Первый «океанский» гоночный катамаран был встречен конструкторами катеров традиционного типа с изрядной долей скептицизма, однако его экипажу сопутствовал успех во многих соревнованиях и при любом состоянии моря. С того времени «Кугэ Марин» и выпускаемые этой фирмой катамараны постепенно завоевали признание гонщиков и, наконец, 20 октября прошлого года очередной новейший катамаран «Кугэ Марин» (уже «старшего» класса OPI с рабочим объемом цилиндров двигателей 16 л) выиграл в Венеции главный приз, разыгрываемый в финале чемпионата мира по океанским гонкам,— Приз памяти Сэма Гриффитса.
Информация об изображении
Новая «Каама» — катамаран, на котором Бетти Кук выиграла финальную гонку в Венеции
Это крупное достижение заставило конструкторов, ранее сомневавшихся в гоночных достоинствах двухкорпусных судов в условиях открытого моря, изменить свое мнение. Некоторые фирмы начали срочную разработку своих конструкций подобного типа, способных противостоять катамаранам «Кугэ Марин» в гонках.
Новая «Каама» — катамаран, на котором Бетти Кук выиграла финальную гонку в Венеции
Героем венецианского финала стала уже хорошо известная читателям сборника американка Бетти Кук, выступавшая на новом катамаране «Каама» постройки «Кугэ Марин» и во второй раз выигравшая звание чемпиона мира. Напомним, что в первый раз титул чемпиона мира тогда еще 54-летняя американка выиграла в 1977 г. — в Ки-Уэст (Флорида), выступая на катере с тем же названием «Каама» типа «Скэрэб» с традиционными обводами корпуса; подробнее об этом — см. сборник №74.
Катамаран Бетти Кук лидировал на всем протяжении 92-километровой трассы — от момента старта и до самого финиша. Средняя скорость его составила 136,96 км/ч. Отметим, что «Каама» был уже далеко не единственным катамараном на дистанции решающей гонки сезона. Прогноз обещал обычную для этого времени года штилевую погоду, поэтому несколько гонщиков рискнули выбрать для гонок в Венеции двухкорлусные катера.
Чемпион Европы 1979 г. итальянец Гвидо Николаи тоже собирался выступать на катамаране, спроектированном и построенном для него на верфи Ренато Молинари — признанного конструктора катамаранов, предназначенных для гонок по круговым дистанциям на защищенных от волны акваториях. Гонки в Венеции должны были стать первым серьезным испытанием этого катамарана, но пробные выходы только что доставленного с верфи судна на воду показали, что оно еще далеко от совершенства и требует доводки. Максимальная скорость его едва превысила 96 км/ч. Это заставило Николаи без колебаний возвратиться к его испытанному «однокорпусному» 11,58-метровому «Драй Мартини 2» (проект Дона Шеда, постройка верфи Пикотти) — тому самому, на котором он и завоевал титул чемпиона континента.
Нечто подобное произошло и с другим итальянцем — Альберто Сманья, который сумел получить для выступления в чемпионате мира известный в водно-моторных кругах катамаран «Пентхауз Риззла» — неоднократно побеждавший в крупнейших соревнованиях в своем классе. При этом он также мог иметь шансы на призовое место, но, к крайнему огорчению итальянских болельщиков, неожиданно возникшие неполадки в двигателях катамарана заставили Сманья участвовать в гонке на своем старом однокорпусном катере, отнюдь не вселявшем особых надежд на успех.
Не только Молинари пытался поколебать монополию «Кугэ Марин» в производстве океанских катамаранов. В Венецию был доставлен и новый 11,58-метровый двухкорпусный катер, спроектированный американской фирмой «Сигарета/Халтер» и построенный известным гонщиком Биллом Сиболдом для чемпиона мира 1978 г. Франческо Косентино. Но и скорость этого судна оказалась явно разочаровывающей. Только невозможность замены катамарана другим — традиционным — катером заставила Косентино выйти на старт на нем. Кончилось это выступление очень быстро: катамаран не прошел и полумили от линии старта, как ударом волны была пробита днищевая обшивка тоннеля и экс-чемпион одним из первых был вынужден сойти с дистанции.
На катамаранах выступали и такие известные гонщики, как Майк Доксфорд и Ховард Куам. Доксфорд, заслуженно считающийся сильнейшим гонщиком Англии и бывший в данном случае главной надеждой английского спорта, арендовал на время борьбы за почетный титул чемпиона мира катамаран производства «Кугэ Марин» под названием «Толеман Групп. Роковая случайность — сломавшийся в ходе гонки ваkик привода масляного насоса двигателя — заставил Доксфорда сойти с дистанции, хотя он имел все шансы финишировать как минимум треть, им. Американец Ховард Куам вышел в гонку также на известном катамаране «Бенихэне» (бывший «Еллоудрама-III», ныне принадлежащий американцу Роки Аоки — см. сборник №83), но и его подвела мелкая неисправность двигателей. Куам дотянул до финиша, но оказался последним в своем классе; при этом из моторного отсека «Бенихэне» валил пар, так как водозаборник системы охлаждения двигателя оказался забитым каким-то плавающим обломком...
