Олимпиа» собственной постройки. В гонке он выбрал курс, лежавший примерно на 100 миль южнее курса Ф. Уэпда, и проиграл ему более двух третей суток. Зато своими тримаранами Уолтер мог заслуженно гордиться: «Мокси», «Олимпус Фото» и «Шоссет Олимпиа» вошли в пятерку лидеров ОСТ АР-80.
Польский яхтсмен Казимеж Яворски, успешно выступивший в гонках ОСТАР-76 (3-е место), на финише ОСТ АР-80 был только 6-м. Он выступал на новой яхте собственной конструкции «Спаниель-II». Построенную на Щецинской яхтенной верфи им. Леонида Телиги незадолго до старта, яхту не успели как следует испытать — отсюда и целый ряд неприятностей с проводкой бегучего такелажа, возникших в рейсе. Несмотря на частые аварии (перетирание фалов и шкотов, выход из строя системы «Аргос») и травму левой руки, Казимеж в течение всей гонки шел в группе лидеров. Однако обрыв грота-фала и повреждение авторулевого все же вынудили его зайти в канадский порт Галифакс для ремонта. Хотя яхтсмен затратил на стоянку всего 5 час 20 мин, заход в Галифакс стоил ему потери суток; это лишило его возможности занять лучшее место в таблице результатов. Тем не менее, Казимеж сумел первым прийти в Ньюпорт на однокорпусной яхте, показав среднерейсовую скорость 7,27 уз.
Известный чехословацкий яхтсмен-одиночка Ришард Конкольский на этот раз выступал на яхте «Нике-II» необычно больших для него размеров (категория «Джипси Мот»). Эта яхта также построена в ПНР — на Щецинской верфи, на базе стандартного проекта «Цетус». На финише Ришард был 10-м, но после штрафа почти в 8 часов, наложенного судьями на результат американца Тома Гроссмана за опоздание с предъявлением к инспекции своего тримарана, место Конкольского в таблице результатов продвинулось вперед.
Лучшим яхтсменом из выступавших на яхтах категории «Джестер» оказался 48-летний техасец Джерри Картрайт. Участие в ОСТАР-80 он совместил с перегоном за океан приобретенной во Франции яхты типа «Фёст-30С» (фирмы «Бенето»), на которой намеревается в одиночку обогнуть мыс Горн. На девятые сутки гонок, когда Картрайт возглавил группу яхт своей категории, передатчик системы «Аргос» на его яхте вышел из строя. Картрайт придерживался более южного курса, чем Ф. Уэлд, и лишь в финале поднялся к северу, чтобы поймать благоприятный ветер. На финише он был 29-м, затратив на переход Атлантики около 27 суток.
Из двух стартовавших в Плимуте женщин финишировала только Найоми Джеймс на своем испытанном в «кругосветке» 16-метровом шлюпе «Крите Леди». Она пересекла пинию финиша 24-й со временем 25 суток 19 часов, побив женский рекорд ОСТАР, принадлежавший англичанке Клэр Фрэнсис (но проиграв своему мужу Роберту Джеймсу, пришедшему в Ньюпорт 16-м). Америквнке Джуди Лоусон не повезло: на ее яхте сломалась мачта. В результате Джуди была подобрана транспортным судном к юго-востоку от Ньюфаундленда и доставлена в Гибралтар.
Всего к 10 июля 1980 г. а Ньюпорте закончили гонку 50 из 88 яхт, вышедших из пролива Ге-Солент.
Благоприятные метеоусловия обеспечили уверенную победу яхтсменам, выступившим в ОСТАР-80 на тримаранах: из 11 судов, финишировавших первыми, 7 быпи тримаранами, причем 6 из них возглавили таблицу результатов гонок. Именно благодаря устойчивым сильным ветрам, сопровождавшим участников на протяжении почти трех четвертей пути, и отсутствию сильнейших штормов 8 яхтсменов сумели перекрыть рекорд ОСТАР-72. В связи с продемонстрированным преимуществом тримаранов с новой силой зазвучали голоса о необходимости в будущих гонках подобного рода отдельного зачете дпя однокорпусных и многокорпусных судов. Предлагается, в частности, выделить по две размерные категории дпя оценки результатов, достигнутых на обоих типах судов.
В отличие от ОСТАР-68, яхты-проа на этот раз выступили неудачно: «Годива Шокопатье» Роби Ньюджента опрокинулась на крутой вопне практически на старте, а «Фпёри Ми-шон» — четырьмя днями позже, когда ее капитан Н. Клифтон пытался отремонтировать поврежденный руль.
