В течение десяти лет «Синие птицы» Дональда Кэмпбелла неизменно приносили британскому флагу почетное право быть изображенным на борту самого быстроходного в мире судна. Шесть раз Кэмпбелл обновлял абсолютный рекорд скорости на воде, пока очередная его попытка не закончилась трагедией на озере Конистон. В 1970 г. рекордсменом мира стал американец Ли Тейлор, а в 1977 г. в книгу регистрации рекордов Международного Союза водно-моторного спорта УИМ было вписано новое имя — Кен Ворби, ставшее символом больших успехов в развитии водно-моторного спорта на австралийском континенте. О пути, которым Ворби пришел к замечательному достижению, а также о его планах на ближайшее будущее рассказывалось в сборнике №76.
Однако англичане намерены вновь активно включиться в борьбу за обладание, пожалуй, самым трудным, дорогим и почетным рекордом, который когда-либо устанавливался на воде. Два года назад серьезно заговорили о последователе Кэмпбелла — Тони Фэхее, молодом бизнесмене из Манчестера. Полмиллиона фунтов стерлингов, которые он уже внес в реализацию поставленной им в 1971 г. цепи — в течение десяти лет вернуть рекорд британскому спорту, начинают давать осязаемые плоды. Во всяком случае, этим летом должны состояться доводочные испытания нового супер-глиссера «Бритиш Пэсьют» («Британская погоня»), строящегося для Фэхея по проекту Джона Турера — одного из ведущих специалистов в области аэродинамики, работающего в Ливерпульском университете.
В команду, готовящую глиссер к рекордным заездам, вошли хорошо известные в спортивном мире сподвижники Дональда Кэмпбелла — Лео Вилла (механик семьи Кэмпбеллов) и Карп Ноубл — специалист по реактивной технике, помогавший в наладке движителя «Синей птицы», но не глиссера, а автомобиля, на котором Кэмпбелл установил в 1966 г. абсолютный рекорд скорости на суше, равный 648 км/ч.
Менее всех из этой команды, по названию глиссера также именуемой «Бритиш Пэсьют», был известен сам Тони Фэхей. Однако и он далеко не новичок в большом спорте — занимался борьбой каратэ и выступал во, многих международных соревнованиях. В 1970 г. в схватке с японским спортсменом у Фэхея было раздроблено колено, поэтому с каратэ пришлось распрощаться. Именно вовремя лечения и вынужденного бездействия ему случайно попала на глаза статья о жизни и рекордах Дональда Кэмпбелла и появилась мысль заняться водно-моторным спортом. Хотя опыт его на воде ограничивался к тому времени всего лишь двумя-тремя прогулками на веслах. Тони Фэхей решил посвятить свою дальнейшую спортивную жизнь единственной цепи — стать не позже 1981 г. абсолютным рекордсменом мира.
Он, конечно, понимал, что вряд пи человек, никогда не державший в руках штурвал мотолодки, сможет управлять глиссером, мчащимся со скоростью 120—150 м/с. Чтобы приобрести необходимый опыт, Фэхей в 1972 г. купил небольшой катамаран «Коугар» с четырехцилиндровым «Эвинрудом» и начал активно выступать в соревнованиях. В следующем году лодку Тони можно было видеть практически на всех крупных состязаниях в Европе: в Париже, на озере Уиндермир, в Бристоле и на других трассах.
Первым успехам на водно-моторном поприще сопутствовали и серьезные неудачи, чуть было не прервавшие претворение в жизнь замыслов будущего рекордсмена. В 1974 г. в гонках на Гран При катамаран Фэхея на полной скорости неожиданно воткнулся носом в воду и накрыл гонщика сверху. Вывихи, несколько сломанных ребер, многочисленные ушибы уложили спортсмена на долгое время на больничную койку. Поврежденный «Коугар» пришлось заменить новым. Но через год а гонках на Большой приз Бристоля его вновь постигла неудача: на крутом вираже катамаран перевернулся, гонщик вылетел из кокпита.
В то время начинается дружба Фэхея с Джоном Турером, который проектирует для начинающего гонщика новую лодку. Эта лодка становится основным «боевым конем» Тони, но... опять инцидент: на скорости свыше 170 км/ч она теряет управляемость и разбивается вдребезги. Тони снова оказывается на больничной койке, на этот раз — на целых четыре месяца (пять поврежденных позвонков, сломанные ребра, вывихнутое плечо).
