Покашливая и потрескивая мощными двигателями, два небольших катера медленно приближаются к пинии старта. Длина каждого — 6,1 м; ширина — 1,52; высота борта — 30,5 см. В кормовой части кокпита открыт взорам зрителей внушительный V-образный 8-цилиндровый двигатель. Выхлопная труба по размерам напоминает трубу большой октавы органа. Мощность двигателя кажется невероятной — 1500 кВт! Здесь важна мощность и только мощность!
По сигналу катера одновременно с диким ревом буквально выпрыгивают из воды, оставляя позади 20-метровый «петушиный хвост» белоснежных брызг. Уже через 10 сек после старта их скорость достигает 320 км/ч; с этой скоростью оба гонщика тут же и пересекают финишную пинию, поскольку дистанция гонки всего-навсего 800 м.
«Дрэг рэсинг» — так называются подобные гонки с места и на столь короткой дистанции в США. Дословно это название можно перевести как «гонки на выносливость». Важнейшим качеством катера для таких гонок является приемистость — быстрота преодоления силы инерции судна и гонщика и сопротивления воздуха и воды.
За океаном это излюбленный вид гонок как на суше, так и на воде. Существует Национальная дрэг-бот ассоциация (НДБА), члены которой щепетильно относятся к выполнению детально разработанных правил соревнований на дрэг-ботах. К участию в гонках, санкционируемых НДБА, допускаются только лодки, сконструированные специально для этого вида водно-моторного спорта. Ежегодно проводится от 30 до 40 больших соревнований на дрэг-ботах, которые собирают в общей сложности до миллиона зрителей.
Мощность и рабочий объем цилиндров двигателя не ограничиваются. Обычно начинают гонки с заездов «младших» классов дрэг-ботов, имеющих рабочий объем цилиндров до 6555 см3; а у судов «старших» классов объем доходит до 10 100 см3. Что касается размерений корпуса, то здесь депо обстоит несколько иначе. Поскольку для глиссеров существует зависимость «чем короче, тем быстрее», минимальную длину корпусов ограничили величиной 4,88 м.
Суда участников одного заезда могут отличаться одно от другого как обводами корпуса, так и применяемым топливом. Используется бензин, либо смесь из спирта и нитрометана — экзотическая смесь, которая позволяет быстро снижать число оборотов двигателя после прохождения дистанции. Чтобы снизить износ двигателей, НДБА с 1976 г. начала обеспечивать заправку чистым спиртом. Новинкой последних лет является создание отдельного класса судов с водометными движителями.
На сегодня существуют 10 классов дрэг-ботов. Скорости их колеблются в пределах от 160 до 270 км/ч (иногда и более) у судов с двигателями, работающими на бензине, и до 327,6 км/ч у судов-рекордсменов с двигателями, работающими на смеси «Зафт».
Трасса гонок стандартна: 800 м по прямой в длину; 91,44 м (100 ярдов) — в ширину. Первые 400 м служат для набора скорости, вторые 400 м — для торможения, осуществляемого обычно при помощи тормозного крыла-козырька.
К гонщику дрэг-бота предъявляются исключительно высокие требования, ведь события на трассе развиваются с невероятной быстротой. Чтобы получить законное право выйти на старт и суметь удерживать «ревущее чудовище» в руках, необходимо многое знать и многому научиться.
Суда скользят по воде, едва касаясь поверхности. Вода как бы застывает. На скоростях свыше 80 км/ч давление на обе стороны рассекающего воду пера руля усиливается настолько, что гонщик уже оказывается не в состоянии повернуть руль. Впрочем, это очень хорошо, ведь при минимальном отклонении пера руля от ДП судно завертелось бы, как детский волчок. Дрэг-боты на дистанции практически не управляются; их выводят на старт, удерживая до финиша в заданном направлении.
Гонки дрэг-ботов менее опасны, чем кажется на первый взгляд. Во всяком случае в соревнованиях, проводимых НДБА, не было еще ни одного смертельного случая. Риск понятен, и гонщики стараются предвидеть возможные неожиданности, надевая надежные шлемы, специальные костюмы и спасательные жилеты. Пристяжные ремни не применяются: в опасной ситуации лучше свободно вылететь из кокпита, хотя падение на воду на скорости 200 или 300 км/ч едва пи мягче, чем на асфальт. Доказано, что, перелетев через мчащийся катер, приводняться нужно «солдатиком» на ноги... За спиной гонщика расположен тормозной козырек, который соединен с гонщиком тонким тросиком. Если гонщик будет выброшен из кокпита, тросик опустит тормозной козырек, который сразу же несколько погасит скорость.
Удовольствие участвовать в гонке дрэг-ботов — не из дешевых. Катер с трейлером стоит не менее 25 тыс. долларов (включая стоимость горючего, питания, номера в гостинице и т. п.). Из-за особенностей налогообложения сами гонки проводятся как профессиональные соревнования с денежными призами за победы. Впрочем, призовые суммы невелики и даже лучшие гонщики едва окупают затраты. Один из американцев-участников таких гонок издал книгу. Это обошлось ему в 20 тыс. долл. и принесло всего-навсего 450 долл. дохода. За сезон он принял участие в десяти соревнованиях на дрэг-ботах, делая в среднем по три старта в каждом. Общее время участия в заездах составило 300 сек, пять минут крайнего напряжения! Выступал он очень удачно и за сезон заработал те же самые 20 тыс. долларов.