Онтарио — наименьшее из Великих американских озер, его площадь составляет 19528 км, а наибольшая протяженность — 310 км. Его акватория считается одной из лучших в мире (среди пресноводных бассейнов) для занятий парусным спортом. В июле здесь дуют береговые и озерные бризы, обусловленные суточными колебаниями температуры воздуха над сушей и водой. По многолетней статистике средняя скорость ветра в июле составляет 4,5 м/с, т. е. вполне достаточна для проведения парусных гонок.
Организаторы предусмотрели проведение соревнований на трех олимпийских дистанциях: на «голубой» проводились гонки катамаранов «Торнадо», на «красной» — швертботов «470» и «Финн», на «желтой» дистанции «Альфа» — «Летучих Голландцев» и килевых яхт. Яхты базировались в Портсмутской гавани в Кингстоне — городе с 60-тысячиым населением. Эта гавань по площади значительно уступала Кильской, однако смогла принять все 130 яхт, участвующих в регате.
В Кингстон прибыли представители сорока стран. Это, кстати сказать, лишь немногим больше половины общего числа стран — членов Международного парусного союза (IYRU). Очевидно сказались и удаленность места проведения Олимпиады от Европы и отсутствие шансов на олимпийские награды для многих команд: при исключительно сильном составе участников и острой борьбе, отличающей олимпийские регаты последних лет, участие слабых яхтсменов представлялось совершенно бесперспективным. И действительно, комплект из 18 олимпийских медалей оказался распределенным среди представителей только 10 ведущих парусных держав. Остроту и напряженность спортивной борьбы на озере Онтарио великолепно характеризует тот факт, что ни один из прошлых олимпийских чемпионов не смог повторить золотого результата!
Наиболее удачливыми оказались яхтсмены ФРГ. Братья Диш стали олимпийскими чемпионами в классе «Летучий Голландец», Хюбнер и Боде — в классе «470»; Шпренглер и Шмалл завоевали бронзовые медали в классе «Торнадо»; экипаж Мареса был четвертым на «Темпестах», Кувайде — шестым на «Солингах».
Как успешное оценивается и выступление советских яхтсменов, хотя, как справедливо отмечала спортивная пресса, «результаты не полностью отразили большие потенциальные возможности России в каждом из шести классов». В. Манкин и В. Акименко стали серебряными призерами в классе «Темпест», А. Балашов завоевал серебро в классе «Финн»; В. Потапов на швертботе «470» и Б. Будников на «Солинге» заняли четвертые места; пятым в «Летучих Голландцах» стал В. Леонтьев. Таким образом, во всех классах, кроме «Торнадо», наши спортсмены вошли в пятерку лучших. Можно считать, что система подготовки нашей олимпийской сборной в целом себя оправдала, однако нельзя не отметить такой ее существенный недостаток, как малое число стартов в международных парусных регатах. Помимо чисто технического обогащения опытом и ознакомления с тактикой соперников такие встречи имеют и большое значение в психологической подготовке спортсменов, придают уверенность в своих силах, освобождая от скованности в действиях на дистанции.
Несомненный успех выпал на долю яхтсменов ГДР: выступая всего в трех классах яхт, они завоевали золото (Йохан Шуман на «Финне») и бронзу (Дитер Белов в классе «Солинг»).
Общее представление о событиях, развернувшихся в каждом классе, дают публикуемый ниже краткий репортаж и полная итоговая таблица результатов.
Острая борьба «Солингов»
По общему признанию и участников регаты и наблюдателей, наиболее интересной была борьба в классе килевых яхт-троек «Солинг». 24 яхты брали старт очень дружно, порой лишь несколько секунд отделяли их одну от другой у первого поворотного знака. Кто стал олимпийским чемпионом — выяснилось только после окончания последней седьмой гонки: «Как мы прошли, Боб?» — спросил финишировавший пятым датчанин Пауль Енсен, приблизившись к судейскому катеру. «Золото!» — последовал ответ.
Именно в этой завершающей гонке решилась судьба всех медалей. Половину последней, финишной лавировки впереди шел наш Борис Будников — все это время он и был главным претендентом на золото. Затем его обошел американец Джон Колиус — теперь золотая медаль стала представляться реальностью уже для него, так как его основной конкурент Енсен шел только шестым и потому не мог рассчитывать даже на бронзу. Однако когда всего за каких-нибудь сто метров от финиша Енсен сумел обойти Вилли Кувайде, это спутало все карты...
Всего 2 штрафных очка отделяли наш экипаж (4-е место) от олимпийского чемпиона: это еще одно свидетельство исключительно острой конкуренции в классе!
Почти все участники были оснащены новейшей техникой примерно одинаково высокого качества. Различия в скорости яхт, по крайней мере, первых десяти, были едва уловимы на любых курсах. Предпочтение отдавалось «Солингам», построенным канадской фирмой «Эббот»: 17 участников, включая и Б. Будникова, выступали на судах этой фирмы. Свою личную яхту, которая была специально построена для выступления на Олимпиаде, владелец фирмы Вильям Эббот отдал Енсену, представляющему в Европе канадскую же парусную фирму «Фох» (сам строитель лучших «Солингов» в мире в сборную Канады не попал, так как занял на отборочных соревнованиях только 5-е место). Пять участвующих яхт были построены датской фирмой Пауля Эльвстрема — на одной из них Дитер Белов (ГДР) и завоевал свою бронзовую медаль.
Менее единодушными оказались гонщики в выборе рангоута и парусов: на девяти лодках стояли алюминиевые мачты Эльвстрема, на восьми — Эббота, на остальных — фирмы «Алспар» или «Проктор». По крайней мере, шесть рулевых сами были известными парусными мастерами, поставляющими на мировой рынок паруса как под своей маркой (Раудашль и Форбс), так и под марками Норта, Эльвстрема и Фоха. Паш «Солинг» был оснащен мачтой «Алспар» и парусами фирмы «Мелджес». (Хорош был спинакер для слабого ветра, имеющий умеренпую площадь и сшитый из ткани минимального веса; на легких ветрах, преобладавших в Кингстоне, этот спинакер оказался очень эффективным.)
Первая же гонка обернулась сюрпризом для именитых яхтсменов: неожиданно для всех победил молодой француз Патрик Аегели, не увенчанный в прошлом никакими спортивными титулами. Дебютанту Олимпиады повезло и еще раз — в третьей гонке, проходившей при очень слабом ветре переменных направлений. К концу этой гонки, когда участники разбрелись по дистанции, произошел заход ветра, поставивший в очень невыгодное положение группу лидеров, в которой оказались П. Енсен, Б. Будников и Дж. Колиус. Снова финишировав первым, Аегели стал претендентом на золотую медаль!
