Гонки на разборных туристских судах под парусами уже переросли узкие рамки состязаний по технике водного туризма, стали одним из действенных средств пропаганды паруса, одним из массовых прикладных видов парусного спорта.
Кавголовская встреча и Осенняя регата, на которых разыгрываются в общей сложности три приза редакции, уже заслужили репутацию наиболее представительных всесоюзных встреч туристов-парусников. Вот и сейчас, 26—27 августа 1978 г. на Парусный Берег Московского моря приехало 100 экипажей.
Это, пожалуй, единственный вид состязаний, когда суда, на которых предстоит соревноваться, привозятся в рюкзаках. Сначала на берегу возникают палатки, затем появляются байдарки и швертботы, и вот уже на ста мачтах полощутся паруса. На торжественном построении перекличка: Москва, Ленинград, Мурманск, Калинин, Львов, Калининград, Вильнюс, Калуга, Старая Русса... Из 14 городов трех республик съехались сюда туристы, чтобы участвовать в общесоюзном слете-соревновании.
Туристы, плавающие на разборных швертботах (классы 8,5 м2, 6,4 м2 и «Мева»-мопотип), оспаривали переходящий командный приз сборника в четвертый раз. Приз «КиЯ» для разборных туристских многокорпусников во второй раз разыгрывали команды, выступающие на байдарочных тримаранах (классы 4,5 м2 и 7 м2). Соревновались только в личном зачете экипажи, совершающие походы на катамаранах и байдарках «со вспомогательными парусами» (напомним, это как правило, байдарки без вынесенных поплавков и с менее совершенными парусами площадью до 4,5 м2; в этом классе разрешено работать веслами при ходе против ветра).
Хорошая солнечная погода, отличный ветер, временами усиливавшийся до 10 м/с, крупная волна и большое количество гонок, в том числе и Гонка Дружбы, на которой разыгрывались три приза за абсолютную скорость, позволили участникам не только хорошо отдохнуть на природе, но и вволю погоняться. Пожалуй, самое памятное впечатление этих двух дней регаты — шипенье воды, разрезаемой множеством форштевней. Люди самых разных профессий, с богатым жизненным опытом и явно без опыта — школьного возраста — смогли почувствовать себя членами одной семьи неунывающих парусников, которые всякой книжной романтике предпочитают настоящие паруса, скроенные своими руками, реальные встречи с волной и ветром родных водохранилищ.
На сегодня байдарка под парусом — самый доступный путь в капитаны. Доступный повсеместно и каждой семье, даже если нет поблизости яхт-клуба с его тренерами. Нет проблем ни с выбором маршрута, ни с судном — в любом магазине за 128 рублей! Нет проблем и с экипажем: он обычно оказывается сам собой укомплектованным, пока зимними вечерами сообща шьется парус и готовится мачта. Не случайно же на всех московских регатах преобладают семейные экипажи!
Разыгрывался уже и специальный приз — Лучшему семейному экипажу: его завоевали москвичи Филипповы. Завоевали в честной борьбе и дружным напором — глава семьи приехал на гонки с женой и двумя сыновьями. Кстати сказать, судьям было нелегко назвать победителя в этом конкурсе. «По пятам» за Филипповыми шли ленинградцы Пивоваровы; даже число очков, набранных в трех зачетных гонках из четырех, было одинаковым. Принятое решение удовлетворило всех: Лене Пивоваровой вручили особый приз — Лучшей женщине регаты!
Специфическая обстановка: очень много детей — была и в лагере, и на берегу, и в лодках. Дети быстро осваивают все премудрости морского дела. Они уже имеют свой Приз: на этот раз он был вручен 12-летнему Игорю Чегодаеву — лучшему молодому матросу регаты, выступавшему со своими родителями на «Ме-ве». По общему убеждению всех капитанов, эта возможность с малых лет подключать ребят к общесемейному увлечению представляет один из неоценимых плюсов парусного туризма: на «Меве» или байдарке под парусом дети никогда не чувствуют себя безработными пассажирами!
