Состав участников чемпионата страны по буеру 1978 г. мало отличался от прошлогоднего. Спортсмены прибыли только на чемпионат. Раньше приезжать не имело смысла — буера ходить не могли: снег не таял.
Официальное открытие соревнований и торжественный парад состоялись 19 марта в точном соответствии с программой. Стояла морозная, по-настоящему зимняя погода; проводить гонки было невозможно. Тревога за судьбу нынешнего чемпионата охватила всех, кто присутствовал на параде и видел, как участники двигались буквально по колено в снегу. Буера приходилось тащить к месту построения едва ли не на руках — паруса надувались, но сдвинуться с места буера не могли.
Судейская коллегия, воспользовавшись свободным временем, провела тщательный контрольный обмер.
Материальная часть с прошлогоднего чемпионата почти не изменилась. На парусах, мачтах, коньках почти у всех были проставлены штампы мерителей прошлогоднего чемпионата. Только у Велло Кууска и Энделя Вооремаа были новые паруса фирмы «Бостон» из очень плотной ткани и прекрасной формы.
Затем началось мучительное ожидание оттепели, ветра. Тем временем снег под солнцем днем размягчался и «садился». Лишь 25 марта, на шестой день соревнований, при ветре до 7 м/с удалось провести по одной гонке в двух классах: «вездеходов» «Монотип-XV» и «8С» с мягким парусом. Напряжение сразу спало, началась нормальная рабочая обстановка соревнований.
Продолжить гонки удалось в понедельник, 27 марта, фактически последний день чемпионата. Дул юго-восточный ветер 11 м/с, температура воздуха достигала +3 °С. Снег размягчился и осел. Был крепкий и гладкий лед с хорошим скольжением. В этот день удалось провести по четыре гонки во всех классах, а в классе «DN» — пять. Гонки шли напряженно, одна за другой. Для отдыха или существенной перенастройки буеров, смены коньков времени оставалось очень мало.
На дистанции надо было внимательно следить за ветром, так как направление его и скорость постоянно менялись, правда, в незначительных пределах. «Гонки шкотовых» — так назвали эти соревнования рулевые «Монотипов», команда которых состоит из двух человек. В классах-одиночках эту постоянную работу на шкоте в гонках по тяжелой дороге рулевым, естественно, пришлось выполнять самим.
Дистанция была установлена минимальная. Несмотря на это, гонщики к концу дня очень устали. Победили самые выносливые, более подготовленные, эмоционально более устойчивые спортсмены.
В классе «Монотип-XV» борьба за призовые места с самого начала и до конца велась на равных с минимальным преимуществом между неоднократными чемпионами страны разных лет — тремя таллинскими экипажами с рулевыми Калью Кирссом, Петером Журавлевым, Антсом Раудом. Лишь дважды в борьбу этой тройки вклинились экипажи с рулевыми А. Вийсма и А. Коноваловым. Захватив лидерство, с первой же гонки К. Кирсс вышел победителем среди сильнейших; А. Рауд был вторым, П. Журавлев — третьим. Эстонские спортсмены заняли также четвертое и пятое места. Шестое место занял ветеран буерного спорта, председатель ФПС г. Ленинграда — П. Толстихин со шкотовым Б. Хлыстовым.
Признанные лидеры ленинградских буеристов в этом классе — А. Коновалов и Г. Столяров — выступали на новом буере с прекрасно пошитыми парусами. Однако надеждам ленинградских болельщиков не суждено было сбыться: сразу после парада А. Коновалов заболел гриппом. Хотя к началу гонок он выздоровел, однако к борьбе с выдающимися эстонскими спортсменами на равных он не был готов. Общее восьмое место и второе в последней гонке чемпионата говорят о том, что этот экипаж находится во временной полосе неудач.
В классе «восьмиметровиков» с мягким парусом первым уверенно финишировал прошлогодний чемпионат страны Владимир Кошелев. Если в прошлом году он добивался успеха в основном в сильный ветер, то сейчас В. Кошелев показал стабильные результаты: во всех пяти гонках, в которых он стартовал, спортсмен занял первые места. Удачно пошитый парус и умелая настройка буера, неиссякаемый молодой задор самого Владимира помогли ему достичь такого успеха. В условиях тяжелой снежной «дороги» В. Кошелев удачно применил классическую регулировку глубины «пуза» паруса и места его расположения, изменяя натяжение шкаторин паруса. Теперь В. Кошелев — трехкратный чемпион СССР. Немалая доля в этих успехах принадлежит его младшему брату Виктору, который постоянно помогает Владимиру в настройке буера и поддерживает его оптимизм.
В этом же классе вторым вне всякой конкуренции ходил ленинградец Виктор Шапочкин.
В классе «восьмерок» с жестким парусом-крылом первые два места заняли Анатолий Лебедев и Геннадий Щеглов. На третье место претендовали Т. Ныу и Е. Канский. Лишь на 0,7 очка впереди оказался Т. Ныу.
В самом многочисленном классе «DN» Велло Кууск был вне конкуренции: в четырех зачетных гонках он финишировал первым. Вторым уверенно приходил Эндель Вооремаа, рижанин Роланд Бердаш занял третье место.
Хорошую смену готовит себе прославленный буерист Э. Вооремаа: его сын Вайко — самый молодой участник чемпионата — завоевал седьмое место!
После чемпионата состоялось, как всегда, заседание Буерного комитета СССР, на котором были решены организационные и технические вопросы дальнейшего развития буерного спорта в нашей стране. Следующий чемпионат СССР 1979 г. намечено провести в Эстонии.
Результаты чемпионата СССР 1978 г. по буерному спорту
Ленинград, Стрельна, 20—27 марта 1978 г.
«Монотип-XV»: 1 — К. Кирсс, ВС (места по гонкам — 1, 1, 3, 2, 5); количество очков — 8,7; 2 — П. Журавлев, ВС (3, 3, 1, 3, 1); 11,4; 3 — А. Рауд, «Калев» (2, 4, 2, 1, 3); 11,7.
Свободный 8 м2 «А»: 1 — В. Кошелев, «Труд» (1, 1, 1, 1, 1,); 0; 2 — В. Шапочкпн, «Труд» (6, 4, 2, 2, 2); 17; 3 — Л. Виноградов, ВС (2, н/ф, 4, 6, 3); 28,4.
Свободный 8 м2 «Б»: 1 — А. Лебедев, «Труд» (1, 2, 1, 1); 3; 2 — Г. Щеглов, ВС (2, 3, 2, 4); 19,7; 3 — Т. Ныу, «Калев» (н/ф, 1, 4, 5); 29,7.
«DN»: 1 — В. Кууск, «Иыуд» (1, 1, 6, 1, 1); 0; 2 — Э. Вооремаа, «Калев» (2, 4, 5, 2, 2); 17; 3 — Р. Бердаш ВС (6, 3, 7, 24, 3); 36,1.