С 5 по 10 августа 1977 г. проводились открытые соревнования крейсерских яхт — Регата Дружбы Рижского залива. Это уже традиционная регата яхтсменов Прибалтики. Идея ее регулярного проведения родилась в 1971 г. на встрече с немецкими и польскими коллегами в Варнемюнде, Август месяц у наших зарубежных друзей-парусников свободен от соревнований, в это время они обычно отправляются в дальние спортивные плавания и бывают частыми гостями у нас в Риге. Поэтому у них и возникло желание совместить плавание к нашим берегам с участием в гонках по Рижскому заливу.
С каждым годом Регата Дружбы привлекает все больше экипажей как из соседних Эстонии и Литвы, так и из ПНР и ГДР. Статут ее несколько необычен: никаких приглашений не рассылается, могут участвовать все крейсерские яхты, пришедшие в Ригу ко времени старта. В перерывах между гонками организаторы в содружестве с «хозяевами» гаваней, в которых даются промежуточные старты-финиши (в Салацгриве это рыбакколхоз «Бривайс Вильни», в Пярну — яхт-клуб «Калев»), проводят различные массовые мероприятия, направленные на укрепление дружеских контактов между экипажами — участниками соревнования.
В прошлом году в регате участвовало 43 яхты (227 спортсменов), в том числе по 7 яхт из ПНР и ГДР.
По положению наша регата состоит из трех этапов: Рига — рыбный порт Салацгрива, Салацгрива — Пярну и Пярну — Рига с огибанием судейского судна, установленного с таким расчетом, чтобы протяженность каждого этапа составила не менее 100 миль. Однако в прошлом году было принято решение от захода в Салацгриву отказаться, и после финиша первого этапа в Пярну проводилась гонка по треугольнику в заливе Пярну.
Старт первого этапа был по традиции дан в центре города — на Даугаве, против Морского вокзала. Это привлекло большое количество зрителей (тем более, что в то время на территории Морского вокзала работала выставка польских яхт).
Августовская погода в Рижском заливе всегда благоприятствует парусным гонкам, делая их и приятными и интересными: тепло, ясно, ветер от 2 до 4 баллов северо-западных направлений.
Яхты были разбиты на семь стартовых групп: это I, II, III, IV и V группы по IOR, «четвертьтонники», «фолькботы» и крейсерские катамараны. Наибольший интерес вызывали гонки именно в первых трех группах, самых представительных по числу судов и составу участников.
В первой группе в числе девяти яхт стартовали хорошо известные на Балтике «Торнадо» и «Гетман» (ПНР) и «Росток» (ГДР). Однако в итоге, между «Гетманом», занявшим 1-е место, и «Торнадо» удалось вклиниться нашей рижской «Капелле» (капитан В. Кучмель), а немецкий «Росток» вышел лишь на шестое место.
Во второй группе первенствовали латвийские гонщики. Тройку призеров составили: «Радуга» (А. Бродэ), «Рассвет» (В. Гуренко) и «Рига» (Г. Шмыгун).
Очень острая борьба развернулась в третьей группе между пятью «Таурусами». Здесь первые два места заняли латвийские яхты «Мара» (Я. Золтнер) и «Альфа Р» (М. Алдерс); яхте из ГДР «Клаус Штертебеккер» досталось 3-е место.
В IV—V группах IOR одержали победу яхтсмены ГДР на яхте «Рэн».
В группе крейсерских катамаранов впервые у рижан появился конкурент — катамаран «Зеленый луч» из Калининграда, но пока что явные фавориты «Гемини» и «Центаурус» братьев А. и В. Эглайсов остались недосягаемыми.
Свои впечатления о регате хорошо выразил в журнале «Нойе Берлинер Иллюстрирт» (№ 40) Иоахим Нольте: «Чувство пребывания среди хороших друзей в атмосфере действительной дружбы и непосредственных добрых контактов — характерно для этой регаты. Тот, кто будет нуждаться в помощи, здесь может рассчитывать на нее всегда».
Только один пример. Ростокские яхтсмены с «Клауса Штертебеккера» случайно узнали, что на рижской «Маре» к моменту старта не оказалось спинакера. Как не помочь друзьям? И вот второй спинакер с немецкой яхты передается соперникам — команде рижан. А когда оказалось, что «Мара» одержала победу, экипаж «Штертебеккера» поздравил рижан одним из первых!