Сделал заявку на победу и советский экипаж. Во второй гонке уже на старте Будников оторвался от соперников и уверенно лидировал на всей дистанции. С учетом штрафных очков за 4-е место в первой гонке эта победа вывела его на 2-е место. Однако четвертая гонка закончилась обидной неудачей, причем неудачей не спортивного или технического характера, а обусловленной протестом.
Эта гонка началась в хороший 3-балльный бриз. У первой наветренной марки раньше всех оказался канадец Декстер, за ним знак обогнули Кувайде, Ко-лиус, Белов и Будников. Такой же порядок сохранился и на бакштаге. На последующей лавировке при повороте на левый галс яхта Будникова оказалась вблизи «Солинга» австралийца Форбса, шедшего правым галсом. Тот также поспешил сделать поворот, предупредив наш экипаж о протесте. В данной ситуация правила соревнований вменяют в обязанность Будникову доказывать, что изменение им курса не создавало опасности столкновения с австралийской яхтой. Правоту нашего рулевого мог бы подтвердить шведский экипаж, бывший очевидцем инцидента, но швед Сунделин при разборе протеста предпочел промолчать: дисквалификация Будникова его устраивала, перемещая на одно место вперед. В итоге Будников лишился запаса очков, столь необходимого для продолжения борьбы за высший олимпийский титул.
Можно сказать, что именно в этом инциденте сказался недостаточный опыт международных встреч — наши яхтсмены не смогли предугадать поведение соперников. На внутрисоюзных соревнованиях, случись такое, никто из участников ситуации и не подумал бы подать протест! Но в условиях обостренной борьбы на Олимпиаде каждый яхтсмен пользовался любой возможностью, чтобы избавиться от лишних штрафных очков.
Решение судейской коллегии не обескуражило наших спортсменов: в следующей же гонке они вновь вошли в число лидеров. Эта пятая гонка снова проходила при слабых ветрах постоянно изменяющегося направления. Контрольное время уже истекало, многие яхтсмены, отчаявшись, прекратили попытки поймать ветер и начали убирать паруса, однако Будников не сдавался, за что и был «вознагражден»: ветер неожиданно еще раз изменил направление — на 100° по отношению к первоначальному, наш «Солинг» оказался в выгодном положении и финишировал третьим. Интересно, что выиграл эту гонку 55-летний ветеран парусного спорта голландец Г. Баккер (в итоге занявший почетное 5-е место).
После пяти гонок Б. Будников занимал 3-е место (с учетом исключения худшего результата); Аегели, имея две победы, сохранял за собой 2-е место, а наибольшие шансы на золото имел экипаж Д. Белова, показывавший очень стабильные результаты (3—5-е места), но ни разу ни финишировавший первым. Вопрос о том, какую именно медаль получит экипаж из ГДР, также решился на заключительном финише олимпийской регаты: Кувайде обошел Белова буквально на какие-то доли секунды, а потеря одного очка, как видно из таблицы, стоила Белову золота.
«Олимпиада в Кингстоне была для меня не только регатой упущенных возможностей (ведь в пяти гонках из семи мы были впереди нынешнего олимпийского чемпиона!), но и хорошим уроком. Многое нужно было сделать, по крайней мере, за год до открытия игр. Например, только на предолимпийской регате в Киле я понял, что необходим тяжелый матрос для работы в центре кокпита. Недостаточно времени было для того, чтобы досконально изучить яхту: последние месяцы перед регатой были насыщены гонками, а на сборе в Одессе, где мы рассчитывали спокойно потренироваться, нашей яхты уже не было — она ушла в Канаду». — Подвел итог Б. Будников.
«Темпест» — гонки чемпионов
Яхты-двойки класса «Темнеет», как и «Солинги», участвовали в Олимпиаде во второй раз, но соревнования в этом классе и по представительности, и ио остроте борьбы на дистанции оказались менее интересными. В Кингстон приехали представители только 16 стран, хотя эти лодки и несколько более транспортабельны, чем те же «Солинги».
Основная борьба разыгралась между нятыо чемпионами: олимпийским чемпионом 1972 г. В. Манкиным, чемпионом мира 1975 г. Д. Милоне (Италия), чемпионом мира 1974 г. и Европы 1975 г. У. Маресом (ФРГ), чемпионом Евроиы 1976 г. Дж. Альбрехтсоном (Швеция) и чемпионом Северной Америки Д. Коннером. Кстати, Альбрехтсон ходил в экипаже П. Эльвстрема на «двенадцатиметровике» «Франс» ири подготовке к Кубку Америки в 1974 г. Сотрудничество с Эльвстремом не прошло для него даром: к Олимпиаде на шведском «Темнеете» было подготовлено много эффективных новинок в рангоуте, парусах и такелаже. А американец Коннер — это тот самый Деннис Коннер, который был тактиком и рулевым на «двенадцатиметровике» «Корейджес» на последнем кубке Америки. На «Темпест» он пересел со «звездника» буквально накануне Олимпиады и тем не менее сумел добиться успеха.
Практически все участники — 15 из 16 — имели идентичные корпуса, изготовленные западногерманской фирмой «Мадер», алюминиевые мачты «Проктор» с ромбовантами (половина лодок имела оснастку с бакштагами, другая — с постоянным ахтерштагом). Отличия в вооружении можно было увидеть только в проводке стаксель-шкотов и во всевозможных устройствах для контроля за настройкой яхты. Подавляющее большинство выступало под парусами, пошитыми Нортом, но будущий олимпийский чемпион отдал предпочтение парусам Эльвстрема.
Фактически до стартов выбыли из игры сильные английские яхтсмены А. Уоррен и Д. Хант, занявшие 3-е место на чемпионате Европы в Генуе весной 1976 г. Их лодка, построенная английской верфью Ричардсона, доставлялась через океан в контейнере будучи установленной на трейлер. Открыв контейнер в Кингстоне, англичане с ужасом обнаружили яхту упавшей на борт и опирающейся на руль — конструкция трейлера не выдержала качки. Шпангоуты оторвались от обшивки, причем приклеить их удалось только в носовой части. Естественно, судно не развивало достаточной скорости, англичане смогли занять лишь 14-е место. По окончании регаты яхта была сожжена не удовлетворенными результатом владельцами прямо на плаву, посреди залива...
Валентин Манкин к началу Олимпиады получил новую яхту, за постройкой которой он имел возможность наблюдать лично, и новую мачту, дающую заметный прирост скорости при должной настройке, однако времени, чтобы полностью освоить технику, осталось мало. Несколько выше средних цифр оказался вес экипажа (В. Манкин весил 92 кг, а В. Акименко — 88 кг; суммарный их вес составлял 180 кг против 163 кг веса экипажа нынешнего олимпийского чемпиона); тем не менее наши яхтсмены вышли на воду Онтарио хорошо подготовленными физически.