Среди многочисленных однокорпусных яхт по крайней мере две показали прекрасные результаты: К. Яворски и Э. Аустини, выступавший на яхте «Чика Боба II», наряду с тримаранами побили предыдущий рекорд ОСТАР. Что же касается группы однокорпусных яхт в цепом, то она оказалась на этот раз в «неблагоприятных» условиях: этим судам удается одерживать верх над тримаранами в тяжелых штормовых условиях при острой лавировке.
Впервые за 20-петнюю историю гонок ОСТАР крупного успеха добились яхтсмены из США, об этом свидетельствуют 1-е место и рекорд гонок, 3-е место, четыре места в первой десятке результатов и 1-е среди яхт категории «Джестер». А ведь всего за месяц до старта французы, хотя и уважительно отзывались о потенциальных возможностях американцев, отводили им, однако, роль... секундантов во франко-английской дуэли. Что же касается французов, задававших тон в предшествовавших гонках ОСТАР, на этот раз они выступили весьма неудачно: две крупнейшие их яхты были дисквалифицированы до старта, аварии заставили сойти с трассы Э. Луазо, Ж.-К. Паризи, Ж. Тимзита и М. Орё, имевших большие шансы на успех, а такие сильные гонщики, как О. де Керсосон и Э. Ригидель заняли соответственно 14-е и 19-е места. Лучшими же французскими результатами стали 8-е место Даниеля Жипяра, шедшего почти всю гонку без авторулевого, и 13-е место дебютанта ОСТАР 27-летнего Апене Лаббе, выступавшего на крылатом тримаране «Идрофоли».
Уже в Ньюпорте Фил Уэлд комментировал со свойственным ему юмором различие в тактике французов и американцев: «Когда я иду со скоростью 15 узлов, я счастлив; когда же француз идет со скоростью 15 узлов, он делает все, чтобы идти со скоростью 20 узлов! Я всю зиму вел расчеты на своем микрокалькуляторе, но так и не возьму в толк, почему французы считают северный маршрут более коротким! По-видимому, в этом их убедили журналисты. Лично я не вижу ничего интересного в том, чтобы мерзнуть среди штормов, ради того, чтобы выиграть несколько миль!»
Гонки ОСТАР-80 продемонстрировали прогресс усовершенствований механизмов, облегчающих плавание яхтсмена-одиночки. Надежнее стали работать авторулевые; в частности, хорошие отзывы получила система «Аутохелм» с электроприводом, работающим от небольшой солнечной батареи. Использование автоматических лебедок и систем закрутки — механизированного наматывания на штаги передних парусов, стало популярным.
Хотя аварийность яхт участников ОСТАР-80 не идет ни в какое сравнение с погромом, учиненным штормами флоту участников ОСТАР-76, все же не обошлось без серьезных аварий и на этот раз. Например, затонула, пробитая плавающим обломком, «Моторола» Ж. Тимзита; были повреждены ударами волн или плавающими в воде предметами корпуса тримаранов Э. Луазо, Э. Ригиделя и М. Бирча; через неделю после старта с трассы сошел Ж.-И. Терпен из-за угрозы обрыва креплений штагов; на ряде яхт были сломаны мачты и повреждены рули; на яхте Тео Конкерепа «Раундэбаут» произошел взрыв скопившегося газа... Не обошлось и без травм, к счастью, не слишком серьезных.
На 24 участвовавших в гонке яхтах вышла из строя аппаратура системы «Аргос». Это произошло главным образом из-за негерметичности пластмассового контейнера, пропускавшего через небольшие трещины морскую воду; соль быстро выводила из строя литиевые батареи электропитания. Яхтсмены, не желавшие обнаруживать своих позиций, могли легко прекратить работу блока «Аргоса», экранируя ее антенну металлическим щитком или хотя бы мокрой парусиной. Несмотря на выявленные дефекты в работе системы «Аргос» (повреждения бортовой аппаратуры и перебои в работе наземных станций связи с ИСЗ), ее применение подтвердило целесообразность дальнейшего совершенствования техники автоматизированного контроля положения участников гонки как эффективного средства повышения безопасности яхтсменов и предоставления информации о ходе соревнований.
Несомненно, что урони OCTAP-80 послужат делу совершенствования техники плавания в одиночку в суровых океанских условиях. Насколько правильно будут учтены эти уроки, покажут следующие гонки ОСТАР.