Столица советской Эстонии еще до того памятного дня начала подготовку к приему большого парусного спорта в Таллинском заливе. В начале 70-х годов велась разработка планов развития города и республики на X пятилетку — на 1976—1980 гг. И органичными звеньями вписались в эти планы строительство Центра парусного спорта в Пирита, реконструкция излюбленной зоны отдыхе таллинцев — побережья залива от памятнике «Русалке» до района Меривяпья. Позднее, когда олимпийская регата в Таллине стала реальностью, архитекторы, преобразующие древний город, внесли в свои планы еще несколько десятков объектов, так или иначе связанных с этим событием и потому ставших всенародными стройками Эстонии в предолимпийский период.
Когда этот номер готовился к печати, год Олимпиады только «набирал силы» — шли зимние Олимпийские игры в Лейк-Плэсиде. В Таллине ветры Балтики лепили сырой снег к древним стенам Вышгорода, однако уже с полной уверенностью можно было сказать, что строители и все, от кого зависит проведение регаты и прием многих тысяч ее гостей, не подвели. Характерными силуэтами поднялись над городом 28-этажная гостиница «Олимпия» (800 мест) и новая телевизионная башня высотой 314 м. Преобразилась — украсилась фасадами современных зданий улица Нэрав-Маантээ, откуда берет свое начало 5,5-километррвая скоростная трасса, соединившая центр с районом Пирита. Полным ходом завершался монтаж оборудования в новом здании почтамта, которому всего через несколько месяцев предстояло связывать олимпийский Таллин со всем миром- Широким фронтом велись работы по реставрации уникальных памятников старины, гостиниц и ресторанов, зрелищных залов и т. п. На реализации обширной программы было занято более десяти тысяч строителей и реставраторов, проектировщиков, работников транспорте. По-ударному трудились на строительстве олимпийских объектов специалисты из Москвы, Ленинграда, Риги, Вильнюса и других городов.
Работа продолжалась и в вечерние часы, и в выходные дни: на стройки приходили студенты и работники специальностей, далеких от строительного дела, чтобы внести свой вклад в подготовку города к Олимпиаде. Тысячи таллинцев безвозмездно отработали по 2S и более часов.
На автостраде, проложенной вдоль берега залива, стало заметно свободнее — автомашины могут двигаться в четыре ряда. Оставалось положить лишь отделочный слой асфальта, но эту тонкую работу нужно делать уже ближе к лету. Несмотря на то, что дорога спрямилась и стала шире, у парка Кадриорг не отрезали ни метра: всю необходимую для этого площадь отвоевали у моря.
Тот, кто давно не был в Пирита, сейчас не узнает этот район- В некогда тихом пригороде раскинулась на огромной площади современная гавань, возник целый комплекс зданий, составивших единую архитектурную композицию- И главным в ней стал известный ныне всему парусному миру силуэт здания олимпийского парусного центра- Еще прошлым летом в здание центра въехали хозяева предстоящей регаты — сотрудники всех звеньев ее подготовки и управления.
И если вам удастся побывать в рабочих кабинетах и залах центра, вы убедитесь, что дело проведение регаты в надежных руках настоящих знатоков и энтузиастов парусного спорте. Николай Кююн — начальник отдела организации соревнований, Рейн Мерисалу — заместитель директора яхт-клуба, В иль Обухов — начальник службы флота. Многие другие, чьи имена хорошо знакомы яхтсменам Балтики и всем, кому довелось бывать здесь на всесоюзных соревнованиях.
Работники парусного центра с чувством гордости показывают современную технику — великолепное оборудование, которое не только позволит провести олимпийские гонки на самом высоком уровне, но и впоследствии будет эффективно служить в повседневной спортивно-тренировочной деятельности наших яхтсменов.
С высоты шестого этажа этого здания, как с мостика корабля, хорошо видны акватории двух внутренних гаваней для гоночных яхт и причалы для судов обслуживающего флота, огражденные от моря северным и южным молами, просторный слип для швертботов. Проектировщики и строители позаботились об удобствах и для экипажей крейсерских яхт, которые по окончании Олимпиады будут посещать эту прекрасную гавань: установлены колонки, подводящие питьевую воду и электроэнергию к самой причальной стенке; имеются три 8-тонных подъемных крана, оборудуются 5- и 25-тонные слипы с рельсовыми тележками для подъема более крупных яхт и т. л. и т. д.
К зданию клуба примыкают просторные эллинги для зимнего хранения яхт — во время Олимпиады в них разместятся бюро регаты, оборудование для обмера яхт и парусов, парусная сушилка. В левом крыле комплекса оборудованы шлюпочная и механическая мастерские для ремонта яхт, большой светлый плаз для раскроя и шитья парусов, которому может позавидовать даже судоверфь.
