«24 часа Руана»
В мае прошлого года в традиционной, проводившейся уже в 14-й раз марафонской гонке «24 часа Руана» стартовало 25 гоночных судов. Это были суда четырех классов: ОЕ — международный неограниченный класс U1M с подвесными моторами, имеющими объем цилиндров 700—800 см3, SE — ограниченный класс с объемом цилиндров 700—800 см3, SEN — новый класс с объемом цилиндров 700—800 см3, причем в конструкции моторов не разрешаются никакие переделки (моторы должны ставиться на лодки буквально из упаковочного ящика) и SD — ограниченный класс с объемом цилиндров 500—700 см3. В этой самой продолжительной гонке в мире проверяется надежность техники и выносливость гонщиков. Протяженность круговой трассы вокруг острова Иль Лакройс на Сене — 3,6 км; рекорд скорости прохождения круга (114,39 км/ч) установлен в 1976 г. французскими гонщиками братьями Полем и Дидье Жуссом.
В соревновании приняли участие спортсмены из семи стран — Бельгии, Англии, ФРГ, Франции, Италии, Аргентины и США. Во второй раз в четырнадцатилетней истории марафона в спор за главные призы включились женщины. Три амазонки — англичанка Белла Ковилл, итальянка Габриэла Корти и Клаудиа Корчия из Бельгии — составили интернациональный экипаж. Их катамаран «Клеричи» с мотором «Эвинруд» долгое время шел среди первой трети участников, но с наступлением темноты неполадки в двигателе замедлили их продвижение к финишу. Тем не менее дамы заняли общее 10-е и 3-е место в своем классе SE, сумев в течение 24 часов поддерживать довольно высокую среднюю скорость 68,77 км/ч.
Лидеры гонки сменялись очень часто. К концу первого часа определилось несколько фаворитов. Это были прошлогодние победители и рекордсмены братья Жуссом, выступавшие на сконструированном ими корпусе с «Эвинрудом», Вернер из ФРГ, итальянец Вассена и американец Сэндстром. Пошел сильный дождь. Видимость ухудшилась, пришлось снижать скорость, но и при этом лидеры развивали свыше 90 км/ч.
Информация об изображении
Молинари в схватке борт о борт с английским водно-моторным асом Томом Персивалем
На пятом часу марафона вперед неожиданно вырвался катамаран из Аргентины, ведомый Регниколи, но тут же ему пришлось подруливать к берегу — в одном из цилиндров прогорел поршень! За те 12 минут, которые потребовались для ремонта аргентинской команде (каждой лодкой по очереди управляли три водителя), Жуссомы прочно захватили лидерство и опередили аргентинцев на четыре круга. Всю ночь команда Регниколи старалась отыграть эти круги, медленно, но верно настигая французов. На тринадцатом часу гонки, когда уже взошло солнце, аргентинцы были вторыми н сократили отставание до двух кругов, но на корме их катамарана уже висел новый претендент на победу — англичанин Джон Хилл (его сменяли за рулем голландец Ян Кох и американец Джим Калдвел), шедший на катамаране «Стронгбоу» конструкции чемпиона мира Ван дер Велдена с новейшим мотором «Мер-кюри-700Х». (Любопытно, что первую половину марафона «Стронгбоу» шел плохо и экипаж вынужден был терять время на подбор гребного винта, но, наконец, катамаран «поехал» с одним из них и притом стал показывать великолепную скорость!) На 22-м часу гонки Джон Хилл шел уже вторым, опередив аргентинцев, а еще через час, за те минуты, пока катамаран Жуссомов поднимали на берег для срочного ремонта двигателя, захватил лидерство и вырвал победу.
Молинари в схватке борт о борт с английским водно-моторным асом Томом Персивалем
Совершив 609 кругов со средней скоростью 91,46 км/ч, Хилл, Кох и Калдвел стали абсолютными победителями соревнования.
Информация об изображении
Турбореактивный глиссер Кена Ворби. 22 ноября 1977 г. установлен мировой рекорд скорости
Жуссомы после лихорадочного ремонта мотора смогли наверстать часть упущенного времени и заняли 2-е место в своем классе, отстав от победителей на 45 кругов. Так еще раз традиционный спор двух гигантов индустрии подвесных моторов «Мер-кюри» и «ОМС» решился в пользу первого.
Турбореактивный глиссер Кена Ворби. 22 ноября 1977 г. установлен мировой рекорд скорости
В классе SE победил американский экипаж Сэндстром — Перганд — Стоун на катамаране «Клеричи» с мотором «Эвннруд». В SD смогли выдержать 24 часа гонки и финишировали только два французских судна (оснащенных моторами «Вольво-Пента»), показавших очень скромные зачетные скорости — всего лишь около 20 км/ч.
