Условия для гонок, как всегда на этой акватории, были очень трудными: четырехбуйная 1800-метровая трасса трапециевидной формы проложена в бухте, в которую заходят морские суда и паромы. Очень жестка применяемая система зачета: ив личном, и в командном первенстве учитываются результаты всех трех пятикруговых заездов, причем в командный зачет идут результаты всех 8 спортсменов команды (по 2 в классах скутеров ОА, ОВ и ОС и мотолодок SC-500).
Первый старт в первый день соревнований 5 мая дается мотолодкам класса SC. Нашу страну в этом заезде представляют один из ведущих гонщиков куйбышевец М. Зайчиков и тартусец Ю. Рейнхольд. Неудача постигает М. Зайчикова еще до старта. За 3 минуты до стартовой ракеты при прогреве мотора выходит из строя свеча одного из цилиндров его «Вихря-30». Спортсмен быстро подходит к берегу, мгновенно заменяет свечу и, видимо, неправильно оценив затраченное на это время, слишком торопится: он раньше, чем за 30 с, входит в стартовую зону и, естественно, на этот заезд дисквалифицируется судейской коллегией. Первым гонку заканчивает чехословацкий спортсмен И. Сирови, выступавший с 45-сильным подвесным мотором «Кресчент»; на втором месте Ю. Рейнхольд.
Очень хорошо в первом заезде скутеров ОА выступили ленинградец А. Ишутин и тартусец Н. Пывват: они уверенно обходили на дистанции таких грозных и именитых зарубежных спортсменов, как эксчемпион Европы Б. Бекхузен (он приходит только третьим), призеры многих международных соревнований В. Маршалек и К. Дриферт.
Чрезмерная горячность подвела выступающих в классе ОВ многоопытных П. Богданова и В. Матулявичуса: оба на какую-то долю секунды раньше времени пересекли линию старта, и хотя и заняли 2-е и 3-е места, финишировав вслед за болгарином И. Христовым, принесли нашей команде по «баранке»: за фальстарт они были дисквалифицированы на этот заезд.
Зато в заключительном заезде дня — в гонке самого старшего класса скутеров ОС нам вновь сопутствовал успех: П. Богданов финишировал вторым, пропустив вперед лишь болгарина В. Маринова; второй наш спортсмен А. Головин закончил гонку шестым.
Следующее утро преподнесло и спортсменам и организаторам сюрприз: с моря задул сильный ветер, поднялась волна, к концу первого заезда появились барашки. После финиша мотолодок было решено отложить остальные гонки в надежде, что погода улучшится, но в конце концов пришлось перенести их на более закрытую от ветра акваторию — в бухту в районе городского пляжа! Перед спортсменами стояла трудная задача — перебросить спортивный лагерь в новое место за полтора часа. Чтобы уложиться в этот срок, суда грузили на грузовой прицеп и крышу автобуса, даже не снимая с них моторов! И тем не менее стартовый сигнал на новой акватории был дан, когда последний скутер нашей команды еще только снимали с кильблоков.
Трасса гонок на новом месте была проложена несколько иначе: она явно была короче, чем в варненской бухте. Естественно, времени для прикидки на ней спортсмены уже не имели, но и в таких непредвиденно сложных условиях они проявили собранность и лучшие бойцовские качества. Советские, гонщики сумели выступить в оставшихся двух гонках даже с более высоким результатом, чем накануне. В итоге, по два наших гонщика в каждом классе заняли призовые места и тем самым обеспечили, как и в предыдущем году, победу нашей команде.
Соревнования на Кубок Дружбы и братства в 1980 г. намечено провести в ЧССР, по традиции — в первой декаде мая.
«Добре дошли в Кырджали!» — такой транспарант встречал водно-моторников в этом городе, расположенном далеко от моря — в Родопских горах, в долине р. Арда. После окончания соревнований на Кубок Дружбы и братства гонщики, проделав 420-километровый путь автострадой по живописнейшим местам Болгарии, прибыли сюда на традиционные международные соревнования, организуемые городским советом и окружным морским клубом им. Антона Иванова.
Кырджали — город с 50-тысячным населением, центр культурной и спортивной жизни округа. Большое внимание уделяется здесь водным видам спорта: оборудованы большой спортивный комплекс с бассейнами для плавания, спортбаза на озере Кырджали. На этом озере 12 мая спортсмены СССР, НРБ, ЧССР и ГДР вступили в борьбу за призы, учрежденные устроителями в каждом из тех же четырех классов судов.