Осенняя регата — это не только спортивная борьба гонщиков, но в не меньшей степени — соревнование конструкторов, парусных мастеров, строителей. Все классы, кроме «Мевы»-монотипа, свободные. Чтобы победить, надо грамотно спроектировать вооружение, сделать его, настроить — освоить технику управления. Регата дает объективную оценку. Для новинки — это самый быстрый путь получить общественное признание, но бывает и так, что даже авторитетные специалисты без лишних споров убеждаются в бесперспективности своих изобретений.
Но все-таки гонки — это прежде всего спорт. Имеют значение и обидные ошибки на старте, и волна, не вовремя вкатившаяся в кокпит, неожиданные заходы ветра, сводящие на нет с великим трудом достигнутое преимущество. Но бывают ведь и «своевременные» шквалы, с буруном выносящие судно за финишный створ! На дистанции каждый находил противника по силам; Даже дебютанты, до того далекие от спорта, почувствовав вкус борьбы, начинали гоняться не менее увлеченно, чем лидеры, имеющие виды на призовые места.
Рассказ о гонках стоит начать с самой убедительной победы регаты: М. Г. и А. Г. Власенко, единственные из всех ста экипажей, ухитрились не проиграть ни одной гонки и «досрочно» стали победителями в классе «Мева»-монотип. Михаил Власенко, один из самых опытных московских туристов, имеющий за плечами много серьезных парусных походов, продемонстрировал и лучшую гоночную технику. (Кстати сказать, теперь в яхт-клубах опыт плавания на «Мевах» и парусных байдарках считается отличной рекомендацией.)
Пожалуй, самой острой была конкуренция в классе швертбот-6,4, где разрешались и любые усовершенствования «Мевы», и выступления на корпусах других марок. Перед последней гонкой капитанов, в которую шли одни рулевые, сразу три экипажа с равными шансами претендовали на победу.
Борьба в классе швертбот-8,5 вылилась в знакомую по предыдущему году дуэль между москвичами A. Б. Татариновым, выступавшим на отличном французском швертботе типа «Стабилер», и Ю. Г. Ивановым, который вместе с дочерью шел на «Меве» с увеличенной парусностью. И здесь судьба первого места решилась только в гонке капитанов.
Главный приз «КиЯ» для разборных швертботов завоевала московская команда «Поток» (рулевые: B. П. Филиппов, Ю. Г. Иванов и М. Е. Швец). Плотность результатов была такой, что занявшая 2-е место команда «Бриз» (М. Г. Власенко, В. И. Байбаков, В. Н. Латонов) — обладатель приза в 1977 г. — имела то же количество очков.
Приз самому быстрому швертботу регаты, учрежденный Спортклубом строителей, завоевал уже неоднократно упоминавшийся экипаж Филипповых; показательно, что в Гонке Дружбы он обошел и все швертботы с увеличенной парусностью.
Польская «Мева» остается самой популярной «яхтой» регаты — 46 вымпелов. Мало о каком судне сказано столь много добрых слов! Доставив ее на берег и потратив часа два на сборку, можно смело садиться за руль и выходить даже в свое самое первое парусное плавание: «Мева» очень терпима к ошибкам начинающих рулевых, а при грамотном управлении способна выдерживать и свежий морской ветер. Но «Мева» снята с производства.
Туристы-парусники давно уже ставят вопрос о необходимости выпуска подобных отечественных швертботов. ЦС по туризму и экскурсиям определяет потребность в них (грузоподъемность как у «Мевы» — 280 кг, вес до 60 кг) цифрой порядка 3—5 тыс. ежегодно! Меньший, но тоже устойчивый спрос наверняка будут иметь и более тяжелые семейные крейсера типа «Стабилера».
«Чтобы ходить — надо иметь на чем ходить». Именно так рассуждали москвичи В. В. и В. В. Жарниковы; убедившись, что в магазинах «Мев» давно нет, они построили в тех же размерениях самодельную яхточку с оболочкой из прорезиненной ткани. Проект довольно сырой: мала прочность, невысоки лавиро-вочные качества, но, учитывая простоту конструкции и малый вес судна (вдвое меньше, чем «Мевы»), техническая комиссия регаты сочла эту яхту одной из лучших самоделок сезона и наградила авторов Дипломом «КиЯ» III степени.
