Подготовка и организация второго «звездного» началась практически сразу после успешного завершения первого — еще в Ленинграде в конце июля 1977 г. Учитывая полученный опыт и пожелания, высказанные участниками и судьями на конференции (см. сборник №72), в Положение об организации и проведении соревнований внесли существенные изменения, которые коснулись, прежде всего, чисто спортивной стороны вопроса. Лимитировали общую протяженность маршрута (не менее 3300 и не более 6000 км), ввели в программу встречи серию скоростных гонок на кольцевой спортивной трассе (2X5 миль), отработали очковую систему подсчета результатов соревнований. Теперь каждый экипаж, допущенный к соревнованиям, сразу же получал свой стартовый номер и должен был нести его как на протяжении всего ДСП, так и на скоростных гонках. Иначе были сформулированы и требования к спортивной квалификации участников: теперь все они должны были иметь разряд не ниже II, капитан судна — не ниже I.
К сожалению, по ряду причин это Положение, хорошо отработанное общими усилиями, утвердили и разослали по местам с некоторым опозданием. Еще хуже, что, вопреки решению президиума ФВМС, «Звездный-78» так и не был включен во всесоюзный календарь. Я подробно перечисляю все эти «накладки», существенно осложнившие проведение соревнований, чтобы в будущем такие промахи не повторялись.
Во II «звездном» походе водномоторников и гонках в Волгограде в общей сложности приняли участие 42 экипажа из 14 городов страны — Волгограда, Днепропетровска, Иванова, Киева, Кременчуга, Куйбышева, Ленинграда, Львова, Москвы, Ровно, Таллина, Тольятти, Уфы, Череповца. Собственно в соревнованиях по ДСП с финишем в центре «звезды» 21—22 июля участвовало 34 экипажа. Показательно, что только 20 из них получили зачет по всем пройденным ими трассам. Строгие судьи, сравнив отметки в крейсерской книжке с утвержденным планом-графиком, 7 экипажам не засчитали вообще ни одной трассы!
Число участников «Звездного-78» было больше, чем в первом походе предыдущего 1977 г., однако оно оказалось, по крайней мере, втрое меньше, чем ожидалось. Положение, хотя и с некоторым опозданием, было разослано в 42 города и по предварительным переговорам наша комиссия полагала, что в Волгоград пойдет не менее 100 судов! Впоследствии же выяснилось, что многие городские комитеты ДОСААФ отнеслись к новому для них делу, требовавшему очень большой черновой, подготовительной работы, несколько легкомысленно, «раскачиваться» стали, когда было уже и вовсе поздно. Нескольким городам ФВМС отказала в участии в «Звездном-78» из-за невыполнения организаторами на местах ряда основных пунктов Положения; ЦК ДОСААФ счел нецелесообразным участие в походе далеко расположенных городов Сибири: так, в вызове на соревнования было отказано командам Якутска, Новосибирска, Кемерова, Павлодара.
По Положению каждая команда должна была состоять из трех экипажей; при меньшем числе судов результаты шли только в личный зачет. В командный зачет шла сумма результатов всех трех экипажей, показанных как в ДСП, так и в скоростных гонках.
Поскольку многодневные соревнования по ДСП на судах народного потребления приобретают популярность, стоит, видимо, сказать несколько слов о применяемой системе зачета. За общее число пройденных в ДСП трасс начисляется: за каждую зачтенную судьями трассу III категории сложности (см. №72, таблицу) — 15 очков, И категории — 6 очков. Естественно, незачтенная трасса ни одного очка не дает.
За сокращение расчетного времени прохождения трассы (но не более чем на 1 день) судьи добавляют 5 очков. За опоздание на финише следует штраф из расчета 1 очко за 1 час опоздания. Неопрятный вид или неудовлетворительное техническое состояние судна (включая повреждения, неукомплектованность) штрафуются 2 очками, небрежное оформление крейсерской книжки — 3, судового журнала — 2. Наконец, за отказ от участия в скоростных гонках полагается штраф 20 очков.
Очки за каждую из скоростных гонок начисляются по формуле 20(N—n):N, где N — число судов, принявших старт, а n — занятое место.
Очень сильную команду выставила столица Украины: в ее состав входили шесть испытанных «мореходов», шесть мастеров спорта во главе с Юрием Сергеевичем Окороковым. Киевляне очень хорошо подготовились к соревнованиям; как и следовало ожидать, они заняли 1-е командное место и завоевали Памятный кубок, они же оказались победителями в личном зачете (см. фото).
