Хочу сразу же подчеркнуть, что эти сложнейшие, с точки зрения организационной, соревнования прошли, по общему убеждению, весьма успешно. Устроители встречи — тольяттинцы — оказались на высоте: еще в начале зимы они создали оргкомитет во главе с председателем ГК ДОСААФ Д. В. Валиахметовым, разработали план и график проведения финиша, предусмотрев практически все, чтобы спортсменам — гостям города — было удобно тренироваться и гоняться, ремонтироваться и отдыхать. Однако, думается, я не ошибусь, сказав, что у большинства спортсменов — участников «Звездного-79» и особенно у ветеранов, принимавших участие и в двух предыдущих состязаниях, помимо чувства удовлетворения результатами и организацией марафона, да и вообще от контактов с людьми, с которыми роднит общее увлечение, осталось и некоторое чувство досады.
Огорчает наметившийся спад активности, общего интереса к участию спортсменов в этих интереснейших соревнованиях.
На мой взгляд, это произошло прежде всего из-за того, что уроки «звездных» (мне как секретарю Комиссии многодневных соревнований по ДСП при ФВМС довелось писать о них — см. № 79) не были учтены рядом ответственных товарищей, от которых зависела четкая и своевременная организация «Звездного-79» на его начальной стадии. Значительный ущерб общему делу нанесла и Львовская областная федерация ВМС, которая без надлежащего согласования действий провела под флагом «Звездного-79» по существу аналогичные всесоюзные соревнования «Львовская весна» со сбором в Мозыре 2 мая. Вполне понятно, что участвовавшие в «Львовском звездном» спортсмены уже не смогли принять участие во втором «Звездном-79» с финишем в г. Тольятти (и не случайно в Тольятти пришло на пару экипажей меньше, чем в Мозырь!).
В общем и целом — опять произошли обидные накладки. Управление военно-технических видов спорта ЦК ДОСААФ, несмотря на наличие «Звездного-79» во Всесоюзном календаре, неоправданно затянуло выход в свет и рассылку Положения о соревнованиях. Одно это существенно сократило число участвующих экипажей: каждому понятно, что получение на местах Положения всего лишь за 2—2,5 месяца до финиша «Звездного» практически лишило многих спортсменов материальной поддержки со стороны командирующих организаций и т. д. и т. п.
В сложившейся ситуации наша Комиссия на свой страх и риск, чуть ли не в личном порядке, информировала потенциальных участников соревнований о порядке проведения «Звездного-79». В основном благодаря инициативе спортсменов на местах все-таки стал возможен финиш в Тольятти. Однако не секрет, например, что только по чисто организационным причинам команда Киева — абсолютный победитель «Звездного-78» оказалась за бортом III «Звездного». Такая же участь постигла очень сильную и дружную команду Днепропетровска. Можно назвать еще ряд команд, которые по тем же мотивам, в первую очередь — из-за осложнений с финансированием ввиду несвоевременного включения в план, были вынуждены не покидать родные причалы. К сожалению, опять, как и в предыдущем году, не вышли в «Звездный» экипажи из городов Сибири.
Вызывало удивление отсутствие экипажей из таких больших и «водных» городов, как Горький, Ярославль, Казань, Пермь, Череповец, хотя в горкомах ДОСААФ Положения имелись. Мне довелось беседовать с вод-номоторниками ряда этих городов. Самостоятельно они совершили и совершают много интересных и сложных плаваний, но с правилами ДСП совершенно не знакомы. Усилия некоторых активистов, старающихся «поднять на ноги» многодневные соревнования по ДСП, наталкиваются на непреодолимые препятствия: местные организации ДОСААФ отказываются культивировать ДСП, занимаясь лишь «чистыми» водно-моторными гонками.
Очевидно настало время, когда следует считаться с неуклонным ростом популярности нового для нас и весьма перспективного прикладного вида спорта и с реально существующими объективными причинами, способствующими необходимости его организации только при мощных секциях, СТК ДОСААФ, морских школах и т. д. Правильно провести командное ДСП, обеспечив надлежащий контроль за подготовкой, техникой и прохождением похода, а также соблюдением минимума безопасности, — под силу только хорошо организованному и достаточно мощному коллективу!
В «Звездном-79» в общей сложности принял участие 41 экипаж из 13 городов страны — Москвы, Ленинграда, Тольятти, Кременчуга, Уфы, Таллина, Ровно, Херсона, Запорожья, Куйбышева, Сарапула, Львова, Воронежа. Однако лишь экипажи 8 городов действительно смогли бороться за призовые места в командном зачете. Неполные команды выставили Куйбышев и Сарапул. Три из четырех ленинградских экипажей не успели на финиш. Команды Львова и Воронежа не пришли в Тольятти вообще.