Молинари выходит из себя
Европейские журналисты, регулярно освещающие крупнейшие события в мире водно-моторного спорта, на этот раз были единодушны: очередные, шестые Но счету гонки на приз «Эмбасси», которые состоялись в конце мая прошлого года в Бристольской гавани, оказались самыми интересными за всю их историю. 114 именитых гонщиков мира (кроме европейских асов участвовали и представители США и Австралии) демонстрировали свое мастерство перед 240 тысячами зрителей, заполнившими набережные: 3-километровая трасса была размечена в непосредственной близости от берега.
Информация об изображении
Критический момент гонки: катамаран Гюнтера Беккера (ФРГ) взлетает в воздух на повороте
В гонках принимали участие суда с подвесными моторами семи различных классов — от NE со стандартными моторами «сток» при объеме цилиндров 365—750 см3 до OZ, оснащенных самыми мощными «подвесниками» в мире, рабочий объем которых превышает 2 л. Именно соревнования в самом «старшем» классе доставили болельщикам наиболее острые переживания: ведь здесь и разыгрывался знаменитый «Гран При Эмбасси», изготовленный из слитка чистого золота и оцениваемый суммой в 16 тыс. фунтов! Скорости здесь были впечатляющие — на прямых участках, несмотря на волну, лодки проносились, развивая свыше 140 км/ч. Среди претендентов на приз значились имена трехкратного чемпиона мира «летучего голландца» Циса Ван дер Велдена, его непременного соперника, — прошлогоднего чемпиона мира в классе ON итальянца Ренато Молинари, чемпиона США Боба Херинга.
Критический момент гонки: катамаран Гюнтера Беккера (ФРГ) взлетает в воздух на повороте
Как и на большинстве других зарубежных водно-моторных встреч, за спиной каждого именитого гонщика стояли крупнейшие концерны, производящие подвесные моторы. Так, Ван дер Велден защищал честь «Меркю-ри»: два ведущих инженера этой фирмы тщательно готовили к каждому старту его шестицилиндровый «Мер-кюри 3TV6», работающий на чистом метаноле, впрыскиваемом непосредственно в цилиндры. Молинари и Хе-ринг выступали за концерн «ОМС»; у итальянца (руководителя команды) на капоте мотора стояла марка «Эвин-руд», у американца — «Джонсон». Кстати сказать, те же Велден и Молинари рекламировали в гонке и свою продукцию — и тот и другой выступали на катамаранах, разработанных и построенных на собственных верфях.
Программа соревнований состояла из четырех коротких получасовых гонок (сравнивалось число кругов за 30 минут), по две за день.
Первая же гонка стала жестокой схваткой между Молинари и Ван дер Велденом, выиграл которую итальянец. Во второй гонке ценой огромного напряжения Ван дер Велден на 19-м круге обошел Молинари, но его триумф продлился буквально несколько секунд: на крутом повороте его ярко-красный катамаран налетел на лодку англичанина Джибсона и перескочил через нее, разнеся, как потом оказалось, на девять кусков и подняв огромное облако брызг. К счастью, оба водителя не получили даже царапин. Гонка была немедленно остановлена, судейская коллегия засчитала результаты по положению каждого гонщика на момент аварии.
После трех гонок Молинари имел 1, 2 и 1-е места. Поскольку в зачет шли три лучших результата из четырех, он уже мог уверенно считать себя победителем. Из всех соперников только его подчиненный по команде Херинг — победитель второй гонки сохранял определенные шансы на победу при условии, что он будет первым в завершающем четвертом заезде. Итальянца создавшееся положение вполне устраивало, он заявил, что команда «ОМС» в последней гонке участвовать уже не будет, поскольку судьба приза решена и нужно «беречь уникальные двигатели». В последние минуты перед началом гонки он случайно обратил внимание на то, что Боб Херинг застегивает шлем и, судя по всему, собирается стартовать! Взбешенный руководитель команды с отчаянной жестикуляцией вылетел на причал и буквально вырвал из рук американца фалинь — лодку подвели к подъемному крану и тотчас же подняли на берег. Херинг был страшно расстроен, ему выражали сочувствие все очевидцы происшествия, но — делать нечего: дисциплина есть дисциплина...
В финальной гонке в классе OZ из 15 первоначально заявленных участников смогли стартовать только 5: из-за различных поломок большинство уже вышло из борьбы.
Так Молинари во второй раз увез Гран При в Италию (впервые он победил в 1971 г., когда гонки еще проводились на озере Уиндермир). В перерывах между заездами OZ он гонялся еще и на втором катамаране — в другом классе ОЕ (объем цилиндров 700—850 см3) со специально приготовленным «Эвинрудом»: испытывалась новинка — впрыск окиси азота в цилиндры для улучшения приемистости двигателя. Со средней скоростью 100 км/ч итальянец победил и в этих заездах.
Клуб «100 миль в час»
До недавнего времени всего 75 водномоторников мира являлись членами «эвинрудовского» клуба «100 миль в час»: поясним, что стать членом этого клуба далеко не просто — надо в официальных соревнованиях превысить скорость 160,9 км/ч на лодке с подвесным мотором!
