— О вашей, самой северной в стране крейсерской регате мы узнали из сборника «Катера и яхты». — Рассказывает руководитель команды ХТЗ Григорий Вакуленко. — Мы привыкли, что все спрашивают: где это вы, сухопутные моряки, тренируетесь, когда в Харькове воды нет? Во-первых, она у нас есть — Харьковское водохранилище. А во-вторых, плаваем мы много, часто пользуемся железной дорогой...
Из местных яхт особый интерес вызывал «Архангельск» — стальное судно, только что построенное яхтсменами — рабочими «Красной кузницы». Экипаж Г. Шабалитова вышел на старт первой в жизни яхты гонки, не имея еще хороших штатных парусов, однако яхта «Архангельск» проявила высокие ходовые качества.
В отличие от предыдущих, регату планировалось провести по 400-мильному маршруту в пять этапов:
- 1 — Архангельск — о. Анзерскнй;
- 2 — о. Анзерский — о. Б. Соловецкий;
- 3 — о. Б. Соловецкий — о. Пулонец — о. Б. Соловецкий;
- 4 — о. Б. Соловецкий — о. Б. Сеннуха — о. Жижгин — Пертоминск;
- 5 — Пертоминск — Архангельск.
(Заход в Пертоминск был продиктован стремлением укоротить пятый этап, чтобы к заключительному финишу яхты пришли не вразнобой, а примерно в одно время.) Однако пришлось вносить серьезные изменения в программу соревнований. 3-ю гонку из-за сильного (до 7 баллов) шквалистого ветра провели по сокращенной примерно до 40 миль дистанции — до о. Жужмуй и обратно; поскольку в дальнейшем ветер неожиданно скис, а времени оставалось мало, 5-й и 4-й этапы решено было объединить.
Соревнования проводились в довольно сложных метеоусловиях; чтобы преодолеть «каскад нагрузок», который довелось испытать спортсменам, нужно было иметь не только отличную физическую подготовку, но и крепкие нервы, волю к победе. Крейсеристы-северяне, во всех соловецких регатах с честью выдерживающие испытания Белым морем, и на этот раз оказались на высоте.
Старт 1-го этапа был дай рано утром 5 августа. Сильный, порывистый ветер то и дело менял направление, шла крутая, порой беспорядочная волна. К концу перехода до о. Аизерского, т. е. почти через сутки, погода наладилась, яхты финишировали довольно плотно с хорошим попутным ветром. Наиболее острой была борьба в третьей стартовой группе: выиграл 1-й этап «Орион», вторым пришел «Викинг». Экипаж «Лэлэки», не знакомый с местными условиями, вылетел на коргу в Жижгинской салме и едва уложился в контрольное время, так как только с приливом смог сняться с камней.
Удалась и была не менее интересной и вторая гонка — из бухты Капельской на Анзере до гавани Благополучия. Несмотря на довольно свежий ветер, яхты несли максимум парусов и финиш был не менее бурным, чем накануне. Практически за какие-то 10 минут судьи зафиксировали финиш «Гандвика», «Борея», «Полюса» и московской «Надежды»...
Под конец, словно чувствуя, что норды и весты достаточно потрепали и нервы гонщиков, и паруса, погода смилостивилась и оделила яхтсменов ясным солнечным днем, но — при этом совсем «забыла» о ветре. Последний старт. Первым оторвался от Соловков «Мустанг». Используя малейшие дуновения ветра, постоянно работая с парусами, экипаж этой яхты умудрился наращивать отрыв, когда остальные суда не двигались с места.
Лопшеньгский мыс, который слывет у беломорцев «штилевой дырой», подтвердил свою нелестную репутацию, встретив яхты полным безветрием и выматывающей зыбью. Еще почти сутки гонщики болтались в море, прежде чем достигли Кумбыша.
Первым финишную линию пересек «Мустанг» — шел 36-й час с момента старта. Последние яхты финишировали только на третьи сутки.
В первой стартовой группе, снова продемонстрировав высокое мастерство, 1-е место занял экипаж «Мустанга» — призер прошлогодней регаты (капитан Ю. Анисимов); эта же яхта стала победителем и в абсолютном зачете.
Во второй группе победил экипаж «Полюса» — обладатель почетного 2-го места в регате-78 (капитан П. Кореиюгин), в третьей — «Ориона» (капитан В. Червяков).
Неплохо выступил экипаж харьковской «Жаннетты»: победитель Онежской регаты, обладатель Кубка Волги, чемпион международной регаты на приз имени Георгия Димитрова — на Белом море занял 2-е общее место.
Командное первенство в соревнованиях завоевали гонщики Северодвинска, вторыми стали яхтсмены архангельского «Труда», третье место досталось представителям архангельского спортивного общества «Водник».