Очень сильный состав участников подобрался в классе тримаранов с парусностью до 7 м2 (22 байдарки): в числе рулевых были все победители предыдущих регат, по традиции конкуренцию москвичам составили ленинградцы. Хорошо отлаженное вооружение, большая остойчивость байдарок и высокая квалификация экипажей позволяли, несмотря на свежую погоду, до предела форсировать паруса, гоняться на самых высоких скоростях. Как всегда в таких случаях, борьба получилась очень острой, требующей серьезного напряжения.
Первым «споткнулся» экипаж «М-171»: москвичи К. П. Алексеев и В. Н. Успенский, совершив фальстарт, не услышали отзыва, ушли на дистанцию и финишировали победителями , но... результат, естественно, засчитан не был (в дальнейшем они выступали менее уверенно). Еще больше не повезло B. Б. Кузнецову, имевшему отличные дакроновые паруса: он приехал на регату с незажившей после операции рукой и был вынужден сойти с дистанции; его матросы С. Звонков и В. Колесов в отличном стиле выиграли две гонки и смогли занять общее 3-е место.
На 2-е место вышли ленинградцы — Н. Ю. Иванов с сыном. Отличительной особенностью их тримарана было широкое использование подручных материалов. Так, уишбоны грота были сделаны на месте из веток ольхи. Этому экипажу, впервые выступавшему на Осенней регате, вручен памятный Приз лучшему экипажу-дебютанту.
Победителями стали москвичи C. Н. Козлов и С. П. Каплунов; они же были лучшими и в Гонке Дружбы, так что их «М-11» получил специальный Приз самому быстроходному тримарану, учрежденный Загорской парусной секцией. Особый интерес представляет силовая схема этого тримарана, который можно было видеть и в июне в Кавголово (см. сборник №75): все вооружение смонтировано на мощной А-образной раме, за вершину которой крепится штаг. Байдарка оказывается просто подвешенной к раме, становятся ненужными все хитроумные устройства для повышения прочности корпуса на скручивание и изгиб. Обитаемость не пострадала, а появившаяся возможность сильно набивать штаг позволила повысить эффективность стакселя. Эта схема вооружения тримарана оказалась самой рациональной с точки зрения простоты изготовления, веса, надежности. Ее авторы В. М. Перегудов и С. Н. Козлов награждены Дипломом II степени.
На байдарке С. Н. Козлова (и на некоторых других) применялась другая новинка: под кильсон — килевую ферму — укладывалась длинная несильно надутая воздушная емкость довольно большого диаметра. С ее помощью натягивалась оболочка, облагораживались обводы корпуса в нижней части, исключалась возможность протирания оболочки на каркасе. На некоторых байдарках появились надувные фальшборты по периметру кокпита или по краю деки в носовой части лодки.
Большое прикладное значение имели соревнования тримаранов с площадью парусности 4,5 м2 (14 заявленных судов). С каждым годом они пользуются все большей популярностью. Легкие, не перегруженные парусами, эти байдарки являются одним из самых перспективных вариантов массового разборного туристского парусника. Выносные поплавки делают обычную байдарку безопасным «всепогодным» судном, хорошо приспособленным для путешествий.
Сначала в этом классе гонялись на самых легких байдарках типа «Колибри», но появление вооружения «Стриж», которое отлично работает при шквалистом ветре и обеспечивает уверенную лавировку при малой площади, позволило ставить такие паруса и на «Салюты» (на регате они составляли половину судов). Продольных балок в конструкции моста тримаранов «младшего» класса нет, достаточно прочности самого корпуса байдарки. Более того, в походных условиях в слабый ветер 4,5-метровый грот часто дополняют легким стакселем.
