Тогда и был сформулирован основной девиз наших встреч: массовые гонки на массовых лодках и моторах.
И вот, начиная с IV соревнований (1970 г., Бирштонас; см. сборник №27) в программу их стали включать 100—130-километровую маршрутную гонку прогулочно-туристских судов, выпускаемых для продажи населению, и заезды таких судов на кольцевой трассе. По существу это были первые в стране соревновании большого масштаба, проведенные для действительно самых массовых лодок.
Наши гонки стали традиционным местом встреч представителей промышленности и тех, кто эксплуатирует лодки и моторы — любителей водно-моторного туризма и спорта, рыбной ловли и отдыха на воде. Конструкторы и производственники демонстрировали новые разработки, испытывали и сравнивали их непосредственно в действии — на трассе гонок, получали ценную информацию, необходимую в первую очередь для отбора наиболее перспективных моделей.
Информация об изображении
Старт маршрутной гонки принимают мотолодки туристских классов Т-700 и Т-1000
Здесь получили «путевку в жизнь» «Крым» и «Прогресс», моторы «Нептун» и «Привет». Здесь впервые были широко представлены стеклопластиковые мотолодки, прошли первую пробу сип 25- и 30-сильные моторы. И не случайно, рекламируя новые модели, предприятия стали упоминать о победах, одержанных на их продукции в соревнованиях на приз «КЯ».
Старт маршрутной гонки принимают мотолодки туристских классов Т-700 и Т-1000
За последние годы положение изменилось: количество одновременно разрабатываемых и осваиваемых моделей существенно уменьшилось, задачу отбора можно считать выполненной. Соответственно видоизменилась и целенаправленность соревнований. Теперь надо было давать конструкторам и заводчанам объективный материал для совершенствования запущенных в производство моделей, отработки оптимальных сочетаний лодка — винт — мотор.
Корректировались условия проведения гонок, уточмялись критерии оценки. Была, например, введена гандикапная поправка, уравнивающая шансы лодок чисто прогулочных и лодок туристских — более мореходных и комфортабельных. В программу соревнований ввели сначала отдельную часовую гонку на экономичность, а с 1975 г. — кольцевую гонку на эффективность с полной паспортной нагрузкой при допустимой для данной лодки мощности установленного мотора.
Все более актуальными задачами становились комплексная оценка потребительских качеств лодок и моторов, реклама лучших образцов выпускаемой продукции, борьба за повышение культуры эксплуатации прогулочного флота. Так в программе соревнований появился еще и конкурс комфортабельности и элегантности, в перечне вручаемых наград наряду с Призом за лучшую конструкцию мотолодки появился и Приз за самый надежный мотор.
Другими словами, положение о X соревнованиях оказалось совсем не похожим на положения о первых гонках в Бирштонасе. И теперь, размышляя о результатах юбилейной гонки в Херсоне, уместно было задаться вопросом: что делать дальше, как проводить наши ежегодные встречи, чтобы они лучше помогали промышленности в решении важнейших задач, поставленных на годы новой пятилетки — пятилетки качества и эффективности!
По традиции начнем с обзора техники, которую можно было видеть на X соревнованиях.
Нельзя не отметить некоторое уменьшение общего числа представленных типов лодок народного потребления. Одна из объективных причин этого в общем-то настораживающего явления уже упомянута: заводы в основном закончили выбор моделей, отрабатывают уже не конструкцию, а технологию с учетом таких изменений конъюнктуры, как некоторый спад общего объема продажи мотолодок в стране.
Вот, например, четкое объяснение позиции Уфимского завода резино-технических изделий им, М. В. Фрунзе: «Ввиду отсутствия в настоящее время новых моделей надувных мотолодок команда завода принять участия в соревнованиях на приз сборника не может». Да, действительно, по тем или иным причинам великолепные уфимские «Агидели» в магазинах так и не появились, но разве конструкторы завода прекратили поиск! Разве проблема отечественной надувной мотолодки снята с повестки дня!
Не было в Херсоне представителей авиационных заводов, выпускающих такие популярные модели, как «Обь» и «Казанка». (Хочется думать, что это не является свидетельством прекращения работ по совершенствованию этих лодок.) Но разве не обидно, что спортсмены Новосибирского авиационного завода имени В. П. Чкалова вновь не участвовали в борьбе за «Золотой винт», а новую продукцию этого завода — мотолодку «Обь-М» представляли другие команды! Забегая вперед, отметим, что с новой моделью пока далеко не все так гладко и хорошо, как с испытанной «Обью»: после маршрутной гонки на одной из новых лодок расшатался и потек транец, внешний вид и качество отделки их хуже, чем у демонстрировавшегося на VIII соревнованиях опытного образца. Кого как не создателей лподки должно это насторожить! Разве не было бы полезно им хотя бы присутствовать на гонках!
Мандатная комиссия X соревнований на приз сборника зарегистрировала прибытие в Херсон 59 мотолодок народного потребления: 14 заводов — изготовителей лодок и моторов привезли свою продукцию, интересную серию из четырех лодок под мотор «Ветерок» представила группа мелкого судостроения ЦНИИ имени акад. А. Н. Крылова.
