Ареной спортивной борьбы на Олимпийской регате XXII игр является Таллинский залив — традиционное место проведения многих соревнований яхтсменов и, в частности — международных Балтийских регат.
Каким же образом будут проходить гонки Олимпийской регаты? Как будет решаться судьба комплекта медалей в тех шести классах гоночных яхт, с которыми читатель уже познакомился на страницах этого номера?
Прежде всего — о количестве участвующих экипажей. Каждая страна может заявить на регату только по одному экипажу в каждом классе, так что полная команда будет состоять из шести экипажей, а максимальное число участвующих яхт определится числом стран, пожелавших участвовать в соревнованиях по парусному спорту. Однако далеко не каждый Национальный олимпийский комитет может выставить полный комплект из шести судов. В некоторых странах не культивируются те или иные классы судов. Например, в ЧССР совершенно не культивируются гонки на «Солингах» и «звездниках» — яхтах с большой осадкой; неудивительно, если в составе олимпийской сборной страны эти два класса представлены не будут. Для ряда развивающихся стран Азии и Африки, далеко расположенных от Таллина, может оказаться проблемой дорогостоящая перевозка сравнительно крупных судов к месту регаты. Как бы то ни было, наибольшее число участников ожидается в самых популярных классах небольших швертботов — «Финн» и «470». «Финнистам» вообще не нужно везти свои лодки в Таллин: здесь на экспериментальной верфи спортивного судостроения уже приготовлены 60 новейших судов этого класса, которые будут разыграны по жребию между собравшимися участниками. Желающие могут арендовать на время гонок и швертботы класса «470» производства той же верфи, оснащенные самым современным рангоутом и парусами.
Результаты гонок определяются отдельно в каждом классе, поэтому для четкой и объективной работы судейской коллегии в заливе уже размечены (и опробованы на XXXI Балтийской регате) три гоночные отдельные дистанции: «Альфа», на которой будут соревноваться экипажи швертботов «Финн» и «470»; «Браво»— для «Летучих Голландцев» и «Солингов»; «Чарли» — для катамаранов «Торнадо» и «звездников».
На схеме района соревнований, помещенной на цветной вкладке, эти дистанции обозначены в виде трех кругов различного цвета. Именно в эти три цвета (для «Альфы» — желтый, для «Браво» — красный и для «Чарли» — оранжевый) будут окрашены поворотные буи, представляющие собой большие надувные мешки из прорезиненной синтетической ткани; флаги присвоенного каждой дистанции цвета будут нести и все судейские катера и обслуживающие дистанцию суда.
Круги каждой дистанции имеют вполне определенный диаметр: «Альфа» — 2,1 мили, «Браво» — 2,4 мили, «Чарли» — 2,8 мили (напомним, что 1 морская миля равна 1852 м). Буи дистанции расставляются заново перед каждой гонкой в зависимости от направления ветра на момент старта.
Стартовая линия всегда располагается по возможности перпендикулярно направлению ветра таким образом, чтобы яхты начинали гонку в лавировку.
Первый генеральный курс участвующих судов всегда ведет на наветренный знак № 1 (яхтсмены называют его «верхним» знаком), который выставляется прямо против ветра на строго оговоренном гоночной инструкцией расстоянии от середины стартовой линии. Компасный курс на верхний знак указывается на специальном щите, выставляемом не менее чем за 10 мин до старта.
Кроме этого знака № 1 на невидимой глазу, но нанесенной на штурманские карты и тщательно выверяемой методами навигации окружности выставляются еще два знака — № 2 и № 3 — таким образом, чтобы образовался равнобедренный прямоугольный треугольник с прямым углом 90° у знака № 2 и основанием, расположенным по оси лавировки между знаками № 3 и № 1. Знак № 3 выставляется на расстоянии 2 кабельтовых (0,2 мили) «выше» стартовой линии. Номер каждого знака нанесен на нем контрастной краской.
Как показано на схеме данной дистанции, линия старта обозначена главным судейским судном — ГСС и расположенной слева от него вехой, у которой ставится на якорь вспомогательный катер.
На предстартовое маневрирование участвующим экипажам выделяется 10 минут. В течение этого времени каждый рулевой стремится занять наиболее удобное положение, с тем чтобы стартовать с наименьшими потерями времени, с хорошей скоростью и избегая помех со стороны других участников. Теоретически наиболее выгоден старт правым галсом — в правой стороне стартовой линии; благодаря этому яхта оказывается с наветра от соперников и имеет преимущественное право дороги.