Теперь можно детально разобраться — из каких слагаемых составилась их победная сумма 240 очков (на целых 100 очков больше, чем у команды, занявшей 2-е место). Киевляне спустились по Днепру до Запорожья, оттуда, уложившись в предусмотренный ка это разрядными требованиями срок, быстро перебросили лодки сушей в Бердянск и вышли в Азовское море. Пройдя Волго-Дон, они, однако, повернули не вверх — к Волгограду, а вниз — выполнили в точном соответствии с заранее утвержденным графиком плавание до Астрахани, а уже оттуда направились к центру «звезды». Общая протяженность их пути — 6000 км.
Детально изучив все их отчетные материалы, судейская коллегия отметила, что киевляне прошли 4 трассы III категории, причем две из них — с опережением графика. Каждый экипаж получил (15X4)+(5X2)=70 очков, однако за недостатки в оформлении крейсерской книжки последовал штраф 3 очка. Таким образом, команда за ДСП набрала 67X3=201 очко! Занятые в скоростных гонках 1, 4 и 12-е места дали еще 39 очков.
Остается добавить, что экипаж Ю. Окороков — А. Русак шел на «Оби-М» с «Нептуном-23»; Е. Митрофанов — Н. Митрофанова — на «Прогрессе» с «Вихрем-М»; В. Чеберяк — В. Гончаров — на «Оби-М» с «Вихрем-М».
Самые многочисленные команды выставили Москва и Уфа — по пять экипажей. Уфимская команда, возглавляемая В. П. Токаревым, состояла из студентов и преподавателей авиационного института. Хорошо подготовленные и оснащенные («Казанки-5» и «Вихри-30») уфимцы, впервые участвующие в столь крупных соревнованиях, зврекомендовали себя с самой лучшей стороны: в этом коллективе радовали и четкая организация, и дисциплина. Спортивные результаты уфимцев в гонках оказались неплохими, а вот за ДСП очков они набрали мало — ведь их маршрут включал всего 2 трассы III категории. Сумма трех лучших экипажей — это 40+43+38=121 очко, в итоге — 4-е командное место.
Команда Москвы (капитан — ввтор этих строк) состояло из спортсменов трех водно-моторных клубов («Меридиан», «Фрвгат», «Десант») и автозаводе имени Ленинского комсомола. Мы так спланировали маршрут, чтобы пройти 3 трассы 111 и 1 трассу 11 категории, плюс к тому — заработали 15 очков за опережение графика на трех трассах, однако были жестоко наказаны за несвоевременную подачу отчетных документов по ДСП в судейскую коллегию: вообще не получили командного зачета. Это обидно вдвойне, поскольку с суммой 218 очков мы могли бы претендовать на первое место. Думаю, этот урок пойдет на пользу не только нам...
К сожалению, сдала свои боевые позиции одна из лучших команд «Звездного-77» — команда Львова. Сложилось впечатление, что руководители областной федерации ВМС просто не сумели поднять в течение одного сезона и проведение своего марафона «Львовская весна-78» и настоящую подготовку к участию в «Звездном-78». А ведь потенциал львовян очень велик — это всем известно. В Волгоград пришли только два экипажа — К. Обары и Ю. Емца, к тому же один из них зачета по ДСП не получил, а в гонках не участвовал.
Остается сожалеть также, что одна из лучших в нашей стране секций ДСП, работающая при спортклубе «Двигатель» г. Таллина, по причинам финансового порядка сумела выставить только один экипаж. М. Ефремову и Ю. Малышеву пришлось преодолеть, пожалуй, наибольшие сложности (4 трассы III категории), однако и они зачета не получили. Их «Прогресс-4» с двумя «Вихрями-М» стартовал из Ленинграда. На Рыбинском водохранилище им довелось в полной мере испытать его крутой нрав: из-за шторма и выхода из строя мотора таллинцы были вынуждены вернуться в Череповец и выбились из графика. После Казани они свернули вверх по Каме и прошли р. Вятку до Кирова, «набирая километры». Здесь мне удалось дважды встретить этот экипаж. Уверенные действия, хорошая подготовка, максимальная протяженность маршрута позволяли надеяться на успех в личном зачете, однако исключительно тяжелые метеоусловия на каскаде волжских водохранилищ все же подвели этот, безусловно, очень сильный экипаж: эстонцы на финиш опоздали.
