Гонки крейсерских яхт обычно не требуют больших затрат, провести их может любой яхт-клуб. Однако объективные результаты могут быть получены лишь при технически обоснованном подборе участвующих судов, их тщательном обмере, правильном делении на стартовые группы. Именно на решение этих вопросов, а также на необходимость обеспечения безопасности гонок нам и хотелось бы обратить внимание организаторов.
На старт VI Всесоюзных гонок на Кубок Онежского озера вышли 52 крейсерские яхты из Москвы, Ленинграда, Калинина, Чебоксар, Череповца, Жданова, Харькова, Ярославля и Петрозаводска.
Первую стартовую группу составили 29 яхт VI класса IOR; среди них преобладали суда, построенные в ПНР (22 яхты типов «Нефрит», «Конрад-24» и «Капелла»), Во второй группе, объединяющей яхты III, IV и V классов IOR, были представлены в основном суда класса Л6 и перестроенные «Драконы»; кроме того участвовали четыре «полутонника» «Картер-30» и один «Таурус».
Яхты разместились у причала морской школы ДОСААФ Петрозаводска. Бригада мерителей во главе с В. Артемовым быстро и четко организовала контрольный обмер яхт и проверку мерительных документов.
Дистанция цервой гонки располагалась в Петрозаводской губе и имела вид вытянутого треугольника. 4 августа, взяв старт при северо-восточном ветре 2—3 балла, яхты направились к Ивановскому островному бую. В первой группе лидерство сразу захватили «Конрады-24», причем они не уступили своего ведущего положении другим яхтам в течение всей гонки. К концу дня прошел 7-балльный шквал с грозой н дождем, но он не помешал всем яхтам благополучно финишировать. Наивысшая средняя скорость 5,66 уз была показана яхтой «Заря» (типа «Картер-30»), которой управлял Р. Новодережкин.
К сожалению, традиционную 123-мильную гонку по маршруту Петрозаводск — м-к Андома — м. Ял-губа пришлось отменить, так как задерживались суда обеспечения. 6 августа был дан старт 27-мильной гонке до м. Ялгуба. При юго-восточном ветре силой 4 балла яхты прошли Петрозаводскую губу и обогнули м-к Ивановский. К вечеру ветер ослабел, а в б. Ялгуба пропал окончательно; полтора десятка яхт заштилели на дистанции и не уложились в контрольное время.
В первой группе вновь победили яхты типа «Конрад-24», занявшие пять первых мест, а «полутонник» «Заря» по-прежнему лидировал среди яхт типа «Картер-30».
Старт наиболее протяженной 102-мильной третьей гонки был дан в жаркий полдень 7 августа при очень слабом попутном ветре. Яхты сразу же разделились на две основные группы. Одна из них пошла кратчайшим путем на м-к Брусно, другая — в поисках ветра приблизилась к южному берегу и, как оказалось впоследствии, на этом проиграла. К вечеру слабый ветер вовсе затих. Только к утру следующего дня пришел крепкий шквал, и яхты, обогнув судейское судно, пошли в лавировку на север по открытой части Онежского озера. К 18 часам задул устойчивый восточный ветер. Миновав о. Хед, суда вошли в Малое Онего и затем в Заонежский залив. 9 августа в 1 час ночи снова налетел шквал с грозой, заставший большинство участников на подходе к о. Сал. Лавируя в сложных условиях при ограниченной видимости, яхты на рассвете начали финишировать.
Старт следующей 95-мильной гонки был дан в 15.00 — всего через несколько часов после финиша последних яхт. Маршрут был проложен до м. Бесов Нос и оттуда обратно — к б. Войгуба на восточном берегу о-ва Большой Клименецкий. Постепенно ветер стал усиливаться, и к 23 часам его сила достигла 5—6 баллов. На рассвете 10 августа, когда яхты обогнули судейское судно у Бесова Носа, все крепчавший ветер развел волну высотой до 2,5 м, однако к 9 часам утра все яхты благополучно финишировали. В VI классе на первое место в этой гонке вышла яхта «Малахит» (типа «Нефрит»).