Надо подчеркнуть, они были прекрасно знакомы со своим основным соперником; дуэль Манкин — Альбрехтсон на последнем чемпионате Европы была самой яркой частью этого события. Соперники выиграли пять гонок из шести, только один раз пропустив вперед другой экипаж — итальянца Милоне. Победа Альбрехтсона предвещала трудную для советского экипажа борьбу и на водах Онтарио. К тому же, в сражение за олимпийское золото должны были подключиться Деннис Коннер и Уве Марес, которые не участвовали в чемпионате Европы...
Манкин блестяще провел первую гонку, опередив Коннера и Милоне; Альбрехтсон финишировал только четвертым. В следующей гонке Альбрехтсон и Манкин поменялись местами. Третью гонку, проходившую при слабых ветрах переменных направлений, снова возглавлял швед — признанный мастер побеждать в таких условиях, однако на финишной лавировке его неожиданно обошел испанец Ганседо (это был один из двух случаев, когда победителем оказывался не кто-нибудь из «великолепной пятерки» чемпионов!). В тот день произошло событие, вызвавшее немало разговоров: обнаружилось, что канадец Лейбел принимал лекарство, которое содержало неразрешенные препараты, считающиеся допингом. Международный Олимпийский комитет не допустил канадцев к этой гонке и обратил внимание IYRU на необходимость рассмотрения вопроса о применении яхтсменами лекарств во время олимпийских гонок.
В следующей гонке, когда ветра было мало и на дистанции гуляла неприятная зыбь, все пять чемпионов держались компактной группой, только на финише выяснилось, что победителем снова оказался Альбрехтсон; вторым стал Уве Марес, привыкший к аналогичным условиям соревнований у себя в Бильском заливе. Пятая гонка, как и гонки в других классах на той же дистанции «Альфа», дала для многих не очень-то желательные результаты — опять-таки вследствие изменений направления ветра и его ослабления в ходе гонки. Манкин оказался самым удачливым из пятерки и финишировал вторым — за датчанином Христенсеном; для остальных чемпионов это была худшая гонка, штрафные очки за которую пришлось исключать из окончательного результата.
Две последние гонки, проходившие в свежий бриз, при котором легкие «Темпесты» иногда даже выходили на глиссирование, уже не смогли внести существенных изменений в распределение медалей. Чувствовалось, что необкатанная лодка Манкина немного отстает от шведской лодки (особенно при усилении ветра), хотя тактически все выступления строились советским экипажем по всем правилам гоночного искусства. К концу регаты Альбрехтсон, имея уже хороший отрыв по очкам, был недосягаем, спор же за серебряную медаль между Манкиным и Коннером закончился в пользу наших яхтсменов с преимуществом всего в 2,3 очка.
Более чем скромное количество «Темпестов» на Онтарио еще раз подтвердило малую популярность этого класса и послужило поводом для дебатов на ноябрьском заседании постоянного комитета Международного Парусного Союза IYRU. Хотя программа олимпийской регаты 1980 г. еще раньше уже была утверждена МОК, здесь вновь поднялся вопрос о классах яхт, на которых предстоит разыгрывать олимпийские медали в Таллине. Американские представители предложили возвратить «Звездный» класс в число олимпийских, тем более, что, несмотря на исключение его из программ двух последних Олимпиад, в этом классе продолжается активная гоночная жизнь. Более того, ежегодный прирост числа «звездников» превышает прирост «Темпестов», которых на сегодня во всем мире насчитывается около 1500 единиц. Однако среди 23 членов постоянного комитета IYRU нашлось и немало поклонников «Темпестов», так что конец затянувшемуся спору положили лишь результаты тайного голосования. С преимуществом в 3 голоса «Звездный» класс был рекомендован в программу Олимпиады-80 вместо «Темпеста».
Перед нынешними чемпионами и обладателями медалей тоже встала неожиданная проблема — в каком классе приложить накопленный в «Темпестах» опыт?
«Летучий голландец»: дуэль Диш — Паттисон
Гонки в классе «Летучий Голландец» были интересны в первую очередь поединком двукратного олимпийского чемпиона Роднея Паттисона (Англия) и братьев Диш из ФРГ. В период, предшествующий Олимпиаде, Паттисон несколько снизил свою активность в соревнованиях, а основное внимание уделял подготовке техники. Несколько месяцев он провел на верфи Боба Хара, строя новую суперлодку, конструкция которой так и осталась неизвестной широкой публике. Вооружил он ее своей старой мачтой «Z-Спар», использовал грот фирм «Черет» и «Мусто», генуэзские стакселя «Мусто» и «Сихорс», спинакеры «Мусто» и «Бэнкс».
Братья Йорг и Эккарт Дкш из Фридрихсхафена (возраст 22 и 25) выступали на серийном швертботе голландской фирмы «Хайн», построенном два года назад. Мачта — фирмы Эльвстрема (с очень гибкой верхней частью), паруса «Фох» и «Черет». Их главным коньком, позволившим добиться победы, была умелая тактика. Достаточно сказать, что новые олимпийские чемпионы ни разу не финишировали первыми.
Сильным соперником считался французский экипаж братьев Пажо — прошлогодних чемпионов мира. Однако перед самой Олимпиадой они вынуждены были заменить свой «голландец», изготовленный с применением волокна «кевлар», запрещенного для олимпийских яхт, лодкой фирмы «Ланновер». Хотя конструкция нового судна также была облегчена до предела за счет армирования корпуса углепластиком и изготовления палубы из легчайшей древесины (бальзы), на Онтарио «голландец» Пажо заметно уступал в скорости победителям: французам так и не удалось ни разу финишировать в первой тройке.
Среди 20 «голландцев», бравших старты в Кингстоне, 12 имели корпуса из стеклопластика, 8 — из шпона; преобладали лодки фирм «Хайн» (7 судов) и «Боб Хар» (3), мачты — «Z-Спар», паруса — «Черет», У нашего экипажа (Владимир Леонтьев, Валерий Зубанов) была очень хорошая шпоновая лодка «Хайна» и паруса «Черет».
О подготовке советского олимпийского экипажа уже рассказывалось в № 60 сборника. Завершилась она весной прошлого года участием в ряде международных соревнований. На традиционной Иерской регате В. Леонтьев занял 15-е место, на чемпионате Европы 1976 г. был 17-м, а на Кильской предолимпийской регате занял 6-е место. И все же, по словам главного тренера сборной Ю. В. Пильчина, нашим яхтсменам не хватало опыта международных встреч, чтобы окончательно поверить в свои силы, приобрести уверенность, необходимую для борьбы за высшие достижения в спорте. К тому же за месяц до открытия Олимпиады Леонтьев получил травму кисти правой руки и смог вернуться к активным тренировкам буквально за неделю до первого старта на Онтарио.