Надо сказать, что большинство команд шло к Волгограду с Верхней Волги и лишь три — снизу, от Астрахани. И те, кто проходил Волгу сверху в период 17—21 июля, испытали на себе силу 4—8-балльного встречного ветра и волн Куйбышевского, Саратовского и Волгоградского водохранилищ. Из-за непогоды многие экипажи не могли финишировать в установленные сроки, ввиду чего судейская коллегия приняла решение перенести время финиша на сутки. И даже несмотря на это, опоздавшие были.
Не повезло и сильной команда г. Тольятти (три экипажа) во главе с к. м. с. Б. Самохваловым, составленной на базе местного «Куйбышев-фосфор». По реке Урал они спустились в Каспий и в тяжелейших морских условиях пробивались в дельту Волги. Думаю, что такой маршрут, интересный как чисто туристский, с познавательной точки зрения, в качестве спортивного — недопустим: слишком велика зависимость от изменчивого характера свирепого Каспия!
Команды Днепропетровска (два «Прогресса-2» с «Вихрями-30»; 3-е место) и Ровно («Прогресс» и «Крым» с «Вихрями-30»; 5-е место) поднимались по Днепру до Орши, а команда Кременчуга (две «Казанки» и «Крым» с «Вихрями»; 2-е место) — по Десне до Брянска. Потом следовала переброска сушей в Москву и Орел соответственно, и уже дальше — путь по Москва-реке и Оке, а затем по Волге.
Необходимо, к сожалению, отметить, что финиш в Волгограде был организован на низком уровне. Представители ГК ДОСААФ и местной федерации ВМС подошли к делу явно «без души» — совсем не так, как это сделали год назад радушные ленинградцы. Практически чуть пи не вся работа на финише «Звездного-78» оказалась переложенной на плечи москвичей — оргкомитета и судейской коллегии, возглавляемой А. М. Гарусовым.
Информация об изображении
Московский экипаж И. Марчук — П. Кострюков, занявший 3-е место в личном зачете
А вот скоростные кольцевые гонки были проведены иначе — на вполне нормальном уровне, четко, красочно, интересно. Объяснение простое: они были вписаны в программу зональных соревнований на первенство РСФСР, проводимых в те же дни в Волгограде! Гонки проводились на спортивной трассе, соответствующей международным стандартам — с одним буем на повороте. Показательно, что многие участники «звездного» стартовали на такой трассе впервые; отсюда — нечеткие старты, неуверенное прохождение поворотов. Однако уже во второй гонке новички чувствовали себя значительно спокойнее.
Московский экипаж И. Марчук — П. Кострюков, занявший 3-е место в личном зачете
По общему мнению, на местах нужно культивировать и скоростные соревнования судов народного потребления на кольцевой трассе, состязания в слаломе, ралли и т. п. Такая разносторонняя спортивная подготовка, безусловно, поможет при проведении и ДСП и обычных маршрутных гонок.
В классе Т-500 великолепно выступил представитель г. Куйбышева В. Хурсов на самодельной мотолодке «Кадет» (см. сборник №75): он на полкруга обошел занявшего официальное 1-е место И. Володина! Куйбышевцу, не имевшему зачета по «звездному», был вручен специальный приз за победу в гонках и еще один приз — за лучший результат на самодельной лодке. Попутно отмечу, что призом за конструкцию была отмечена также мотолодка «Радуга» (автор проекта Ю. А. Зимин), на которой пришел в Волгоград, увы, без зачета по ДСП, ленинградский семейный экипаж — С. и Л. Уткины.
Наиболее представительными были соревнования в классе Т-500: многие спортсмены отдали предпочтение относительно новому мощному мотору «Вихрь-30».
По сумме очков за ДСП и две гонки победителями стали команды Киева, Кременчуга и Днепропетровска, а в личном зачете экипажи: 1 — Е. Митрофанов и Н. Митрофанова (Киев); 2 — Ю. Окороков и А. Русак (Киев); 3 — И. Марчук и П. Кострюков (Москва).
Победителями по сумме двух скоростных гонок стали: в классе Т-350 — экипаж Ю. Окорокова; в Т-500 — И. Володин и Ю. Рябов (Уфа); в Т-700/1000 — И. Марчук и П. Кострюков (Москва).
