Наиболее представительные команды, как всегда, выставили хозяева — ленинградцы, москвичи и николаевцы. Помериться силами приехали туристы из Таллина и Новосибирска; впервые мы увидели байдарочников-парусников из Загорска и Новочеркасска. Всего участвовало в гонках 46 экипажей.
Естественно, самый многочисленный класс — байдарки «Салют» (22), на которых разыгрывается командный приз; в каждой команде 3 экипажа. Вторую стартовую группу составили импортные байдарки «RZ» (6), «Колибри» (1), «Нептун» (2) и 10 польских разборных швертботов «Мева» (в прошлом году их было всего 4), а третью — «многокорпусные» суда: 4 тримарана (те же байдарки с вынесенными за борт поплавками) и один катамаран из двух 3-местных «Салютов».
Впервые ленинградцы увидели — на ходу и под парусом — последнюю новинку нашего самого малого судостроения — опытный образец разборной байдарки «Таймень-2». Эта узкая и изящная лодка с зеленоватой декой стартовала вместе с «Салютами» (вне конкурса), но пока не смогла продемонстрировать преимущества в ходовых качествах; лучшее ее место в гонках — 8-е, хотя экипаж выступал опытный: А. Тимофеев и Ю. Горбенко с рулевым С. Козловым—неоднократным победителем парусно-туристских соревнований. Видимо, вооружение «Тайменя» еще не доведено. Очевидно, создатели байдарки разберутся в своих впечатлениях, штатное ее вооружение будет свободно от недостатков.
Площадь лавировочных парусов для байдарок всех классов была ограничена 7 м2, для швертботов — 6,4 м2 (как у штатного); для многокорпусных судов — не лимитировалась. Наибольшую парусность (12,4 м2) нес катамаран ленинградца Ю. Королева. Вооружен он был необычно — бермудским тендером (грот — 4,3 м2; стаксель и кливер — по 1,4 м2), но кроме того на топовых вантах с внешней стороны каждого корпуса можно было поставить еще по одному 2-метровому «стакселю». К сожалению, слабый ветер не позволил катамарану показать, на что он способен, однако, уже по окончании соревнований, когда ветерок временами усиливался, под всеми пятью парусами он довольно резво ходил, имея на борту восемь человек!
На «Салюте» очень хорошо выступавшего москвича В. Успенского можно было видеть грот, пошитый по типу паруса виндсерфера. (Уже доказано, что такое вооружение обладает неплохими лавировочными и тяговыми — на полных курсах качествами, но использование его в условиях туристских походов ограничено сложностью аварийной уборки и невозможностью рифления.)
На тримаране капитана московской команды В. Перегудова (на этот раз — победителя гонок) испытывалось «в боевых условиях» дальнейшее развитие этой идеи: виндсерферовский парус пошит двойным, а уишбоны заменены гиком, помещенным внутри — между полотнищами; положение точки крепления нока гика к мачте; по высоте можно легко изменять специальной снасточкой, регулируя пузатость паруса в ходе гонки. Такое же вооружение было и еще у одного экипажа. Судя по результатам выступлений в соревнованиях, новинка москвичей представляет большой интерес.
Несколько более уверенно, чем в прошлом году, ходил ленинградский «Салют» со стаксельным вооружением. Только на двух судах можно было видеть латинские паруса, лишь на одном — гафельное вооружение. Паруса на подавляющем большинстве лодок пошиты из лавсана. Почти у всех — патент-рифы; увеличилось, по сравнению с прошлым годом, и число стаксельных закруток. И еще одна новинка: В. Успенский при попутном ветре ставил спинакер площадью порядка 6 м2 и оставлял далеко за кормой соперников.
Гораздо больше, чем на IV гонках, байдарок имело оборудование для откренивания (площадки на шверц-балке, рукоятки); на некоторых шкотовые выходили на трапецию по всем правилам парусного искусства.
Ленинградец П. Кузьмин поставил вместо двух шверцев один большей площади. Это, в общем-то, не ново; интересно то, что он снабдил свой шверц устройством, позволяющим на ходу поворачивать его под углом к ДП (в пределах 5°). В одной из гонок, когда П. Кузьмин подходил к знаку в крутой бейдевинд, ветер зашел. Лодка неминуемо должна была пройти ниже знака, однако, изменив угол атаки шверца, рулевой сумел заставить лодку пойти круче. Как рассказывал П. Кузьмин, в течение соревнований поворотный шверц выручал его дважды.
Итак, в субботу, 11 июня над озером был поднят флаг соревнований — все то же голубое полотнище с розой ветров и белым треугольником. С приветственным словом к участникам обратился признанный старейшина парусного туризма, член президиума Всесоюзной Федерации туризма С. Н. Парфенов. Затем были зачитаны некоторые пункты «Положения», отмечены особенности предстоящих соревнований.
Число гонок увеличено до пяти (худший результат не учитывается). Дистанция — треугольник с петлей общей длиной около 5 км из-за слабого ветра сокращается примерно до 2,8 км: пришлось отказаться от петли.
Ветер во время соревнований был неустойчивый по силе: 2—3, редко до 4—5 м/с, а то и «закисал» до штиля, особенно в третьей гонке. Старты давались раздельно для каждой из трех групп с 10-минутными интервалами. Предстартовое время отбивалось в рынду; стартовая ракета дублировалась флагами, поднимаемыми на мачте.