Начало регаты было удачным. Наши ребята финишировали в первой гонке третьими, сразу за Паттисоном и братьями Диш. Во второй гонке подвело то, что их «голландец» не смог развить хорошей скорости на лавировке: сломался роульс, через который проводится оттяжка стаксель-шкота. Примечательно, что хотя эту гонку выиграл испанец Абаскал, это не помешало развитию основной партии: Паттисои переиграл Дишей.
В последующих гонках можно было заметить, что лодка Леонтьева заметно проигрывала на лавировке. Например, в четвертой гонке наши яхтсмены к наветренной марке подошли седьмыми, а на полных курсах смогли подняться до 3-го места, но на последней финишной лавировке вновь проиграли шесть мест. Примерно такая же картина была и в следующей гонке, где большую часть дистанции Леонтьев лидировал или шел вторым, но снова проиграл шесть мест на последнем колене, когда ветер начал стихать и сильно «зашел».
Матч Паттисон — Диш развивался, между тем, своим чередом. В четвертой гонке при повороте на левый галс на «голландце» Паттисона запутался вокруг ванты шкот генуи, ему пришлось пропустить мимо весь флот, пока матрос Юлиан Брук устранял неисправность. Ценой огромных усилий англичанам удалось на остальных участках дистанции обойти большинство соперников и все-таки финишировать третьими — вслед за Дишами (первым снова был испанец). После четырех гонок Паттисои сохранял минимальное преимущество перед Дишами: всего в 0,3 очка. По окончании этой гонки англичане подали протест на голландца Воллебрехта, который не уступил им дорогу, идя левым галсом. В шестой гонке Воллебрехт отомстил им весьма чувствительным образом: с самого старта и до финиша он, как только мог, прикрывал паруса англичан с наветра. Как бы то ни было, Паттисон на этот раз финишировал только 12-м, а Диши, окончив пятыми, вышли в лидеры.
Чтобы стать чемпионами, англичане в последней гонке должны были опередить Дишей, по крайней мере, на пять мест, но это им не удалось. На первой марке Диш был 9-м, а Паттисон только 12-м; на первом бакштаге англичане завязали дуэль с австрийцем Сейдлом, тогда как Диш спокойно ушел вперед: немцы всячески старались держаться подальше от своего основного соперника. В итоге они и выиграли золото у двукратного олимпийского чемпиона с преимуществом в целых 17 очков.
Судьба серебряной медали Паттисона также висела на волоске. Ранее неизвестный бразилец Конрад, будучи только 11-м после четырех гонок, отлично прошел три остальные (1, 3 и 3-е места). В седьмой гонке Конрад у последнего поворотного знака был первым и если бы его не обошли наш Леонтьев и австралиец Бетвайт, серебро досталось бы яхтсменам из Бразилии. Всего 0,4 очка отделяли серебро Паттисона от бронзы Конрада!
«470» впервые на Олимпиаде
Гонки на швертботах-двойках класса «470» были включены в программу олимпийской регаты впервые, тем не менее на Онтарио собрался большой флот из 28 лодок. (Ровно столько, сколько участвовало в гонках в классе «Финн» — «семикратном» ветеране парусных Олимпиад. Надо только иметь в виду, что «Финны» участники получили от устроителей регаты на месте, а швертботы «470» каждому пришлось везти в Канаду своими силами.) Это лишнее свидетельство тому, что новый класс достаточно популярен в парусном мире и, безусловно, имеет перспективы.
Информация об изображении
Советский экипаж швертбота «470» братья Виктор (слева) и Александр Потаповы
Симпатии спортсменов при выборе корпуса в основном разделили две фирмы: американская «Ван-гард» и французская «Морин» (И и 8 лодок соответственно). Превалировал алюминиевый рангоут фирмы «Z-Спар»; на парусах можно было видеть марки, по крайней мере, полутора десятков европейских и американских фирм. В распоряжение нашего олимпийского экипажа — братьев Виктора и Александра Потаповых — был предоставлен новейший «Вангард» с гротом Улмана, стакселем и спинакером, пошитыми фирмой «Норт». В освоении этой лодки и ее настройке большую помощь олимпийцам оказал известный гонщик Л. Рвалов. Однако случилось так, что уже в Кингстоне мачту и грот заменили новыми, осваивать лодку пришлось снова и практически — уже в процессе олимпийских гонок.
Советский экипаж швертбота «470» братья Виктор (слева) и Александр Потаповы
Среди фаворитов кроме бронзового призера прошлой Олимпиады (в классе «Финн») В. Потапова называли имена прославившихся победами уже в «470» француза М. Лорана — чемпиона мира 1975 г., испанца А. Горостено — чемпиона мира 1974 г., Ф. Хюбнера из ФРГ — победителя предолимпийской регаты в Киле, американцев Боба и Тома Уайтхорстов — чемпионов мира 1975 г. среди юниоров. По крайней мере, десять экипажей рассматривались как реальные претенденты на комплект из трех олимпийских медалей.
Первую гонку повел новозеландский экипаж — Патерсон и Беннет, однако на полных курсах новозеландцам дважды не повезло: сначала сорвало со стопора спинакер-фал, затем погас спинакер. В результате их обошли Ф. Хюбнер и В. Потапов, и только высокая скорость на лавировке, которую развивала новозеландская лодка, позволила им финишировать третьими. Всего 18 секунд отделяли наших спортсменов от победителя гонки Ф. Хюбнера.
Во второй гонке новозеландцы пришли вторыми — вслед за англичанами, но судьи не дали отмашки ни тем, ни другим: оказывается, обе лодки были дисквалифицированы за фальстарт, по гонщики не заметили сигналов отзыва. Потапову снова засчитывается 2-е место, и он становится лидером соревнований, так как Хюбнер приходит только шестым. Набранного запаса Потапову хватает на то, чтобы сохранить лидерство даже после штилевой третьей гонки, которую он закончил лишь 15-м, отстав от Хюбнера (13-е место).