В море был мертвый штиль, позволяющий гонщикам развивать максимальные скорости. Прямо кв старте Бетти Кук опередила соперников и отрывалась от них все дальше и дальше. Когда она уже пересекла линию финиша, на трассе не было видно ни одного из других катеров! Только через 9 минут судьи дали отмашку практически сразу двум катерам: «Драй Мартини» и «Лимит Ап». Надо сказать, что пришедшему вторым Николаи (средняя скорость его «Драй Мартини» — 128,91 км/ч) составил сильнейшую конкуренцию англичанин Тим Пауэл, выступавший на 11,27-метровой «Сигарете» «Лимит Ап», которую ему предоставил для участия в чемпионате постоянный владелец катера Майк Доксфорд. Пауэл шел вторым — вслед за «Каамой» — вплоть до последнего поворотного знака в 33 км от финиша, но здесь сделал тактическую ошибку, позволив «Драй Мартини 2» выйти вперед. Исправить эту ошибку ему так и не удалось, хотя на некоторое время он снова опередил катер итальянца, когда тот получил пробоину. Как бы то ни было, на финише Николаи опережал Пауэла не больше чем ка длину корпуса катера: разность скоростей их судов составила менее 0,03 км/ч!
Четвертым долгое время шел Джулио Анжелис (имя этого гонщика также должно быть известно читателям по предыдущим сообщениям о гонках чемпионатов мира]. На этот раз он выступал на «Алиталии-111» — новом катере (из алюминиевого сплава), построенном по проекту Дона Шеда. Возможно, он и смог бы настичь Пауэла и Николаи, но двигатели «Алиталии» не выдержали форсировки и после получаса работы на предельном режиме «скисли» — скорость катера упала. Анжелиса тут же обошел Джо Ипполите на «Мичелоб Лайте» — катере типа «Скэрэб» длиной 11,58 м. Однако и надеждам Ипполито хотя бы на третье место не суждено было сбыться: и у него двигатели не выдержали напряжения гонки! Таким образом, благодаря «самоустранению» соперников, четвертым на финише оказался идущий сравнительно медленно, но верно, англичанин Дерек Побджой на «Юно-Минт Джевеллери»; ему дали отмашку на целых 15 мин позже, чем «Лимит Ап»...
Победитель и призеры уже успели обменяться взаимными поздравлениями, когда подошел последний из добравшихся до финиша катеров класса OPI — катамаран «Бенихэне». Его команда могла утешать себя только тем, что сошло с дистанции больше судов, чем финишировало (это в тихую-то погоду!), и кроме того, «Бенихэне» все-таки обошел все катера класса OPII.
Поясним, что чемпионат мира разыгрывался одновременно и на катерах класса ОРИ с объемом цилиндров двигателя 8 л. Лидерство в этом классе захватил английский спортсмен Дэвид Хэген на довольно старом — построенном десять лет назад по проекту Дона Шеда, катере. Этот катер под названием «ХТС» строился для участия в гонках вокруг Англии, однако ни тогда, ни в течение восьми последующих лет он не приносил своим владельцам заметного успеха, пока в 1977 г. Джон Крэксфорд не выиграл на нем Чемпионат Англии. Нынешний владелец катера-ветерана Хэген переименовал его в «Апач» и... начал уверенно выигрывать соревнования сезона 1979 г. Средняя скорость «Апача» составила 106,88 км/ч, Хэген стал чемпионе мира в OPIII.
Практически всю гонку шел вторым — вплотную за катером Хэгена — австралийский гонщик Кевин Вилд на арендованной им у владельца новой и сравнительно небольшой мотолодке «Мисс Пирлкордер». Это гоночное судно было построено в начале 1979 г. в Англии. Оснащенное тремя подвесными моторами «Маринер» мощностью по 200 л. с., к концу сезона оно уже развивало свою максимальную расчетную скорость. Обойти Хэгена австралийцу не удалось, однако и второе место на чемпионате мира было для него неплохим результатом. Скорость «Мисс Пирлкордер» на дистанции составила 100,7 км/ч.
Гонка в Венеции была третьим чемпионатом мира в двух старших классах океанских гоночных катеров, проведенным по измененным в начале 1977 г. правилам. Вместо суммирования очков, набранных претендентами в нескольких зачетных соревнованиях, все решала одна финальная гонка, к участию в которой допускались по три гонщика — призеры чемпионатов шести континентов. В 1980 г. гонка по этой системе «все или ничего» будет проведена в последний раз, после чего по решению международного Союза водно-моторных гонок UIM будет возобновлена прежняя практика.