Заключительная пятая гонка также проходила в сложных условиях. В открытой части Онеги ветер силой 6—7 баллов разогнал волну, доходившую временами до 3 м. Яхты шли довольно плотной группой. К вечеру все суда обогнули судейское судно у м-ка Брусно и, поставив спинакера, стали 7-узловым ходом возвращаться в Петрозаводск. На входе в губу ветер достиг 7—8 баллов, яхты сильно рыскали на попутной волне. Некоторые суда шли к финишу под штормовыми парусами. К сожалению, финишный створ и судейское судно не были достаточно четко обозначены отличительными огнями; это привело к ошибкам нескольких яхт на финише.
Эту гонку, как и предыдущие, закончили первыми: в III, IV классах — «Икар», в V классе — «Борей», в группе яхт «Картер-30» — «Заря», в VI классе — «Укор». Все они и стали победителями «Кубка Онеги-77». В VI классе радует заслуженный успех экипажа яхты «Малахит» во главе с капитаном В. Кычкпным, который в упорной борьбе с «Конрадами-24», имевшими превосходство в ходовых качествах, сумел занять почетное 2-е место.
Участники соревнований отметили необходимость дальнейшего совершенствования организации этой регаты, с каждым годом привлекающей все большее число яхтсменов, и высказали ряд пожеланий в адрес организаторов — спорткомитетов СССР и Карельской АССР. Нужна активная помощь городских организаций в обеспечении всех прибывающих судов (а в этом году ожидается около 80 яхт!) нормальными условиями стоянки.
Следует также усовершенствовать систему зачета, возможно, выделить в отдельную зачетную группу однотипные суда типов «Конрад-24» и «Нефрит», количество которых ежегодно увеличивается.
У всех сложилось впечатление, что в Петрозаводске — городе с прекрасными условиями для развития водных видов спорта — парус пока не имеет заботливого и ответственного хозяина. Несколько устаревших швертботов, ютящихся на базе морской школы ДОСААФ, — недопустимо мало для города, традиции которого связаны с именем основателя русского флота Петра I.
Победители и призеры гонок на Кубок Онеги-77
I стартовая группа
VI класс IOR: 1 — «Укор», капитан к. м. с. A. Д. Бесядовский, Ленинград (места по гонкам 3, 1, 2,4,1); 16,7 очка; 2 — «Малахит», к. м. с. В. Ф. Кычкин, Чебоксары (4,8,4,1,2); 33,0; 3 — «Ивица», I р. B. И. Абросов, г. Калинин (1,3,3,6,5); 33,1.
II стартовая группа
III—IV класс IOR: 1 — «Икар» (IV кл.), м. с. В. А. Минаев, Москва (1, 1, 1, 1, 1); 0; 2 — «Нпка» (III кл.), м. с. В. В. Снетков, Москва (2, 2, 2, 4, 2); 20; 3 — «Пилигрим» (III кл.), м. с. Л. С. Розанов, Москва (4,3,7,2,4); 37,7.
V класс IOR: 1 — «Борей», к. м. с. А. В. Тихомиров, Москва (2,2, 2,1, i), 9; 2 — «Викинг», к. м. с. В. А. Комиссаров, Чебоксары (1,1,3,4,3); 19,4; 3 — «Изумруд», I р. в. М. Демин, Москва (3,3,1,3,2); 20,1.
V класс IOR, тип «Картер»: 1 — «Заря», м. с. Р. А. Новодережкин, Москва (1,1,1,1,1); 0; 2 — «Квант», I р. М. Н. Петухов, Москва (3,2,2,4,2); 22,7; — «Каприз», 2 р. Ю. С. Ацеров, Москва (2, 3, 4, 2,3); 54,5.