Информация об изображении
Так откренивал лодку шкотовый Хюбнера — Каро Боде (олимпийские чемпионы XXI игр)
Очень трудной оказалась четвертая гонка. В этот день на соседней дистанции «Альфа» гонки отменили: ветра было мало. Как потом признали судьи, то же следовало сделать и на дистанции «Браво», где гонялись «Финны» и «470». Ветер не сильнее 2 баллов дул сначала с северо-востока, затем зашел к северу, а временами закисал, паруса повисали бессильно. В этих условиях юные Боб и Том Уайтхорсты (18 и 19 лет) смогли реализовать как преимущество своего малого веса — вместе они весили 112 кг, так и выгодное положение, в котором они очутились к концу гонки, когда ветер неожиданно снова подул: они финишировали первыми. Следом за ними пришли новозеландцы, доказав, что они все же являются реальными претендентами на олимпийское золото. Однако лидирующее положение к этому времени захватил Горостегю, показывающий очень ровные результаты во всех гонках (за всю регату худшее место— 8-е во второй гонке). Потапов допустил ряд тактических ошибок в ближнем бою с соперниками и в итоге смог финишировать только десятым. После этой гонки ему довелось выслушать в свой адрес обидные, но справедливые упреки тренеров — в недостаточной продуманности тактического плана гонок, в излишней самоуверенности.
Так откренивал лодку шкотовый Хюбнера — Каро Боде (олимпийские чемпионы XXI игр)
А каковы впечатления самого Виктора?
— Первые две гонки я прошел совершенно свободно, не глядя на конкурентов. Два вторых места, да еще в средний ветер, при котором наша лодка идет не блестяще, — это, конечно, было успехом. В результате мы стали лидерами, начали проявлять повышенный интерес к вероятным конкурентам, забывая порой о главном — следить за ветром. А это делать надо было очень внимательно — ветер был слабый, часто менял направление. Скованность, потеря самостоятельности обошлись дорого: в следующих двух гонках мы имели 15-е и 10-е места, причем в такой ветер, когда я чувствую себя особенно сильным! В свободный от гонок день я еще раз продумал свои действия на дистанции и решил гоняться самостоятельно. Это дало плоды: в пятой и шестой гонках мы приходили к финишу четвертыми и по сумме снова вышли на 2-е место. От новозеландца нас отделяло всего 0,3 очка...
Драматически сложилась шестая гонка для будущего олимпийского чемпиона — Хюбнера. Судьи зафиксировали фальстарт его лодки. Хюбнер, разглядев свой помер на отзыв, сразу же повернул, чтобы возвратиться назад для повторного старта, однако сигнал отзыва неожиданно убрали на четвертой минуте, тогда как по правилам сигнал фальстарта должен быть выставлен в течение 5 мин. Это дало Хюбнеру основание снова повернуть и продолжить гонку; он успешно финишировал, но не получил отмашки — судьи его все-таки дисквалифицировали. Тогда Хюбнер подал протест на судей за преждевременное снятие флага отзыва. Жюри Международного Союза IYRU признало действия судейской коллегии неправильными и определило, что заминка на старте заняла у Хюбнера около 7 мин. Отсчитав эти 7 мин от момента финиша последнего участника данной гонки, жюри постановило начислить западногерманскому экипажу 23 очка как за 18-е место. (К счастью для него, этот результат оказался худшим и не принимался во внимание при окончательном подсчете очков.)
Итак, в этом классе, как и в «Солинге», судьба медалей должна была решиться в последней гонке. Золото или серебро? — вопрос этот в равной степени лихорадил как нашу, так и новозеландскую команду. И тут снова проявились недостатки психологической подготовки наших спортсменов. Опасаясь опеки со стороны других гонщиков, Виктор взял старт подальше от основной группы яхт и всю гонку старался не пропустить вперед своего главного соперника в борьбе за чемпионский титул — Патерсона. А тем временем остальные участники попали в более выгодное положение относительно ветра. Первую марку Потапов обогнул на два места раньше Патерсона, но к этому моменту впереди него было уже 19 яхт! Когда же Потапов рассмотрел заход ветра и ринулся к нему, обходя соперников одного за другим, было поздно. Итог — 13-е место на финише этой гонки, а по сумме результатов за вычетом этого худшего — одинаковое число очков с австралийцем Брауном. Оба претендовали на бронзу, но у Брауна оказалась меньше сумма мест — 34 против 37 у Потапова; бронзовая медаль была вручена австралийскому экипажу.
Медали олимпийских чемпионов Франку Хюбнеру и Каро Боде принесло 1-е место в решающей гонке. Серебряными медалистами стали испанцы Антонио Горостегю и Педро Миллет, хотя их лучшим достижением было то, что они однажды финишировали вторыми.
— Обидно, конечно, за одну гонку проскочить мимо всех медалей! Видимо, груз ответственности за результат Олимпиады оказался слишком тяжелым для наших плеч, а надо было строить подготовку к регате таким образом, чтобы эта тяжесть была привычной. А такую привычку можно обрести лишь в больших, жестких соревнованиях — таких, как чемпионаты Европы и мира. Условия борьбы на них гораздо ближе к олимпийским, чем на тех открытых регатах, в которых нам удалось принять участие в порядке подготовки к XXI Олимпиаде, — так закончил свой рассказ о регате В. Потапов.
«Торнадо» — блестящая победа Рэга Уайта
Известный гонщик и не менее известный строитель гоночных катамаранов 40-летний англичанин Рэг Уайт и его зять и неизменный шкотовый Джон Осборн готовились к этой Олимпиаде все четыре года — с того момента, как «Торнадо» был включен в число олимпийских классов. Излишне говорить, что они выступали на одном из лучших в мире катамаранов, на котором было тщательно отработано все до последних мелочей. За их плечами был громадный опыт участия в гонках катамаранов разных классов, включая победы в поединках на «Малый Кубок Америки» (в классе С), чемпионатах мира и Европы. (Стало поистине легендарным необычайное хладнокровие Уайта, позволяющее ему с честью выходить из самых головоломных ситуаций.) Начиная с января прошлого — Олимпийского — года Уайт и Осборн неизменно побеждали во всех главных регатах с участием «Торнадо». Как правило, побеждали так, что в последней гонке уже могли не стартовать. Так было на чемпионате мира в Австралии, на европейском чемпионате, на Иерской регате, на отборочных предолимпийских гонках в Англии. Не вышел английский «Торнадо» и на старт седьмой гонки на Онтарио: к этому моменту Уайт и Осборн, выиграв четыре гонки из шести, уже конкурентов не имели — принимали поздравления с победой. (Стоит отметить, что их четыре 1-х места — наивысший абсолютный результат парусной регаты XXI Олимпиады!)
Половина из 14 участвовавших в регате «Торнадо» были построены фирмой «Сэйлкрафт», причем предпочтение было отдано корпусам из формованной фанеры. Корпуса катамарана самого Уайта были обшиты диагональными полосами 2-3-миллиметровой фанеры; изнутри обшивка подкреплялась сложным переплетением тонких распорок (яхтсмены довольно метко назвали эту систему «оранжереей»). Такой же катамаран экспериментальной конструкции был и у американца Дэвида Мак-Фолла, занявшего 2-е место. Шесть катамаранов имели корпуса из стеклопластика. Каждая лодка оснащалась двумя гротами (в основном фирм «Мак-Кибен» и «Норт» и одним стакселем («Раудашль», «Норт»).