Из числа новинок отметим новую разработку ЦКБ «Нептун» — привлекающий общее внимание элегантный темно-красный «Нептун-3». Эту лодку из стеклопластика привезла команда Сосновского судостроительного завода для выступления в экспериментальном классе. «Нептун-3» отличается от уже хорошо известной предыдущей модели. Прежде всего, увеличились размеры: длина — до 4,21 м, ширина — до 1,77 м, высота борта — до 0,87 м на миделе.
Архитектурный облик лодки стал более динамичным; корпус отличается высоким качеством отделки. Изменилась планировка кокпита: мягкие раскладывающиеся сиденья расположились вдоль бортов, под ними оборудованы рундуки; стенка кормового отсека, откидываясь, образует походный столик. Под носовой палубой предусмотрен багажник с запирающейся крышкой. Появились сливная пробка и ходовые огни; усовершенствована конструкция тента.
На транец новой модели разрешено вешать подвесной мотор (моторы) мощностью до 50 л. с. Под 30-сильным мотором с полной нагрузкой 400 кг мотолодка глиссирует со скоростью 38 км/ч. Вес лодки остался тем же — 200 кг. Стремление конструкторов не выйти из прежней «весовой категории» пока что привело к ряду поломок в первых же серьезных испытаниях: после маршрутной гонки оказались проломанными боковые сиденья, выбита кормовая переборка, лопнул по рецессу и расшатался транец. Конструкторы получили очень важный сигнал: перед запуском в серийное производство необходимо усилить конструкцию этих узлов.
После ремонта транца лодки представителю редакции была предоставлена возможность опробовать новый «Нептун» на ходу. Мотолодка быстро выходит на глиссирование, обладает хорошей маневренностью, легко всходит на волну, плавание на ней более комфортабельно, чем на старой модели. Ориентировочная цена «Нептуна-3» — 1200 руб. Эта модель должна постепенно заменить «Нептун-2», производство которого сосновцы сократили сейчас до 40—50 штук в месяц.
Можно смело назвать новинкой и волгоградскую «Сарепту», хотя три года назад в Каунасе она уже демонстрировалась на наших соревнованиях. Дело в том, что конструкция той опытной модели оказалась далека от совершества; привезенные волгоградцами в Херсон серийные «Сарепты» выгодно отличаются от нее. С учетом результатов пробы на Каунасском море переработана и усилена конструкция транца: теперь он выдерживает два мотора суммарной мощностью до 50 л. с Новая «Сарепта»1 неплохо глиссирует и под одним мотором.
Информация об изображении
Мотолодки Ульяновского моторного завода с установкой из двух «Ветерков-14» в классе Т-500
Заводу удалось справиться с короблением бортов, ухудшавшим товарный вид этого тримарана из легкого сплава. Окрашен он прочными красками на эпоксидной основе. Исчез с носовой палубы нетехнологичный якорный ящик.
Мотолодки Ульяновского моторного завода с установкой из двух «Ветерков-14» в классе Т-500
Сдвижная рубка очень удобна при посадке и выходе пассажиров. Рубка и поставленный с кормы тент надежно укрывают от непогоды. Мягкие кресла вдоль бортов легко раскладываются в спальные места; под ними имеются рундуки. Пайол сделан из фанеры и не гремит. В лодке много удобных закрывающихся шкафчиков. Корпус осушается на ходу шпигатом с дистанционным управлением. Наличие подобных продуманных «мелочей» — характерная черта новой «Сарепты».
«Завод продолжает работать над усовершенствованием этой модели, — говорит один из авторов «Сарепты» В. М. Исахаров. — Заканчивается подготовка рабочих чертежей и открытой рыболовной модели. На очереди разработка еще одного варианта — лодки-«люкс» со стационарной рубкой и улучшенной отдел-кой. Сейчас завод выпускает около 50 лодок в месяц, до 1978 г. с конвейера сойдет 2000 «Сарепт».
Остается добавить, что жюри впервые организованного на наших соревнованиях конкурса комфортабельности и элегантности единодушно отдало свои симпатии «Сарепте». Кстати говоря, девять моделей рассматривавшихся на этом конкурсе прогулочно-туристских мотолодок оценивались (по пятибалльной системе) по следующим 11 статьям: общий дизайн; качество окраски; тщательность изготовления и отделки; наличие оборудования; удобство выхода и посадки пассажиров; комфортабельность плавания; удобство эксплуатации мотора; удобство осушения лодки; удобство постановки тента и расположения на ночлег; удобство размещения и доступность багажа. Наибольшую сумму баллов набрала «Сарепта». Второе и третье места в этом конкурсе поделили «Ладога» и «Нептун-3».
За последние годы оценка потребительских качеств стала играть значительную роль в общих характеристиках прогулочных лодок. Поэтому проведенный конкурс, по мнению большинстве представителей заводов и участников соревнований, был очень интересен и полезен. Одно из важнейших пожеланий по изменению программы наших соревнований и заключается в том, чтобы поднять «удельный вес» этого конкурса, усовершенствовать условия его проведения с учетом полученного опыта.
