Решение этой, давно назревшей проблемы продиктовано интересами дальнейшего развития водно-моторного спорта в кашей стране. Действительно, жесткие рамки регламентированного состава команды не позволяли трекерам включать в нее многих перспективных спортсменов только ка том основании, что вакантные места в команде уже заняты. Представительство же ка личном чемпионате для всех спортсменов, имеющих высокие результаты, значительно расширено. Так, по положению ка первом личном чемпионате СССР оспаривать звание чемпиона СССР могли кандидаты в члены сборкой страны, призеры важнейших общесоюзных встреч предыдущего года (чемпионата страны, первенства среди ДСО и ведомств, финала Кубка СССР), а также чемпионы текущего года союзных республик и городов Москвы и Ленинграда. Как видим, были допущены практически все спортсмены, показавшие высокие результаты как в предыдущем спортивном сезоне, так и в зональных соревнованиях 1978 года.
Количество участников чемпионата несколько уменьшилось: в мандатную комиссию подали заявки около 125 спортсменов, ко это действительно были ведущие гонщики в своих классах. Честь флага Российской федерации приехала защищать самая многочисленная спортивная делегация — 25 человек из Ульяновска, Ижевска, Ногинска, Краснодара, Куйбышева, Воронежа, Каменска-Уральского, Челябинска. Немногим меньше — 19 спортсменов — было заявлено от Украинской ССР, 18 — от Ленинграда, 14 — от Эстонской ССР, по 11 от Москвы и Латвийской ССР.
Ареной трехдневной борьбы за звание чемпиона СССР, как и в предыдущем 1977 г., стала акватория Чернореченского водохранилища, находящегося в г. Грозном.
В программу соревнований вошли: серия гонок 4X5 миль и гонка ка дистанцию 10 миль для судов с подвесными моторами (скутеров международных классов ОА, ОВ и ОС и национальных классов OBN и OCN с форсированными отечественными потребительскими моторами; мотолодок SB и SC); серия 4Х10 миль и гонка на 15 миль для глиссеров R1, R2 и R4.
Прежде чем перейти к рассказу о перипетиях спортивной борьбы ка чемпионате, хочется, забегая вперед, рассказать об одном из заездов последнего, третьего дня соревнований, когда проводились гонки ка 10 и 15 миль.
Речь пойдет о мотолодках SB. Внешне этот заезд мало чем отличался от всех остальных, если не считать инцидента, возникшего в стартовой зоне, когда катамараны Ю. Алиева и Т. Хааге опрокинул встречный ветер и спортсмены купанием закончили так и не качавшийся для них заезд. Существенное отличие состояло в том, что в этом заезде демонстрировались возможности нового, пока еще несерийного подвесного мотора «Привет-25».
До сих пор в 350-кубовом классе мотолодок подавляющее большинство спортсменов предпочитает «Нептун-23». Мотор хорошо освоен гонщиками, с его помощью установлено много всесоюзных и мировых рекордов. Второй отечественный мотор того же класса — «Привет-22» используется пока единичными гонщиками и без явных успехов. Причина непопулярности заключается, в первую очередь, в более позднем освоении «Привета» серийным производством — он появился только в 1973 г. К тому времени кв «Нептуне-23» уже были достигнуты высокие, в том числе мировые достижения. Вполне понятно, что начинающие спортсмены отдавали предпочтение «заслуженному» «Нептуну», а не еще совершенно «сырому» «Привету».
