В последние выходные дни августа минувшего года на Парусном Берегу Московского моря прошли очередные всесоюзные соревнования туристов-парусников, организованные Московским клубом туристов,— «Осенняя регата-79». Эта встреча, проводимая в конце туристского сезона, уже завоевала репутацию главного мероприятия года, подводящего итог всей проделанной работе, своего рода ежегодного генерального смотра туристского парусного движения.
Именно на этих соревнованиях туристы-парусники из многих городов страны стремятся показать все лучшее, сделанное ими, показать в действии, добиваясь наилучших спортивных результатов. В московских гонках принимают участие все существующие в настоящее время классы туристских разборных парусных судов: от самых легких надувных лодок под небольшим 3-метро-вым парусом до «монстров»-гигантов — надувных тримаранов (на основе серийных байдарок) с площадью парусности 13 м2 и более. Поклонники паруса всех возрастов и вкусов могут найти здесь самый подходящий для себя вариант, наверняка увидят что-то полезное и поучительное.
«Осенняя регата» не обманула ожиданий любителей паруса и в этом году, но, прямо скажем, масштабы встречи разрослись настолько, что организационные возможности наши уже перестали им соответствовать. Ведь в шести гонках участвовало свыше 130 судов 10 классов, а результаты шли в командный и личный зачет одновременно трех соревнований, проводимых в рамках регаты! Забегая вперед, сразу же отмечу, что «Осенняя регата-80» будет разбита на две части, проводимые в разные дни; это существенно упростит задачу организаторов и судей!
Итак, в субботу 25 августа, в полдень, состоялось торжественное открытие соревнований. Солнечный день. Участники построились в центре лагеря, образовав правильное каре вокруг мачты с флагом, а вдоль берега выстроилась внушительная шеренга заявленных к участию судов. Разгулявшийся наконец-то ветер треплет поднятые паруса. По литерам на них можно узнать места приписки «яхт»: Таллин, Мурманск, Ленинград, Старая Русса, Москва, Загорск, Калининград (Московск. обл.), Люберцы, Жуковский, Бронницы, Видное, Фрязино...
На протяжении двух дней стояла малооблачная погода с ровным 3-балльным ветром, что позволило полностью выполнить запланированную программу — провести пять зачетных гонок и шестую незачетную Гонку дружбы, в которой все суда стартовали без разделения на классы и разряды. Однако соревнования не были легкими для участников: ветер на Московском море капризен, внезапные его усиления и неожиданные заходы здесь не редкость. Требовалось быть готовым к любым неожиданностям.
Дополнительную сложность представляло большое число одновременно стартовавших лодок. Все суда были разбиты на три стартовые группы. В первую вошли катамараны и парусно-гребные лодки, во вторую — швертботы, в третью — тримараны. Но даже эта мера оказалась недостаточной: в группе швертботов, например, стартовало 60 судов!
Результаты проведенных гонок шли в зачет сразу трех соревнований. Это были уже V соревнования па разборных туристских швертботах на приз сборника «Катера и яхты», III соревнования на разборных туристских многокорпусных судах на приз сборника «Катера и яхты» и VI Матч городов.
Удачнее всех па этот раз выступила слаженная команда Ленинграда: она выиграла два соревнования из трех. Впервые оба приза «Катеров и яхт» уехали в Ленинград, и только в Матче городов ленинградцы уступили первое место москвичам (такое, на первый взгляд, странное расхождение результатов объясняется отличиями в системах зачета). Достигнутый ленинградцами успех можно считать вполне заслуженным. Так, например, в последние годы у них появились довольно сильные экипажи, выступающие на «Мевах». Эти экипажи растут — они совершенствуют и свои лодки, и технику хождения на них. В то же время некоторые московские экипажи, можно сказать, остановились на уровне достижений прошлых лет; это не замедлило сказаться на итогах прошедших соревнований!
Командный приз «Катеров и яхт» для швертботов оспаривало 15 команд. В классе «Мева»-монотип гонялось 29 экипажей. Призерами стали: 1 — М. Власенко и Н. Чечеткина, М-ва; 2 — А. Карпухин и С. Петрова, М-ва; 3 — А. Самсонов и И. Федоров, Калининград. В классе «6,4 м2» участников было немногим .меньше — 24 экипажа. Первые два места заняли ленинградцы: А. Лебедев — О. Лебедева, А. Николаев — Т. Вавилова; третье — В., К. и А. Филипповы (М-ва). В «старшем» классе швертботов «8,5 м2» состязалось 7 экипажей: победили Ю. Иванов и И. Иванова (М-ва).
Командный приз был вручен ленинградской команде «Фотон» (рулевые А. Лебедев, В. Пивоваров, А. Николаев). На втором месте оказалась команда «Поток» (М-ва), на третьем — «Бриз» (М-ва).