Четыре года готовился к Олимпиаде Владимир Васильев, много экспериментировал, построил за это время не один корпус и самостоятельно пришел к той же конструкции, что и Уайт. Однако дело не было доведено до конца — в Кингстоне наш экипаж выступал на серийном катамаране фирмы «Сэйлкрафт», причем на катамаране с далеко не блестящими ходовыми качествами. Вес его оказался слишком велик — 100 кг без вооружения. В то же время вес самого В. Васильева был на целых 20 кг больше среднего веса рулевого «Торнадо» на Олимпиаде (средние цифры: вес — 73,8 кг, рост — 178 см), а вес и рост шкотового В. Тинеева, которому приходилось откренивать катамаран, выходя на трапецию, ниже, чем нужно (средние цифры: вес — 71 кг, 177 см). Таким образом, сочетание катамаран — экипаж не обеспечивало главного — скорости. Отсутствие же этого качества в гонках катамаранов (в отличие от швертботов) невозможно компенсировать ни тактикой, ни работой с парусами.
Недаром коньком Уайта считается высокая скорость в свежий ветер: в четырех гонках регаты Уайт и Осборн уверенно финишировали первыми. В третьей штилевой гонке лидерство они потеряли — их «Торнадо» оказался в зоне безветрия (5-е место); в пятой гонке Осборн из-за обрыва трапеции дважды (!) падал в воду и тем не менее англичане сумели занять 4-е место. Другими словами, после четвертой гонки судьба золотой медали практически сомнений не вызывала.
Серебро и бронза разыгрывались в двух последних гонках Мак-Фоллом и спортсменом из ФРГ Яоргом Шпренглером — чемпионом мира 1975 г. Американец неважно начал регату, финишировав в первых гонках только 8-м и 10-м. Но было известно, что он — признанный мастер выигрывать в слабый ветер, так как обладает исключительным чутьем ветра. Эта репутация подтвердилась уже в третьей гонке, которую американцы выиграли; в пятой и шестой они финишировали вторыми. Перед последним стартом Мак-Фолл опережал Шпренглера на 5,7 очка. Шпренглер взял блестящий старт и — в отсутствие Уайта — сразу же возглавил гонку. Первый знак дистанции он обогнул первым, а американцы — только десятыми. Но условия гонки были «коронными» для Фолла — дул слабый ветер с частыми заходами: американский «Торнадо» начал постепенно обходить ушедших вперед соперников. Дэвид Мак-Фолл закончил гонку четвертым и стал обладателем серебряной медали. Шпренглер пропустил вперед австралийца Лыоиса и, финишировав вторым, получил общий третий результат — завоевал бронзу.
Наш экипаж — В. Васильев и В. Тинеев, имевший места но гонкам 11, 12, 8, 13, 10, 13 и 7-е, смог претендовать только на 12-е общее место.
«Финн» — серебро Андрея Балашова
28 стран — членов Международного Парусного союза воспользовались возможностью участвовать в олимпийской регате на швертботах «Финн», предоставляемых организаторами гонок. К началу регаты были достроены канадской фирмой «Эббот» и тщательно проверены мерительной комиссией 50 пластмассовых корпусов. Были также заготовлены серийные мачты и паруса, но поскольку по условиям соревнований спортсменам разрешалось применять свои собственные мачты (и по два паруса), все постарались приехать с привычным, хорошо подогнанным вооружением: как известно, «Финн» особенно чувствителен к подбору мачты и паруса соответственно весу гонщика.
И вот корпуса разыграны по жеребьевке, участники приступили к оснастке и оборудованию лодок по своему вкусу. Все живо интересуются тем, что делают соседи. Особенным вниманием пользуется наш Андрей Балашов, применивший ряд новинок. Правомерность некоторых из приспособлений, которые можно было видеть на его швертботе, даже пришлось доказывать мерительной комиссии. Например, сначала комиссия не хотела признавать ручные стропы для откренивания швертбота (рост Андрея всего 175 см; эти стропы помогают ему вывешиваться дальше на ветер).
В первой гонке Балашов хорошо взял старт и долгое время лидировал, но постепенно сдал свои позиции канадцу Рилею, а затем и австралийцу Бертранду и Шуману из ГДР. (Интересно, что это была единственная из 42 гонок олимпийской регаты, которую выиграли хозяева акватории: видимо, Рилей все-таки не зря бороздил воды Онтарио целых полтора месяца накануне Олимпиады!)
Во второй гонке Балашов взял старт неудачно, но, демонстрируя отличную технику и тактику, смог, будучи 13-м на первом поворотном знаке, прийти к финишу четвертым. Победителем этой гонки стал чемпион мира 1976 г. англичанин Д. Ховлетт, который не без оснований считался фаворитом и явным кандидатом на чемпионский титул. Лидером соревнований стал малоизвестный ранее Йохан Шуман, в этой гонке занявший 2-е место. (Наш Балашов, однако, был неплохо знаком с Шуманом по прежним встречам, не раз побеждал этого рослого — 188 см при весе 88 кг — и сильного спортсмена.)
К этому времени Андрей обрел, наконец, спокойствие, нарушенное массой впечатлений и большой нервной нагрузкой в ожидании первых стартов. Однако штилевая третья гонка, внесшая неожиданные коррективы в таблицы результатов почти во всех классах, сложилась для советского яхтсмена неудачно. На старте Андрей правильно предугадал направление, с которого можно было ожидать появления ветра, и начал гонку с правой стороны стартовой линии. Вскоре он уже опережал группу яхт, пошедших слева, почти на сто метров, но — счастье в штиль переменчиво! — ветер получила как раз левая группа «Финнов». Андрей устремился к ней, но ему пришлось пересекать среднюю часть дистанции, где ветра не было совершенно, он заштилел, а «левые» тем временем ушли вперед. Чего только не пытался сделать Балашов, чтобы наверстать упущенное, но на финише оказался только 22-м. Утратил позиции лидера и Шуман, пришедший на этот раз 12-м: по результатам трех гонок первым стал австралиец Джон Бертранд.
В следующей гонке Андрей стартует, нацелившись в левую часть дистанции, которую только что финишировавшие гонщики класса «470», очевидно, не случайно назвали «мертвым углом». Компанию ему составил лишь Серж Мори — победитель олимпийской регаты в Киле. Они не ошиблись: этой паре удалось раньше других получить ветер, оба успешно завершили дистанцию, причем Балашов опередил француза на две минуты. Шуман снова был 12-м, а Бертранд и Ховлетт оказались где-то во втором десятке.