Экспериментальные лодки, разработанные и показанные в Херсоне представителями ЦНИИ имени акад. А. Н. Крылова, вызывали особый интерес в связи с тем, что четыре из шести моделей рассчитаны на моторы «Ветерок». Конструкторы ЦНИИ не теряют надежды заинтересовать предприятия этими, как не раз отмечалось в сборнике, перспективными типами судов.
Информация об изображении
Надувная мотолодка «Орион-15» ярославского объединения «Резинотехника» с мотором «Привет»
Помимо уже известных по прошлым отчетам о встречах на приз «КЯ» трех лодок длиной 3,7 и 3,8 м, работники ЦНИИ показали фанерный макет легкой глиссирующей лодки с упрощенными обводами (плоское днище, транцевый нос), напоминающей популярные американские «джонботы». Размерения этого двухместного «джонбота»: 3,8X1,4X0,7 м, вес корпуса 60 кг, водоизмещение с полной нагрузкой 260 кг. Лодка рассчитана на глиссирование под 8-сильным «Ветерком». Примененные обводы позволяют сделать конструкцию исключительно технологичной при использовании легкого сплава; лодка была бы недорогой, обладала бы при этом и определенными эксплуатационными достоинствами. По общему мнению, инициатива ЦНИИ заслуживает высокой оценки и, будем надеяться, привлечет внимание как потребителей, так и промышленности.
Надувная мотолодка «Орион-15» ярославского объединения «Резинотехника» с мотором «Привет»
Известный интерес представлял макет пластмассовой 3,8-метровой «Афалины» с «Нелтуном-23» (о ней рассказывалось в сборнике №55). Наконец, в показательных выступлениях работники ЦНИИ продемонстрировали — под парусами и на веслах — еще две необычные лодки; 2,8-метроаую «280» и 4,5-метровое каноэ (ширина — 0,95 м; высота борта — 0,35). Корпус каноэ сделан безнаборным из реек и весит 35 кг; при серийном производстве его можно было бы изготовлять как из легкого сплава (скажем, склепывая по ДП из двух штампованных половин, одинаковых, поскольку нос и корма симметричны), так и из шпона либо пластика. Грузоподъемность испытываемого в Херсоне варианта 250 кг; на нем можно установить 2-сильный подвесной мотор.
Здесь же, в экспозиции ЦНИИ, можно было видеть в действии вариант подвесного паруса (по типу паруса Антеро Катайнена).
О перспективах выпуска и совершенствовании ряда серийных моделей рассказали представители предприятий.
Н. П. Свириденко сообщил, что в плане первоочередных работ по «Днепру» значится замена герметизированных емкостей блоками плавучести, причем за счет освободившегося места будет сделан дополнительный вместительный багажник. Усиливается конструкция транца, подкрепляется спинка заднего сиденья. Завод поставляет в торговую сеть такие запасные детали и оборудование, как стекла, носовые и кормовые кресла, весла, тенты.
О планах выпуска популярных «Прогрессов» рассказал С. Р. Верхолаб. По просьбе потребителей налаживается поставка в торговую сеть тех деталей и узлов «Прогресса», которые, как показывает опыт, иногда ломаются. Своеобразная «лодка в запчастях» — это около 120 наименований узлов. Здесь ветровое стекло, шпангоуты, различные детали ДУ, весла, тенты (и для «Прогресса-4» и для «Прогресса-2»). Готовы чертежи для запуска в производство новой модификации популярного «Прогресса-2» — модели «2М», на которой усилена и изменена конструкция транца, сделан самоотливной рецесс.
Теперь о моторах. Вновь на старт наших гонок вышли лодки Казанского моторостроительного завода с фирменными 700-кубовыми «ЛМ-701» мощностью 50 л. с. В прошлом году показать высокие результаты казанцам не удалось — конструкция оказалась явно «сырой»; по существу то были первые натурные испытания мотора. За год проделана серьезная работа по доводке и главное — повышению надежности «ЛМ-701», получившего теперь название «Старт». На X соревнованиях можно было видеть два экземпляра «Старта»: один стоял на «Казанке-2М», а второй — на тяжелой деревянной «ИК-2» (4,8X1,75).
Информация об изображении
«Старт» — последняя модификация 50-сильного мотора Казанского моторостроительного завода
Новинка показала себя неплохо. Обе лодки могли бы занять призовые места, если бы не досадная мелкая поломка (разрушилась текстолитовая подушечка прерывателя) и не менее досадная оплошность экипажа (перед кольцевой гонкой осмотрели системы, но забыли прочистить отстойник бензонасоса: в результате пришлось почти всю дистанцию подкачивать топливо вручную!). В гонке на эффективность с полной нагрузкой «Старт» обеспечил среднюю скорость 38,17 км/ч. Все основные силовые агрегаты мотора — двигатель и редуктор — ни а одной из трех гонок не имели поломок.
«Старт» — последняя модификация 50-сильного мотора Казанского моторостроительного завода
Конструктор «Старта» И. Афремов после гонок сказал, что такие испытания экспериментального мотора стоят многих десятков часов натурных испытаний на заводе. Обстановка спортивного состязания заставляет конструктора забыть, что он создатель этого мотора, делает проверку гораздо более жесткой и эффективной. Вот и сейчас, после соревнований а Херсоне обнаружились такие «слабые» места, о которых трудно было догадаться: они считались абсолютно надежными...