Прямо из яхт-клуба можно перейти в олимпийскую деревню, первая очередь которой была закончена еще к открытию VII Летней Спартакиады народов СССР: уже тогда в ее гостиничных корпусах размещались участники. В феврале олимпийского года завершались работы по отделке спортивных залов, 25-метрового закрытого плавательного бассейна, восстановительного центра, просторного зала интерклуба, в котором при необходимости могут разместиться практически сразу все участники регаты. Заканчивалось оборудование блока литания, состоящего из двух залов, рассчитанных на одновременный прием 400 человек. Все это вызывает подлинное чувство восхищения: новый комплекс предоставляет отличные возможности для общефизической подготовки и отдыха спортсменов.
С расписанием и районом проведения гонок нас знакомит Николай Кююн. Напомним — ему удалось быть директором XXIX, XXX и XXXI Международных Балтийских регат. Последняя из них явилась генеральной репетицией Олимпиады и была крупнейшим международным соревнованием по парусному спорту, когда-либо проводившимся в СССР: в ней участвовали команды 27 стран, 467 спортсменов на 251 яхте. Во всех службах регаты работало более 2000 человек (в том числе 148 судей и 45 мерителей). На ней было аккредитовано 70 журналистов из 12 стран. По мнению специалистов, генеральная репетиция прошла успешно. Соревнования были организованы хорошо. Оправдала себя структура аппарата регаты — все звенья функционировали удовлетворительно. Все выявленные ошибки и слабые места приняты в расчёт, учтены пожелания по улучшению организации. В полном объеме опробованы вся система судейства соревнований, служба гавани и флота, бюро регаты, служба связи, центр обработки информации, пресс-служба, радиотелецентр и др.
О масштабах предстоящей олимпийской регаты можно судить хотя бы по таким цифрам: ожидается участие 660 спортсменов и официальных лиц, более 300 журналистов и почетных гостей, 10 тысяч туристов. Для проведения соревнований и сопутствующих им мероприятий подготовлено более 4000 человек. Более 200 обслуживающих регату судов, катеров и надувных моторных лодок будут регулярно выходить в залив — в район проведения соревнований.
Представление о расположении трех гоночных дистанций а заливе дает схема района Олимпийских гонок в Таллинском заливе (она несколько изменена по сравнению с опубликованной в №72).
Сейчас вносится последние коррективы в систему управления Олимпийской регатой, в организационную структуру аппарата. Полностью отработан состав судейской коллегии, экипажей и обслуживающих судов. К слову сказать, среди этого персонала можно будет видеть немало известных яхтсменов — членов сборной страны по парусному спорту, которые теперь выступят в роли лоцманов, рулевых катеров, судей. Последние штрихи вносятся в схему оперативной связи и службы информации.
Постоянный комитет Международного парусного союза IYRU утвердил гоночную инструкцию Олимпийской регаты и состав международного жюри, а которое вошли 16 специалистов парусного спорта из разных стран мира под председательством Линна Уотерса (Канада). Словом, можно быть уверенным, что гонки в Таллинском заливе пройдут на самом высоком олимпийском уровне!
В период с конца июня до начала августа в городе Олимпийской регаты намечена и богатая культурная программа. Гостям Таллина посчастливится побывать на традиционном в Эстонии певческом празднике, в котором примут участие около 30 тысяч певцов и четверть миллиона зрителей. Около сотни интересных культурных мероприятий будет проведено за этот месяц в театрах, клубах, на площадях в центре города, а также в Пирита — в непосредственной близости от Олимпийской деревни. Особый интерес многим из запланированных на июнь мероприятий придает и то, что время проведения регаты совпадает с празднованием 40-летия образования Эстонской ССР.
Гости города смогут выйти и в море на различных судах, вмещающих в общей сложности несколько тысяч человек.
По специальному телевизионному каналу будет вестись передача оперативной информации о ходе соревнований. В устье Пирита уже установлено большое информационное табло. На противоположном берегу, напротив парусного центра, закончен монтаж трибун.
С приближением 20 июля — дня, когда на берегу залива, на церемониальной площади перед парусным центром вспыхнет олимпийский огонь, все ощутимее становятся в Таллине приметы приближающегося праздника — праздника мира и дружбы, праздника паруса.
Официальный календарь парусной регаты XXII Олимпийских игр
г. Таллии, Пирита
Олимпийский парусный центр 2S июня — Открытие Олимпийской деревни. Прибытие участников.
18 июля — Официальная тренировочная гонка. Старт первого класса на всех дистанциях — 13.00.
20 июля — Торжественное открытие регаты — 15.45.
21—24 июля — 1, 2, 3 и 4-я гонки. Старт первого класса на всех дистанциях — 13.00.
27—29 июля — 5, 6 и 7-я гонки.
30 июля — Торжественное закрытие регаты.
Примечание. 25 я 26 июля — резервные дни. В случае неблагоприятных метеоусловий завершающие гонки могут быть проведены 30 и 31 июля. В любом случае 1 августа является заключительным днем.