Лиепайские водномоторники сумели продвинуться в этом деле, пожалуй, дальше всех — организовали первенство республики на прогулочно-туристских мотолодках. Традиционное увлечение латышей техническими видами спорта и накопившийся — почти 10-летний — опыт проведения водно-моторных соревнований меньшего масштаба помогли им в этом.
Первые гонки на прогулочно-туристских мотолодках состоялись в 1968 г. Возникли они стихийно — как проявление простого желания десятка любителей «прикинуть» скорости. Первый опыт понравился, в следующем году городской комитет ДОСААФ организовал «Марафон-Лиепая» — так стали называть эти соревнования. Трасса марафона неизменно прокладывается по неглубокому Лиепайскому озеру, вытянувшемуся вдоль морского побережья. Даже во время сильных штормов, когда западные ветры запирают портовый канал — устье реки Барты, образующей в разливе Лиепайское озеро, ветер не может развести на нем сильной волны. Стоит отметить, что из Лиепаи довольно трудно выйти во внутренние водоемы страны, поэтому-то дальние туристские плавания здесь менее популярны, чем гонки. И не случайно здесь традиционным требованием к большинству мотолодок стала скорость. Скоростной марафон — маршрутная гонка на 120-150 км — с 1970 г. становится частью обширной спортивной программы, куда входят уже и кольцевые заезды на 5, 10 и 15 миль. При разработке Положения за основу принимаются действующие «Правила соревнований по водно-моторному спорту СССР», но их несколько дополняют (например, разрешают любые усовершенствования лодок и моторов, рекомендованные в сборнике «Катера и яхты»).
В 1973 г. организацией соревнований начинает заниматься городской спортивно-технический клуб ДОСААФ, возглавляемый А. Ж. Лагздыньшем. Большую помощь клубу оказывает рыболовецкий колхоз-миллионер «Большевик», имеющий сильную водно-моторную секцию. На старом Перконском канале разбили трассу, появились стартовые часы, была организована своя судейская бригада. Участником соревнований здесь может стать каждый член СТК, имеющий серийную мотолодку и мотор. Приняв старт однажды, редко кто пропускает следующие соревнования! Престиж этих гонок среди водномоторников города довольно высок.
С большим энтузиазмом относятся к этим соревнованиям и жители города. Лиепая узкой полоской земли втискивается между озером и морем. Редкая семья этого портового города со 100-тысячным населением не связана с трудом рыбака или морехода, а уж отдых каждой из них непременно связан с водой!
Информация об изображении
Победитель серии гонок в классе ТС-Р. Экипаж в составе Э. Малиновскиса и Д. Круминьша
Яркие плакаты, транспаранты, приглашающие на берег Перконского канала на лично-командное первенство Латвийской ССР на туристских судах, — это первое, что бросалось в глаза любому гостю Лиепаи в конце сентября прошлого года. В день накануне старта до темноты не смолкали моторы: к причалам лодочной станции колхоза «Большевик», где работала техкомиссия, подходили мотолодки. Большинство участников были на «Казанках» и «Прогрессах», но в привычном первозданном виде эти лодки видеть не пришлось: ни на одной не было стекла, пайолы и штатные сиденья были сняты, многие корпуса имели по транцу защитные поручни, которые оберегали корпуса и моторы на случай столкновения. Когда некоторые из прошедших техкомиссию мотолодок вытаскивали на берег и переворачивали, на носовой половине днища можно было обнаружить килек для улучшения маневренных качеств, днище большинства лодок было тщательно отполировано и покрыто графитовой смазкой.
Победитель серии гонок в классе ТС-Р. Экипаж в составе Э. Малиновскиса и Д. Круминьша
Значительной доводке были подвергнуты и сами моторы. Отполированы впускной тракт и продувочные каналы, удалены шестерни заднего хода, установлены по два стальных узких поршневых кольца в одной канавке, увеличена степень сжатия в картере. Двигатели работают на оборотах значительно выше номинальных и поэтому топливная смесь приготовляется с касторовым маслом и добавляется дисульфит молибдена. Установлены двухлопастные полированные винты. Словом, масса всяких ухищрений и усовершенствований, заимствованных и у профессиональных гонщиков, и из раздела «Консультирует конструктор», публикуемого в сборнике, и придуманных самими. Некоторые из них одобрения конструкторов, возможно, не вызвали бы. Не беремся судить, но факт остается фактом — большинство моторов работает по 5—6 лет, «накручивает» в обычном эксплуатационном режиме за сезон свои 100—150 часов, причем работа умело доведенного двигателя отличается большей надежностью, чем серийного. В правилах соревнований сделаны и ограничения, например, нельзя растачивать цилиндры, применять дополнительные карбюраторы, несерийные детали и узлы зажигания и т. д.