Лодки стартовали уверенно и дружно, но не обходилось и без навалов — в основном по вине ослабевавшего не вовремя ветра. На дистанции и у поворотных знаков шла бескомпромиссная борьба, свидетельствовавшая о явном повышении чисто спортивного уровня рулевых (были и различные нарушения частей V и VI ППС, за что некоторые экипажи пришлось дисквалифицировать).
От гонки к гонке все отчетливее определялись лидеры. Никаких случайностей не происходило. В классе «Салют» был вне конкуренции и одержал заслуженную победу экипаж москвичей: В. Успенский — М. Успенский. Вторыми и третьими стали ленинградцы: В. Спиридонов — В. Ломакин и братья П. и В. Кузьмины.
Информация об изображении
Тримаран победителей в классе многокорпусных судов — В. Перегудова и Г. Чекулаева
Командные соревнования выиграла I команда Ленинграда (103,1 очка), за которую кроме Кузьминых выступали опытные экипажи: С. Печалин — А. Николаев, В. Хоменко — В. Киселев. Итак, ленинградцы после двухлетнего перерыва, когда приз увозили николаевцы, снова стали обладателями переходящего кубка «Катеров и яхт». Второе место заняла II команда Ленинграда (121,1 очка): В. Спиридонов — В. Ломакин, супруги А. и Т. Вавиловы, Г. Ханданов — Г. Горохова. Лишь третьей оказалась команда Москвы (123,4 очка) в составе: В. и М. Успенские, С, Звонков — В. Канюков (4-е личное место), В. Колесов — В. Бадаев (16-е место). Эта неудача очень сильной столичной команды связана прежде всего с низким результатом ее третьего экипажа.
Тримаран победителей в классе многокорпусных судов — В. Перегудова и Г. Чекулаева
В отсутствие своего лидера Г. Сарина команда г. Николаева смогла пробиться лишь на 4-е место. Выступавший в личном зачете опытный экипаж из Таллина У. Малева — А. Клеемейер был девятым.
Успех ведущих ленинградских команд закономерен: они много тренировались, продолжали работать над вооружением и его настройкой. И тем не менее, многие из ленинградских экипажей могли выступить гораздо лучше. Получилось так, что, рассчитывая на сильный ветер (в Кавголово это совсем не редкость!), и без того тяжеловесные ленинградские рулевые доукомплектовывали команды еще более тяжеловесными запасными матросами. Москвичи же, наоборот: запасными привезли 50-килограммовых матросов и не просчитались. И еще. Москвичи, не меньше ленинградцев работавшие с вооружением, оказались гораздо грамотнее в тактике.
В классе импортных байдарок острейшая борьба разгорелась между выступавшими на «RZ» ленинградским экипажем Н. Иванов — Г. Молодцов и столичным А. Козлов — В. Лычкин. Перебороли все-таки москвичи, но отрыв составил лишь 0,3 очка! Третьими (также на «RZ») были ленинградцы супруги А. и Е. Перовские.
Опытные московские гонщики на «Мевах» не оставили никаких надежд на призовые места ленинградским экипажам, практически ходившим на швертботах первый сезон (лучшее достижение «хозяев воды» в этом классе — 4-е место супругов В. и Е. Пивоваровых). Три первых места заняли москвичи В. Филиппов — И. Иванова, А. Докукин — М. Байтемиров, В. Бузин — Б. Столяров.
Среди экипажей многокорпусных судов победил (с убедительным отрывом!) московский экипаж В. Перегудов — Г. Чекулаев; их земляки В. Кузнецов — Т. Краснопевцев заняли второе место, а новосибиржцы И. Ко-репанов — В. Сыроечковский — третье.
Отдельно нужно сказать о пятой гонке с одновременным стартом всех 46 судов. Кроме зачета в своих классах, в этой гонке, уже по традиции названной Гонкой дружбы, проводился и отдельный зачет с определением абсолютного победителя. Как и ожидалось, гонку выиграли лидеры в своих классах. Победил экипаж В. Успенского на «Салюте», вторым был на «RZ» А. Козлов, третьим П. Кузьмин на «Салюте», Из 20 первых мест 14 выпало на долю «Салютов»; это еще раз подтвердило их репутацию «ходоков». Швертботы «Мева» конкурировать с «Салютами» в Кавголово не смогли: несмотря на разного рода тактические уловки и отчаянный лувинг «швертботистов», байдарки их обходили. Лучшая из «Мев», ведомая победителем в этом классе В. Филипповым, пришла к финишу лишь 11-й. Тримаран В. Перегудова пришел на финиш этой гонки только 16-м.
Соревнования послужили хорошей школой передового опыта. Думается, такие встречи туристов разных городов нужно проводить чаще. Хотелось бы, чтобы недавно организованная Федерация туризма СССР уделяла пристальное внимание развивающемуся парусному туризму, учитывая, что, как сказал тот же Валентин Манкин, «все больше новобранцев встают под паруса».
Голубой флаг соревнований опущен. До новой встречи в Кавголово 17—18 июня 1978 г.!