Важно не только то, что гонки стали гонками, что появилась устойчивая классификация судов, отрабатываются единые правила соревнований, заметно повышается с каждым годом и спортивное мастерство рулевых, и эффективность пошитых их руками парусов. Самое главное и отрадное — это то, что пропаганда идеи применения паруса в водном туризме уже дает плоды. Все новые десятки и сотни туристов, плавающих на байдарках — самых распространенных в стране туристских судах, поднимают паруса, отправляясь в поход.
Им легче: они уже знают, каким и из чего шить парус, что делать, чтобы парусник из «Салюта» получился надежным, как им управлять. Им проложили путь те, кто шел первым. Те энтузиасты, которые выдвинули и осуществили идею показательных соревнований по технике водного туризма под парусами. В конечном счете, не будем забывать и сегодня, мы — туристы, а не яхтсмены-гонщики. Наши гонки — не самоцель, а средство. Средство воспитания экипажей и отработки более совершенных видов парусного вооружения. Средство распространения опыта и пропаганды самой надежной и самой безопасной «техники», дающей полную возможность приобщиться к парусу тысячам советских людей!
На очереди уже «глобальные» проблемы. Такие, как составление правил парусных походов на туристских разборных судах; подготовка инструкторов парусного туризма; отработка и утверждение классификации маршрутов и разрядных требований; заказ промышленности на типовое парусное вооружение, которое наверняка не залежалось бы в магазинах. И жаль, что различные организационные неурядицы и «смена составов» в ведущих парусных секциях тормозят решение этих проблем.
Обо всем этом много говорилось на очередной кавголовской встрече, которая была (уже можно сказать, как обычно) интересной и полезной. Коротко сказал об этом, открывая соревнования, признанный глава парусного туризма Сергей Николаевич Парфенов (Москва, Федерация туризма).
Участники начали прибывать еще в четверг. К вечеру в пятницу найти хорошее место на берегу у домика лесника стало уже проблемой. Да, количество участников растет с каждым годом. И снова придется отметить: их было бы, конечно же, больше, если бы не официальное закрытие лесов из-за опасности пожаров! Правда и то, что прирост получается за счет тримаранов на базе «Салюта», но ведь это естественно. Как бы ни ратовали наши конструкторы-энтузиасты за катамараны на базе специальных надувных поплавков, а пока что единственной серийной продукцией, пригодной для несения паруса, остается только «Салют». Увы, так и не появились в магазинах двухместные «Таймени»! А количество разборных швертботов «Мева» вряд ли может расти, так как в продаже их нет и не предвидится. Владельцам «Мев» приходится прилагать огромные усилия для поддержания судов в состоянии, пригодном для ПОХОДОВ и гонок. Пожалуй, на большей части ленинградских «Мев» заменялись уже все детали набора и даже дека. Что-то будет, когда окончательно износятся обшивки?
В этом году в Кавголово, как и на московских соревнованиях, пришлось выделять новый класс: байдарки с парусностью до 4,5 м2; восемь этих судов успешно прошли все гонки. Старт им давался от берега, причем до стартового створа экипажам разрешалось применять весла — грести.
Итак, в день открытия соревнований отличная солнечная погода, ветер — то что надо (3—5 м/с), целый пляж зрителей. Если годом раньше спасатели с Кавголовской станции доставили организаторам немало неприятных минут, то на этот раз они заранее отказались от обеспечения соревнований. Своими же силами наладить спасательную службу оказалось далеко не просто. Как бы там ни было, в полдень был дан старт первой гонки и за весь этот день, а удалось провести три гонки, спасать никого не пришлось. На следующий день ветер усилился (порывами до 10 м/с) и два экипажа потерпели аварии на дистанции.
Надо прямо сказать, во всех классах призы оспаривали хорошо знакомые друг другу парусники. Борьба была н острой, и зрительно интересной, однако лидеры во всех классах определились уже в первый день — по результатам трех гонок, так что две гонки, проведенные в воскресенье, уже не внесли ничего нового в распределение мест.
Первое место среди тримаранов на базе «Салюта» и переходящий Кубок редакции сборника «Катера и яхты» завоевала команда ЦК Профсоюза «Строитель» (г. Москва). Капитан команды — С. Козлов, в прошлом году тоже возглавлявший команду-победительницу.
Второе место досталось первой команде Ленинградского клуба туристов и третье — команде г. Таллина (это первый успех эстонских туристов).
На разборных швертботах «Мева» первое место заняла четвертая команда ЛКТ (капитан В. Пивоваров), второе — третья команда ЛКТ и третье — объединенная команда гостей.