Как и в Варне, встреча закончилась убедительной победой наших спортсменов: все четыре приза были вручены советским спортсменам; команда СССР с большим отрывом от соперников уверенно выиграла соревнования.
В приграничном финском городке Иматра, расположенном в южной части страны на акватории Вуоксы, 21—22 июля были проведены календарные чемпионаты У ИМ — чемпионат Европы в классе мотолодок SB и чемпионат мира в классе скутеров ОС.
К моменту прибытия на соревнования наших спортсменов почти вся территория, отведенная в городском парке под спортивный лагерь на берегу Вуоксы —у перегораживающей ее плотины, была заполнена легковыми автомашинами самых различных марок, на крышах которых или на трейлерах сверкали лаком гоночные суда участников. Самая многочисленная команда, не считая, конечно, хозяев — команды страны-устроительницы, прибыла из Швеции — по пять гонщиков для участия в обоих чемпионатах. Очень сильная команда из пяти спортсменов для участия в чемпионате мира прибыла из ФРГ; класс мотолодок SB в этой стране развит слабо, поэтому претендентов на титул чемпиона Европы команда не заявила. О самых серьезных намерениях спортсменов из ФРГ красноречиво говорил такой, например, факт: стремясь обезопасить себя от случайностей погоды, все пять гонщиков привезли на соревнования по два различающихся по мореходным качествам гоночных судна! По два спортсмена (также только в классе ОС) прибыли из ПНР, НРБ и ВНР, один — из Франции.
В нашей спортивной делегации было шесть спортсменов: николаевец Анатолий Головин, москвичи Петр Богданов и Сергей Жиров — прибыли для участия в чемпионате мира в классе ОС; Янис Миллере из Елгавы, каунасец Арвидас Бакшис и ленинградец Андрей Берницын — для участия в чемпионате Европы в классе SB.
Отметим, что в промежутках между заездами официальных чемпионатов УИМ Финский водно-моторный союз проводил заезды национальных соревнований в классах скутеров ОА и OSB (национальный класс с мотором «сток» рабочим объемом 370 см3) и мотолодок SD. В общей сложности в гонках принял участие 81 спортсмен; гонщики представляли флаги десяти стран.
Трасса имела вид треугольника с периметром — длиной круга, равным 1850 м, и была размечена высокими (более метра) оранжевыми пластиковыми буями. Спортсменам предстояло пройти четыре заезда по семь кругов (т. е. около 13 км в каждом). Личное место определялось по сумме очков, полученных по занятым местам в трех лучших гонках из четырех.
Организаторы соревнований подготовили и провели их на самом высоком уровне. Без спешки и суеты накануне были завершены все необходимые работы. Участники и зрители получили красочные программы. По городу развесили афиши, на развилках дорог установили большие щиты с эмблемой соревнований и указанием места и времени их проведения. Прилегающая к водоему территория была на несколько километров обнесена ограждающей сеткой.
В дни гонок вход на берег для зрителей был сделан платным (цена входного билета — 20 марок). На берегах собралось множество автомашин со зрителями. Местная печать давала обширные публикации об участниках чемпионатов и репортажи о ходе гонок, телевидение в течение двухчасовой передачи показывало и комментировало соревнования.
Если накануне начала соревнований погода была относительно хорошей, то в день гонок она резко испортилась: задул порывистый ветер, пошла волна с белыми гребешками, временами лил проливной дождь. Несмотря на это в течение двух дней были проведены все предусмотренные программой заезды.
На старт первого заезда мотолодок SB, который был дан во второй половине дня 21 июля, вышло 19 спортсменов (5 — из Швеции, по 4 — из Финляндии и Дании, по 3 — из Норвегии и СССР). Чемпионат Европы 1979 г. — третий по счету чемпионат континента в SB, в котором мы принимаем участие. Дважды — в 1976 г. в Швеции и в 1977 г. в Норвегии (в 1978 г. команда СССР на эти соревнования не выезжала) наши гонщики выступали па распространенных у нас типах спортивных мотолодок — на плоскодонных катамаранах и трехточках. Естественно, что они не могли в условиях открытых ветрам фиордов, на беспорядочном и сильном волнении оказать сопротивление соперникам, во-первых, имевшим большой опыт выступлений па таких акваториях и, во-вторых, выступавшим на мореходных очень легких мотолодках с обводами глубокое V.
