Американка Бетти Кук — двукратная чемпионка мира по океанским гонкам на катерах, сдала свои позиции в ноябре прошлого года на очередном чемпионате мира, который проходил в заливе Порт-Филлип в Австралии.
Новым чемпионом стал ее соотечественник Майкл Мэйнард, считающийся новичком в этом виде спорта. Его 11,58-метровый гоночный катамаран «Фэйва Шуз», построенный английской фирмой «Кугэ», на дистанции протяженностью 336,34 км разбил среднюю скорость 139,04 нм/ч. Для этого типа катеров условия на трассе в день гонки были идеальными: в сравнительно мелководном заливе, где катера должны были пройти несколько кругов, ветер скоростью 5 м/с мог поднять только короткую мелкую волну.
Впервые Мэйнарду удалось добиться успеха. Это произошло, главным образом, благодаря правильно рассчитанной тактике ведения гонки. В предыдущих гонках его ошибка заключалась, в основном, в том, что, управляя одним из самых быстроходных катеров в мире (однажды была зарегистрирована скорость «Фэйва Шуза», равная 165,75 км/ч), Мэйнард уже в самом начале гонки давал полный газ, стараясь прямо со старта опередить соперников. «Запаса же прочности», как правило, недоставало, поэтому триумф американца был коротким и оканчивался выходом двигателя из строя.
Бетти Кук, как всегда выступавшая на своем старее однокорпусном «Скэрэбе» с «фирменным» названием «Каама», финишировала второй, показав среднюю скорость 138,07 км/ч. Она лидировала на протяжении почти всей дистанции. Ее тактикой было поддерживать максимальную скорость, заставляя ближайших конкурентов — Мэйнарда и англичанина Теда Топемана, выступавшего также на катамаране фирмы «Кугэ», держать полностью открытыми дроссельные заслонки на двигателях. В выносливости же двух 625-сильных «Меркруйзеров» «Каамы» Бетти нисколько не сомневалась! Временами ее катер несся со скоростью 144 км/ч (результат, которого не часто удается достичь на однокорпусном катере). Однако ее расчеты оправдались только частично. На катере Толемана сломавшаяся на 203-ем километре лопасть гребного винта разрушила редуктор, и он из числа опасных соперников выбыл. Что же касается Мэйнарда, то он с самого начала прочно завис на транце «Каамы», а на последнем круге дистанции — сумел обойти Бетти Куч.
Резкое повышение стоимости транспортировки катеров в Австралию из Европы и США обусловило малочисленность участников в «старшем» — 16-литровом классе OPS. Здесь выступило всего девять гонщиков. Из США прибыло пять гонщиков (включая Тома Джентри, который выиграл титул чемпиона Южной Америки по океанским гонкам), из Европы — лишь один, англичанин Тед Толеман. Должен был приехать Гвидо Николаи — главный соперник Толемана (в Мельбурн даже прибыл его знаменитый «Драй Мартини»), однако тремя неделями раньше в одной из гонок итальянец повредил спину и участвовать в чемпионате не смог.
Немного больше участников оказалось в «младшем» — 8-литровом классе ОРII, где все гонщики, кроме англичанина Дэвида Хагена, были австралийцами. Хаген — прошлогодний чемпион мира в этом классе, для выступления в Порт-Филлипе арендовал построенный в Новой Зеландии по лицензии фирмы «Кугэ» катамаран с тремя подвесными моторами. Однако поскольку лодка была спущена на воду лишь за несколько дней до начала соревнований, Хагену не удалось полностью отладить ее и пришлось довольствоваться пятым местом.
В этом классе от старта до финиша лидировал конструктор гоночных катеров Брюс Харрис на спроектированном им катамаране типа «Шарки». Оснащенный четырьмя подвесными моторами «Меркюри» мощностью по 175 л. с., «Шарки» развил на одном из кругов трассы максимальную скорость 135,18 км/ч.
И все же наиболее захватывающая борьба развернулась в классе OPI. Уже на первых 20 километрах дистанции вынужден был прекратить гонку Билл Элсвик — чемпион США и обладатель приза Хэрмсворта. Пытаясь обойти Бетти Кук, Теда Толемана и Майкла Мэйнарда, Элсвик форсировал работу обоих двигателей на катере, не заметив, что ухудшилась подача воды в систему охлаждения. Двигатели быстро перегрелись, в результате один из оенсз:зых фаворитов чемпионата выбыл из игры.
На полпути сошел с дистанции другой американский гонщик — Том Джентри. После того как лопнул кожух одной из колонок, корпус его «Скэрэба» «Америкэн Игл» стал заполняться водой.
Примерно 30 километров третьим после Бетти Кук и Толемана шел американец Джо Ипполито на «Скэрэбе» «Майчелсб Лайт». Однако Ипполито не повезло: на его катере отказала одна из угловых колонок. Австралийскому чемпиону Петеру Дину тоже пришлось сойти с трассы. На его катере — копии 11,88-метровой «Сигареты», произошла поломка редуктора. Австралиец Брайан Коко, выступавший на катере, оснащенном четырьмя подвесными моторами, также вынужден был вернуться в гавань: двигатели не развивали полной мощности и дальнейшее участие в гонке стало бесперспективным. И, наконец, трассу покинул Толеман, предоставив Бетти Кук И Мэйнарду выяснить отношения. Правда, ка дистанции оставался еще один катер этого класса — 11-метровая «Сигарета», управляемая австралийцем Барри Макмилланом, но он практически не имел шансов на победу, так как отставал от лидера почти на 50 км.
Когда Мэйнард пошел на последний 40-мильный круг, самый короткий в гонке, он, наконец, полностью открыл дроссельные заслонки на своих двигателях. Скорость его «Фэйва Шуз» стала на 16 км/ч выше, чем у «Каамы». На финише Мэйнард оле-режа). Бетти Кук почти на 2,5 км.