Главная лично-командная встреча водномоторников страны — 23-й по счету чемпионат СССР проводился в столице Эстонии на озере Харку. Эту гоночную трассу можно считать идеальной: даже сильный ветер поднимает лишь очень невысокую волну — величина озера небольшая! Если на предыдущих чемпионатах — в Днестровске и Воронеже — из-за погодных условий и волны на трассе приходилось откладывать или даже отменять гонки (личные), то здесь можно было быть уверенными, что такое вряд ли случится. Трасса давно обжита эстонскими гонщиками: на Харку проводятся первенства республики, матчевые встречи, а в 1961 г. проводился и чемпионат страны.
В день приезда команд поведение большинства тренеров, представителей команд, да и многих гонщиков было не совсем обычным: все спешили первым делом разузнать — кто что привез! Причина такого далеко не праздного любопытства объяснима: по новому положению о соревнованиях, в отличие от предыдущих первенств, где все команды по составу (классам судов) выглядели совершенно одинаково, состав команд был сделан «плавающим», т. е. не регламентировался. Это решение вызвало большую предварительную работу и намного повысило ответственность тренеров, которым приходилось решать «кого везти!» Фактически борьба за первое место началась на берегу.
Практически тренеры могли привезти спортсменов в любом количестве и заявлять их в команду, смотря по обстоятельствам, в любом из культивируемых у нас классов; скутеров с гоночными моторами OJ, ОД, ОБ и ОС (не более одного «командника» в каждом классе), скутеров национального класса ОВ и ОС, мотолодок SB и SC, глиссеров R1, R2 и R4 (не более двух командников в каждом классе); кроме того в состав команды входили юноши на скутере ОД и двух мотолодках SA и SB (не более двух командников в классе). Однако «зачетных» спортсменов в команде должно было быть заявлено всего девять— из них двое юношей (в отдельный зачет юношеского первенства — трое юношей).
Нововведение с составом команд в общем-то, само по себе, не очень спутало карты тренеров, поскольку возможности почти всех членов сборных команд были известны. Усугубляло возникшие сложности применение другой новинки — очковой системы зачета вместо скоростной. Применение очковой системы действительно рекомендовано УИМ, но, подчеркнем, для личных чемпионатов. Эта система объективно выявляет лучшего спортсмена даже при случайных неудачах его в одной или двух гонках: число очков, присуждаемых за первые три места, значительно выше, чем за последующие. Но при командном зачете по очковой системе, когда становится важна не показанная в гонке скорость, а место, занятое гонщиком в заезде, появляются ненужные и, прямо скажем, малоспортивные осложнения.
Тренеры стараются заявить каждого своего командного спортсмена в такой заезд, где участников поменьше: ведь вероятность получения больших очков значительно повышается — даже при невысокой скорости — при малом числе участников! (Напомню, что и вообще очки начисляются только первым 20 финишировавшим спортсменам, остальные получают нуль). Не очень-то выгодно заявлять и двух командников в одном и том же классе — потеря очков! А вот в личном зачете лишний свой гонщик желателен (если, конечно, он не обгонит своего же командника) — очки у соперников будут отняты. И уж вовсе осложнялась головоломная работа тренеров тем, что правила разрешают перезаявлять гонщиков за час до начала заездов...
Остается добавить, что было введено и еще одно новшество — правило «трех минут», по которому зачет в гонке получали только те, кто пересек линию финиша в течение 3 мин после победителя.
Интересно посмотреть, на какие же классы возложили тренеры бремя командного зачета! Тем более, что на этот чемпионат, пробный для новой системы, почти все команды привезли технику «по старинке», т. е. везли суда всех классов, даже тех, которые не имели шансов на призовые места.
В юношеских классах больших вариаций нет: большинство команд выставило по одному команднику в каждом классе; только сборная Белоруссии заявила сразу двух в SB и ни одного в двух других классах.
Любопытнее картина в составе взрослых. Основные претенденты на призовые места — Украина, РСФСР, Москва, Ленинград сделали ставку на «тяжелые» классы глиссеров (так, по два командника заявили в R4 — тренеры РСФСР, а в R2 — ленинградцы) и на скутера с гоночными моторами (при этом Украина заявила командников даже в OJ, рассчитывая получить очки на двухцилиндровом «Сиче», более надежном, чем «Дельфины», которые в общем-то уже почти на 80—90% состоят из самодельных деталей). И что показательно: ни одна из этих команд не выставила гонщиков в национальном классе ОБ (Украина даже и в ОС).
Ленинград, на удивление всем, не выставил ни одной мотолодки — нив SB, ни в SC. Зато Украина выставила две мотолодки в SC, явно возлагая большие надежды на новые моторы «Вихрь-30».
Проявилось кризисное положение с «национальными» скутерами. Вначале бурно развивавшиеся, эти классы оказались не менее сложными, чем скутера «международные» со специально гоночными моторами. Причины ясны: отсутствие специальных подводных частей, малая надежность. И еще одна закономерность: команды республик, в которых водно-моторный спорт развит слабо, основной упор сделали на то, что проще — на мотолодки SB и SC (Молдавия, Узбекистан, Азербайджан) и серийного изготовления (ГДР) глиссеры R1 (Узбекистан, Азербайджан). В данном случае пришлось «по одежке протягивать ножки» — гоночных моторов в этих республиках практически нет, какие уж тут скутера!