На байдарке Н. И. Пушкина, дважды финишировавшего первым, опробовалось оригинальное вооружение с «парусом повышенной жесткости» (в принципе — двойной бермудский парус с отдельно управляемыми гиками). Пока это вооружение не отработано, автор обещает к следующей осени довести его, сделав более эффективным на острых курсах.
На дистанции успех сопутствовал старожилам класса — семейным московским экипажам Пушкиных и Рябининых. В их спор за победу смогли вмешаться лишь Ю. И. Цыганов и А. Ф. Буткевич из Загорска, выигравшие на своем «Салюте» одну гонку. Московская команда «Оптимист» (рулевые Н. И. Пушкин, В. А.. Рябинин и С. Б. Толматский) стала обладателем , Приза «КиЯ» для разборных многокорпусников.
В классе разборных катамаранов выступило 7 экипажей. Кроме «обычных» двухкорпусных судов с надувными цилиндрическими поплавками здесь можно было видеть разборный вариант «Торнадо» с оболочкой из прорезиненной ткани, катамаран из двух байдарок и катамаран конструкции Н. Ф. Кулакова с секционными стеклопластиковыми поплавками (он имел приятный внешний вид и неплохо ходил, но его громоздкость в собранном виде и довольно большой вес — 80 кг — не позволяют назвать это направление перспективным).
Два скоростных катамарана конструкции В. И. Дзюбы и А. В. Буханова по сравнению с 1977 г. были существенно модернизированы. На первом появились новые поплавки с наружным покрытием из пленки, снизившим сопротивление трения. Носовым оконечностям был придан необычный обратный подрез (длина по «палубе» меньше, чем по килю); по мнению автора, это значительно улучшило форму ватерлинии в носу. Во всяком случае дружно предсказываемого оппонентами зарывания поплавков в волну и переворотов отмечено не было. Размерения этого катамарана: длина — 5,3 м, ширина — 2,0 м при диаметре поплавков 0,4 м.
На «Торнадо» А. В. Буханова появилось новое расчетное вооружение: грот — типа «Стриж-12 м2» и стаксель — 5 м2. На дистанции более мощное судно Бухановых (они выступали семейным экипажем) имело явное преимущество на прямых участках, однако опыт В. И. Дзюбы и его постоянного матроса А. В. Смольянинова позволил им выиграть три гонки из четырех. Во время острой схватки за звание самого быстроходного судна регаты во время Гонки Дружбы А. В. Буханов, идя в одиночку, удачно взял старт и оторвался от соперников, но этого ему показалось мало: используя шквалики, он поставил свой 85-килограммовый «Торнадо» на один поплавок и стал наращивать отрыв, но... треск переломившегося шверта положил конец его надеждам на реванш. Первыми обладателями «Яхты с золотыми парусами» — одного из самых почетных призов регаты стали В. И. Дзюба и А. В. Смольянинов. Автор проекта был награжден Дипломом сборника: жюри особо отметило отличную транспортабельность судна — в собранном виде оно занимает не больше места, чем «Салют» без вооружения.
Давно ли — в 1974 г. — еще считался хорошим ходоком «Нептун» со штатным вооружением. Да и не просто считался, а еще занимал призовые 3-и места. Теперь же грот «Нептуна» используется лишь как вспомогательный парус на полных курсах. Общесоюзные соревнования дали создателям парусной техники возможность регулярно обмениваться опытом, испытывать свои суда в сравнении, сообща отметая тупиковые пути. Творчество стало носить коллективный характер.
Уже можно считать отработанной конструкцию легкого вооружения тримарана с парусностью 4,5 м2. Если бы промышленность наладила его выпуск для серийных байдарок, новые тысячи людей получили бы возможность приобщиться к парусу.
Ведется работа и по поиску новых типов судов, приспособленных для парусного туризма, но в то же время более простых по конструкции и менее трудоемких, чем «Мевы». Прошли испытания первые легкие катамараны, на которых можно ходить экипажем до трех человек под парусами (6 м2) и на веслах. Они превосходят байдарки и «Мевы» по мореходности, удобству транспортировки (вес не превышает 42 кг). Мы рассчитываем, что на следующей регате эти суда выступят отдельным классом.