Несколько слов об основных претендентах на командный приз и их маршрутах.
Самую многочисленную эскадру выставила Москва, но из трех московских команд зачет получили только две.
"В первую команду Москвы входили спортсмены 2-го медицинского института имени Пирогова. Капитаны экипажей — преподаватели, кандидаты наук: Николай Фирсов, Константин Острейко, Федор Карпов. Все это — опытные водномоторники, сумевшие создать отличный коллектив и пройти по четыре сложные трассы III категории трудности от Москвы до Ленинграда и в Тольятти с заходом в акватории Оки, Камы, Вятки. На мой взгляд, это была сильнейшая команда «Звездного-79». По праву заняв общее 2-е место, она собрала наибольшее количество призов. Так, экипаж К. Острейко на «Казанке-2М» с двумя «Нептунами-23» успешно прошел все 4 трассы (т. е. 6000 км) за 16 ходовых суток! Получив за каждую трассу еще и по 5 льготных очков, экипаж набрал возможный максимум очков — 80 и победил в соревновании по ДСП.
Вторую команду Москвы, занявшую третье место, составили спортсмены автозавода имени Ленинского комсомола и ВМК «Десант». Капитаны экипажей: Игорь Ерохин, Николай Шувалов, Александр Борисов. Подготовке команды руководство, партийные и профсоюзные организации завода, а также Совет ВМК «Десант» уделили много внимания. Эта команда находилась явно в «привилегированном положении» — ее сопровождали по берегу два фирменных «Москвича», которые, помимо всего прочего, использовались как багажные кладовые и бензозаправщики.
Второй по численности была группа ленинградцев. Представляла этот город команда, возглавляемая В. К. Волковым. Ленинградцы прошли, на мой взгляд, самую сложную трассу: Ленинград — Архангельск — Сыктывкар — Пермь — Тольятти. При этом путь их из Вычегды в Каму пролегал по труднопроходимым рекам Северной и Южной Кельтме, Староекатерининскому каналу, реке Джуре. Безусловно, эта часть трассы совсем не подходит для ДСП, но то, что команда выбрала такой вариант и осуществила его, делает честь всему ее составу.
Беда только в том, что на сегодня несовершенство системы зачета не позволяет учесть реальную сложность пройденного маршрута, тем более, что она, как мы убедились, во многом зависит и от конкретной обстановки в дни похода. Разумеется, никак нельзя утверждать, что на самом деле все участники «Звездных» походов находятся в равных условиях! В данном случае команда, проделавшая в очень сжатые сроки крайне сложный поход, на финиш опоздала и вообще зачета по ДСП не получила. Но если бы ленинградцы и появились в Тольятти вовремя, они не получили бы ни на очко больше, чем те, кто проходил свои трассы по 1500 км по «гладкой» воде — скажем, по Волге...
Мощный отряд выставила Уфа. Эту дружную и волевую команду составили спортсмены Новоуфимского нефтеперерабатывающего завода. Капитаны экипажей: Г. А. Пракин — председатель ФВМС Башкирии, В. Д. Карякин, Р. Г. Ибрагимов. Уфимцев хорошо подготовили Обком ДОСААФ (председатель Ш. X. Минигулов) и морская школа (начальник Ю. М. Блахин). Трасса выбрана была не из легких: Уфа — Киров — Рыбинск — Москва — Рязань — Тольятти. Но наибольшую трудность, по общему мнению всех уфимцев, представляли не штормы на пути и не поломки моторов, а чисто бюрократические препоны, с которыми команда столкнулась при прохождении шлюзов канала имени Москвы и акватории города. Участники всесоюзных соревнований— гости Москвы, идущие через столицу транзитом и исключительно по судовому ходу, потеряли немало времени и едва не застряли вообще: так сложно оказалось оформить разовое разрешение на проход через зону, где запрещена эксплуатация маломерного флота.
Традиционные трассы прошли команды Ровно и Кременчуга: по рекам Горынь, Припять, Днепр, Десна — до Брянска, переброска автомашинами на Оку, затем по Волге до Тольятти. Команду из Ровно возглавлял Илья Башта, из Кременчуга — Анатолий Ты-лик. Оба — опытные водномоторники, прилагающие много сил для развития и популяризации ДСП в своих городах. Команда Кременчуга (2-й призер II «Звездного») и на этот раз очень хорошо прошла ДСП, но неудачное выступление в скоростных гонках отбросило ее за черту призеров (4-е место).