Информация об изображении
Скорости в юношеских заездах класса SB лишь немногим уступали скоростям взрослых
Мандатная комиссия допустила к гонкам около 220 судов. Программа соревнований выглядела внушительно: предстояло провести 62 заезда!
Скорости в юношеских заездах класса SB лишь немногим уступали скоростям взрослых
На открытии соревнований с приветственным словом к собравшимся обратился вице-президент Международного водно-моторного союза (УИМ) Поль Ламберте, специально прибывший на чемпионат для ознакомления с практикой проведения соревнований такого высокого ранга в нашей стране. Вручив дипломы за установление в прошлом сезоне рекордов мира, Поль Ламберте пожелал советским спортсменам высоких результатов на предстоящих гонках.
Первый гоночный день полностью отдан юношеским заездам.
Культивирование юношеских классов — отличительная черта нашего водно-моторного спорта. Из среды молодых выходят настоящие мастера. Все это так, однако, как уже отмечалось на страницах сборника, проведение юношеского чемпионата одновременно со взрослым, в составе его и без того насыщенной программы только усложняет организацию соревнований. С другой стороны, уже регулярно проводится первенство по водно-моторному спорту среди ДЮСШ (спортшкол). Пожалуй, стоило бы совместить это первенство и чемпионат для юношей с учетом впоследствии «юношеских» очков в зачете команд республик.
На предыдущих встречах хорошую подготовку молодых водномоторников демонстрировали команды РСФСР, Литвы и Эстонии (в классах ОА и SA), а также Белоруссии (в классе SB). И на этот раз борьба разгорелась именно между этими юношескими командами.
В первых же заездах скутеров заявку на победу сделал литовский спортсмен — прошлогодний бронзовый призер И. Кулайтис: по сумме трех гонок он и занял 1-е место. Две гонки выиграл представитель Эстонии У. Сепп; по очковой системе это настолько перекрыло сход с дистанции во второй гонке, что по сумме очков он смог занять 2-е общее место.
В классе SA также впереди был молодой гонщик из Литвы — В. Яблонские (по воле случая тоже прошлогодний бронзовый призер). Правда, первую гонку выиграл латвийский спортсмен А. Ардонс, но из-за серьезной поломки двигателя он не смог стартовать в двух последующих заездах...
С 1974 г., когда был введен юношеский класс SB, в нем неизменно побеждали юные гонщики из Белоруссии. Не стал исключением и этот год (недаром Белоруссия заявила только двух юношей и только в этом классе). 1100 очков в копилку команды приносит В. Мшар — у него две победы и одно 2-е место. Более скромную лепту (9-е место, всего 206 очков) внес прошлогодний чемпион Р. Паланевич. В этом классе командный гонщик Литвы А. Бакшис занял только 5-е место, но победа уже была в кармане его команды: она оказалась практически недосягаемой, так как имела две золотые медали! На втором месте — юноши РСФСР (два 2-х места и одно 4-е), на третьем — Белоруссия.
Надо сказать, что, как отмечалось и в прошлом году, серийной гоночной техникой юноши пока не обеспечены. На всех без исключения предыдущих чемпионатах в заездах на мотолодках SB и у юношей и у взрослых применялся исключительно мотор «Нептун-23». К другому мотору той же кубатуры — «Привету-22» — спортсмены пока «не подобрали ключей». Но на таллинском чемпионате «Привет» все-таки уже появился, правда, пока только у юношей: на нем выступал М. Холл из Эстонии. Гонщик сумел занять на моторе общее 4-е место и показал максимальную скорость, менее чем ка 1,5 км/ч уступающую скорости победителя.
Рассказ о соревнованиях взрослых хочется начать именно с третьего дня чемпионата — дня гонок на мотолодках и скутерах национальных классов В и С. И именно с SC.
Сенсацией XXI! чемпионата в Воронеже была победа С. и А. Жировых, выступавших на моторах «Москва-30». В этом же году в 500-кубовом классе дебютировал «Вихрь-30». Было немало споров о том, чем закончится поединок: «Вихрь-30» — «Москва-30»! В пользу последнего говорили и установленные на нем прошлогодние рекорды мира и то, что в Таллине выступает с «Москвой-30» опытнейший спортсмен, рекордсмен мира и чемпион страны А. Жиров. Однако победил куйбышевский «дебютант», оправдав надежды своих приверженцев и болельщиков. (Кстати говоря, первая проба сил нового «Вихря» на всесоюзных соревнованиях была сделана в Херсоне на X гонках на приз сборника — см. №63).
На чемпионате было представлено всего четыре «Вихря» этой последней модели (выпускаются они малой серией). На двух моторах выступали украинские гонщики В. Кусков и О. Ковалев, еще один был в команде Армении — у Р. Аракельяна. Все это спортсмены, давно гоняющиеся в классе SC. А вот М. Зайчикова из команды РСФСР до последнего чемпионата здесь не знали: после пятилетнего перерыва (раньше он выступал на скутерах и глиссерах) этот спортсмен сел в мотолодку и поставил на нее «Вихрь-30». В данном случае можно сказать — «ему и карты в руки», поскольку спортсмен работает наладчиком на Куйбышевском моторостроительном заводе имени М. В. Фрунзе, выпускающем «Вихри»! Буквально через сто метров после старта первого заезда его лодка под № 15 вышла вперед и затем уверенно лидировала все три круга.