Этот заезд и был особенно интересен тем, что один из «Приветов-25», переданных заводом в опытную эксплуатацию в ленинградский СТК «Трудовые резервы», можно было видеть на мотолодке м. с. Я. Миллерса из команды Елгавы (в серии гонок на этом моторе без особого успеха выступал ленинградец). Все десять кругов дистанции мотолодка елгавского гонщика висела на «хвосте» лидера — м. с. А. Бакшиса и на финише проиграла ему всего 15 секунд. Среднюю скорость 63,1 км/ч, показанную Я. Миллерсом, можно считать отличной для 10-мипьной дистанции, проложенной по укороченной двухбуйной трассе с 20 поворотами. При этом нужно учесть и то обстоятельство, что гребной винт еще не был тщательно подобран, да и акватория Чернореченского водохранилища при практически полном отсутствии ветровой волны быпа явно не в пользу мотолодки «глубокое V», на которой выступал Я. Миллерс.
Думается, что после прошедшего чемпионата, с началом серийного выпуска «Привета-25», который намечается на начало 1979 г., монополия «Нептуна-23» в классе SB-350 будет поколеблена. На гоночных трассах появится новый перспективный мотор, который в руках опытных спортсменов, вероятно, сможет показать даже более высокие результаты, чем «Нептун-23». Конструктивные особенности явно в пользу «Привета»: стальные впускные золотники, узкие стальные поршневые кольца, применение подшипника качения в верхней головке шатуна, меньшее сечение миделя редуктора, отсутствие в его силовой передаче подшипников скольжения и, наконец, меньшая масса.
Первый день гонок, 23 сентября, был отведен заездам 4X5 скутеров ОА, ОВ, ОС и мотолодок SB и SC.
Открыли соревнования скутера младшего 250-кубового класса. На старт вышли 11 спортсменов, среди них мастера международного класса Н. Пывват, А. Жиров, А. Ишутин, Л. Ааспав-Каасик, чемпион прошлого года м. с. А. Чермашенцев.
До самого конца последнего, четвертого, заезда было трудно определить лидера. Первую гонку в борьбе с А. Ишутиным выиграл А. Чермашенцев. Два круга он лидировал и во втором заезде, но неожиданно двигатель его мотора заглох, и 400 очков за победу попу-чип Н. Пывват. В третьей гонке два круга впереди шел Н. Пывват, но его настиг А. Ишутин и финишировал первым. В последнем решающем заезде острая борьба за победу завязалась между А. Чермашенцевым и А. Жировым, но А. Чермашенцева дисквалифицировали на эту гонку за фальстарт и, приплюсовав к своим 600 очкам (за два 2-х места в первом и втором заездах) еще 400, А. Жиров стал первым чемпионом СССР 1978 г.
На 10-мильный заезд в последний день соревнований вышло только шесть спортсменов: одни не успели устранить неисправности вышедших из строя моторов, другие, реально оценив свои возможности, решили поберечь технику.
Чуть пи не половину дистанции, первые четыре круга, лидировал А. Ишутин — прошлогодний чемпион на этой дистанции, но затем в ровном выхлопе его двигателя начались перебои, и его обошел А. Чермашенцев. До финиша этой длинной дистанции смогли дойти только три гонщика.
Возможный претендент на чемпионский титул в классе скутеров ОВ определился срезу — м. с. м. к. И. Богданов. Три заезда из четырех он от старта до финиша не уступал лидерства и за три первых места получил максимальную сумму очков — 1200. Таким образом, фактически борьба в этом классе происходила только за серебро и бронзу.
Реальные возможности стать серебряным призером имели три спортсмена — мастера спорта В. Борисов из команды Ульяновска (он выступал на отечественном «ГЛМ-3»), В. Матупявичус и Р. Мателионис, оба из команды Литвы. В. Борисов окончил первый заезд вплотную за И. Богдановым, но во втором и в третьем стартовал с опозданием. Исход борьбы решила последняя, четвертая гонка, на которую новый чемпион уже не вышел, решив не рисковать техникой перед 10-мипь-ным заездом. Ее выиграл Р. Мателионис, имевший в активе два 3-х и одно 4-е место, и оттеснил на нижнюю ступеньку пьедестала почета В. Матулявичуса, шансы которого до этой гонки были предпочтительнее — два 2-х и одно 3-е место. Но между ним и лидером на финише «вклинился» В. Борисов, в результате В. Матулявичус получил только 225 очков за 3-е место.