Сложную трассу прошла самая солидная по возрасту и опытная команда хозяев — города Тольятти (победитель еще I «Звездного»). В ее составе четыре мастера спорта. Руководил ею Анатолий Иванович Семенов. Он не только сам участвовал в походе как спортсмен, но и очень много сделал по организации встречи финиширующих мотолодок. Команда в тяжелых условиях прошла маршрут Тольятти — Архангельск — Тольятти, причем каждый экипаж на 4 трассах III категории заработал по 15 очков. Хорошее выступление в кольцевых гонках закрепило успех — обеспечило победу в общем зачете. Фамилии членов экипажей: В. М. Васин, В. Д. Бурмистрович, Б. В. Самохвалов, В. С. Варанов, Н. К. Васильев, А. Ю. Деско.
Как всегда, традиционно сложные маршруты выбрали таллинцы — известные «раллисты» спортклуба «Двигатель», возглавляемые М. И. Ялакасом. Они прошли по Финскому заливу в Ленинград, затем через Волго-Балт двинулись на Волгу с заходом на Каму и Вятку.
Впервые в «звездных» приняли участие команды Херсона и Запорожья. Опыта у них нет, правила проведения многодневных соревнований они знают слабо (очевидно, местные организации готовили их плохо).
Особенно мне хотелось бы отметить участие в «Звездном-79» одного из опытнейших водномоторников страны — Владимира Пальянова из г. Сарапула. За его плечами тысячи трудных километров водных дорог — в Керчь, на Соловецкие острова, в Астрахань, Ленинград, Москву, на Диксон. На прекрасно сработанной своими руками дюралевой «Суперкосатке» он успешно прошел 4 трассы III категории, ровно выступил в гонках.
Кстати сказать, специальный приз за оригинальность конструкции был вручен ленинградцу В. Царькову, который пришел в Тольятти на «Морском дротике». Третьей лодкой самостоятельной постройки оказался «Кадет» куйбышевца В. Хурсова.
Характерным было то, что экипажи одной команды выступали на однотипных судах и моторах. Так, ровенчане пришли на «Крымах», херсонцы — на «Днепрах», уфимцы — на «Казанках-5». Это, безусловно, правильно, так как упрощает организацию совместного плавания — суда имеют одинаковую скорость и мореходность, легче решается проблема запчастей для моторов.
В целом около половины экипажей, выбирая лодку для участия в III «Звездном», остановились на «Крыме». Из моторов больше всего было «Вихрей-30»; в двухмоторных установках чаще применяли «Нептун-23».
Надо отметить высокий спортивный уровень соревнований. Многие команды (Москвы, Уфы, Кременчуга, Тольятти, Ровно), стремясь получить максимальное количество очков за ДСП, включали в маршруты по 4 трассы III категории — по 1500 км, причем добивались сокращения установленного нормативами времени прохождения на одни сутки, чтобы получить 5 льготных очков. Негативной стороной этого были чрезвычайно большие физические нагрузки.
На своем испытанном «Крыме» на протяжении длительного времени мы проходили за сутки по 350 км. Это слишком много для одномоторного судна, но, с другой стороны, иначе 1500 км за 4 дня не пройдешь, а другого пути, чтоб набрать максимум очков, нет. Все участники «Звездного» согласятся со мной: соревнования по ДСП — это самый настоящий спорт, а отнюдь не «катание» на моторках, и пора ЦК ДОСААФ и ФВМС СССР поставить его в один ряд с «чистыми» водномоторными гонками.
Дальнее спортивное плавание — это та же многодневная маршрутная гонка. Да, именно гонка! Надо, подчиняясь заранее разработанному жесткому графику, пройти за сутки не менее 300 км, не взирая на погоду, да притом делать отметки в крейсерских книжках (и отправлять телеграммы в командирующие организации), добывать ГСМ, готовить «перекусы» на скорую руку, пытаться отдохнуть (часто — на ходу). На нашем пути много препятствий: шлюзы, волна на открытых водохранилищах, паромные переправы, запреты. И, наконец, бесконечные поломки моторов. Ремонт мотора в полевых условиях показывает, кто есть кто. Вперед пойдет только тот, кто хорошо знает материальную часть, кто подготовился к соревнованиям.
Приходим на финиш. Моторы изношены, люди измотаны. А предстоят еще две скоростные гонки на 5-мильной дистанции. И все — как у «настоящих гонщиков»: серьезно, с большим спортивным накалом.
Так почему же все это не спорт?