По окончании гонки судейская коллегия объявила, что М. Зайчиков перекрыл мировой рекорд на 5-мильной дистанции, установленный в 1974 г. в Днестровске А. Раудвой. Скорость М. Зайчикова почти на целый километр в час выше! Но... когда при подходе к берегу куйбышевец пытался выключить двигатель аварийным выключателем, тот не сработал (спортсмену пришлось воспользоваться серийной кнопкой «стоп»). Техническая комиссия зафиксировала это грубейшее нарушение правил безопасности — спортсмен на первую гонку был дисквалифицирован, рекордный результат аннулирован. Тем более досадно, что хотя финишировавший вторым О. Кусков также превысил рекорд Д. Ра уд вы, и его достижение регистрировать в качестве мирового рекорда нельзя — ему не хватило для этого буквально нескольких метров (по правилам новый рекорд регистрируется, если он превышает прежний, умноженный на 1,0075).
Во втором заезде лодки М. Зайчикова и В. Кускова метров на триста опережают на финише ближайшего соперника. По лагерю разносится радостная весть — скорость обоих еще выше, чем в первой гонке. Новый результат Зайчикова — 71,384 км/ч после соответствующих формальностей в УИМ будет зарегистрирован как мировой рекорд в классе SC на дистанции 5 миль. Однако рекорд рекордом, а личное место в серии гонок 4x5 миль у Зайчикова только 2-е: в третьем заезде из-за неисправности в системе зажигания двигатель вышел из строя.
Желание спортсменов как можно лучше взять старт в завершающей четвертой гонке было так велико, что несколько лодок пересекло стартовую линию раньше времени. Судьи на старте зафиксировали массовый фальстарт, считая нарушителями около 70% участников. Однако когда были просмотрены кадры фотостарта, оказалось, что беспристрастный объектив отметил явный фальстарт только трех лодок. Заезд был повторен, но уже, конечно, без проштрафившихся участников.
По сумме трех лучших заездов новым чемпионом СССР становится В. Кусков; он приносит команде Украины 1100 очков! Кстати, 3-е место занял рекордсмен СССР на дистанции фонд (12 статутных миль) К. Тылль, выступавший на «Вихре-М». То, что еще недостаточно просто иметь «тридцатку», показывают результаты Р. Аракельяна: у него только 12-е место и очень скромная максимальная скорость — 60,049 км/ч.
Рекордный дебют «Вихря-30» был блестяще продолжен в последний день соревнований — во время личных заездов на «длинную» дистанцию 10 миль. М. Зайчиков заканчивает гонку с великолепной скоростью — 73,151 км/ч, т. е. почти на 5 км/ч улучшает рекорд, поставленный в прошлом году в Воронеже А. Жировым на «Москве-30». Столь высокий результат М. Зайчиков был просто вынужден показать, поскольку все шесть кругов его по пятам преследовали украинцы В. Кусков и С. Ковалев. В заезде, проходившем при «рекордной» погоде — приятный легкий ветерок и лишь невысокая рябь на воде, время, превышающее рекорд мира, показали четверо: к троим уже названным присоединился и К. Тыпль (69,601 км/ч).
Итак, как показала первая проба нового мотора на чемпионате страны, «Вихрь-30» — весьма перспективная для спорта модель. Остается только пожелать, чтобы этих моторов к следующему чемпионату оказалось у спортсменов побольше!
А вот для А. Жирова вода озера Харку оказалась несчастливой: только 14-е место, скорость всего-навсего около 58 км/ч. Спортсмен решил не пытать счастья и не стартовал в 10-мильной личной гонке, на дистанции которой в прошлом году стал рекордсменом мира.
В классе мотолодок SB в серии гонок 4x5 миль было заявлено 16 командников и 4 личника. Борьба обещала быть исключительно упорной — в заезде участвовали все три призера прошлогоднего чемпионата Ю. Иванов (РСФСР), Н. Егоров (Латвия) и Т. Хааге (Эстония), чемпион СССР 1974 г. Г. Черненко, рекордсмены мира Б. Клюшников и В. Волков.
Три заезда из четырех (в одном — сошел с дистанции, так как на повороте лодка зачерпнула воду) выиграл Ю. Иванов; он подтвердил звание чемпиона СССР и принес своей команде максимальное количество очков — 1200. Только во втором заезде Т. Хааге удалось было обойти Ю. Иванова, но удерживать лидерство дольше двух кругов он не смог — по ветру лодка Ю. Иванова шла заметно лучше, а финишная прямая как раз была по ветру. Однако сделать, как в прошлом году, золотой дубль — стать чемпионом и в серии и в личной гонке — Ю. Иванову все же не удалось: 10-мильную гонку блестяще выиграл, уверенно лидируя с момента старта, рижанин Н. Егоров. Подсчет скорости — и судья-информатор объявляет, что в этой гонке, как и в SC, превышен мировой рекорд, установленный в прошлом году Ю. Ивановым, причем новое достижение выше более чем на 3 км/ч! Новый рекорд мира — 70,344 км ч. Причем и в этом классе со скоростью, оказавшейся выше рекордной, финишировали также не один, а сразу четыре спортсмена. Свидетельство великолепной подготовки материальной части!