Драматично сложился 10-мильный заезд. Уже на первом круге с дистанции из-за неполадок в зажигании сошел И. Богданов. Гонку возглавил В. Матулявичус, но... его скутер на третьем круге вдруг резко остановился из-за пустяка — срезалась шпонка гребного винта. Вперед вышел В. Борисов — прошлогодний чемпион на этой дистанции, но... двигатель начал работать неровно, видимо, также из-за системы зажигания. В итоге финишировали только три гонщике из восьми стартовавших; первым — Р. Мателионис, приплюсовавший золотую медаль к серебряной, которой его наградили за серию.
В старшем, 500-кубовом классе скутеров ОС, где стартовало 13 спортсменов (среди них пять мастеров международного класса), основной претендент на титул чемпиона также определился с первых заездов — брат чемпионе в классе скутеров ОВ, м. с. м. к. П. Богданов — прошлогодний чемпион на этой дистанции. Попытки атаковать его предпринимал спортсмен из команды г. Николаева — м. с. А. Головин, в третьем звезде он даже сумел оттеснить П. Богданова на 2-е место. Поэтому П. Богданову для победы в серии нужно было выиграть и последнюю гонку, так как в случае выигрыша А. Головин в количество очков у них было бы рваным. С блеском лидируя со старта, маститый ас выиграл последний заезд и подтвердил звание сильнейшего и в 1978 г.
А. Головин выступал в международном классе ОС первый сезон (ранее он участвовал в гонках в Национальном классе OCN с форсированным «Вихрем-М»). В 10-мильном заезде А. Головин доказал, что его серебряная медаль в серии не случайность: сумев со старта выйти первым к первому бую, он умело отражал неоднократные попытки П. Богданова обойти его и выиграл этот труднейший звезд, в с ним и звание чемпиона. Победе немало способствовало и то, что А. Головин выступал на гоночном моторе «Кениг» последней модификации, оснащенном бесконтактной электронной системой зажигания, не требующей, кстати, автономного питания от аккумулятора.
Примечательно, что 3-е место в серии гонок в классе ОС занял м. с. м. к. Е. Степанов на форсированном «Вихре-30», правильно рассчитав, что на трассе с короткими 800-метровыми прямыми он сможет выиграть, имея хорошую приемистость. Конечно, некоторые детали на моторе (в пределах правил) были заменены: гонщик применил кованные поршни, шатуны с верхним игольчатым подшипником и электронное зажигание от «ГЛМ».
Как на всех чемпионатах, заезды мотолодок были самыми массовыми и зрелищными — суда после старта шли очень кучно, борьбе продолжалась до последних метров.
В 350-кубовом классе SB на старт вышли 17 гонщиков, в их числе были рекордсмены мира м. с. м. к. Б. Клюшников, Т. Хвате, Ю. Иванов, прошлогодний чемпион м. с. В. Усолкин, серебряный призер м. с. А. Щербинин. Спортсмены в этом сезоне уже встречались на воде, знали возможности друг друга, поэтому борьба за чемпионский титул обещала быть очень острой. Ожидания не обманули ни зрителей, ни спортсменов, наблюдающих за гонкой из лагеря участников. Правде, явно ниже своих возможностей выступили «именитые» Ю. Иванов и Т. Хааге.