Для участников «Звездного-78» была проведена автобусная экскурсия по памятным местам города и ряд других мероприятий. Спортсмены возложили венок у Вечного огня и на Мамаевом кургане.
Состоялась II Всесоюзная конференция водномоторников, занимающихся многодневными соревнованиями. Собравшиеся констатировали, что, несмотря на все трудности организационного порядка, «Звездный-78» прошел успешно, участники соревнований достойно пронесли флаги своих городов и обществ, проведена значительная работа по развитию массовости водно-моторного спорта, популяризации ДСП и состязаний на судах народного потребления.
В ходе обсуждения особое внимание было уделено новым нормативам по ДСП (см. №72). Безусловно, это важнейший на сегодня вопрос. По сути дела от его решения зависит все дальнейшее развитие ДСП и многодневных соревнований. Попытаюсь коротко выразить общее мнение участников конференции.
Прежде всего, существующие нормативы — слишком жесткие: об этом прямо свидетельствует общее число незачтенных трасс! Скажем, прохождение трассы III категории (1500 км) за 5 суток — задача трудновыполнимая, особенно, если таких трасс будет на маршруте две, три или даже четыре, как это необходимо для выполнения норматива мастера спорта. Успешное выполнение таких нормативов возможно только в исключительно благоприятных условиях и, как подтверждает, в частности, опыт проведения уже двух «звездных», зависит больше от везения, чем от квалификации участников.
В «Звездном-78» я шел на «Суперкосатке» с двумя «Нептунами-23», рассчитывая получить зачет по 4 трассам по 1500 км. На третьей трассе — осечка: уже давно будучи мастером спорта и имея соответствующий опыт, я в установленную 5-суточную норму не уложился. Да и никто из нашей команды эту норму не выполнил: в зачет нам вошли только 600 км (II категория)!
Надо прямо сказать, что подводят чаще всего даже не капризы погоды, а выходы из строя техники (иногда и заправка топливом). Только один из пяти наших экипажей (И. Марчука) практически не имел серьезных поломок моторов. У меня на одном из моторов развалился коленвал из-за усика стопорного кольца поршневого пальца. Нелепо, но... Блестящее знание матчасти «Вихрей» показали П. Максимов и А. Легкий: их золотые руки позволяли выполнять сложнейший ремонт в полевых условиях, а то и в ночное время — за счет отдыха. В ряде случаев решало дело просто наличие либо отсутствие тех или иных запчастей.
Удачно прошли 6000 км только киевляне. Но, во-первых, все их экипажи без исключения состояли из мастеров спорта, а во-вторых, сопряжено это было с таким напряжением, которое прямо ставит под угрозу здоровье людей. В 1977 г. один экипаж таллинского «Двигателя» с большими трудностями прошел 6000 км и уложился в нормативы, но после этого один из спортсменов был надолго отстранен врачом от всяких занятий спортом.
Одним словом, эти нормативы необходимо менять.
Нормативы совершенно игнорируют возможность привлечения к ДСП водномоторников, плавающих на водоизмещающих судах. Нельзя же требовать, чтобы судно, имеющее скорость 12 км/ч, выполняло тот же норматив, идя «полным вперед» 27 часов в сутки.
Введение в нормативы скоростных гонок большинство участников конференции одобрило.
В настоящее время прорабатывается проект новых разрядных норм на 1981—1984 гг. Пользуясь случаем, прошу всех водномоторников и заинтересованные организации направлять в ФВМС СССР свои замечания и предложения.
Говорилось на конференции и о совершенствовании программы «звездных» соревнований. Одно из предложений мне представляется очень интересным. Спортсмены проходят в установленном порядке трассы с выполнением определенных нормативов и собираются в каком-то промежуточном пункте, откуда дается общий старт многоэтапной маршрутной гонке на 600 ипи 1500 км с раздельными финишами, скажем, через 300 км (как это делается, например, на «Львовской весне»). Зачет осуществляется по сумме времени, затраченного на прохождение этапов. Все экипажи окажутся в равных условиях — не будет так, что кому-то повезло с погодой, а кому-то не повезло, соревнования будут более динамичными и зрелищными, возрастет их спортивный уровень и агитационное значение.
«Звездный-79» будет проходить в рамках прошлогоднего Положения. Центром «звезды» с финишем 27 июля будет г. Тольятти.