Второй новинкой, получившей специальный диплом редакции, была подготовленная Московским машиностроительным заводом «Красный Октябрь» модернизированная модель с электрозапуском — «Нептун-23»-электрон. В конструкцию этого мотора введены многие узлы, не только улучшающие его эксплуатационные качества, но и уменьшающие вероятность попадания топлива в воду. Поддон сделан глухим, без дренажа. На карбюраторе установлен патрубок, предотвращающий выливание топлива при откидывании мотора; отверстие утопителя поплавка в крышке поплавковой камеры соединено трубкой с насадкой карбюратора, что предотвращает слив топлива при переполнении камеры. Капот оклеен изнутри шумопоглощающим слоем поролона, а отверстие для забора воздуха размещено в задней части капота. Уменьшение шума и повышение экономичности достигается также благодаря применению системы настроенного выхлопа.
На новой модели упрощена конструкция переключения реверса: тяги, выступающей спереди поддона, нет, а переключение осуществляется качающимся рычагом (расположенным с левой стороны, как и на моторах «Москва»). Это позволяет использовать серийное дистанционное управление, выпускаемое Ржевским заводом АТЭ-3, без всяких доработок.
Работа проделана большая. Остается надеяться, что эти прогрессивные решения скоро можно будет видеть на серийных «Нептунах-23»; это будет способствовать еще большей популярности мотора у потребителя.
Как и на прошлых гонках. Ульяновский моторный завод представлял «Ветерок-14», и снова он шел как экспериментальный, поскольку в серию пока еще не запущен. Но подчеркнем: ка сегодня это уже вполне отработанный, законченный мотор, оснащенный надежно работающей системой электронного зажигания, настроенным выпускным трактом. В Херсон УМЗ привез восемь экземпляров нового мотора.
«Ветерок-14» показал себя неплохо как в маршрутной и кольцевой гонках, так и в гонке с полной нагрузкой, причем не только в своем «родном» классе Т-250, ко и в Т-500 — при двухмоторной установке. Так, в классе Т-250 на «Казанке-М» (400 кг груза) была показана скорость 20,13 км/ч, а на надувной лодке (300 кг груза) — даже 29,3 км/ч. В классе Т-500 «Обь» с двумя «Ветерками-14» показала в маршрутной гонке скорость (39,72 км/ч) более высокую, чем победители заезда на «Нептуне-2» с «Вихрем-30».
Очень показательным явился заезд лодок с полной паспортной нагрузкой. Базой для сравнительного испытания моторов служила «Обь» — поистине универсальная мотолодка, сохраняющая хорошие ходовые качества и маневренность на волнении и с полной нагрузкой. (Кстати, лодки типа «Обь» составляли 25% участвующих в гонках судов.) На этих «эталонных» лодках стояли моторы практически всех наших марок. Выиграл трудное испытание на эффективность, причем не только в своем классе Т-350, но и в абсолютном зачете среди всех классов, «Привет-22». И это не случайность, поскольку и второе место заняла такая же «Обь» с таким же мотором.
Традиционное начало соревнований — массовый старт маршруткой гонки, как всегда, представлял яркое, захватывающее зрелище. Обстановка неожиданно осложнилась 5-балльным ветром и крупной волной, разгулявшейся в низовьях Днепра и в лимане. Стремясь обеспечить безопасность участников, судейская коллегия приняла решение сократить маршрут до 94 км — не выпускать мотолодки в открытую часть лимана.
Первыми на трассу устремились мотолодки с двухмоторными установками — «старшие» туристские классы Т-700 и Т-1000. Преобладают мореходные «Казанки-2» и «Нептуны», на которых уже неоднократно завоевывались главные призы наших гонок. Среди них и две лодки с новыми 50-сильными моторами «Старт», идущие вне зачета как экспериментальные. Среди зрителей на берегу особенно много болельщиков, желающих успеха 50-сильной новинке!
Информация об изображении
Гонщики нагружают свою лодку до полной паспортной нагрузки мешками с песком
С 5-минутным интервалом стартуют две самые многочисленные группы из 32 лодок (в основном это «Обь») в классах Т-350 и Т-500. Ревут «Нептуны», «Вихри» всех модификаций, «Москва-30», «Приветы». И наконец, последняя группа всего из пяти лодок с «Ветерками» уходит на малую 80-километровую дистанцию — не вниз, а вверх по Днепру. Все лодки здесь экспериментальные: кроме четырех фанерных макетов, изготовленных в ЦНИИ Крылова, на днепровской волне, словно мяч, заплясал зеленый «Орион» Ярославского объединения «Резинотехника».
Гонщики нагружают свою лодку до полной паспортной нагрузки мешками с песком
Из-за плохой погоды вышли из строя переносные радиостанции, которыми были снабжены катера на контрольных пунктах трассы. Поэтому первые сведения о ходе гонки удалось получить лишь после финиша лидеров — экипажа «Нептуна-2» Пермского моторостроительного завода имени Я. М. Свердлова: это прошлогодние абсолютные победители наших соревнований А. Воеводкин и О. Новоселов. Через пять минут финишная отмашка дается сосновскому «Нептуну-2» и еще через две минуты — «Казанке-2» московских моторостроителей с «Красного Октября».