После пятой гонки, в которой Балашов финишировал третьим, он выдвинулся в лидеры соревнования по сумме очков. Стало ясно и то, что главным соперником Андрея является Шуман, который четыре раза из пяти оказывался впереди него. Все должна была решить погода. Рослый и тяжелый Шуман явно ждал свежего ветра, именно такой ветер и подул в день шестой гонки. Это был самый сильный ветер за всю олимпийскую неделю: скорость его достигала 11 м/с, на дистанции гуляла довольно высокая, хотя и пологая волна. Как ни старался, замачивая в воде, утяжелять одежду Балашов, его веса все-таки было недостаточно для эффективного откренивания: дрейф «Финна» Андрея был заметно больше, чем Шумана, да и парус работал не очень-то хорошо, так как мачта оказалась слишком жесткой в верхней части. Тем не менее Андрей не без успеха пытался компенсировать эти недостатки большой скоростью на полных курсах, чтобы не упустить Шумана. Андреи преследовал австралиец, однако при огибании последнего знака на треугольнике Бертранд опрокинулся. Пропустив вперед себя четырех гонщиков, австралиец встал и ценой напряженной работы на оставшейся части дистанции смог восстановить прежнее положение — финишировал пятым. Гонку выиграл бразилец Бикарк, оттеснивший Шумана на 2-е место; Балашов пришел четвертым.
Теперь, перед последним стартом, у Шумана и Балашова оказалось одинаковое количество штрафных очков, оба с равным основанием претендовали на звание олимпийского чемпиона. Но реальным претендентом на серебро был и Бертранд. И снова — сильный ветер. Картина предыдущей гонки повторяется — Шуман оказывается на два места впереди Балашова. В этой гонке Андрею пришлось бороться с сильным искушением: он мог рискнуть и использовать заходы ветра в стороне от Шумана, чтобы попытаться опередить главного соперника. Риск был велик, поскольку «Финн» Шумана имел явное преимущество в скорости и крутизне лавировки, а в этой малоперспективной борьбе за звание чемпиона очень легко было упустить верное серебро. Балашов принял правильное решение: до конца идти по пятам за Шуманом, не пропуская вперед Бертранда.
Андрей Балашов завоевал серебряную медаль — четвертую медаль советских яхтсменов в этом классе за семь Олимпиад, в которых участвовал «Финн».
Успех своего олимпийского дебюта Андрей объясняет большой помощью, которую ему оказали в подготовке к регате тренер В. Шилов, его товарищи и ближайшие конкуренты В. Заковоротный, В. Мудриченко, бронзовый призер XX Олимпиады в «Финнах» В. Потапов и многие другие наши спортсмены. Они, в частности, помогли ему избавиться от такого слабого места в технике гонки, как недостаточная скорость на полных курсах. Теперь А. Балашов — безусловно сильнейший «финнист» страны, находящийся в расцвете сил.
Блестящие результаты увенчали и большую работу тренеров ГДР по подготовке к Олимпиаде 21-летнего студента института спорта Йохана Шумана. Для его тренировок впервые на столь маленьком судне было применено электронное устройство, регистрирующее направление и скорость вымпельного ветра, скорость лодки. Малогабаритный компьютер, входящий в это устройство, рассчитывал скорость продвижения лодки против ветра при лавировке в зависимости от скорости истинного ветра. Запись всех параметров позволяла анализировать влияние настройки лодки на скорость при различных условиях.
Итак, впереди — очередной четырехлетний предолимпийский цикл. Высокие результаты, показанные нашими спортсменами на прошедшей Олимпиаде в Кингстоне, дают все основания надеяться, что в Таллине — на своей воде — они добьются еще больших успехов, что красный флаг Страны Советов не раз взовьется на флагштоке у пьедестала почета.
Технические результаты регаты XXI Олимпийских игр
Класс «Солинг» (24 яхты)
1 — Енсен П., Бандоловский В., Хансен Е., Дания; 46,7 очка (места по гонкам: 2, 2, 13, 6, 13, 1, 5); 2 — Колиус Д., Глазго В., Кепфнер Р., США; 47,4 (8, 3, 11, 2, 7, 6, 1); 3 — Белов Д., Захрис М., Энгельгардт О., ГДР; 47,4 (5, 4, 3, 3, 5, 4, 7); 4 — Будников Б., Замдтайкин В., Поляков Н., СССР; 48,7 (4, 1, 12, диски., 3, 8,2); 5 — Баккер Г., Фламинг X., Кейджер П., Голландия; 58 (14, 5, 2, н/ф, 1, 5, 9); 6 — Кувайде В., Мейер К-, Мей А., ФРГ; 60,7 (11, 7, 4, 4, 11, 2, 6); 7 — Аегели П., Франция; 64; 8 — Декстер Г., Канада; 68,7; 9 — Сунделин И., Швеция; 71,7; 10 — Мело Бруи, Бразилия; 81,4; 11 — Форбс Д., Австралия; 92,7; 12 — Костас X., Испания; 95; 13 — Макдональд-Смит Я., Англия; 102; 14 — Андреадис Г., Греция; 108,7; 15 — Албарелли, Ф., Италия; 111; 16 — Лунде П., Норвегия; 118,7; 17 — Раудашль X., Австрия; 123; 18 — Йокинен М., Финляндия; 134; 19 — Пул X., Нов. Зеландия; 135; 20 — Ферреро П., Аргентина; 138; 21 — Белвин Р., Бермуды; 141; 22 — Торпуелло X., Пуэрто-Рико; 153; 23 — Баттаглия Г., Монако; 164; 24 — Джонсон Д., Виргины; 168.
Класс «Летучий Голландец» (20 яхт)
1 — Диш И., Дкш Э., ФРГ; 34.7 (2, 3, 2, 2, 16, 5, 5,); 2 — Паттисон Р., Брук X., Англия; 51,7 (1. 2, 4, 3. 18, 12, 11); 3 — Кокрад Р., Фпкер П., Бразилия; 52,1 (8, 9, 18, 6, 1, 3, 3); 4 — Фох X., Бастет Э., Канада; 57,1 (5, 6, 5, 13, 3, 4, 6); 5 — Леонтьев В., Зубанов В., СССР; 59,4 (3, 11, 6, 5, 9, 11, 1); 6 — Фримен Н., Матиас Д., США; 65,7 (6, 13, 9, 7, 4, 1. 12); 7 — Абаскал А., Испания; 66; 8 — Пажо И., Франция; 72; 9 — Бетвайт М., Австралия; 74,7; 10 — Сйостром С., Швеция; 76; 11 — Хотц Й., Швейцария; 79; 12 — Билгер Й., Нов. Зеландия; 85: 13 — Сейдл Э., Австрия; 92; 14 — Воллебрехт Э., Голландия; 97,7; 15 — Штейнгросс, ГДР; 109,7; 16 — Кроче К., Италия; 114; 17 — Села Ю., Израиль; 125; 18 — Хориучи Т., Япония; 132; 19 — О'Нейл Б., Ирландия; 142; 20 — Прието Я., Мексика; 148.