В личном зачете среди «многокорпусных судов» с площадью парусности 7 м2 первое место досталось экипажу «М-21» (С. Звонков и В. Колесов; это тот самый тримаран с гротом из пленки, о котором упоминалось в № 75). Второе место занял экипаж «М-11» (С. Козлов и Т. Козлова) и третье — экипаж «М-40» (В. Кузнецов и Т. Краснопевцева).
В классе швертботов «Мева» призовые места заняли ленинградцы. Победили В. Пивоваров и Т. Вавилова, выступавшие на «Л-24». Второе место заняли А. Николаев и Ю. Давыдов, третье — А. Лебедев, О. Лебедева.
В «младшем» классе байдарок с парусностью до 4,5 м2 первое место завоевал известный ленинградский экипаж «Л9» в составе А. Перовский — Е. Перовская. Второе место занял единственный в Кавголово женский экипаж лодки «Л8»: Н. Перовская, О. Окорокова, третье — москвичи В. Рябинин и Г. Парменов.
В заключение хочется пожелать всем участникам гонок новых побед и главное — новых интересных маршрутов!
О парусной технике, показанной в Кавголово, ниже расскажет уже хорошо известный читателям сборника конструктор «Стрижа» москвич, член бюро Комиссии водного туризма при Всесоюзной федерации туризма В. М. Перегудов. Я только хотел добавить несколько строк о том, что мне понравилось и не понравилось у самих москвичей, которые, уже по традиции, и на этот раз показали собравшимся много нового. При всех достоинствах «Стрижа» я считаю его недостатком, и очень большим, то, что парус нельзя быстро убрать и поставить на воде; если же срубить мачту, не убирая паруса, то пользоваться веслами будет невозможно. С одной стороны, на московских тримаранах все конструкции сделаны проще, мощнее, удобнее. С другой — многое рассчитано именно на гонки, а не на походы. Обращало, например, внимание то, что на большинстве их байдарок даже полосы-протекторы на днище приклеены не снаружи, а изнутри — чтобы не создавалось излишнего сопротивления. А вот установка надувной камеры (баллона) под центральной килевой фермой, рекомендованная в сборнике много лет назад и ныне примененная москвичами, очень понравилась многим присутствовавшим в Кавголово байдарочникам.
Что можно было увидеть в Кавголово?
Если говорить о парусной технике, представленной на соревновании, то она дала богатую пищу^для размышлений всем, кто строит легкие «семейные крейсера» и прямо работает на развитие массового паруса.
В первую очередь обращает на себя внимание довольно высокое совершенство «Салютов-7 м2», занявших призовые места. На «М-21» стоят отлично склеенный грот из лавсановой пленки (о нем уже писалось в сборнике) и лавсановый стаксель, пошитый на Ленинградской экспериментальной судоверфи ВЦСПС. На той же верфи, но по чертежам заказчика, пошиты очень эффективные паруса бермудского шлюпа «М-11». На «М-40» используются польские дакроновые паруса от гоночных яхт. Эти тримараны имеют развитые мощные силовые схемы, позволяющие туго набивать передние шкаторины стакселей, шкоты и стоячий такелаж. Повышенная всеми мерами прочность и жесткость корпусов байдарок позволяет безбоязненно ходить на волнении с высокими скоростями. Надувные емкости большого диаметра, помещенные под кильсон, дали возможность полностью изменить обводы байдарки: «Салюты» приобрели значительную килеватость днища и правильный профиль килевой линии с мягко приподнятыми оконечностями.
Тщательно продуманы и грамотно выполнены все важнейшие элементы вооружения на большинстве парусников: в этом смысле прогресс за последние годы виден заметный. Много внимания уделено устройствам для откренивания, проводке шкотов и большому количеству различных приспособлений. Достаточно сказать, например, что экипаж «М-40» уже пять лет занимается совершенствованием своего судна!
Общая тенденция к снижению площади парусов объясняется накопленным опытом походов и трезвой оценкой качеств байдарки как парусного судна. Имеет значение, например, что вес вооружения для байдарки класса «4.5 м2» всего 10—17 кг, т. е. в 2—2,5 раза меньше, чем на тех же «Салютах», но в классе «7 м2». Гораздо проще малые суда в сборке и транспортировке, надежней в плавании. Наряду с обычной 2-балочной схемой на легких тримаранах все чаще стали применять 1-балочную (описание их опубликовано в журнале «Турист» № 4, 1979 г.).
Показательно и то, что соревнования уверенно выиграли байдарки с латинскими парусами, которые в сильный и средний ветер меньше скручиваются по высоте и лучше стоят, чем стакселя и бермудские гроты. Правда, паруса победителей пошиты из лавсана — материала значительно более высокого качества, чем широко распространенные живописные тик, «палатка» и т. п.