Теперь о борьбе на скутерах. В гонках серии 4x5 миль скутеров национальных классов скорости оказались ниже, чем в Воронеже. Только победитель — новый чемпион страны в классе ОС ульяновец Е. Степанов смог показать и высокий результат и завидную стабильность — три победы, 1200 очков! Что-то не ладилось у прошлогоднего чемпиона А. Шлапикаса — он не смог результативно закончить ни одной гонки.
В классе О В произошел редкий случай: два спортсмена — Е. Бочкарь (Москва) и Е. Вериго (БССР) — по сумме трех гонок набрали одинаковое количество очков — 1100. Победа была присуждена Е. Бочкарю, показавшему в заездах более высокие скорости, хотя и Е. Вериго, выступавший на форсированном «Привете-22», имел неплохую среднюю скорость — 84,062 км/ч.
В командной борьбе, пожалуй, решающее значение имел успех гонщиков РСФСР в тяжелых классах судов — на глиссерах. С их заездов, собственно, и начались соревнования взрослых. Правда, по предварительному плану порядок заездов был другим, но его изменили специально, чтобы показать гостю — вице-президенту УИМ наиболее эффектные и высокоскоростные гонки: 30 июля был последний день пребывания Поля Ламбертса в Таллине.
В классах глиссеров вот уже на протяжении нескольких чемпионатов соперничают две команды — сборные России и Ленинграда. Тренеры обеих команд явно рассчитывали на получение основного запаса очков именно в этих классах: об этом свидетельствовало максимальное число командников у РСФСР в R4 и у Ленинграда — в R2. К удивлению участников, в R1 сборная РСФСР не выставила зачетных гонщиков, хотя в ее составе были рекордсмены мира в этом классе В. Слинков и А. Кузнецов (прошлогодний чемпион СССР А. Кузнецов по положению мог быть заявлен только на личную 15-мильную гонку).
№ 11, на котором выступает В. Слинков, финиширует со скоростью 99,068 км/ч, которая почти на 4 км/ч выше мирового рекорда С. Манукяна, установленного ка чемпионате 1974 г. в Днестровске. Отличное начало! И тем более приятно, что крушение рекордов происходит в присутствии официального представителя УИМ.
Во второй гонке скорость В. Слинкова еще больше: он преодолевает 100-километровый рубеж — 100,653 км ч. (Любопытное положение — результат этот будет регистрироваться только как рекорд мира, поскольку рекорд СССР, установленный В. Слинковым еще в 1971 г., но так и не зарегистрированный в УИМ, выше — 103,75 км/ч).
В тот день погода была неустойчивой — то и депо налетали шквальные порывы ветра с дождем. Это, вероятно, повлияло на дальнейшие выступления В. Слинкова: его глиссер, рассчитанный на рекордные скорости лишь при самом умеренном волнении, в двух последних гонках сходил с дистанции, спортсмен получил только бронзу.
Составляя «прогнозы» перед гонками глиссеров R2, никто не сомневался в победе ленинградца В. Исакова. В спортивной борьбе в этом классе он не имел поражений. И гонщик снова оправдал надежды зрителей — его глиссер под № 9 эффектно уходил от соперников сразу же после старта. Был, правда, момент, заставивший многих болельщиков и особенно ленинградцев поволноваться. К началу второй гонки настолько изменилось состояние акватории — вдруг все затихло, что с гребным винтом, с которым час назад глиссер уверенно показывал почти 100 км/ч, теперь не удавалось выйти на редан. Чтобы не перегреть двигатель, В. Исаков решил сойти с дистанции. К следующему заезду винт был заменен более легким, все встало ка свои места: победа в третьей гонке, 2-е место в четвертой (правда, это 2-е место быпо чисто тактическим ходом, обусловленным применяемой очковой системой зачета!).
Немного о технике. Если еще год-два тому назад на подавляющем большинстве глиссеров R2 устанавливались двигатели с «Москвича-412», то на этом чемпионате картина была иной: две трети судов были оснащены двигателями «ВАЗ-2103». Такой же двигатель стоял и на глиссере под № 6. Это — новая разработка конструкторов Ленинградского опытно-экспериментального завода ДОСААФ. Мастер спорта В. Звездин — испытатель конструкторского отдела предприятия — был заявлен как личник. Видимо, этим и объясняется его скромное 4-е место в серии гонок: он боялся отнять командные очки у своих земляков.
Глиссер, получивший название «Рапира», на этом чемпионате принял боевое крещение в крупных соревнованиях. Он привлекал всеобщее внимание. И не зря. Когда командная борьба закончилась, В. Звездин продемонстрировал новый глиссер «в полную силу» на 15-мнльной гонке. Результат — 2-е место, причем скорость 99,205 км/ч практически равна прежнему рекорду мира. «Прежнему» сказано только потому, что победивший в этой гонке В. Исаков установил новый мировой рекорд (подняв его почти на 4 км/ч) — 103,679 км/ч! «Рапире» осталось пройти только официальные сдаточные испытания. Остается пожелать, чтобы новый глиссер как можно быстрее стал серийной продукцией завода ДОСААФ.