Победой в Матче городов московская команда в немалой степени обязана сильным, экипажам, выступавшим па катамаранах. Вообще, любопытной особенностью прошедших соревнований было необычно большое число двухкорпусных судов. Катамараны появились в Загорске, Бронницах, Калинине, Подольске; в Москве активно плавающих катамаранов насчитывается более десяти. Совсем недавно на соревнования привозили два — три катамарана; в прошлом году их было уже семь, а в этом году — гонялось 15 двухкорпусников. Их даже пришлось разделить (впервые) на три разряда по площади парусности. Тенденция развития этого перспективного класса туристских парусных судов налицо; и любой команде, рассчитывающей на победу в будущем, необходимо иметь в своем составе сильные экипажи на катамаранах.
Итоги III соревновании на многокорпусных судах (участвовало 66 экипажей) выглядят так. Сильнейшей из 15 оказалась I команда Ленинградского клуба туристов (рулевые; Н. Иванов, В. Спиридонов, А. Судаков); на втором месте — «Строитель», М-ва (С. Козлов, В. Кузнецов, А. Тимофеев), на третьем — «Оптимист-1», М-ва (В. Рябинин, Н. Пушкин, С. Толмацкий).
Назовем составы экипажей — победителей в личном зачете.В классе «тримаран-4,5 м2» (19 экипажей); 1 — Н. Воркун и В. Ган, Люберцы; 2 — В. Рябинин п Г. Парменов, М-ва; 3 — Г. Шмерлинг и Н. Чернова, М-ва. Самыми представительными оказались точки «тримаранов-7 м2» (29); 1 — Н. Иванов и К. Иванов, Л-д; 2 — С. Козлов п Т. Козлова, М-ва; 3 — М. Голованов п А. Синийчук, М-ва.
В остальных классах победили: «тримаран-12 м2» (3) — А. Мартинен, В. Дмитриев и Г. Райзман, Калининград; «катамаран-7 м 2» (8) — В. Перегудов, М-ва; «катамаран-13 м2» (5) — В. Дзюба и А. Смольянинов, М-ва; «катамаран свыше 13 м2» (2) — А. Буханов ц Н. Буханова, М-ва.
Остается добавить, что в зачет очередного — VI Матча городов шли еще и результаты гонок в классе «парусио-гребиых» байдарок. Здесь участвовало 9 экипажей; победили ленинградцы С. Перовский и Н. Перовская, па втором место — Ю. Кужель и А. Маслов (М-ва), на третьем — Б. Клименков и В. Руцкая (М-ва). Переходящий приз МКТ оспаривали сборные команды 12 городов. В составе московской команды-победительницы оказались рулевые: С. Козлов, К. Алексеев, М. Власенко, В. Латонов, В. Перегудов, В. Дзюба. Третье призовое место заняла команда Калининграда.
Среди команд — дебютантов московских соревнований хочется отметить команды Таллина и подмосковного города Люберцы. Эти два небольших коллектива проявили боевитость, напористость, добились хороших результатов.
В личном зачете «звездами» регаты были признаны экипажи люберецкого тримарана «М-88» (рулевой Н. Боркун), ленинградских швертбота «Л-10» (А. Лебедев) и тримарана «Л-18» (Н. Иванов), калининградского швертбота «КМ-3» (А. Самсонов).
Домой участники соревнований разъезжались полные новых впечатлении, уверенные в том, что приедут сюда еще не однажды.
Стоит добавить, что хорошему настроению участников и гостей «Осенней регаты», а собралось на Парусном берегу едва ли не семьсот человек, во многом способствовала художественная часть, подготовленная под руководством Н. Скалдиной, В. Канюкова, В. Шуварина и Г. Шмерлинга. Запомнился концерт самодеятельности, организованный в содружестве с московским клубом самодеятельной песни. Вечером в субботу перед импровизированной сценой у большого костра собрались зрители. Вспыхнули разноцветные лампочки иллюминации, на парусах, образующих задник «сцены», демонстрировались слайды, сделанные участниками парусных походов. Звучали стихи и песни, в том число я песни в исполнении авторов. Много веселых минут доставила история необычайных приключений гипотетического туриста-водника Иванова, готовящегося к походу, и изложение обстоятельств появления «Мевы» и «мевового периода» в истории мирового и отечественного мореплавания.
Встреча на Парусном берегу была праздником дружбы пи человеческого общения. И нельзя не сказать, что этот общесоюзный слет туристов-парусников нуждается уже и в соответствующем официальном статусе.
Следующая «Осенняя регата» состоится здесь же, на Парусном Берегу Московского моря, но будет проведена не так, как указано в календаре на вкладке в № 82, а в два срока, отдельно: для всех многокорпусных и парусно-гребных судов — 23 и 24 августа, а для швертботов и надувных лодок — 30 и 31 августа.