Пять лет назад в Эстонии была создана Федерация водно-моторных ралли (см. сборник №59). Теперь в республике ежегодно проводятся эти увлекательные соревнования, причем среди эстонских спортсменов интерес к ним год от года повышается.
В августе 1978 г. автор этой статьи и О. Н. Ридин — представитель Федерации водно-моторного спорта г. Львова, по приглашению эстонцев присутствовали на одном из этапов соревнований на Кубок Эстонии по водно-моторному ралли. По нашему мнению, надо дать высокую оценку организации в Эстонии этого молодого в нашей стране вида спорта.
Соревнования были организованы и проведены таллинским спортклубом «Двигатель», поэтому один из этапов и получил название — «Таллин-78». Судейская коллегия, возглавляемая Эне Кууском, работала четко и оперативно. Много сил и энергии приложили для успешного проведения ралли м. с. Ю. А. Ефремов и главный секретарь соревнований Л. Тальвет.
В водно-моторных ралли приняли участие 18 экипажей из четырех городов, причем Таллин выставил три команды (в одну команду вошли спортсмены спортивного клуба «Двигатель», в две другие — водномоторники г. Харью).
Большой интерес представила программа однодневных соревнований. Именно с ней мы и познакомились.
Общая протяженность дистанции составила 310 км, из них 260 км отводилось на собственно ралли группы II. Участники соревнований прошли по рекам Нарове, Плюссе, Втрое и Черной, затем по Нарвскому водохранилищу и Чудскому озеру. После окончания ралли и дозаправки ГСМ, на которую отводилось не более одного часа, состоялась 50-километровая скоростная маршрутная гонка по Чудскому озеру. Пройденный всеми участниками маршрут шел в зачет как ДСП 1-й категории сложности.
Такая интересная форма соревнований вносит элемент новизны, участники стремятся повысить свою спортивную квалификацию в ралли, ДСП, скоростных гонках. Программа этих соревнований несколько напоминает марафон «Львовская весна» (см. сборник №76), однако у львовян трасса значительно большей протяженности — 1500 км, что стимулирует рост спортсменов высших разрядов.
Мотолодки эстонских экипажей ярко раскрашены, хорошо заметна их принадлежность к этому виду спорта и городу, снабжены необходимой аппаратурой и приборами: тахометрами, спидометрами различных конструкций, компасами и т. д. Участники хорошо экипированы и опрятны.
Первое место в ралли заняла команда г. Йыгева, в личном зачете победил экипаж X. Вассила также из Йыгева. В скоростных гонках абсолютным победителем стал экипаж спортивного клуба «Двигатель» — участники «Звездных» походов 1977 и 1978 гг. в Ленинград и Волгоград, к. м. с. по ДСП М. Ефремов и Ю. Малышев.
Хотелось бы высказать следующие пожелания. Федерация ралли находится под эгидой ОСВОДа, который, на мой взгляд, очень далек от целей и задач этого вида спорта. Несомненно, соревнования по водно-моторному ралли необходимо передать в Федерацию водно-моторного спорта Эстонии, т. е. в ДОСААФ, узаконить их в Федерации, включить в календарь соревнований. Ралли являются составной частью водно-моторного спорта и воспитывают в спортсменах мастерство, смелость, силу воли.
Очевидно, целесообразно пересмотреть календарь соревнований по ралли, чтобы сократилось их количество, но сделать соревнования трех — шестидневными. Это, бесспорно, повысит эффективность их проведения: увеличится количество участников, потому что им реже придется отрываться от основной работы, сократятся время и затраты на частые переезды внутри республики.
В настоящее время эстонцами накоплен большой опыт проведения соревнований по водно-моторному ралли в республике. Среди участников ралли достигнуты хорошие успехи. Только за 1977 г. выполнили разрядные нормативы 73 спортсмена, в том числе I-го разряда — 3 человека, II-го — 38, III-го — 32. Большая и плодотворная работа проводится по подготовке судей.
Остается только сожалеть, что спортсмены, выполнившие 1-й разряд, перспектив дальнейшего роста не имеют.
Возникает парадоксальная ситуация: есть Федерация ралли, есть прекрасная организация, есть судьи, спортсмены, но этот вид спорта не признан в Федерации водно-моторного спорта Эстонии, а также на всесоюзной арене. Из-за этого прекращается рост мастерства, спортсмены-разрядники уходят, приток молодежи приостанавливается.