В классе R4 новинок почти нет. Все глиссеры оснащены двигателями от «Волги» той или иной модели. Впрочем, кроме одного. В. П. Каширин из команды РСФСР (он был заявлен лично) смонтировал на своем глиссере два двигателя от «Жигулей», сделав установку тандем: один двигатель работает на вал другого и далее на гребной вал. Для первой пробы результат глиссера с такой необычной компоновкой можно считать неплохим — в одной из гонок серии В. Каширин показал скорость 98,129 км/ч. Если учесть, что двигатели наверняка еще не отлажены, можно сказать, что этот вариант открывает большие возможности.
Давними соперниками являются мастера международного класса ульяновец К. Мартищенко и ленинградец Г. Грушевский. На этот, по крайней мере — в первой гонке, раз в их борьбу за чемпионский титул сумел вмешаться москвич И. Хрусталев: он лидировал все шесть кругов и выиграл заезд с лучшей скоростью дня — 102,650 км/ч. Г. Грушевский на пятом круге пытался обогнать его, но угодил под «петух» от винта, в двигатель лопала вода и глиссер сошел с редана. Во второй гонке серии ленинградец взял реванш, хотя и выиграл с минимальным отрывом от К. Мартищенко. А в третьей гонке еще в предстартовой зоне глиссер Г. Грушевского опять сошел с редана, гонщик так и не смог заставить его глиссировать. Третью и четвертую гонки уверенно выиграл К. Мартищенко и таким образом сохранил за собой звание чемпиона СССР в классе R4
Командная борьба в тяжелых классах принесла наибольшее количество очков Ленинграду, но уже на следующий день великолепно выступившие гонщики РСФСР на мотолодках и скутерах национального класса вывели свою команду на первое место.
Завершающий день командной борьбы — 1 августа. На старт выходят спортсмены на скутерах со специальными гоночными двигателями. Как и в прошлом году, трасса для них проложена по двум буям. Предстоит пройти 5 кругов. И поставлены буи так, что эти 5 кругов составляют точно 5 миль: на всякий случай, вдруг получится рекорд! Но ни в одном из стартовавших в тот день классов на 5-мипьной дистанции рекордов установить не удалось.
Заезды серии в OJ, собравшие всего шесть спортсменов, были на редкость неинтересными. В первой гонке на старт вышли три спортсмена, гонку не завершил ни один! В двух следующих гонках финишировали по одному скутеру, в последней — два. Получилось так, что у всех участников было только по одной гонке — у троих по 400 очков. Чемпион определился по наибольшей скорости. А ведь на этот «малонадежный» класс Украина и Армения возлагали командные надежды!
Личная гонка. И вновь, как и в прошлом году, старенький «Депьфин» «привозит» рекорд мира на 15-мильной дистанции. Его установил ленинградец А. Ишутин. Конечно, это в общем-то неплохо: еще один рекорд! Но стоит пи проводить на чемпионатах серию гонок в этом практически умершем классе, для которого сейчас не делают ни моторов, ни специальных корпусов! На наш взгляд, было бы вполне достаточно провести в этом классе только заезд на дистанции 15 миль во время проводимого у нас дня рекордов. А высвободившуюся чемпионскую медаль стоило бы отвести для какого-нибудь более перспективного класса с серийным отечественным мотором.
В классе ОА гонщиков несколько больше — восемь! В первом заезде 400 очков заработал эстонский м. с. м. к. Н. Пывват — он вел эту гонку со старта. Стремясь закрепить успех во второй гонке, где он запоздал на старте, Н. Пывват развил великолепную скорость и на пятом круге вышел на 2-е место, но слишком круто взял поворот и оказался в воде. В третьей гонке он был дисквалифицирован за фальстарт, в четвертой снова был первым, но набранных 800 очков хватило только на бронзу (золотая медаль чемпиона у С. Жирова). Зато в личной гонке на 10 миль Н. Пывват был вне конкуренции. Круг за кругом он уверенно увеличивал отрыв от соперников. Финиш, подсчет скоростей — и вот объявляется, что им побит мировой рекорд, державшийся целых пять лет и принадлежавший эстонцу Л. Каасику. И в этом классе перейден 100-километровый рубеж: скорость Н. Пыввата — 103,976 км/час!
В классе ОВ вне конкуренции был В. Борисов (РСФСР), выступавший на ульяновском гоночном моторе «ГЛМ-3»: он одержал три победы подряд и на последнюю гонку даже не пошел. Команда его уже имела такой «запас», что лишние 100 очков, «подаренных» другой команде, ничего не решали. (Стоит, наверное, пояснить, почему речь идет о 100 очках. Поскольку в зачет шли три гонки из четырех, четвертая победа Борисова могла бы дать команде РСФСР только то, что представитель какой-либо другой команды оказался бы не первым, а вторым и принес бы не 400 очков, а 300.)