Средняя скорость победителей гонки — 51,7 км/ч с двумя 20-сильными «Вихрями», на которых были установлены стальные полированные гребные винты противоположного вращения (шаг 375 мм]. И хотя эта скорость на 3,5 км/ч выше их же прошлогоднего рекорда, спортсмены считают, что это не предел. Крутая встречная волна несколько раз перехлестывала через стекло, от перегрузок сломались каркасы сидений. «В следующую гонку хотелось бы пойти на более мореходной и комфортабельной лодке», — таково пожелание пермских моторостроителей.
После финиша этих трех лодок в течение более получаса перед судьями не появилось ни одного судна — явление совершенно необычное для маршрутной гонки, где суда обычно финишируют с разрывом в 5—10 минут! Причину удалось установить, когда к берегу подошел «Темп» завода «Красный Октябрь»: москвичи А. Юркин и С. Маршуков рассказали, что около 20 мотолодок, вопреки инструкции главного судьи, данной перед стартом, оказались в лимане и вынуждены были пройти всю первоначально намеченную 130-кипометровую трассу.
«Пришлось преодолевать 1,5-метровую волну. Временами наш «Темп» целиком вылетал в воздух, дважды положение было критическим — мы думали, что всю лодку накроет волной. От сильных ударов оторвался резиновый профиль, соединяющий корпус с палубой». — Таково краткое изложение обстановки в лимане экипажем упомянутого «Темпа».
Одна за Другой возвращались к лагерю участников лодки, сошедшие с трассы вследствие отказа двигателей, поломок корпусов или рулевых устройств. Те или иные неисправности можно было обнаружить и на лодках, успешно прошедших всю дистанцию: на многих поломаны сиденья, появилась течь в соединении транца с обшивкой, лопнули ветровые стекла...
В 16.28—за 6 минут до окончания контрольного времени судьи фиксируют последний результат: вернулась «Москва-2», на которой выступал экипаж Черноморского судостроительного завода, освоившего лодку в серийном производстве. Это самое крупное и, естественно предположить, самое мореходное из участвующих судов, несущее наибольшую мощность моторов — 60 л. с. Однако скорость, фактически показанная «Москвой-2» в маршрутной гонке, более чем скромна: она существенно меньше обещаемой проектом даже при полной нагрузке.
Вторым состязанием, по которому определялись абсолютные победители в личном зачете, была кольцевая 10-мильная гонка (8 кругов по трассе для спортивных судов). В классе Т-1000 свой успех закрепили А. Воеводкин и О. Новоселов, которые от самого старта и до финиша возглавляли всю группу участников (14 мотолодок). Пермские спортсмены снова стали абсолютными победителями наших соревнований! Как и в прошлые годы, их основными конкурентами были гонщики Сосновского завода, выступавшие на экспериментальном «Нептуне-3»: от круга к кругу они упорно преследовали лидеров, но им удалось лишь сократить первоначальный разрыв в 300 м примерно до 50. У поворотных буев неизменно возникала острая ситуация: на крутых виражах новый «Нептун» заметно терял скорость, а опытным пермским спортсменам удавалось обходить буи, почти не снижая хода. Не намного отстал от этих лодок и первый экипаж из выступавших в классе Т-700: «Казанка-2М» с завода «Красный Октябрь» с двумя 23-сильными «Нептунами».
В контрольное время не укладывается «Москвв-2» с 30-сильными «Вихрями». Зато в Т-500 та же «тридцатка» на «Нептуне» пермского завода никому не уступает лидерства: А. Шаламов и А. Жиряков отрываются от ближайших соперников больше чем на половину круга. Судьи начинают высказывать сомнение: уложится пи хоть половина из 18 стартовавших участников в обусловленное Положением контрольное время — 5 минут после финиша победителя! Острая борьба за второе место здесь разворачивается между ульяновской «Обью», оснащенной двумя 14-сильными «Ветерками», и экипажем Куйбышевского моторостроительного завода им. Фрунзе на такой же «Оби», но с «Вихрем». В разгар этой борьбы лодка ульяновцев вблизи поворотного буя теряет управление и таранит «Обь» куйбышевцев, которую от удара разворачивает на 180° (пострадавших нет; ульяновский экипаж за столкновение дисквалифицирован на данную гонку). Карусель лодок на дистанции замыкают херсонские «Днепры», значительно уступающие в скорости лодкам других типов. К концу пятой мили «Днепр» Херсонского судостроительного завода почти на круг отстает от лидирующей лодки...
Драматически сложилась гонка для большинства из 13 экипажей, выступавших в классе Т-350. Старт берет на редкость плотная группа, у первого же поворотного знака образуется сутолока. На втором круге вперед выходит экипаж Казанского моторостроительного завода на «Оби» с фирменным «Приветом», к финишу они увеличивают отрыв от ближайшего сопернике — «Оби» спортивной команды Киева — по крайней мере до 200 м, но... судья не дает им отмашки: казанцы допустили нарушение правил еще в предстартовой зоне!
