И вот 2 июля — День работников морского и речного флота, день начала парусного марафона. Позади хлопоты и формальности, капитаны выводят яхты к старому форту Обручев на старт первого этапа Ленинград — Таллин с огибанием маяка Хельсинки.
Гонка начинается при крепком весте. В 18.30 ее открывают самые большие яхты. И хотя число судов в этой первой стартовой группе возросло по сравнению с предыдущими соревнованиями незначительно, она предстала обновленной. Вместе с «Лиетувой» — призером 1977 г. стартуют два новых «Конрада-54», представляющих Латвию: это «Спарта» и «Вилис Лацис». Еще одним новичком на дистанции стал ленинградский «Конрад-45», названный «Отрадой».
Проходит 10 минут, и следом за первой группой в море уходит вторая. Решением оргкомитета в нее наряду с судами отечественной постройки включены три яхты типа «Драко», построенные в ПНР: «Меридианас» и «Старс» из Прибалтики и ленинградская «Эра».
Изменился состав участников и в остальных стартовых группах, несколько изменилось и само деление на группы. А в общем нынешний марафон по количеству экипажей не уступал прошлогоднему, хотя на этот раз в нем и не выступали зарубежные гости. Всего же гонки на Кубок Балтики-78 собрали 97 яхт: около 700 яхтсменов из 17 городов страны.
Еще совсем светло, а лавировка уже разбросала яхты чуть ли не по всему Финскому заливу. К судам первой группы стали подтягиваться наиболее ходкие «шестерки», «Таурусы» и «Драко».
Выигрышной оказалась позиция тех яхт, которые отказались от поиска ветра под берегами и лавировали близко к оси генерального курса. Правда, до самой ночи нельзя было утверждать, что эта тактика окажется предпочтительной, однако именно эти яхты с хорошим ветром первыми добрались до Гогланда, потом до маяка Вайнддо, а от него сумели одним галсом выйти на маяк Хельсинки. Повезло им с ветром и в пути на Аэгну, от которой оставалось преодолеть лишь короткий последний участок дистанции. Эти яхты благополучно финишировали у входа в Пириту, что дало судьям основание начать отсчет контрольного времени в нескольких группах. А вот те, кто искал ветер под берегами, теперь вынуждены были с горечью принимать сообщения о том, что они не укладываются в жесткие рамки контрольного времени.
Кто- же отличился на первом этапе? В первой группе победила рижская «Спарта», во второй — «Старс». Из «Таурусов» лучше всех прошла дистанцию «Грация». Ленинградская «Фортуна» была лучшей в четвертой группе, «полутонник» «Норд» — в пятой. Среди катамаранов на финише этапа отличилась «Вента».
5 июля участники гонки пришли на стройку Парусного центра Олимпийской регаты-80, чтобы внести свой вклад в его сооружение. Это было в среду. Но работали яхтсмены как в дни всенародных субботников и воскресников — споро, с огоньком. Строители высоко оценили их работу.
Генеральный курс следующего этапа для всех яхт, за исключением «нолутонников», пролегал от Таллина на Клайпеду через маяк Бугшер, который предстояло обогнуть левым бортом. Малые яхты на этом этапе шли по сокращенной дистанции.
6 июля экипажи поочередно выводили яхты на рейд за дамбами Пириты и вставали на якоря. Небо над Таллинским заливом не настраивало на оптимистический лад: низко клубились тяжелые тучи, морось то и дело сменялась грозовыми ливнями, ветер заходил от разных румбов.
Право решать — быть или не быть в такой ситуации старту, как всегда, принадлежало судьям. И они не стали откладывать начало гонки. Думается, что судьи поступили правильно. Крейсерские яхты открытого моря не пасуют перед любыми шквалами и штормами, если, конечно, их ведут опытные капитаны.
Первая группа уходила со старта под вечер при слабом попутном ветре. Однако рулевым приходилось не столько следить за спинакерами, сколько оглядываться на тучи по корме. И первый шквал, начавший серию яростных атак притихшего было ветра, не заставил себя ждать: он налетел раньше, чем приотставшие яхты первой группы пересекли стартовый рубеж. И ударил славно.
Видимо, с судейского судна было удобно наблюдать, кто из капитанов на что способен, кому лучше, а кому хуже удались маневры по встрече попутного шквала. Ну, а самим капитанам было не до созерцаний. Трещали снасти и паруса, свистело в вантах. Самые отчаянные парусов не убавляли. (Возможно, в их число попали и те, у кого под палубой был хороший запас мешков с добротным дакроном?) Упустившие момент, либо сработавшие «по-медвежьи», выбирали спинакеры из воды, а то и еще хуже — из-под корпусов. Было и так, что широкая панорама вспененного ветром моря с несущимися по его гребням яхтами внезапно открывалась иным рулевым через огромные дыры в парусах.