Личную гонку выиграл минчанин Е. Радько. Можно отметить, что из семи заявленных гонщиков к финишу пришли только трое. Наиболее представительной гонкой скутеров с гоночными моторами была гонка в самом тяжелом классе ОС — участвовало 12 спортсменов. Но и здесь на трассе одновременно можно было видеть не более половины скутеров — остальные сходили с дистанции. Накал борьбы был настолько высок, что хотя выступали едва ли не самые опытные гонщики, во втором заезде был отмечен массовый фальстарт — примерно секунд за 5—7 до момента открытия старта семь скутеров пересекли стартовый створ. Дается «перезаезд», естественно — без нарушивших правила. Гонку заканчивает только Е. Ковалев (Украина). Победив в двух гонках и имея одно 2-е место, он и становится чемпионом СССР 1976 г.
Личная 10-мильная гонка в этом классе также могла бы окончиться новым рекордом мира — В. Исаков четыре круга шел со скоростью, намного превышающей рекордную, но — подвели свечи, он вынужден был сойти с дистанции. Чемпионом на этой дистанции стал Л. Пырченков, выступавший на ульяновской «пятисотке» — гоночном моторе «ГЛМ-4».
Очередной чемпионат страны с неоспоримым преимуществом выиграла сборная команда РСФСР. Спортсмены России хорошо выступили практически во всех классах судов: у них 1-е место в мотолодках, 2-е в глиссерах, 3-е в скутерах, 2-е место у юношей! В Таллине обновлено 8 мировых и 7 всесоюзных рекордов. Показательно, что из 14 новых чемпионов страны только трое были чемпионами прошлого 1975 г. и смогли удержать это звание.
Чемпионат финишировал. Что же можно сказать, будучи очевидцем событий, о пользе новшеств в положении, о которых упоминалось выше! «Плавающий» состав команды. Может быть, это и неплохо — пытаться завоевывать очки на том, что дает и неплохие скоростные результаты. Но не получится ли в дальнейшем так, что наиболее трудные классы — R2 и R4 — станут привилегией только тех команд, в которых они и сейчас имеют высокую культуру, а другие будут культивировать технику попроще! Думается, это приведет к обеднению нашего водно-моторного спорта, к снижению результатов даже в немногих культивируемых классах. Как показывает практика, важно гармоничное развитие всех классов в каждой команде, при котором происходит взаимное подпитывание идеями. Потеряется и зрелищность низовых, отборочных соревнований внутри республики: будет ли стимул готовить технику, если заранее решено, что этот класс не будет включен в сборную! Не получится ли, что на дистанции можно будет видеть одни мотолодки и скутера!
Как уже отмечалось не раз, командный зачет мешает гонщикам — сковывает их действия на трассе, приучает осторожничать — лишь бы не подвести команду! В тех же международных классах скутеров ОА, ОВ и ОС гонки недаром проводятся по двум буям, т. е. так, как гоняются за рубежом: мы хотим, чтобы ведущие спортсмены получали навыки жесткой борьбы на дистанции. А система зачета и здесь нацеливает на осторожность. И вот можно было видеть, что гонщики на трассе с двумя буями вели себя точно так же, как и на трассе с четырьмя — делали повороты радиусом не менее ста метров...
Теперь об очковой системе. Бесспорно, она объективно выявляет сильнейших, даже если у них были случайные срывы. Примеры были и на таллинском чемпионате. Если бы не очковая система УИА4, то В. Слинков, занявший два первых места, но имевший в зачетной гонке один сход с дистанции, с 3-го места сполз бы на 5-е, М. Зайчиков лишился бы серебряной медали и оказался бы только 11-м! И это при установлении ими мировых рекордов!
Но вот парадоксы. Команда Белоруссии заняла 3-е место в юношеском зачете, хотя практически все очки этой команде принес один гонщик, победивший в SB: он сразу дал 1100 очков! Но какая же это команда из одного спортсмена! А вот и вовсе неожиданный результат. В том же классе SB у Т. Хааге скорости в трех лучших гонках: 64,03; 64,401 и 62,323 км/ч, а у П. Клабукова 64,088; 62,619 и 62,243 км/ч. Как мы видим, у первого спортсмена и максимальная скорость и сумма скоростей выше, но при зачете по очковой системе он получил только бронзу,тогда как П. Клабукову вручили серебро. Чего же мы добиваемся в водно-моторном спорте! Очков или подъема скоростей!
Наиболее уязвимое место очковой системы в том, что она не подходит для лично-комамдных соревнований. Выступающий в личном зачете гонщик, обогнавший своего земляка-командника, неминуемо отбирал бы у него очки. В лагере участников на вопросы вроде: «Что случилось! почему скорость у тебя явно ниже, чем могла быть!» — сплошь и рядом приходилось слышать ответ: «Не могу мешать — впереди мой товарищ с командным зачетом!». Это уже просто неспортивно, хотя можно понять и тренера команды, попросившего спортсмена попридержать ручку газа, да и самого этого личника: хоть и хочется ему получить место повыше, но ведь команда тоже его! Не секрет же, например, что В. Исаков, уверенно выигрывавший четвертую гонку серии на глиссерах R2, намеренно пропустил вперед сокомандника О. Пикоткина только для того, чтобы поднять его сумму очков...