Второй результат после киевлян зафиксирован у гонщиков с «Красного Октября» В. Коньшина и Н. Новикова, третий у экипажа сборной команды Херсоне. Остальные 10 экипажей или сошли с трассы из-за неполадок, или не получили зачетных очков вследствие «внушения гоночных правил.
В 250-кубовом классе убедительное преимущество продемонстрировали надувные «Орионы-15» Ярославского объединения «Резинотехника». Победителем заезда стал С. Читановский, выступавший на «Ветерке-14»: его скорость 41,9 км/ч оказалась не ниже, чем у «жестких» лодок с более мощными «Вихрями». Следует заметить, что успешному выступлению «надувнушек» не помешала даже волна, разгулявшаяся в открытой части трассы.
Итак, победители и призеры в личном зачете определились, но борьба за первенство среди заводских команд еще продолжалась: впервые в командный зачет шли и результаты третьей гонки на эффективность с полной паспортной нагрузкой. По общему признанию это была самая впечатляющая часть программы соревнований, в полной мере выявляющая возможности лодок. (Характерно, например, что группа ленинградских водномоторников, специально приехавшая посмотреть в соревнованиях мотолодки «Днепр» и «Москва-2», которые они выбрали для запланированной покупки, после гонки решительно изменили свои симпатии в пользу «Оби» и «Сарепты».) И хотя из-за недостатка времени судейская коллегия вынуждена была сократить дистанцию наполовину, 5 миль вполне хватило для определения победителей.
Напомним, что места в этой гонке распределяются не по порядку прихода на финиш, а по величине условного коэффициента
где D — полное водоизмещение лодки, кг; v — средняя скорость на дистанции, км/ч; N — паспортная мощность двигателя, л. с. Но и без всяких подсчетов результат гонки для некоторых лодок стал ясен буквально сразу же после старта. То с трудом выходя на глиссирование по волне, то вновь «проваливаясь» в водоизмещающий режим при движении против ветра, тяжело шел «Днепр» с 23-сильным «Нептуном». Отчаянные попытки вывести лодку на глиссирование предпринимал экипаж пластмассовой «Ладоги» с таким же мотором: гонщики сгрудились у ветрового стекла, перегибались через него, чтобы как-то перенести центр тяжести вперед, даже подпрыгивали, чтобы хоть на мгновение облегчить лодку. Увы, все это не давало желаемого эффекта, к концу первого круга все уселись на места и с завистью следили за обгоняющими их лодками...
Вновь не повезло «Москве-2», хотя, отметим, грузоподъемность этой каютной лодки по сравнению с размерами невелика. Вывести «Москву-2» на глиссирование при всех ее 60 л. с. (несмотря на настройку примененных мульти-питчей) так и не удалось, экипаж вынужден был сойти с дистанции.
Абсолютное первое место в этом состязании одержал выступавший в классе Т-350 экипаж Казанского моторостроительного завода (А. Белов и В. Уткин), который установил фирменный «Привет» на мотолодку «Обь». Коэффициент эффективности этого сочетания получился самым высоким — 923,5 так как средняя скорость на дистанции с нагрузкой 400 кг оказалась довольно впечатляющей: 33,2 км/ч.
В классе Т-500 всю дистанцию лидировала «Обь» Куйбышевского моторостроительного завода с 30-сильным фирменным «Вихрем», но победителем стал закончивший гонку вторым «Нептун» Пермского завода с таким же мотором, показавший более высокий коэффициент К. С трудом глиссировал «Днепр» и в этом классе: его средняя скорость под 25-сильным «Вихрем» составила всего 24,2 км/ч.
Среди двухмоторных лодок наиболее эффективной оказалась «Казанка-2М» с 23-сильными «Нептунами», хотя в абсолютном зачете этот экипаж завода «Красный Октябрь» занял лишь третье место. Неплохую скорость 23,7 км/ч при полной нагрузке 150 кг показал ленинградский экспериментальный «джонбот» с «Ветерком».
Данные, полученные в результате третьей, завершающей гонки на эффективность, дают богатую пищу для анализа и размышлений конструкторам лодок и моторов. Следует, правда, уточнить, что в каждой из трех разных по условиям работы мотора гонок экипажи имели право применять любой гребной винт — лишь бы показать наивысшую скорость. Получить подобные результаты потребителям серийной продукции удается далеко не на каждом моторе: ведь до сих пор в торговую сеть не поступают сменные гребные винты для «Вихрей», а мульти-питчи Днепропетровского завода полимерного машиностроения выпускаются в ограниченном количестве и практически доступны лишь украинским водномоторникам.
Кстати, на этих гонках многошаговые винты мульти-питчи использовались на ряде лодок: один двухлопастной и один трехлопастной (оба самодельного изготовления) были установлены на «Вихрях-М» на мотолодках «Днепр»; три серийных мульти-питча «Днепр-240» можно было видеть — один также на «Днепре» с «Вихрем-М», а два других — на «Москве-2» с 30-сильными «Вихрями». Нельзя сказать, что лодки с этими винтами имели какое-то преимущество, хотя, может быть, виной тому был как раз неудачный «выбор» самих лодок.