Да, поистине нелегко овладевал Тони сложным искусством управления скоростными судами, где все решают сотые доли секунды и филигранная работа рук на штурвале и секторе газа. Но упорство и врожденный спортивный азарт делали свое депо. Недаром Норман Бакли — известный на западе гонщик в «старших» классах глиссеров, лежа на смертном одре, завещал свой новейший трехточечный глиссер «Мисс Уиндермир V» именно Тони Фэхею. Он был уверен — Фэхей сможет выжать из этой гоночной машины все, что в состоянии дать 525-сипьный двенадцатицилиндровый «Ягуар V-12».
После выполнения с помощью Лео Вилла небольшой доводки двигателя (его мощность возросла на 100 л. с.) и смены названия на «Владивар-I» (имеется в виду торговая марка водочной фирмы, которая взяла на себя часть дальнейших расходов команды «Бритиш Пэсьют») Фэхей легко установил на этом глиссере класса R6 два мировых рекорда и один национальный рекорд на километровой дистанции. Тони преодолел очередную ступеньку — скорости глиссера этого класса превысили 200 км/ч.
И тем не менее Тони Фэхей дал объявление о продаже «Владивара»: потребовались деньги, чтобы начать постройку рекордного глиссера.
К этому времени на листах ватмана под карандашом Турера уже появились реальные черты «Бритиш Пэсьют». Однако многие из решений, и прежде всего — аэродинамика судна, требовали проведения дорогостоящих испытаний. Иначе конструктор не мог гарантировать устойчивость движения глиссера на скорости, значительно превышающей ту, на которой «Синяя птица» совершила свой Щследний взлет, трагически оборвавший жизнь знаменитого Кэмпбелла.
В своем проекте Турер объединил два принципа скоростных судов, точнее, аппаратов для движения близ поверхности воды — глиссера-трех-точки и экраноплана. На полной скорости глиссер будет опираться о воду только тремя точками — опорными пластинами из нержавеющей стали, имеющими минимальную площадь. Одну из них предполагается расположить в носу и две, разнесенные по ширине судна, — в корме. Подобно экраноплану, корпус глиссера будет иметь развитую аэродинамическую дельтавидную поверхность и вертикальный стабилизатор в корме, который придаст устойчивость на курсе. Управление предполагается осуществлять при помощи небольшого элерона — поворотной задней кромки этого стабилизатора. Корпус планируется изготовить из высокопрочного алюминиевого сплава, титана и нержавеющей стали.
Турбореактивная установка «Бритиш Пэсьют» должна развивать максимальный упор в 5000 кг — а два с лишним раза больше, чем на последней «Синей птице». Скорость глиссера наверняка превысит 500 км/ч, и Турер рассчитывает, что она составит даже 750 км/ч! Общая длина корпуса — около 10,4 м, масса — от 4 до 5 т. Детали проекта держатся пока в секрете — спорт есть спорт!
Известно, что специальные меры предусмотрены конструктором для того, чтобы в случае аварии сохранить жизнь водителю (кстати сказать, его с полным основанием можно назвать и пилотом). Кокпит будет оборудован специальной герметичной и особо прочной капсулой для Фэхея. Полулежа внутри нее, спортсмен сможет совершать руками и ногами только те манипуляции, которые необходимы для управления судном. Капсула останется целой даже в том случае, если глиссер взлетит в воздух и рухнет на поверхность воды: при этом она автоматически освободится от креплений к глиссеру и пойдет на дно. Там водитель сможет ожидать помощи сверху — специальный аппарат будет вырабатывать кислород и поглощать углекислоту в течение двух часов. Местоположение капсулы на дне обозначит красящее вещество, растворяющееся в воде.
К мерам безопасности относится также и гидравлический тормоз, представляющий собой лопасть довольно большой площади, опускаемую в воду близ кормовой оконечности. Согласно расчетам, тормоз должен остановить глиссер, мчащийся со скоростью около 350 км/ч, с длиной пробега не более 400 м. Предусматривается и гидравлическая система для управления ходовым дифферентом глиссера в процессе рекордного заезда (считают, что отсутствие подобной системы явилось причиной гибели «Синей птицы»).
Для успешного завершение камлании по завоеванию абсолютного рекорда скорости на воде нужны еще сотни тысяч фунтов: необходимо участие многих фирм в изготовлении уникальных систем и приборов контроля за движением глиссера. Трудно предсказать, увенчаются ли успехом все усилия Тони Фэхея и его компаньонов, но одно уже ясно, что в недалеком будущем мы станем свидетелями еще одного захватывающего штурма рубежа скорости, преодолеть который помогают современнее техника и воля человека к победе.