Теперь попробуем заглянуть в 1977 год — на следующий чемпионат (если он будет, конечно, проводиться по очковой системе). В SB, например, на сегодня сильнее всех — два первых места в серии — команда РСФСР. Она по положению сможет заявить в этом классе двух командных гонщиков (наверняка так и сделает!) и еще двоих в личном зачете (по одному на призовое место), подготовленных, может быть, лишь несколько слабее. Если эта «великолепная четверка» разыграет места хотя бы до шестого, то какие очки достанутся другим командам! По системе УИМ — очень небольшие. Так и выходит, что личники ощутимо вмешиваются в командную борьбу. Появляются «некомандные командники». Разрешение заявлять личников было продиктовано благими намерениями — дать возможность попробовать силы растущим гонщикам тех команд, где определенные классы на подъеме. А при очковой системе получилась скрытая командная борьба.
Другой вопрос, которого хотелось бы коснуться, говоря о делах организационных: отношение к классам мотолодок. Как бы там ни было, а и на таллинском чемпионате самыми представительными оказались гонки в классах SB — их было заявлено 24 (плюс 20 в юношеском заезде) и SC — 18.
Мотолодки — класс строго «серийный». Это значит, что мотор должен полностью соответствовать серийному образцу (допускаются лишь подбор гребных винтов и свечей, усиление подвески). Сама же лодка должна соответствовать указаниям правил в отношении минимальных размерений. Что же мы видели на чемпионате страны!
Технические комиссии прошлых чемпионатов, еще во времена, когда в наших национальных классах мотолодок разрешалось самостоятельно форсировать моторы, совершенно справедливо допускали полировку их подводной части. Это как-то незаметно перекочевало и в новые классы SB и SC. Выпущено даже дополнение к правилам, разрешающее полировку редуктора. Но кто может измерить толщину снятого слоя металла! И вот полировка превратилась в опиловку до такой степени, что из редукторов во многих местах протекает масло, а как выглядел штатный редуктор, иногда даже трудно угадать.
Одно послабление влечет другие. Например, ни на одном из карбюраторов «Вихрей» не было видно предохранительной решетки, устанавливаемой на серийный мотор.
Претензий к общим размерениям мотолодок нет (некоторые лодки даже больше, чем требуется), но вот минимальная глубина кокпита — один из важнейших размеров, оговоренный правилами по соображениям безопасности, за редким исключением нигде не выдержана.
В параграфе 23,6 правил соревнований говорится: «Глубина кокпита должна быть одинаковой (обусловленной) во всех точках кокпита, она измеряется между прямой линией, соединяющей оба верхних боковых угла палубы, и дном». Спортсмены используют ту часть параграфа, где говорится про «верхние углы», и не замечают того, что глубина оговаривается «во всех точках кокпита».
Спортсмены могут, конечно, неправильно истолковать пункт правил, ну а где же техническая комиссия, главный меритель? Разве можно выдать свидетельство лодке, на которой до требуемой высоты доведены только боковые комингсы, а спереди и сзади вообще ничего нет, а фактическая глубина кокпита местами не превышает 150—200 мм? Боковые наделки делают «по правилам» — толщиной не менее 50 мм, но совершенно не обращают внимания, что в правилах на эскизах, где даны поперечные сечения лодок, в виде пиний показаны и передние (или задние) стенки кокпита.
Вольность в толковании правил совершенно недопустима. Настало время более жестко контролировать суда и выдавать мерительные свидетельства только на те корпуса, которые полностью соответствуют букве и духу правил.
Все эти вопросы необходимо еще раз взвесить и обсудить на Федерации водно-моторного спорта СССР с учетом опыта прошедшего чемпионата.
Командные результаты
Юноши (сумма очков трех участников команды): 1 — Лит. ССР — 2393; 2 — РСФСР — 1725; 3 — Бел. ССР — 1306; 4 — Укр. ССР — 957; 5 — Эст. ССР — 949; 6 — Латв. ССР — 727; 7 — Ленинград — 541; 8 — Узб. ССР — 471; 9 — Москва — 403; 10 — Арм. ССР — 311; 11—Груз. ССР —165; 12 — Мопд. ССР — 160; 13 — Азерб. ССР — 109; 14 — Туркм. ССР — 52;
Взрослые и юноши (очки двух лучших гонщиков-юношей): 1 — РСФСР — 8304; 2 — Ленинград — 5541; 3 — Укр. ССР — 5225; 4 — Бел. ССР — 5056; 5 — Эст. ССР — 4981; 6 — Москва — 4539; 7 — Лит. ССР — 4046; 8 —Латв. ССР — 3223; 9 — Арм. ССР — 2050; 10 — Груз. ССР — 1998; 11 — Молд. ССР — 1893; 12 —Узб. ССР — 1780; 13 — Туркм. ССР — 1153; 14 — Азерб. ССР —616.
Результаты победителей и призеров чемпионата
Юноши. Серия 3x5 миль
Скутера: ОА-250: 1 — м. с. И. Кулайтис (Лит.) 1000 очков (лучшая скорость — 52,977); 2 — к. м. с. У. Сепп (Эст.) 800 (55,135); 3 — к. м. с. Д. Эйдуклявичус (Лит.) 750 (51,398).