Жесткая борьбе развернулась между м. с. В. Усолкиным из команды Куйбышеве и м. с. А. Берницыным из Ленинграде. Первых два звезда выиграл В. Усолкин, вторым на финиш пришел А. Берницын; лидер всякий раз неважно брал старт и выходил вперед уже на третьем-четвертом круге. Победу в третьем заезде одержал спортсмен из Ленинграде, его соперник был лишь на 7-м месте. Решающий четвертый заезд вновь выиграл А. Берницын, причем, как и в первых двух гонках, он лидировал со старта, отражая атаки куйбышевского спортсмена, и финишировал, имея отрыв не более 10—15 м. Сложилась ситуация, сходная с предыдущим чемпионатом: тогда В. Усолкин набрал одинаковое количество очков с А. Щербининым. Теперь с А. Берницыным у него насчитывалось по 1100 очков, первенство определялось вновь по высшей скорости, а она была опять выше у В. Усолкина, который и сохранил звание чемпионе серии гонок в 1978 г.
Перед 10-мильной гонкой следующего дня все ожидали, что основная борьба опять развернется между чемпионом и серебряным призером. Но все карты спутал молодой способный спортсмен из Каунаса А. Бакшис (кстати, победитель серии гонок на XII соревнованиях на приз сборнике). В серии гонок у него что-то не ладилось с двигателем: на двух первых он сошел с трассы, на две последующие вообще не вышел. Но 10-мильную гонку А. Бакшис провел в полную силу, от старта до финиша никому не уступая лидерства. Правда, на разных этапах с дистанции сошли и В. Усолкин, и Т. Хааге, и Ю. Алиев (об этом мы рассказали в начале репортажа), но победа нового чемпиона была «чистая» — скорость его оказалась более чем на 1 км/ч больше, чем у победителя серии на короткой 5-мипьной дистанции.
На этот раз чемпион СССР 1976 г. в SC М. Зайчиков после неудач на предыдущем чемпионате очень уверенно провел гонки в серии, одержав три победы. Во всех заездах он уже к первому бую отрывался от всех других участников. Правда, во втором заезде спортсмена дисквалифицировали (стараясь ближе подойти к бую при повороте, М. Зайчиков не справился с управлением и навалил на него).
Также без «конкурентов» заслужил серебро и Я. Миллерс, который завоевал два 2-х и одно 1-е место (после снятия М. Зайчикова). Он имел все шансы выиграть четвертый заезд: примерно на половине дистанции этот спортсмен вышел в лидеры, в то время как М. Зайчиков, плохо взявший старт, должен был «продираться» вперед; но плавающая палка забила дополнительный заборник охлаждающей воды, двигатель начал перегреваться, и Я. Миллерс был вынужден сбавить ход.
Разрешение применять на внутрисоюзных соревнованиях дополнительные заборники воды самостоятельного изготовления положительно сказалось на надежности техники — сходов с дистанции из-за перегрева, основной причины неудач прошлого чемпионата, почти не было (если, конечно, заборник не засорялся), да и скорости всех участников возросли.
В 10-мипьном заезде обладатели и золота, и серебра повторили свои результаты — М. Зайчиков стал дважды чемпионом СССР, Я. Миллерс — дважды серебряным призером.
Неудачно выступили прошлогодние чемпион и призеры, которые оказались во второй половине итоговой таблицы среди 16 заявленных участников.
Во второй гоночный день, 24 сентября, выяснялись отношения спортсменов в серии гонок в национальных классах скутеров и глиссеров.
Национальные скутера — такой класс гоночных судов, где сам спортсмен должен сделать силовую установку на основе серийного отечественного подвесного мотора. Поэтому, естественно, такая техника редко отличается высокой стабильностью и надежностью. Приятным исключением явились заезды этого чемпионата, лидеры подготовились к ним отлично.
В OBN вне конкуренции был м. с. Л. Каваляускас из команды Литвы — он выиграл подряд три гонки и стал до окончания серии чемпионом СССР.
Ульяновца м. с. м. к. Е. Степанова, выступающего в OCN, в 1977 г. постигла неудача, ко а этом году он провел заезды напористо и хладнокровно, не дав чемпиону прошлого первенства м. с. И. Чермашенцеву никаких надежд ка победу. В некоторых заездах Е. Степанов отрывался ка полкруга от основной группы соперников.