Пока команды заводов — изготовителей лодок и моторов боролись за право обладания «Золотым винтом», к старту первого заезда судов гоночных классов начали готовиться спортсмены сборных команд городов. Собственно команд городов на этот раз было шесть — Тарту, Москва, Киев, Евпатория, Жданов и Херсон, но еще четыре спортивные команды выставили заводы — Черноморский судостроительный (г. Николаев), Ржевский АТЭ-3, Куйбышевский моторостроительный имени М. В. Фрунзе, Херсонский судостроительный. Правда, в первых двух командах не было гонщиков в юношеском классе SA, а Херсонский судостроительный завод не заявил скутеров ОВ и ОС, но, прогулочно-туристских лодок в маршрутной и кольцевой 10-мильной гонках. Зачет осуществлялся по очковой «мотоциклетной» системе.
Для участия в наших соревнованиях приехали члены сборной команды страны в классе мотолодок SB-350: это было одним из этапов их подготовки к предстоящему выступлению на первенстве Европы в Швеции.
Надо сказать, что, помня уроки прошлого года, когда с трудом удалось провести спортивные гонки из-за волны на акватории в районе Гидропарка, устроители предусмотрели запасной вариант — вторую спортивную трассу на реке Конке примерно в 10 км от основной. И сделали это очень кстати: к моменту открытия стартов на основной трассе гуляла крупная волна, поднятая порывистым ветром — «низовкой». Ждать улучшения погоды в ближайшее время было бесполезно, а в распоряжении гонщиков оставалось в тот день только 2—3 часа: к концу этого срока здесь должны были финишировать лодки, возвращающиеся из маршрутной гонки.
Выход оставался один — перенести спортивные гонки на Конку. И вот на «зафрахтованный» заранее теплоход быстро погрузилась судейская коллегия со всем своим имуществом — стартовыми часами, буями и т. п. (Сюда же на теплоход успели перебраться и самые сообразительные поклонники водно-моторного спорта.) Большинству спортсменов на мотолодках пришлось добираться своим ходом, а скутера были доставлены на буксире за лодками местных любителей-водномоторников, приехавших посмотреть гонки. К назначенному времени вся техника (около 50 судов) благополучно была доставлена к запасной трассе. Выставленная здесь стартовая зона заняла почти всю ширину узенькой Конки, поэтому спортсменам, двигающимся в обратном направлении, предстояло проходить через нее. Несмотря на сильный ветер, состояние поверхности воды было идеальным — ее возмущала лишь легкая рябь. Из-за стесненности акватории вместо трассы с четырьмя поворотными буями была проложена трасса с двумя буями. Конечно, это сказалось на скоростях, показанных спортсменами, но поскольку подобные трассы применяются на зарубежных соревнованиях, такое вынужденное решение явно пошло на пользу членам сборной.
Заезды в классе мотолодок SB именно благодаря участию в них асов водно-моторного спорта оказались наиболее интересными — эффектными зрелищно, острыми по накалу борьбы. Перед соревнованиями казалось, что «сборники» легко выиграют и основная борьба будет между Н. Егоровым — прошлогодним серебряным призером чемпионата СССР, А. Жировым — чемпионом страны 1975 г., рекордсменом мира в SC и В. Волковым — также рекордсменом мира. Но уже на первых кругах стало ясно, что в этот спор вмешался Т. Хааге из команды Тарту — абсолютный победитель наших IX соревнований. Правда, спор этот, напоминаем, был чисто принципиальным: члены сборной выступали только в личном зачете и вне конкурса, однако это отразилось на ходе борьбы. Первую гонку серии выиграл А. Жиров, на втором месте оказался тартусец; Н. Егоров, шедший третьим, сошел с дистанции из-за неполадок в двигателе.
В следующей гонке Н. Егоров победил, но второе место вновь было у Т. Хааге.
В 5-мильной гонке Т. Хааге уже со старта захватил лидерство, но на третьем круге, не заметив боковой волны на повороте, перевернулся. Сошел с дистанции и А. Жиров — на его моторе соскочил ненадежно закрепленный гребной винт.
Бесцветно выступил В. Волков: в первой гонке не уложился в контрольное время I разряда; во второй — финишировал седьмым, показав далеко не рекордсменский результат (54,35 км/ч); в третьей — вообще не стартовал. Причиной, видимо, было то, что спортсмен в последнее время практически не выступал на крупных соревнованиях, а «специализировался» на установлении рекордов и, естественно, потерял искусство ведения гонки в условиях острого соперничества.
Абсолютным победителем в классе SB стал спортсмен из спортивного коллектива Черноморского судостроительного завода В. Каримов — серебряный призер наших прошлогодних соревнований: на этот раз в серии он занял два третьих места и одержал победу в 5-мильной гонке.
С неменьшим интересом и зрители и спортсмены ожидали заезд мотолодок SC. Если в классе SB этот интерес «подогревался» участием членов сборной Союзе, то здесь причина была другая: впервые участвовали в гонках две мотолодки, оснащенные 30-сильными «Вихрями». Несмотря на то, что этих моторов и сейчас выпускается немного, они, наконец, получили «права гражданства»: по правилам соревнований серийным может считаться мотор, выпущенный заводом и реализованный через торговую сеть в количестве не менее 150 штук, а совсем недавно это условие было выполнено.