По регламенту соревнования 29 июля состоялся парад, посвященный Дню Военно-Морского Флота СССР. Колонна мотолодок, украшенная флагами городов и обществ, которые представляли участники «Звездного-79», прошла перед трибунами. Состоялось построение спортсменов. Участников соревноввния приветствовал секретарь горкома партии. Выступил С речью и председатель ФВМС СССР К. П. Сукачев. Затем состоялись две скоростные гонки, собравшие большое количество зрителей, и показательные выступления гонщиков местного СТК ДОСААФ и спорт-обществ города.
Нелишне отметить, что при торжественном награждении победителей было вручено и несколько специальных наград, в том числе призы: за волю к победе (таллинцу М. Ялакасу), самому молодому участнику (Валерию Фатееву из Сарапула), единственной женщине-участнице (ленинградке Елене Чепурной).
Заслуживает высокой оценки судейство соревнований. Судейская бригада, в состав которой входили, в частности, А. М. Гарусов (главный судья), Л. И. Филиппов (главный секретарь), К. Е. Клямкин, работала четко и слаженно.
Думается, что итогам соревнования в целом должна быть дана высокая оценка в соответствующих организациях. И пришла пора сделать то, о чем говорилось уже после II «Звездного»: изменить Положение о следующих многодневных соревнованиях по водно-моторному спорту. По-моему, бояться тут нечего. Мы прокладываем путь для развития, по существу, нового вида водно-моторного спорта, не имея возможности воспользоваться зарубежным опытом. Надо сохранить спортивность состязания, повысить его агитационно-зрелищное значение и в то же время — снизить нагрузки на участников.
Одна из первоочередных мер — замена серии скоростных гонок на кольцевой трассе отдельной маршрутной гонкой, более соответствующей нашей технике — прогулочно-туристским судам и специфике подготовки спортсменов. Не случайно же участники отмечали, что при существующей системе суммирования результатов за собственно ДСП и за серию скоростных гонок последним уделялось слишком большое значение. Очевидно, что 40—50% очков за гонки — явно много. Так, многие экипажи, отлично выступившие в ДСП на сложнейших 6000-километровых маршрутах, но по объективным причинам неудачно выступавшие в этих 10-минутных гонках, откатились на существенно более низкие общие места. Некоторые экипажи класса Т-350 вынуждены были гоняться в классе Т-500. Или еще: количество очков в гонке в значительной мере зависело от количества участников в классе.
На III Всесоюзной конференции водномоторников, состоявшейся в Тольятти и прошедшей весьма активно, были подняты и многие другие вопросы проведения ДСП и организации «звездных» походов. Так, Н. Фирсов высказал ряд предложений, которые сводились к усовершенствованию Положения, необходимости оценки корректности прохождения трасс, необходимости медицинского контроля спортсменов, изменения нормативов по ДСП. В частности, он предложил дифференцировать время прохождения трасс различных категорий трудности в зависимости от спортивной квалификации (разряда) капитана. Норма для трассы III категории трудности, проходимой на одномоторном глиссирующем судне, будет: для мастера спорта — 6 суток, для к. м. с. — 7 суток, для I разряда — В суток. Отметил необходимость особо четкой фиксации первого и последнего дня трассы, а для соревнований типа «Звездный» — важность непрерывности всех проходимых трасс. Последнее его положение было поддержано Ф. Карповым, автором этих строк и другими выступающими.
Большинство участников конференции, как и прежде, отмечали жесткость нормативов и указывали на необходимость их обязательной корректировки в сторону ослабления для разрядов II, I и к. м. с.
Очень остро стоял вопрос о нормативах на ДСП, выполняемых на водоизмещающих судах — об этом говорил К. Клямкин. Одно то, что уже в трех «звездных» не участвовало ни одного водоизмещающего судна и за все последние годы на них не подготовлено ни одного мастера спорта, хотя плаваний на таких судах совершается очень много, говорит, прежде всего, о полной несостоятельности нормативов.
Отмечалась недостаточная связь Комиссии по многодневным соревнованиям ФВМС СССР с аналогичными комиссиями городов и республик страны. Поднимался и вопрос о том, что настало время проводить чемпионаты СССР по многодневным соревнованиям на моторных судах.
Следующий, четвертый «Звездный-80», посвященный XXII Олимпийским играм, предполагается провести в июле текущего года по уже измененной программе. Ориентировочно поход будет состоять из трех этапов:
- 1. Собственно «Звездный» поход со сбором команд в Набережных Челнах, причем участники проходят не более одной трассы III категории.
- 2. Многодневная общая гонка по маршруту Набережные Челны — Уфа (около 600 км);
- 3. Маршрутная 100-километровая гонка.