На 10-мипькой гонке чемпионами оказались те же — и Л. Каваляускас, и Е. Степанов а последний день соревнований к золотым медалям за серию присоединили еще и медали за эту гонку, сделав таким образом золотой дубль. Кстати, обладатели серебра тоже не отстали: в OBN — И. Грунин из команды Ульяновска, в OCN — И. Чермашенцев из Ногинска стали двукратными Серебряными призерами чемпионата. Жаль, что такую же надежность техники и стабильность результатов не смогли продемонстрировать остальные участники заездов скутеров национального класса — сходов с дистанции из-за моторов было слишком много.
В гонках 1000-кубового класса глиссеров R1 прошлогодний чемпион ленинградец В. Сокол не участвовал: корпус его глиссера ка командном чемпионате в Каунасе был так поврежден при столкновении, что восстановить его спортсмен не успел. Поэтому достойного соперника неоднократному чемпиону СССР и рекордсмену мира новгородцу м. с. м. к. А. Кузнецову не нашлось — он легко выиграл три зачетных гонки серии. Правда, попытку выиграть третий заезд предпринимал к. м. с. Н. Алексеев из Ульяновска, ко уже ка середине дистанции А. Кузнецов обошел его, и ульяновец финишировал вторым, как и в предыдущих заездах.
Чемпион А. Кузнецов и серебряный призер Н. Алексеев досрочно — после трех гонок — заняли две верхние ступени пьедестала почета, ка последнюю гонку они не вышли, предоставив соперникам разыграть в ней бронзовую медаль. Так же напористо и уверенно они провели 15-мипькую гонку: А. Кузнецов лидировал все 15 кругов и сделал золотой дубль, Н. Алексеев — завоевал вторую серебряную медаль.
В классе R2 никто не сомневался в победе ленинградца м. с. м. к. О. Пикоткика, чемпиона 1977 г. а серии 4X10, тем более что его основной соперник — з. м. с. В. Исаков в прошедшем сезоне в классе глиссеров не выступал. И каково же было удивление зрителей, когда почти всю первую половику дистанции первого заезда светло-желтый глиссер ленинградца шел вторым, отставая от молодого спортсмена из Ижевска к. м. с. А. Перевозщикова. Но это оказалось чисто тактическим приемом — уже ка пятом круге О. Пикоткик резко прибавил скорость, легко вышел вперед и финишировал с огромным отрывом от основной массы гонщиков.
Во втором заезде этот спортсмен лидировал уже со старта, оставляя своим соперникам бороться за серебряные и бронзовые медали. Таким же поначалу казался и третий заезд — далеко вперед вырвался О. Пикоткик, вторым шел А. Перевозщиков. Но, по сообщению судейской коллегии, оба спортсмена в предстартовую пятиминутку допустили нарушение правил: О. Пикоткик и повторявший все действия именитого спортсмена А. Перевозщиков пересекли стартовую зону. Их дисквалифицировали ка этот заезд.
К тому времени из семи стартовавших глиссеров ка дистанции осталось только два — одессита м. с. И. Пайса и москвича В. Задубровского (1 р.). Решив, что заезд уже окончен и он просто не заметил красной ракеты окончания контрольного времени, И. Пайс подошел к берегу. Узнав от товарищей по команде, что пока лидер заезда — он, И. Пайс развернулся, вышел ка трассу и финишировал первым.
В последнем заезде О. Пикоткин реализовал свое преимущество в скорости, выиграл гонку и по сумме результатов трех заездов подтвердил звание сильнейшего в серии. Однако сделать «золотой дубль» О. Пикоткину, как и на предыдущем чемпионате, не удалось. Две трети дистанции он уверенно, с огромным отрывом возглавлял гонку, но вдруг ход глиссера резко снизился, в выхлопе двигателя послышались перебои. За оставшиеся пять кругов, заставив поволноваться своих болельщиков, О. Пикоткин пропустил вперед воронежца м. с. В. Зайцева, а в результате завоевал только серебряную медаль.