Старт дается выстрелом из пушки, при этом судьи внимательно наблюдают за тем, чтобы ни одна яхта не пересекла стартовую линию преждевременно. Если такое случится, дается звуковой сигнал и выставляется щит с обозначением символа страны «фальстартовавшей» яхты. Судьи, находящиеся на катере слева от стартовой линии, помогают судьям на ГСС установить номер «фальстартовавшей» яхты и дублируют сигналы отзыва. Преждевременно взявший старт экипаж должен возвратиться на стартовую линию, уступая дорогу всем яхтам, продолжающим гонку, и стартовать повторно.
В сложных условиях возможен массовый или «общий» фальстарт, когда в момент стартового выстрела одновременно большое число яхт оказываются пересекшими стартовый створ и даже трудно зафиксировать их номера. В этом случае поднимается сигнал «общий отзыв» и затем дается повторный старт. Бывали случаи, когда приходилось в одной гонке стартовать по пить раз! Так это, например, произошло на одной из недавних Балтрегат.
Но вот яхты устремились на дистанцию. Как правило, основная масса их сначала идет плотным строем «уступа» правым галсом, затем рулевые раскладывают галсы в зависимости от обстановки на дистанции и своего опыта. Приходится учитывать, что часто ветер дует не одинаково над всей поверхностью воды, а полосами; возможно и действие поверхностных течений, которые могут задержать выход судна на ветер или, наоборот, послужить союзником. Известный эффект действия на ветер и течения дает береговой рельеф, распределение глубин в заливе и т. п. Именно с целью получше познакомиться с местными условиями Таллинского залива и стремились сюда в предшествующие олимпиаде годы все главные претенденты на медали, их тренеры и метеорологи команд; многие часы они провели над изучением июльских сводок погоды за многие годы и ветра, волны и течений непосредственно на лодках в заливе.
Первый знак в начале лавировки еще не виден. О его месте может свидетельствовать лишь силуэт катера, стоящего вблизи него на якоре: судьи должны зафиксировать правильное огибание знака № 1 всеми яхтами и их очередность. Именно у верхнего знака наиболее часто возникают самые острые ситуации в гонке: например, к нему одновременно подходят две или несколько яхт и кому быть первым — решается тактической борьбой. Именно здесь встречаются шедшие правым и левым галсами соперники и можно, наконец, увидеть, кто же кого обошел.
Знак № 1, как, впрочем, и все другие поворотные знаки (№ 2 и № 3), яхты должны обогнуть левым бортом. Теперь на участке между знаками № 1 и № 2 ветер становится попутным: яхты идут в бакштаг, ветер дует с кормы примерно под 45°. На этом курсе на всех яхтах, правила класса которых разрешают применять дополнительный парус — спинакер, экипажи стремятся поставить его, не теряя ни секунды! Расстояние между знаками — длина этого «колена» дистанции — составляет 1,2—1,6 мили, так что спинакер, напоминающий парашют, позволяет получить заметный выигрыш во времени. Тем более, что после прохождения знака № 2 убирать спинакер не нужно: экипаж делает поворот фордевинд, перебрасывая паруса на другой борт. Курс яхт относительно ветра и на колене между знаками № 2 и № 3 остается прежним — это бакштаг, но уже не правого, а левого галса.
После огибания знака № 3 все яхты начинают вторую лавировку к верхнему знаку. Если до подхода первой яхты к знаку № 3 ветер «зайдет» — изменит направление, то с главного судейского судна дается сообщение об изменении дистанции: на катере у знака № 3 поднимается щит, указывающий курс на вновь поставленный верхний знак № 4; одновременно для привлечения внимания подаются звуковые сигналы. Если же ветер сохранил свое направление, то яхты лавируют к тому же знаку № 1, но, обогнув его левым бортом, ложатся на курс фордевинд — идут прямо по ветру к знаку ЛЬ 3. Вновь ставятся спинакера, соперники пытаются прикрыть паруса своих соперников, заслонив им ветер, либо уходят от тактической борьбы в сторону, стараясь развить максимальную скорость не на фордевинде, а в бакштаг.
После огибания нижнего знака № 3 участникам предстоит последний этап гонки — третья и уже финишная лавировка.
Главное судейское судно к этому времени переходит в район верхнего знака № 1, где выставляется линия финиша, Линия финиша, как и стартовая линия, должна быть перпендикулярна направлению ветра или последнему курсу, если ветер зашел; она находится на расстоянии 2 кабельтовых от верхнего знака № 1 (или № 4, если произошло изменение направления ветра). Вновь судьи внимательно просматривают створ — касание этой не нанесенной на воде линии любой частью корпуса или парусов яхты считается ее финишем в данной гонке (при условии, разумеется, правильного прохождения ею дистанции).