В июне 1977 г. почетные дипломы, «фирменные» куртки и гоночные спасательные жилеты с эмблемами клуба были вручены сразу четырем новозеландским спортсменам: А. Грэю, М. Демпстеру, Я. Гэллопу и М. Шеридану. Еще одно свидетельство того, что водно-моторный спорт в этой маленькой стране достиг высокого уровня развития.
Рекорд с дизельным двигателем
В апреле прошлого года итальянский гонщик Тулио Аббат установил новый абсолютный рекорд скорости для судна с дизельным двигателем.
На катере, оснащенном 240-сильным дизелем «Фиат» (мощность указана при 2600 об/мин), гонщик развил скорость 140,625 км/ч. Это почти втрое (!) превышает уровень первоначального рекорда (52,3 км/ч), установленного в 1959 г.
Несколько фактов и цифр из истории этого достижения. Только в 1965 г. американский гонщик Дик Бертрам, выступая на «Брэйв Молни» - одном из первых катеров с обводами глубокое V, только что разработанными Раймондом Хантом, смог улучшить указанный выше и довольно скромный по нынешним временам результат Для этого потребовалась мощность 1500 л. с., которую развивали два дизеля «Камминз». Рекорд Бертрама (80,6 км/ч) продержался всего год: английский спортсмен и владелец лондонской «Дейли Экспресс» сэр Макс Айткен на океанском гоночном катере «Мерри Гоу Раунд», построенном по проекту Ренато Леви, достиг 100-километрового рубежа. Еще через год этот же результат повторил швед Бохаммер на 8,5-метро-вом алюминиевом катере.
В 1967 г. в борьбу за рекорд включился знаменитый Дон Аронау. На катере «Магнум-28», построенном на его верфи, с дизелем «Дайтона» мощностью 500 л. с. Аронау удалось «выжать» 103,75 км/ч.
Информация об изображении
Рекордный заезд Ливио Маччио в ноябре 1972 г. на глиссере конструкции Т. Аббата
В последующие четыре года попытки побить рекорд были безуспешными, и только Ренато Молинари в 1971 г. на построенном специально для этой цели его отцом Анджело небольшом катере с двигателем «Перкинс» мощностью всего 200 л. с. повысил его до 109,76 км/ч.
Рекордный заезд Ливио Маччио в ноябре 1972 г. на глиссере конструкции Т. Аббата
Только один месяц продержался новый рекорд, установленный англичанином Беллами в октябре 1972 г., всего лишь на 0,24 км/ч улучшившим результат Молинари. 26 ноября итальянец Ливио Маччио на катере конструкции Т. Аббата с мотором «Перкинс» развил 126,10 км/ч.
И, наконец, последняя ступенька в 140 км/ч, на которую поднял рекорд сам Туллио Аббат — владелец небольшой верфи спортивных мотосудов.
Последователи Кэмпбелла
Тони Фэхей — бизнесмен из Манчестера (Англия) имеет серьезные намерения побить рекорд абсолютной скорости на воде (459 км/ч), установленный американцем Ли Тейлором. В настоящее время для него проектируется глиссер с турбореактивной установкой, причем постройку судна рассчитывают завершить в 1980 г. В разработке проекта участвуют Лео Вилла — бывший механик Дональда Кэмпбелла, Джон Тьюри — ведущий специалист по аэродинамике и другие видные английские инженеры.
Пока специалисты работают над проектом, Фэхей тренируется в управлении гоночным глиссером на высоких скоростях. Попутно, в процессе этих тренировок на озере Уиндермир, в мае прошлого года Тони установил три официально зарегистрированных рекорда на километровой дистанции:
- мировой рекорд для судна с серийно выпускаемым двигателем — 130,33 миль/ч (1 статутная миля равна 1609 м);
- мировой рекорд в классе глиссеров R6 (с объемом двигателя 6—7 л) — 128,375 миль/ч;
- национальный рекорд для судов с гребным винтом — 126,92 миль/ч.
Эти рекорды установлены на реданном трехточечном глиссере с 12-цилиндровым авиационным двигателем «Ягуар V-12», развивающим 625 л. с. и приводящим во вращение (через угловой редуктор 1:1) гребной винт с диаметром 558 и шагом 305 мм.
Неудачей окончилась первая попытка другого последователя Кэмпбелла — австралийца Кена Ворби (см. сборник №67). Отметим, что для обеспечения устойчивости движения на его глиссере, оснащенном авиационной газовой турбиной, недавно был установлен аэродинамический стабилизатор. На скорости около 300 км/ч в работе турбины начались перебои, рекордные заезды пришлось прекратить.
Новый мировой рекорд 463,77 км/ч
После капитального ремонта турбины 38-летний Кен Ворби возобновил попытки побить установленный девять лет назад Ли Тейлором рекорд.
На трассе, разбитой на водохранилище Блауэринг — в районе австралийских Снежных гор, 22-ноября 1977 г. ему удалось развить скорость 463,772 км/ч.
Установлен новый абсолютный мировой рекорд скорости на воде для судов неограниченного класса.