Разборка на берегу показала, что сломалось коромысло клапана одного из цилиндров, и треть дистанции спортсмен прошел на трех. За волю к победе ленинградцу на закрытии соревнований вручили специальный приз, учрежденный устроителями.
С полным правом мог бы претендовать на серебряную медаль и А. Перевозщиков: и в четвертом заезде до середины дистанции он шел вторым, но... был вынужден прекратить борьбу из-за поломки муфты гребного вала.
В классе R4 чемпиону 1977 г. воронежцу В. Каширину достойных соперников не нашлось. На участие в чемпионате были заявлены еще два глиссера этого класса с тандемной установкой двух двигателей «ВАЗ» — к. м. с. Р. Потехина и В. Рухадзе. Но составить серьезную конкуренцию чемпиону они не смогли: оба глиссера оказались еще не «доведенными», В. Рухадзе даже ни разу не вышел на старт. Без особого труда В. Каширин выиграл три гонки серии, а на следующий день и 15-мипьный заезд, подтвердив звание сильнейшего в этом классе на обеих дистанциях.
Итак, первый личный чемпионат СССР закончен и можно подвести кое-какие итоги. Прежде всего о представительстве спортсменов, получающих «пропуск» на эти соревнования. Его стоит расширить, допускать на личный чемпионат также и призеров командного первенства СССР текущего года. Это, во-первых, увеличит конкуренцию, а во-вторых, будет стимулировать спортсменов добиваться призовых мест на командных чемпионатах.
На личном чемпионате командное первенство не определялось, но представляет определенный интерес распределение наград по республикам.
Наибольшего успеха добилась самая многочисленная команда Российской федерации, в ее активе треть всех медалей — 20, причем более половины из них — 11 — золотых, 6 серебряных и 3 бронзовые; у команды Украины 10 медалей — 1 золотая, 3 серебряные и 6 бронзовых; у команды Латвии 8 медалей — 3 серебряные и 5 бронзовых; на одну меньше — 7 — у Литвы, но зато более высокого достоинства — 4 золотые, 2 серебряные и 1 бронзовая. По 4 медали у Москвы — 3 золотые, 1 серебряная; Ленинграда — 1 золотая, 3 серебряные и Эстонии — 1 серебряная, 3 бронзовые; две медали у команды Армении — 1 серебряная и 1 бронзовая.
Судейская коллегия (гл. судья А. М. Куликовский, гл. секретарь Г. Б. Жирова) провела первый личный чемпионат СССР четко и без накладок.
Серия 4Х5 миль
Скутера с гоночными моторами: ОА-250: 1 — м. с. м. к. А. Жиров (Москва), 1000 (80,9); 2 — м. с. м. к. Н. Пывват (Эст. ССР), 700 (81,9); 3 — В. Шевченко (Укр. ССР), 638 (76,6).
OB-350: 1 — м. с. м. к. И. Богданов (Москва), 1200 (89,2); 2 — м. с. Р. Мателионис (Лит. ССР), 850 (87,7|; 3 — м. с. В. Матулявичус (Лит. ССР), 825 (87,9).
ОС-500: 1 — м. с. м. к. П. Богданов (Москва), 1200 (97,8); 2 — м. с. А. Головин (Укр. ССР), 1000 (93,7); 3 — м. с. м. к. Е. Степанов (РСФСР), 521 (91,9).
Скутера национального класса OBN-350: 1 — м. с. Л. Каваляускас (Лит. ССР). 1200 (83,5); 2 — к. м. с. Н. Грунин (РСФСР), 1000 (82,0); 3 — к. м. с. 3. Батайнис (Лат. ССР), 769 (77,6).
OCN-500: 1 — м. с. м. к. Е. Степанов (РСФСР), 1200 (89.1); 2 — м. с. И. Чермашенцев (РСФСР), 900 (87,2); 3 — м. с. М. Таниэль (Эст. ССР), 752 (80,4).