Три года впустую не прошли. В Финляндии наши гонщики уже имели в своем распоряжении килеватые лодки: одну — норвежской фирмы «Винрейс» у А. Бакшиса и две — самостоятельной постройки у Я. Миллерса (из фанеры) и А. Берницына (из стеклопластика). Подвесные моторы «Пептун-23», на которых выступали спортсмены прежде, теперь были заменены «Приветами-25», подготовленными Казанским моторостроительным производственным объединением. Попутно упомянем, что подавляющее большинство зарубежных участников чемпионата использовало шведские моторы «Вольво-Пента ГТХ» (спортивная модификация серийного потребительского мотора этой фирмы), «Кресчент-25» пли «Мо-нарк-25>>; только финны выступали на «Терхи-23» — моторе финской фирмы «Валмет Ой».
В гонках в Иматре не участвовали признанные фавориты — неоднократные чемпионы Европы в классе SB шведы братья Улениус, но, как и на всех предыдущих чемпионатах, тон задавали именно шведские гонщики. Сразу же после старта из плотной группы лодок уверенно вырвались вперед лодки шведов Матса Кимби и Стефана Андерссона; за ними следом шел норвежец Тор Хауг. В таком порядке гонщики прошли все семь кругов и пересекли финишную линию. Я. Миллере закончил заезд 7-м среди 13 спортсменов, получивших зачет. А. Бакшис, неплохо пройдя несколько кругов, сошел с дистанции — отказала свеча. А. Берницын не смог выйти в предстартовую зону — еще при прогреве мотора на берегу отломился хвостовик коленчатого вала.
Второй заезд, проведенный в тот же день, абсолютно никаких изменений в расстановку лидеров не внес: еще 400 очков за победу получил М. Кимби, 300 — С. Андерссон и 225 — Т. Хауг. А. Бакшис в этом заезде финишировал 8-м, Я. Миллере — 10-м. А. Берницына продолжали преследовать неудачи: на заявленном запасном моторе после нескольких кругов прогорела прокладка головки цилиндра. Ветер и волна на трассе во время второй гонки были очень сильными — пять гонщиков, из них трое финских, прекрасно знающих характер этого водоема, не уложились в контрольное время!
Две оставшиеся гонки, проведенные на следующий день, также не внесли изменений в начало таблицы результатов. Звание чемпиона Европы 1979 г. завоевал М. Кимби: в третьей гонке он получил 300 очков за 2-е место и, набрав в сумме 1100 очков, стал уже недосягаемым для соперников. В четвертую гонку он и не выходил, борьбу за серебряную и бронзовую медали наблюдал с берега. Очень хорошо провел эти заезды Я. Миллере: и в 3-й и в 4-й гонке он приходил к финишу 5-м и, в результате, набрав за 3 лучшие гонки 325 очков, вышел на 7-е место. Хотя это место еще и не призовое, зарубежные спортивные обозреватели отмечают заметный сдвиг скоростных результатов наших гонщиков в лучшую сторону.
К сожалению, мы снова должны повторить, что внутрисоюзные соревнования у нас мало приближены к условиям ответственных зарубежных встреч, где культивируется удлиненная дистанция, а трассы прокладывают на водоемах, где бывает большая волна и ветер. Получить навыки вождения спортивных судов в таких сложных условиях на наших соревнованиях советские гонщики не могут. Однако показательно, что даже на еще недостаточно освоенных новой килеватой лодке и новом моторе, выступая в непривычных условиях, Я. Миллере смог показать на одном из кругов первой гонки скорость 67.4 км/ч, т. е. такую же, какую развил чемпион Европы. Пройди наш спортсмен с такой скоростью все зачетные гонки — он наверняка был бы призером чемпионата!
Вот наглядная иллюстрация роста результатов советских гонщиков. Если на чемпионате 1976 г. средняя скорость лучшего из наших спортсменов была ниже, чем у победителя, на 15 км/ч, то на чемпионате 1977 г. этот разрыв сократился до 7,4 км/ч, а в 1979 г.-уже до 5 км/ч. (Кстати сказать, скорости чемпионов мира практически не изменились: 67—68,2—67.5 км/ч.) Это вселяет надежду, что с дальнейшим накоплением опыта советские спортсмены смогут на равных бороться за титулы чемпионов.