Информация об изображении
Яхта «Альбатрос» (Ленинград, Яхт-клуб БМП), занявшая II место в первой группе
Некоторым экипажам удалось мастерски использовать силу шквалов, их яхты умчались далеко к горизонту, навстречу наступающей ночи с ее новыми неожиданностями и испытаниями.
Яхта «Альбатрос» (Ленинград, Яхт-клуб БМП), занявшая II место в первой группе
За островом Найссар волна стала более длинной и пологой. Теперь яхты пошли в крутой бейдевинд, форсируя парусами. Однако сюда выбрались не все. Так, шедшие близко к калининградскому катамарану «Зеленый луч», вдруг потеряли его паруса из вида: катамаран «сложил» мачту! То же произошло и с многострадальной старой «Камой» из ленинградского «Труда»: ее мачту снесло ветром. Не смогла выйти в открытое море и «Ольга», представлявшая клуб Балтийского пароходства (тот самый «однотонник» «Ольга», который на VII гонках на первом же этапе потерял руль, топорно сработанный при постройке яхты на Таллинской судоверфи!). Теперь «Олща» вообще едва не утонула: обшивку сильно «повело» в результате больших нагрузок на продолжительной качке, корпус потек буквально по всем швам. Беспрестанно откачивая воду всеми доступными средствами, яхтсмены с трудом возвратились в Пириту. Отсюда в оргкомитет была направлена телеграмма: люди, мол, живы-здоровы, не волнуйтесь. Да, трагедии, к счастью, не случилось. Но очень плохо, что сегодня уже не предъявишь иск горе-корабелам, не построившим, а в полном смысле слова сляпавшим (за хорошие деньги) яхту со множеством дефектов! А стоило бы.
Как принято на море, аварийные суда не были оставлены на произвол судьбы. К потерявшим мачты, к бедствующей «Ольге» сразу же поспешили другие яхты. Сошла, например, с дистанции калининградская «Новелла», чтобы помочь «Зеленому лучу» вернуться в Таллин, «Енисей» взял под свою опеку «Каму». Только когда стало ясно, что все обойдется и люди вне опасности, пришедшие на выручку яхты продолжили путь на Клайпеду.
Несмотря на бурное начало, и второй этап кончился тем, что десятки яхт остались за чертой контрольного времени. Одни, отлично пройдя практически всю дистанцию, часами стояли на якорях в пределах видимости судейского судна: из-за мертвого штиля они оказались не в состоянии пересечь финишную линию. Другие долго ждали ветра еще на подходах к Бугшеру или сразу после его огибания. Даже «принцы» первой группы — «Арктурусы» получили «нули», поскольку и огромные паруса из легкого дакрона не смогли помочь им вовремя завершить гонку. Ну, а о «золушках», вроде «Мальвы» или «Невы», и вовсе говорить не приходится: где уж им, с их истрепанным временем лавсаном, угнаться за новейшими экстремальными яхтами! (Кстати, руководству ленинградского яхт-клуба «Труд» давно стоило бы содействовать переоснастке этих двух старых яхт, которые украшают гонку только благодаря энтузиазму экипажей. Новые паруса и модернизация способны вдохнуть вторую жизнь в эти прекрасные суда. Дело чести яхт-клуба изыскать для этого возможность!)
Кого же назвала победителями Клайпеда? Это «Спарта», «Меридианас», «Грация», «Сольвейг», «Аэгна» (выиграла по протесту у «Дикса») и катамаран «Янус».
Третий этап Клайпеда — Рига для всех участников без исключения пришлось проводить без выхода на маяк Эландс-Седра-Груид, как планировалось. Для этого уже просто не хватало времени!
На обоих первых этапах лишь немногим экипажам случалось нести спинакеры, отдыхая от бесконечной лавировки. Гонка же третьего этапа началась с хорошим ветром в бейдевинд без лавировки. В Ирбенском проливе удалось значительную часть пути проделать на полных курсах, хотя ветра было и маловато. После Колки долго держался зюйд-вест до 4 баллов, позволявший идти к цели в галфвинд и полный бейдевинд. Обошлось без дождей. Даже был один солнечный день! Шли яхты в близком соседстве, финишировали намного дружнее, чем прежде.
Подавляющее большинство участников прошло гонку без всяких помех. Правда, некоторые яхты весьма рискованно приближались к берегу и, бывало, даже касались грунта, однако в ситуацию с тяжелыми последствиями попала только ленинградская «Былина». Экипаж ее грубо просчитался: на ночном переходе яхта вылетела на прибрежные песчаные банки южнее Лиепаи и основательно застряла в зоне прибоя. Хорошо еще, что ветер от веста дул очень слабо и не было большой волны. Ни корпус яхты, ни люди в результате аварии не пострадали, но сниматься с мели пришлось около 12 часов. Благополучно завершить спасательную операцию помогли... автомобиль-амфибия и обычный грузовик, которые действовали в роли буксиров, используя рельеф берега.
