Парусный флот из 42 яхт был разделен на четыре стартовые группы. В первую вошли 13 яхт с гоночным баллом IOR выше 9,78 м; во вторую — 12 яхт типа Л6, независимо от величины гоночного балла; в третью — 12 яхт с баллом 7,50—8,38 м, а также суда типа «Таурус» независимо от величины гоночного балла; в четвертую — 5 «полутонников» типа «Картер-30».
Перед гонками много споров возникло по поводу обмера яхты «Дружба» (типа «Таурус») с баллом 9,78, искусственно увеличенным до минимального значения первой группы. В первую гонку «Дружба» пошла вместе с яхтами первой группы и в господствующий слабый ветер показала явное преимущество перед более тяжелыми «Арктурусом» и «Опалом»; однако после заявлений капитанов первой группы «Дружбу» все-таки перевели в третью группу, но здесь ее экипаж практически уже не имел реальных шансов на успех.
Гонка началась хорошо: было тепло, ветер не превышал 2 баллов, яхты несли полные паруса. Ночь до Тарханкута все суда шли одним галсом. Здесь весь флот, попав в полосу штиля, сгруппировался. Потом это же произошло у мыса Айя, еще позднее «эстафету принял» мыс Ай-Тодор и далее на Кавказе — Идокопас.
Мысы не раз оказывали гонщикам добрую услугу. В непогоду укрывали яхты от ветра и сильных волн. В штиль некоторые капитаны пытались здесь найти береговые бризы, в то время как другие в поисках ветра прокладывали курс в море. Конечный результат выбора этих двух вариантов трудно было предугадать: наш «Энастрос» то прижимался к берегу, то уходил далеко в море, но оторваться от соперников так и не удалось.
В общем гонка была интересной. Особенно запомнился финиш в Новороссийске. Под мысом Дооб — ночь, штиль. Финиш рядом. Видны силуэты первых финиширующих яхт. А мы еще идем. Обстановка на море у нас меняется с быстротой калейдоскопа: 5 баллов — 5 минут, штиль — 20 минут, потом бейдевинд, фордевинд, бакштаг — и все повторяется.
После финиша половины яхт неожиданно вблизи Суджукской косы ночное небо осветили красные ракеты, три серии по три в течение часа — двух. В прожекторном луче, режущем тьму, стали видны яхты без парусов и с парусами: одни на мели, другие выгребают против ветра, у третьей сломана мачта. Просят помощи. Четвертая яхта, кажется, стремится помочь, но сама идет явно опасным курсом. Выручил всех портовый буксир, утром последнюю яхту он оттащил в порт под свист окрепшего норд-оста.
Нас норд-ост «прихватил» у самого входа в Новороссийскую бухту. Направление ветра было неустойчиво, сила в порывах изменялась от 0 до 8—10 баллов. При одном таком порыве яхта получила крен до заливания кокпита на левый борт и тут же, с внезапным заходом ветра, легла на правый...
А от яхты под названием «Слава» не было известий двое суток. На третьи она зашла в порт Ялта.
Победители соревнований на Кубок Черного моря
Результаты гонок по группам
I группа: 1. «Содружество», капитан А. Никитин, Одесса (места в гонках 1, 1, 1); 2. «Арктурус», В. Сигало, Одесса (2, 2, 4); 3. «А. Грин», В. Фарварщук, Одесса (3, 3, 6).
II группа: 1. «Дункан», С. Ященко, Николаев (1, 1, 4); 2. «Диана», В. Проскуряков, Саратов (3, 5, 1); 3. «Вега», А. Коваленко, Одесса (5, 2, 2).
III группа: 1. «Гриф», Ю. Казаков, Одесса (2, 1, 2); 2. «Барс», А. Панна, Одесса (1, 4, 1); 3. «Дюк», Ю. Спектр, Одесса (3, 3, 3).
IV группа: 1. «Заря», Р. Новодережкин, Москва (1, 1, 1); 2. «Садко», Г. Иттер, Одесса (2, 2, 4); 3. «Одиссей», В. Савельев, Днепропетровск (3, 3, 4).