Класс «Темпест» (16 яхт)
1 — Альбрехтсон Д., Ханссон И., Швеция; 14 (4, 1, 2, 1, 7, 2, 1); 2 — Манкин В., Акименко В., СССР; 30,4 (1, 4, 4, 3, 2, 3, 5); 3 — Коннер Д., Финдлэй К., США; 32,7 (2, 2, 3, 5, 9, 4, 2); 4 — Марес У., Штадлер В., ФРГ; 42,1 (5, 3, 6, 2, н/Ф, 1. 6); 5 — Милоне Г., Моттола Р., Италия; 55,4 (3, 5. 7, 4, 12, 7, 3); 6 — Христенсен К., Христенсен Ф.. Дания; 62,7 (6, 9, 8. 8, 1, 5, 7); 7 — Лейбел А.. Канада; 65,1; 8 — Стаартис Б., Голландия; 78,7; 9 — Ганседо Ф., Испания; 79; 10 — Хеллнер Й., Австралия; 92; 11 — Вилкинс Д., Ирландия; 96; 12 — Аутерид К., Австрия; 97; 13 — Фостер Д., Виргины; 101,7; 14 — Уоррен А., Англия; 104; 15 — Хойт Д., Пуэрто-Рико; 119; 16 — Вилларрел И., Филиппины; 123.
Класс «Финн» (28 яхт)
1 — Шуман И., ГДР; 35,4 (3, 2, 12, 12, 1, 2, 3); 2 — Балашов А., СССР; 39,7 (4, 4, 22, 1, 3, 4, 5); 3 — Бертранд Д., Австралия; 46,4 (2, 6, 1, 22, 5, 5, 6); 4 — Бикарк К., Бразилия; 54.7 (6, 7, 5, 19, 2, 1, 11); 5 — Карлсон К., Швеция; 66,4 (10, 3, 23, 10, 14, 3, 2); 6 — Боудорис А., Греция; 77 (13, 8, 9, 4, 21, 7, 4); 7 — Хов-летт Д., Англия; 77; 8 — Рилей С., Канада; 83; 9 — Пелаше М., Италия; 87.7; 10 — Мори С., Франция; 88; 11 —Коммет П., США; 95,7; 12 — Дорест Й., Испания; 98,7; 13 — Фабрис М., Югославия; 103; 14 — Линдхарстен Й., Дания; 106; 15 — Фармер Й., Нов. Зелаидия; 109; 16 — Блашка Р., Польша; 113; 17 — Хаан А., Венгрия; 113,7; 18 — Майка Д., Мексика: 115,7; 19 — Кронблом Р., Финляндия: 131; 20 — Сульберг В., ФРГ; 133; 21 — Хироцава Т., Япония; 133; 22 — Рогге Д., Бельгия; 138; 23 — Фирно X., Аргентина; 144; 24 — Скиндберг Т., Норвегия; 165; 25 — Рассел М., Багамы; 165; 26 — Лее X., Бермуды; 175; 27 — Андрю А., Виргины; 183; 28 — Алмарио М., Филиппины; 199.
Класс «Торнадо» (14 яхт)
1 — Уайт Р., Осборн Д., Англия; IS (1, 1, 5, 1, 4, 1, н/с); 2 — Мак-Фолл Д., Ротвелл М., США; 36 (8. 10, 1, 4, 2, 2, 4); 3 — Шпренглер И., Шмалл И., ФРГ; 37,7 (2, 2, 11, 7, 5, 3, 2); 4 — Льюис Б., Рок У., Австралия; 44,4 (н/ф, 6, 2, 12, 1, 6, 1); 5 — Колни П., Колни Й., Швеция; 57,4 (9, 7, 3, 2, 9, 12, 3); 6 — Штейнер В., Шнейсс А., Швейцария; 63,4 (3, 3, 9, 9, 11, 4, 8); 7 — Вудс Л.. Канада; 69,7; 8 — Пиволи Ф., Италия; 71,7; 9 — Дью П., Дания; 74,7; 10 — Деказанова X., Франция; 76,7; 11 — Прад X., Австрия; 78,4; 12 — Васильев В., СССР; 97 (11, 12, 8, 13, 10, 13, 7); 13 — Нарко П., Финляндия; 100,7; 14 — Статер X., Пуэрто-Рико; 114.
Класс «470» (28 яхт)
1 — Хюбиер Ф., Боде К., ФРГ; 42,4 (1, 6, 13, 6, 1, н/ф, 1); 2 — Горостегю А., Миллет П.. Испания; 49,7 (4, 8, 2, 5, 3, 7, 5); 3 — Браун Я., Руфф Я., Австралия; 57 (12, 4, 4, 17, 9, 1, 4); 4 — Потапов В., Потапов А., СССР; 57 (2, 2. 15, 10, 4, 4, 13); 5 — Патерсон М., Беннет Б., Нов. Зеландия; 59,7 (3, фс, 10, 2, 5, 2, 16); 6 — Креббин Ф., Кларк Д., Англия; 69,4 (17, дискв., 1, 3, 19, 5, 3); 7 — Вьютер Ж., Швейцария; 71,7; 8 —Лаурент М., Франция; 79,4; 9 — Уайтхорст Р., США; 89; 10 — Коматсу К., Япония; 95,7; 11 — Парадеда М., Бразилия; 96; 12 — Лонберг Л., Дания; 99,7; 13 — Веркхофен И., Голландия; 101,7; 14 — Веччато Р., Италия; 102; 15 — Йеисен М., Норвегия; 102,7; 16 — Парк К., Канада; 109.7; 17 — Симмонс Е., Бермуды; 116; 18 — Бруммер М., Финляндия; 126: 19 — Ваитерс П., Бельгия: 128: 20 — Юхансон О., Швеция; 132; 21 — Лека-Рамада И,, Португалия; 137; 22 — Лисоц-ки А., Колумбия; 147; 23 — Дикс Р., Ирландия; 152; 24 — Тамасухари С., Таиланд; 163; 25 — Каселлас М., Пуэрто-Рико; 166; 26 — Магли X., Гватемала; 172; — 27 — Геронтарис Д., Греция; 175; 28 — Кирконнелл Д., Каймановы о-ва: 176.