Информация об изображении
Серийные туристские мотолодки и спортивные, построенные по чертежам сборника
Утром 25 сентября маршрутные автобусы, следующие в сторону Перконского канала, были переполнены. Вдоль канала выстроились автомашины зрителей. День выдался холодный, с часто налетающим дождем. Восточный ветер, дующий с побережья, угнал воду, из-за резко понизившегося уровня в озере пришлось отменить маршрутную гонку. Вместо нее дается старт 45-минутной гонке на прохождение наибольшего числа кругов. Наблюдая за расстилающими за кормой водяную пыль «Прогрессами» и слаженной, отточенной работой экипажей на поворотах, когда они разворачивают лодку на 180°, почти не сбрасывая газ, убеждаешься, что упоминавшиеся в отчете скорости соответствуют действительности. Это подтверждают и заезды на 5, 10 и 15 миль.
Серийные туристские мотолодки и спортивные, построенные по чертежам сборника
Особенно ровно без всяких поломок и «нулей» проходит все заезды младший класс — ТВ — мотолодки с подвесными моторами объемом до 350 см3. Все шесть мотолодок, вышедших на старт, — «Казанки» с «Нептунами-23». Победителем в этом классе становится экипаж колхоза «Большевик» К. Саулитис и А. Юрмалис. У них и самая высокая скорость на круг в этом классе, показанная в 15-мильной гонке, — 51,1 км/ч.
Следующий класс — ТС — мотолодки с моторами объемом до 500 см3 — пришлось разбить на два класса: ТС-Р — тяжелый, в котором выступают «Прогрессы» и «Нептуны», и легкий — ТС-К «Казанки» и «Крымы» с «Вихрями». В «тяжелом» классе испытание всех заездов выдерживают шесть экипажей, а победителями становятся Э. Малиновские и Д. Круминьш — молодые ребята из лиепайской «мореходки», готовящиеся Стать механиками на рыболовных траулерах родного колхоза. Судейские секундомеры фиксируют их высшую скорость в этом классе, показанную в 5-мильной гонке, — 45,8 км/ч. Между заездами ребята дремлют на остывающем осеннем солнце — вся ночь ушла на замену расплавившегося накануне поршня...
«Легкий» класс ТС-К заканчивает серию гонок без потерь — все девять «Казанок» получают зачетные очки. И в этом классе побеждает экипаж колхоза «Большевик» — Т. фрицкаус и У. Буш, участвующие в соревнованиях с 1969 г. У них и лучший результат скорости в этом классе — в 5-мильной гонке они показали 52,9 км/ч на круг.
В свободном классе — TF — с подвесными моторами до 1000 см3 — все заявленные лодки были самодельными. Среди них скеговая трехтонка и гоночный катамаран, рассчитанные и построенные по материалам сборника. Обычно этот класс собирает много участников, но на этот раз было заявлено только четыре лодки. Едва не выбыл из соревнований многократный победитель в этом классе — экипаж автотранспортного предприятия в Лиепае О. Седлениекс и Г. Вейте. Накануне вечером во время тренировки с их старенького «Вихря» сорвало маховик. Но за ночь они сумели подготовить мотор к гонкам. Но даже и они, как впрочем и все участники в этом классе, не смогли пройти все гонки ровно, без «баранок». Лучшую скорость победители показали в 10-мильной гонке — 59,7 км/ч.
В командном зачете победителями первого первенства Латвии по водно-моторному спорту на туристских судах становятся спортсмены рыболовецкого колхоза «Большевик». Второе место заняли спортсмены лиепайского молочного комбината, третье — команда деревообрабатывающего комбината «Балтия».
Сравнивая результаты соревнований с показанными в 1975 г., невольно замечаешь: имена победителей повторяются. И думается, здесь проявляется своя закономерность: уровень развития любительского водномоторного спорта в городе достиг той стадии, когда досконально изучены все особенности соперников, когда от них не ждешь неожиданностей, а без этого дальнейшее совершенствование невозможно. И, по нашему мнению, заслуживает поддержки стремление организаторов соревнований выйти за пределы города, а потом и республики — на арену общесоюзных соревнований судоводителей-любителей. Опыт прошлого года в этом отношении не совсем удался — по разным причинам не смогли приехать спортсмены из Стучки, Рои, Риги.
Можно оспаривать некоторые положения правил лиепайских соревнований; наверняка, например, у киевлян или москвичей правила и условия проведения таких соревнований свои. Главное то, что потребность в таких встречах существует, что такие соревнования повышают мастерство, грамотность, дисциплину и творческую активность наших водномоторников-любителей.
Огромную пользу в этом деле принесла бы ФВМС СССР, взяв под свою опеку организацию соревнований на туристских судах, разработав единые правила. Видимо целесообразно эти соревнования проводить под руководством комиссии по многодневным спортивным плаваниям ФВМС СССР, узаконившей в конце прошлого года появившийся в Эстонии новый вид спорта — водно-моторные ралли.
Такие соревнования могли бы стать хорошим полигоном и для нашей промышленности, выпускающей прогулочные суда и подвесные моторы. Ведь проводятся же соревнования на серийно выпускаемых автомобилях!
...Провожая нас в Риге на самолет, Айвар Лагздыньш, председатель СТК по туристским мотолодкам г. Лиепаи, торопился, — рижские коллеги, вызвавшиеся провести второе первенство Латвии среди туристских судов, ждали его для осмотра акватории будущих соревнований.