Сборные команды разыграли и самый «старый» приз регаты — Кубок городов. Он вручен команде Москвы, в активе которой победы в классах: «Мева»-монотип, швертбот-6,4, тримаран-7, катамаран. На 2-м месте — команда Ленинграда. Ее лучший экипаж — С. А. и Н. А. Перовские — стал победителем в классе байдарок со вспомогательным парусом. На 3-м месте — команда г. Калининграда Московской области; ей же вручен памятный Приз лучшей команде-дебютанту регаты.
Несколько слов стоит сказать об организации соревнований. Теперь, когда число судов уже дошло до сотни, это далеко не простое дело! Судейская коллегия (Н. П. Метан, Д. Н. Давиденко, Н. И. Боркун) сумела обеспечить необходимую четкость. Большую помощь ей оказали помощники: Гонку Дружбы, например, судил член Центральной водной комиссии О. А. Минаев из Загорска. Начальником спасательной службы был старший инженер НТИ В. Е. Самостроенко: спасать, кстати сказать, никого не пришлось — единственный оверкиль произошел у берега среди судов зрителей.
По общему мнению полностью оправдался главный девиз регаты — Пусть победит Дружба! Участники увозили с Парусного Берега хорошее настроение, впечатления об очень интересных гонках, эскизы, а то и чертежи, полученные у авторов тех или иных новинок, адреса новых друзей.
Мне поручено, в заключение, сообщить: Осенняя регата-79 состоится на том же месте 25 и 26 августа.
IV соревнования на разборных туристских швертботах на приз «Катеров и яхт»
Личный зачет. Швертбот-6,4 м2: 1 — рулевой В. Филиппов, М-ва (места по гонкам — 4, 1, н/ф, 1), очки — 4; 2 — В. Пивоваров, Л-д (3, 2 ,1, 2), 4; 3 — В. Латонов, М-ва (1, 3, 3, 5), 6. Швертбот-8,5 м2: 1 — А. Татаринов, М-ва (2, 3, 1, 1), 2; 2 — Ю. Иванов, М-ва (1, 1, 3, 2), 2; 3 — А. Королев, Обнинск (4, 5, 2, 3), 9. «Мева»-монотип: 1 — М. Власенко, М-ва (1, 1, 1, н/с), 0; 2 — В. Байбаков, М-ва (2, 2, н/ф, 3), 7; 3 — А. Розанов, Калининград Моск. обл. (3, 6, 7, 1), 10.
Командный зачет: 1 — «Поток» (Москва); 2 — «Бриз» (Москва); а — «Фотон» (Ленинград).
II соревнования на разборных «многокорпусных» туристских судах на приз «Катеров и яхт»
Личный зачет. Тримаран-7 м2: 1 —С. Козлов, М-ва (1, 2, 1, 2), 2; 2 — Н. Иванов, Л-д (2, 3, 2, 4), 7; 3 — В. Кузнецов, М-ва (н/с, 1, 9, 1), 9. Тримаран-4,5 м2: 1 — Н. Пушкин, М-ва (1, 3, 1, 5), 3; 2 — В. Рябинин, М-ва (3, 1, 4, 3), 6; 3 — Ю. Цыганов, Загорск (5, 4, 3, 1), 7. Катамаран: 1 — В. Дзюба, М-ва (2, 1, 1, 1), 0; 2 — А. Буханов, Химки (1, 2, 2, 2), 4; 3 — В. Мордашов, г. Калинин (3, 3, 3, н/ф), 9. Парусно-гребная байдарка: 1 — С. Перовский, Л-д (2, 1, 2, 1), 2; 2 — Ю. К ужель, М-ва (1, 2, 1, 2), 2; 3 — Б. Баранов, г. Калинин (3, 4, 3, 3), 9.
Командный зачет: 1 — «Оптимист» (Москва); 2 — «Строитель»; 3 — вторая команда Ленингр. клуба туристов.