Коротко порядок прохождения олимпийской дистанции можно обозначить так: «треугольник» (старт — зн. № 1 — зн. № 2 — зн. № 3) — «петля» (зн. № 3 — зн. № I — зн. № 3) — «финишная лавировка» (зн. № 3 — финиш). Полная длина дистанции по генеральному курсу для «финнов» и «470» составляет 9,6 мили, для яхт остальных классов, кроме катамаранов, 11,2 мили. Для «Торнадо» на дистанции «Чарли» устанавливаются «свои» знаки № 1А, 2А и ЗА таким образом, чтобы избежать «толкотни» катамаранов и «звездников» вблизи поворотных знаков. На предшествующих Олимпиаде Балтийских регатах в условиях слабых неустойчивых ветров к знакам подходили одновременно большие группы яхт обоих классов, создавались трудности для четкого фиксирования порядка прохождения знаков.
Президент 1YRU Беппе Кроче внес предложение установить примерно на 100 м выше знака № 1 дополнительный верхний знак № 1 А, а в 100 м подветреннее знака № 3 дополнительный знак № ЗА. Несколько в стороне от основного выставляется также и знак № 2А. В отличие от основных оранжевых знаков эти дополнительные знаки будут окрашены в желтый цвет.
Учитывая значительно более высокую скорость катамаранов, порядок прохождения дистанции для них также сделали отличающимся от принятого для всех других яхт. После прохождения «треугольника» и «петли» они ложатся не на финишную лавировку, как суда остальных классов, а делают второй «треугольник» (зн. № 3А — зн. № 1А — зн. № 2А — зн. № 3А) и уже после этого поднимаются к линии финиша. Таким образом, общая длина дистанции для «Торнадо» значительно увеличивается, но в сложных условиях она может быть и обычной.
Находясь на дистанции гонок, экипаж любой яхты должен следовать Правилам парусных соревнований, изданным в 1977 г. Международным парусным союзом IYRU, которые определяют поведение экипажа в различных ситуациях, возникающих в гонке (расхождение при встрече яхт, огибание знаков, обгон и т. п.), обязанности рулевого и команды по подготовке яхты к соревнованиям и по управлению ею. Специальные разделы ППС касаются организации проведения гонок, прав и обязанностей судейской коллегии и прочее — словом, это брошюра в 90 страниц (в 1977 г. она выпущена в сокращенном переводе на русский язык издательством «Ээстираамат» в Таллине).
Разумеется, в ходе гонки возможны нарушения отдельных пунктов правил, в результате чего нарушивший их экипаж может получить существенное преимущество перед соперниками. В таких случаях заинтересованный рулевой может подать в судейскую коллегию протест. Международное жюри разбирает все поданные протесты, и после вынесения решений секретариат объявляет окончательные результаты данной гонки.
Олимпийская регата обычно состоит из семи гонок, если, конечно, их проведению не помешает отсутствие ветра или наоборот — штормовая погода. Для того чтобы соревнования считались состоявшимися, необходимо провести не менее пяти гонок.
В зачет каждому экипажу идет сумма штрафных очков, набранных во всех гонках за вычетом одного худшего результата (другими словами, если было проведено семь гонок, суммируются очки за шесть гонок, лучших для данного экипажа).
В каждой гонке финишировавшая яхта, если ее экипаж не был дисквалифицирован за нарушение правил, получает следующее количество штрафных очков. За первое по порядку прихода на финиш место — О очков; за второе — 3; за третье — 5,7; за четвертое — 8; за пятое — 10; за шестое — 11,7 очка. За седьмое и все последующие места начисляется число очков, равное занятому месту плюс шесть.
Если экипаж дисквалифицирован на данную гонку или сошел с дистанции, то он Получает очки как за последнее место на финише (равное числу допущенных к гонкам яхт плюс шесть очков) плюс еще одно дополнительное штрафное очко.
Окончательно места в соревновании определяются в порядке возрастания числа штрафных очков. Победителем становится экипаж, набравший в зачетных для него гонках наименьшее число очков.
Стоит еще упомянуть, что в ходе гонки все сведения о порядке прохождения участниками поворотных знаков, приеме яхт на финише и т. д. со всех трех дистанций будут немедленно передаваться по радиотелефону на берег и вводиться в АСУ «Парус». Электронно-вычислительные машины мгновенно обсчитают результаты соревнований в каждом классе, и эти данные будут переданы для общего сведения по системам внутреннего и внешнего телевидения. На досках информации появятся предварительные результаты. Благодаря примененной в Таллине системе можно получить обширную информацию обо всех участниках регаты.
Безопасность участников на дистанциях обеспечивается спасательной службой регаты, оснащенной быстроходными надувными лодками. Катера охраны будут поддерживать порядок, оберегая яхты от случайных помех со стороны судов с тренерами команд, репортерами и т. п. Вблизи дистанций в заливе будут находиться и различные суда с многочисленными зрителями.