Советские спортсмены только одни раз участвовали в чемпионате мира в классе ОС. Это было в 1973 г. в Ганновере (ФРГ); П. Богданову в трудной борьбе с асами водно-моторных трасс удалось тогда занять почетное 6-е место. И вот, по прошествии шести лет наши гонщики вновь фигурируют в числе участников чемпионата мира в Иматре.
II сразу скажем: столь длительное отсутствие встреч с ведущими спортсменами мира не могло пройти и не прошло бесследно. До приезда в Иматру мы практически ничего не знали ни о современном техническом вооружении соперников, ни о их тактике ведения борьбы. Появившись же здесь, в спортивном лагере, наши гонщики увидели, насколько они отстали. Если моторы (в основном фирмы «Кениг») были практически одинаковыми у всех участников, в том числе и у советских, то в конструкциях судов можно было обнаружить много нового.
Первое же беглое знакомство давало основание предположить, что и в классах скутеров действует та же тенденция конструировать корпуса, рассчитанные па использование не на «гладких»— закрытых от ветра акваториях, а при любых погодных условиях, на волне и при ветре. Мы же, как и шесть лет назад, привезли скутера, рассчитанные на спокойную воду и с расположением спортсмена на коленях, тогда как зарубежные гонщики располагались или лежа или сидя. Конструкция скутера с лежащим или сидящим гонщиком позволяет значительно снизить и перенести вперед центр тяжести судна; это улучшает его мореходные качества при ходе на прямой, позволяет огибать поворотные буи с меньшим радиусом и на большей скорости, не опасаясь опрокидывания. Подчеркнем: винить наших гонщиков в использовании морально устаревшей техники нельзя — ведь Правилами внутрисоюзных соревнований до этого года использование «лежаков» было запрещено!
Но гонки есть гонки. И несмотря на порывистый ветер, волну на акватории и дождь, устроители точно по программе начинают соревнования.
Все три советских гонщика стартуют удачно — в головной группе из 24 участников первого заезда. Зрелище впечатляющее — 100-сильные моторы обеспечивают на отдельных участках скорости до 150—160 км/ч. Из-под гребных винтов вырываются многометровые шлейфы брызг! Единственная защита от этих брызг — положение лежа за прозрачным козырьком; наши гонщики, стоящие на коленях и не имеющие такой защиты, оказываются в крайне невыгодном положении.
На первом же повороте, стремясь покруче обойти буй, А. Головин вылетел из корпуса: к счастью, все беды ограничились незапланированным купаньем! Два других советских спортсмена упорно продолжали гонку и даже закончили ее, по общему признанию, неплоха — пятым С. Жиров и девятым П. Богданов. Победил швед Ове Мёллергрен.
Во время второго заезда погода ухудшилась настолько, разгулялась такая волна, что на нескольких скутерах оказались сорванными носовые козырьки, спортсмены вынуждены были прекращать гонку из-за большого количества воды, попавшей в лодку. Наши гонщики несмотря ни на что прошли эту гонку и уложились в контрольное время, хотя у П. Богданова волной была отбита часть защитного козырька на шлеме, а С. Жиров пять кругов шел без козырька на скутере. Победителем на этот раз стал другой швед — Кент Ром, сошедший с дистанции в первом заезде; 11-е место занял А. Головин, 15-е и 16-е П. Богданов и С. Жиров.
Третий заезд. В толчее у буя скутер П. Богданова получает большую пробоину вдоль правого борта — от миделя до самого транца, из соревнований спортсмен выбывает. Заканчивают гонку А. Головин — 7-м, С. Жпров — 15-м. Выигрывает ее новый лидер — Райнер Бистерфильд (ФРГ).
Итак, по окончании трех заездов явного претендента на звание чемпиона мира еще нет, шансы завоевать этот высший титул имеют, по крайней мере, шесть спортсменов. Решающий заезд в острейшей спортивной борьбе выигрывает Кент Ром. В этой последней гонке участвовал только один наш спортсмен, судно которого оставалось неповрежденным, — А. Головин; он пришел 10-м.
Подводя итоги выступления наших спортсменов на чемпионате мира, можно сказать, что, по общему признанию, они проявили высокие спортивные качества и волю к борьбе, умение бороться до конца в самых тяжелых условиях. Только устаревшая техника и отсутствие опыта международных встреч на высшем уровне не позволили им занять более высокие места.