Всеобщий интерес вызвали некоторые новинки. К. Миксон из Эстонии рискнул прорезать днище байдарки по кильсону и вставить центральный шверт. Уменьшился полный вес вооружения. Экипажу стало удобнее грести, так как ничего не висит по бокам. Ну а насколько конструкция перспективна, покажет будущее, особенно — будущие походы!
Любопытный прямоугольный парус-крыло большого удлинения установили на своем тримаране туристы-водники из Загорска. Но это, пожалуй, тот случай, когда в погоне за высокой эффективностью (применено, например, множество различных регулировочных снастей) потеряли надежность. Не случайно, наверное, это судно оказалось в числе двух потерпевших аварию.
Можно было видеть показанный ленинградцами интересный вариант секционного катамарана: каждый из корпусов собран из трех жестких открытых сверху секций (в походе можно натянуть мягкую деку-чехол). Это судно в гонках официально не участвовало, но на прикидке показывало неплохие ходовые качества. Другой ленинградский экипаж выступал (без особого успеха) на проа.
Из пяти участвовавших в соревновании катамаранов, к сожалению, только один мог достойно представлять свой класс (длина — 4,5 м, ширина — 2,0 м; парусность — 7 м2 с возможностью рифиться до 5 м2). Поплавки — надувные, сменные, большого удлинения. Вес — 45 кг. С двумя человеками на борту этот московский катамаран с вооружением типа «Стриж» успешно боролся с «Мевами», а с одним — обгонял самые быстроходные тримараны. Катамаран хорошо приспособлен для туризма — имеет просторный, закрытый наклонными парусиновыми бортами-обвесами кокпит. По обитаемости, в том числе и по защищенности от брызг, он превосходит «Мевы» и байдарки. Другие же катамараны, особенно — собранные из двух байдарок, на дистанции смотрелись очень слабыми. Как и в предыдущие годы, они отставали от тримаранов по скорости, а вес имели значительно больше.
«Голод» на промышленные парусники так велик, что туристы продолжают чуть ли не из-под земли доставать когда-то свободно продававшиеся у нас польские швертботы «Мева». И это несмотря на то, что по современным понятиям они очень тяжелы (80—85 кг) в маловаты для семьи из трех человек. Стремление не строить, а купить легкую разборную мини-яхточку характерно для той очень большой части туристов, которые не имеют ни соответствующих материалов, ни опыта, ни условий. Кроме того, для возможности осуществления постройки наши любители не располагают и необходимой технической документацией — чертежами (тем более — рассчитанными на самостоятельную постройку).
Общее мнение участников соревнований, в том числе и членов Комиссии водного туризма, единодушно: уже имеются объективные условия для освоения промышленного выпуска разборных парусных судов: определены их типы и назначение, созданы и испытаны хорошие прототипы этих судов, ряд предприятий проявил заинтересованность в их освоении. Главное теперь — перейти от слов к делу!
Отрадно, что впервые на наших соревнованиях мы видели представителя промышленности. Это была конструктор объединения «Ярославрезинотехника» В. К. Жукова. Она рассказала о проводимой в контакте с туристской общественностью работе по созданию ряда типоразмеров надувных поплавков специально для катамаранов, о том, что в принципе есть вариант «Ласточки», приспособленный для хода под парусом.
Здесь же в Кавголово можно было видеть под парусами серийную «подковообразную» надувную 2,8-метровую лодку «Волна» (ярославского производства) под парусом.
В прошлые годы парусники па основе надувных лодок никто не воспринимал всерьез — беспомощность их, особенно при встречном ветре, была очевидной. На прошедших соревнованиях впервые было продемонстрировано универсальное парусное вооружение для «надувнушек» (типа «Стриж»; 3,15 м2). Мне довелось ходить на «Волне». Этот одноместный надувной парусник оказался очень остойчивым и безопасным, хорошо лавировал и продемонстрировал исключительную маневренность: серию из пяти кругов (с последовательными поворотами оверштаг и фордевинд) удавалось завершить за 1 минуту. Правда, на дистанции гонки «Волна» не смогла догнать ушедшие вперед «Мевы» — ветер скоростью 5—9 м/с поднял 30-сантиметровую волну, которая резко тормозила продвижение вперед легкой и тупоносой надувнушки. Когда «Волна» закончила лавировку и галфвинд, «Мевы» уже заканчивали бакштаг. Но даже этот результат для такого маленького судна весом менее 20 кг можно считать очень хорошим. Удачный дебют позволяет надеяться, что в будущем такой вариант парусника станет популярным. Ну что ж, может быть, со временем потребуется и специальный приз для соревнующихся на серийных падувнушках под парусом? Кстати сказать, гораздо более уверенно, чем год назад, ходили по озеру и оборудованные парусами две одноместные секционные «Малютки».