Мотолодки: SB-350: 1 — м. с. В. Усолкин (РСФСР), 1100 (62,9); 2 — м. с. А. Берницын (Ленинград), 1100 (62,6); 3 — м. с. м. к. Б. Клюшников (Лат. ССР), 675 t61,41.
SC-500: 1 — м. с. М. Зайчиков (РСФСР), 1200 (66,2); 2 — м. с. Я. Миллерс (Лат. ССР), 1000 (61,3); 3 — м. с. С. Ковалев (Укр. ССР), 694 (61,1).
Серия 4Х10 миль
Глиссеры: R1: 1 — м. с. м. к. А. Кузнецов (РСФСР), 1200 (84,5); 2 — к. м. с. Н. Алексеев (РСФСР), 900 (83,9); 3 — м. с. Г. Лашко (Лат. ССР), 625 (81,9).
R2: 1 — м. с. м. к. О. Пикоткин (Ленинград), 1200 (90.2); 2 — м. с. И. Пайс (Укр. ССР), 794 ( 80,2); 3 — м. с. В. Харченко (Укр. ССР), 750 (87,2).
R4: 1 — В. Каширин (РСФСР), 1200 (90,3); 2 — к. м. с. Р. Потехин (Укр. ССР), 825 (34,7); 3 — к. м. с. В. Никоненко (РСФСР). 750 (84,8).
10 миль
Скутера с гоночными моторами: ОА-250: 1 — м. с. А. Чермашенцев (РСФСР), 86,4; 2 — м. с. м. к. A. Ишутин (Ленинград), 82,1; 3 — м. с. Э. Якубович (Укр. СССР), 77,3.
OB-350: 1 — м. е. Р. Мателионис (Лит. ССР), 85,6; 2 — м. с. м. к. С. Манукян (Арм. ССР), 81,9; 3 — м. с. Г. Волков (Укр. ССР), 79,4.
ОС-500: 1 — м. с. А. Головин (Укр. ССР), 98,5; 2 — м. с. м. к. П. Богданов (Москва), 97,8; 3 — м. с. Ф. Искандарян (Арм. ССР), 92,6.
Скутера национального класса: OBN: 1 — м. е. А. Каваляускас (Лит. ССР), 83,3; 2 — к. м. с. Н. Грунин (РСФСР), 80,6; 3 — м. е. м. к. Л. Ааспав-Каасик (Эст. ССР), 77,6.
OCN: 1 — м. с. м. к. Е. Степанов (РСФСР), 91,2; 2 — к. м. с. И. Миткус (Лит. ССР), 74,5.
Мотолодки: SB-350: м. с. А. Бакшис (Лит. СССР), 64,1; 2 — м. с. м. к. Б. Клюшников (Лат. ССР), 62,1; 3 — м. с. М. Егоров (Лат. ССР), 61,2.
SC-500: 1 — м. с. М. Зайчиков (РСФСР), 65,3; 2 — м. с. Я. Миллерс (Лат. ССР), 62,7; 3 — м. с. Н. Новиков (РСФСР), 62,2.
15 миль
Глиссеры: R1: 1 — м. с. м. к. А. Кузнецов (РСФСР), В5,8; 2 — к. м. с. Н. Алексеев (РСФСР), 84,7; 3 — м. с. К. Виссор (Эст. ССР), 79,6.
R2: 1 — м. с. В. Зайцев (РСФСР), 88,2; 2 — м. с. м. к. О. Пикоткин (Ленинград), 81,0; 3 — м. с. И. Пайс (Укр. ССР), 76,7.
R4: 1 — м. с. В. Каширин (РСФСР), 90,2; 2 — к. м. с. B. Никоненко (РСФСР); 3 — м. с. В. Гапакродзниекс (Лат. ССР), 80,3.