Мотолодки: SA-250: 1 — м. с. В. Яблонские (Лит.) 1100 (52,478); 2 — 2 р. В. Романов (РСФСР) 825 (51,234); 3 — м. с. Т. Мете (Эст.) 450 (51,017). SB-350; 1 — 1 р. В. Мшар (Бел.) 1100 (64,088); 2 — к. м. с. С. Махаев (РСФСР) 827 (63,248); 3 — к. м. с. Л. Пайс (Укр.) 619 (61,633).
Взрослые. Серия 4х5 миль
Скутера с серийнымимоторами: ОВ-350: 1 — м. с. Е. Бочкарь (М-ва) 1100 (88,749); 2 — м. с. Э. Вериго (Бел.) 1100 (84,062); 3 — Л. Ааслав-Каасик (Эст.) 750 (82,718). ОС-500: 1 — м. с. м. к. Е. Степанов (РСФСР) 1200 (89,628); 2 — к. м. с. О. Гаврипов (Лен-д) 869 (82,155); 3 — м. с. М. Таниепь (Эст.) 727 (86,938).
Мотолодки: SB-350: 1 — м. с. м. к. Ю. Иванов (РСФСР) 1200 (66,654); 2 — м. с. П. Клабуков (РСФСР) 925 (64,088); 3 — м. с. м. к. Т. Хааге (Эст.) 825 (64,401). SC-500: 1 — м. с. В. Кусков (Укр.) 1100 (71,104); 2 — м. с. М. Зайчиков (РСФСР) 800 (71,384); 3 — м. с. К. Тыль (Эст.) 695 (66,592).
Серия 4х10 миль
Глиссеры: R1: 1 — м. с. К. Сергеев (Груз.) 869 (92, 727); 2 — м. с. Г. Лашко (Латв.) 825 (95,101); 3 — м. с. м. к. В. Слинков (РСФСР) 800 (100,653). R2: 1 — з. м. с. В. Исаков (Лен-д) 1100 (100,374); 2 — м. с. О. Пикоткин (Лен-д) 1000 (97,997); 3 — м. с. Ю. Борисов (РСФСР) 925 (98,123). R4: 1 — м. с. м. к. К. Мартищенко (РСФСР) 1100 (101,784); 2 — м. с. И. Хрусталев (М-ва) 925 (102,650); 3 — м. с. м. к. Г. Грушевский (Лен-д) 869 (101,428).
Серия 4х5 кругов
Скутера с гоночными моторами: OJ-175: 1 — м. с. А. Лицис (Латв.) 400; 2 — м. с. А. Якубович (Укр.) 400; 3 — м. с. м. к. О. Кутепов (Латв.) 400. ОА-250: 1 — м. с. м. к. С. Жиров (М-ва) 1025; 2 — м. с. А. Черма-шенцев (РСФСР) 900; 3 — м. с. м. к. Н. Пывват (Эст.) 800. ОВ-350: 1 — м. с. В. Борисов (РСФСР) 1200; 2 — м. с. м. к. Е. Радько (Беп.) 925; 3 — м. с. В. Матупявичуе (Лит.) 825. ОС-500: 1 — м. с. Е. Ковалев (Укр.) 1100; 2 — з. м. с. В. Исаков (Лен-д) 800; 3 — м. с. А. Кипин (Лен-д) 694.
10 миль
Скутера с гоночными моторами: OJ-175: 1 — м. с. А. Ишутин (Лен-д) 77,042; 2 — м. с. И. Парантаев (Лен-д) 76,564; 3 — м. с. м. к. О. Кутепов (Латв.) 72,059. ОА-250: 1 — м. с. м. к. Н. Пывват (Эст.) 103,976; 2 — м. с. м. к. А. Жиров (Латв.) 95,73; 3 — м. с. А. Ишутин (Лен-д) 95,479. ОВ-350: 1 — м. с. м. к. Е. Радько (Бел.) 104,956; 2 — м. с. м. к. С. Манукян (Арм.) 102,278; 3 — м. с. В. Матупявичуе (Лит.) 99,341, ОС-500: 1 — м. с. Л. Пырченков (РСФСР) 108,820; 2 — м.с. Е. Ковалев (Укр.) 106,187; 3 — м. с. А. Кипин (Лен-д) 105,799.
Мотолодки: SB-350: 1 — м. с. Н. Егоров (Латв.) 70,344; 2 — м. с. м. к. Ю. Иванов (РСФСР) 69,802; 3 — м. с. К. Царев (РСФСР) 66,501. SC-500: 1 — м. с. М. Зайчиков (РСФСР) 73,151; 2 — м. с. В. Кусков (Укр.) 71,880; 3 — м. с. С. Ковалев (Укр.) 69,601.
15 миль
Глиссеры: R1: 1 — м. с. м. к. А. Кузнецов (РСФСР) 97,469; 2 — м. с. В. Кицак (Укр.) 96,688; 3 — X. Суси (Эст.) 89,629. R2: 1 — з. м. с. В. Исаков (Лен-д) 103,679; 2 — м. с. В. Звездин (Лен-д) 99,205; 3 — м. с. М. Розентхал (Эст.) 96.239. R4: 1 — м. с. м. к. К. Мартищенко (РСФСР) 100,863; 2 — м. с. м. к. Г. Грушевский (Лен-д) 100,793; 3 — м. с. И. Хрусталев (Москва) 96,624.