В Риге победу праздновали яхтсмены «Альбатроса», «Старса», «Вирго», «Фортуны», «Норда» и «Венты». Однако лидерам по результатам трех прошедших этапов теперь предстояло завершить спор за призы в ходе четвертого короткого этапа — 30-мильной гонки в Рижском заливе.
Началась гонка в полдень 15 июля при ясном небе. Ветер от веста дул не. сильнее 4 баллов. Затем зашквалило от зюйд-веста, шквал принес ливень. Потом опять засияло солнце, а ветер снова отошел к весту. Все было в этой гонке, занявшей весь день: и лавировка, и полные курсы, и попутный ветер. И день этот стал последним гоночным днем восьмого розыгрыша Кубка Балтики.
Торжественное закрытие соревнований состоялось 16 июля в Рижском республиканском яхт-клубе.
Среди яхт-призеров особо хочется выделить «Альбатрос» из ленинградского клуба БМП ДСО «Водник». Экипаж этой яхты лишь на 0,3 очка отстал от победителя в первой группе — «Спарты» из рижского «Моряка». (И это при том, что на втором этапе «Альбатрос» не уложился в контрольное время!) Третье место в первой группе осталось за яхтсменами клуба БМП с яхты «Орион».
Блестяще выступила «Фортуна» (клуб «Молния», Ленинград). Экипажу этой яхты, выступавшей в самой многочисленной четвертой стартовой группе, удалось опередить целый ряд очень сильных соперников и завоевать Кубок Балтики.
В прошлом году все три первых места в группе «Таурусов» были заняты яхтами из Прибалтики. На этот раз лидером здесь стала ленинградская «Грация» (БМА, ДСО «Водник»). Занимая призовые места на всех четырех этапах, «Грация» завоевала рекордное число трофеев!
Команды яхты типа «Драко» умело использовали высокие ходовые качества судов и финишировали с большим отрывом от соперников по своей второй группе. Лишь «Эра» не смогла войти в первую тройку однотипных яхт и пропустила вперед одноклубников с яхты «Варяг».
Оргкомитет, судьи, администраторы внесли немаловажный вклад в проведение соревнования. Большой объем работы выпал, например, на долю мерителей, бригаду которых уже не первый год возглавляет В. Н. Леонов. Трудились они терпеливо, если требовалось, разъясняли капитанам тонкости обмера и правила оформления мерительных свидетельств. Не было серьезных претензий и к секретариату, который под руководством К. Б. Бобровой с прилежанием выполнял все свои многохлопотные обязанности. Высоко оценены и действия экипажа обеспечивающего судна «Верньер» (капитан К. С. Яновский): моряки четко обслуживали участников гонки.
На плечи малочисленной бригады судей легла огромная нагрузка. Яхты приходилось принимать на финишах сутками, судьи очень уставали. Мешало н то, что не все из них имели достаточно высокий опыт судейства столь ответственных соревнований. Думается, главному судье Ю. А. Киселеву необходимо учесть критические замечания своих помощников по комплектованию судейской бригады.
К сожалению, далеко не все критические замечания в адрес администрации клубов, высказанные в прошлогоднем обзоре, были учтены, И на этот раз клубы-хозяева проявили мало заботы о яхтеменах-гостях. Плохо работали или вовсе не действовали душевые и санузлы, катеров для связи судейского судна с берегом почти нигде не выделяли. Вне критики — Таллин, где все временные неудобства вполне объяснимы стройкой. Но клубы Ленинграда, Клайпеды и Риги могли и должны были обеспечить встречу участников на более высоком уровне. Видимо, оргкомитету следует ввести в практику вынесение объективной оценки деятельности клубной администрации, причастной к проведению марафона, найти способы поощрения отличившихся и наказания нерадивых.
Ну, а в общем Кубок Балтнкп-78 удался. Он войдет в летопись отечественного парусного спорта как первая большая гонка, основанная на доверии к капитанам. Впервые на яхтах не опечатывались двигатели, впервые за последние годы не было постоянного контроля в точках поворота —у маяков Хельсинки и Бугшер. И хотя не обошлось без высказываний сомнений и подозрений, ни одного официального протеста не было.
Критические замечания капитанов дают пищу для размышлений с целью совершенствования организационной структуры кубковых встреч. В центре внимания по-прежнему остаются вопросы контроля за выполнением всего комплекса требований обеспечения безопасности яхтсменов, оперативной радиосвязи, деления судов на гоночные группы. Многие из подобных вопросов не решить без участия самих яхтсменов, без их деятельной общей помощи оргкомитету словом и делом.