Нужно сказать, что на чемпионате обращали на себя внимание несколько скутеров, сделанных по катамаранной схеме с закрытым обтекателем кокпитом и сидячим расположением гонщика. Такие скутера показали очень хорошую мореходность и исключительную поворотливость: они разворачивались буквально на пятке.
Нельзя не отметить очень четкую и слаженную работу всех служб судейской коллегии. Для информации участников в лагере спортсменов был установлен огромный щит, покрытый прозрачной пленкой на случай дождя (который во время соревнований шел, кстати сказать, очень часто); на щите вывешивались метровой величины таблицы, в которые по окончании каждого заезда очень оперативно вносились результаты. Протоколы с результатами очередной гонки раздавались представителям команд после каждого заезда; помимо занятого спортсменом места в них указывались набранные им очки, время прохождения всей дистанции, средняя скорость и даже время и скорость лучшего в заезде круга.
Хорошо работала служба буксировки судов, которые по каким-либо причинам останавливались на дистанции. Для этого использовались небольшие пластиковые надувные мотолодки с подвесными моторами. В каждой лодке обязательно находилось по два человека, один из которых держал в руке желтый флаг («Опасность»), предупреждая всех спортсменов о том, что вблизи находится стоящее либо перевернувшееся судно.
Очень разумным с точки зрения безопасности на трассе представляется и такое требование судейской коллегии: при вынужденной остановке в районе поворотного буя спортсмен должен стоять в своей лодке. Такую практику целесообразно ввести и на наших внутрисоюзных соревнованиях; ведь низко сидящего спортсмена из-за брызг из-под винта проносящихся мимо судов очень трудно заметить.
Командные результаты соревнований на Кубок Дружбы и братства
1 — СССР, 5657 очков; 2 — ЧССР, 3320; 3 — НРБ, 3155; 4 — ГДР; 5 — ПНР.
Личные результаты (три первых места)
Скутера: ОА-250: 1 — А. Ишутин (СССР), 771; 2 — Н. Пывват (СССР), 770; 3 — П. Бонев (НРБ), 596;
OB-350: 1 — П. Богданов (СССР), 800; 2 — И. Христов (НРБ), 569; 3 — В. Матулявичус (СССР), 525;
ОС-500: 1 — В. Маринов (НРБ), 1100; 2 — П. Богданов (СССР), 825; 3 — А. Головин (СССР), 525;
Мотолодки SC-500: 1 — И. Сивори (ЧССР), 1100; 2 — Ю. Рейнхольд (СССР), 750; 3 — М. Зайчиков (СССР), 700.
Командные результаты международных соревнований в г. Кырджали
1 — СССР. 6850; 2 — НРБ, 3776; 3 — ГДР, 1010: 4 — ЧССР, 600.
Личные результаты
Скутера: ОА-250: 1 — Н. Пывват (СССР), 1100; 2 — П. Бонев (НРБ), 869;
OB-350: 1 — И. Богданов (СССР), 1100; 2 — И. Христов (НРБ), 1000; 3 — В. Матулявичус (СССР), 675;
ОС-500: 1 — А. Головин (СССР), 800; 2 — М. Каминек (ЧССР), 700; 3 — П. Богданов (СССР), 525.
Технические результаты чемпионатов 1979 г. в г. Иматра (Финляндия)
(6 первых мест, количество очков 3-х лучших заездов, лучшая скорость одного круга)
Чемпионат мира в классе ОС
1 — Кент Ром (Швеция), 927 (107,4); 2 — Басил Маринов (НРБ), 577 (102,5); 3 — Роланд Штольц (Швеция), 525 (106,7); 4 — Райнер Бистерфильд (ФРГ), 495 (102,8); 5 — Екхарт Кнаппе (ФРГ), 466 (97.9): 6 — Ове Мёллергрен (Швеция), 400 (99,4); 14 — Сергей Жиров, 139 (91,4); 15 — Анатолий Головин, 123 (97,8); 21 — Петр Богданов, 47 (91,0).
Чемпионат Европы в классе SB
1 — Мате Кимби (Швеция), 1100 (68,4); 2 — Стефан Андерссон (Швеция), 825 (68,0); 3 — Маркус Биман (Швеция), 696 (73,8); 4 — Клаус Томсен (Дания), 696 (66,5); 5 — Хенрик Карлсен (Дания), 638 (68,7); 6 — Тор Хауг (Норвегия), 450 (67,3); 7 — Янне Миллере, 325 (67,4); 12 — Арвидас Бакшис, 106 (62,9).