На «Вихрях-30» выступали м. с. В. Кусков из г. Николаева и к. м. с. М. Зайчиков, представлявший Куйбышевский моторостроительный завод. Им было с кем гоняться: в соревнованиях участвовал неоднократный победитель наших гонок чемпион СССР и рекордсмен мира тартусец А. Раудва — он выступал пока на своем старом «Вихре-М». Волнение спортсменов было настолько велико, что в первой гонке судьи зафиксировали массовый фальстарт. В повторной же гонке буквально с первых метров стало ясно, что победитель определится в поединке двух спортсменов, выступающих с новыми моторами. Их лодки сразу же отрывались от конкурентов и уверенно сохраняли солидный разрыв до самого финиша. Как А. Раудва ни пытался «достать» лидеров, это ему так и не удалось ни разу. Правда и то, что скорости, показанные В. Кусковым и М. Зайчиковым, оказались не выше результатов того же А. Раудвы, показанных на прошлогоднем чемпионате СССР. Конечно, может быть, на этот раз мотор на лодке эстонского спортсмене работал не на полную мощность, но, как бы то ни было, тот факт, что сравнительно малоизвестным спортсменам удалось выиграть гонки, говорит о больших потенциальных возможностях «Вихря-30».
Если заезды мотолодок были очень острыми и результативными, то, как и в прошлом году, спортсмены на скутерах выступили плохо. Причем, если на IX соревнованиях существовали объективные причины — сильная волна и ветер, то теперь на них ссыпаться было нельзя. В обоих классах в первых гонках серии смогли получить результат по одному спортсмену из восьми стартовавших. Все три гонки и с неплохим временем прошел только николаевец м. с. О. Головин; сумма очков в абсолютном первенстве остальных спортсменов определялась в лучшем случае по двум гонкам.
Против ожидания нестабильно выступили и юноши на мотолодках SA: здесь заезды серии закончила только половина стартовавших спортсменов. В то же время скорость, показанная победителями и особенно — занявшим второе место в абсолютном зачете москвичом Н. Кузнецовым, оказалась выше, чем у победителей прошлого года.
В командном зачете среди сборных городов по итогам гонок спортивных судов вполне мог претендовать на победу дружный коллектив Черноморского судостроительного завода. Но по условиям розыгрыша кубка спортивных сборных шли в зачет еще и результаты, показанные на двух лодках туристских классов в двух гонках. А именно эти экипажи и подвели николаевцев; из четырех возможных результатов их команда получила только один и то невысокий.
Команду прошлогоднего победителя — города Тарту подвели скутера: в этом году они принесли одни «баранки».
На состоявшейся после закрытия соревнований технической конференции обсуждались вопросы производства подвесных лодочных моторов и лодок, подводились итоги десятилетней истории встреч на приз сборника, намечались перспективы их дальнейшего развития.
Единодушное мнение всех выступавших, а на конференции присутствовали и высказывались ведущие конструкторы, представители ряда министерств и большинства предприятий, выпускающих лодки и моторы, сотрудники ЦКБ «Нептун» и ЦНИИ имени А. Н. Крылова, — гонки на приз «КЯ» промышленности нужны, В свете задач, поставленных перед индустрией страны XXV съездом, всемерная борьба за качество выпускаемой продукции приобретает все большее значение. И следует добиваться того, чтобы наши самые представительные в стране соревнования на лодках народного потребления еще лучше помогали этой борьбе. Чтобы проектанты и изготовители лодок и моторов имели здесь возможность как для рекламной демонстрации выпускаемой или осваиваемой продукции, так и для всесторонней ее проверки в самых жестких условиях эксплуатации. Чтобы, как и раньше, встречи на приз «КЯ» давали возможность прямого контакта с потребителем — любителями и спортсменами; чтобы здесь можно было обменяться информацией, завязать деловые контакты, ознакомиться практически со всеми выпускаемыми и подготавливаемыми к выпуску моделями лодок и моторов.
Особенно интересной собравшиеся считают гонки с полной паспортной нагрузкой — гонки на эффективность, проводившиеся на соревнованиях двух последних лет. Высказан ряд пожеланий по совершенствованию организации этой гонки, по изменению системы командного зачета с тем, чтобы результаты ее получили большее удельное значение. Некоторые предложения направлены на повышение зрелищности проводимых мероприятий: так вынесена на обсуждение идея проводить маршрутную гонку по 30-40-километровому кольцу, проходимому в три-четыре круга...
Итоги подведены. Начинается детальное рассмотрение выдвинутых предложений, ведется работа по совершенствованию Положения об XI соревнованиях.
Командные результаты
1 — Пермский моторостроительный завод им. Я. М. Свердлова, I команда (400 очков; абсолютные победители в классах Т-1000 и Т-500; 1-е место в гонке с полной паспортной нагрузкой в Т-1000 и Т-500) — Переходящий приз редакции сборника «Золотой винт»; Переходящий приз судостроителей за наивысшую скорость.
2 — Объединенная команда Крымской области (250 очков; абсолютное 3-е место в Т-500; 2-е место в гонке с полной паспортной нагрузкой в классе Т-500).
3 — Московский машиностроительный завод «Красный Октябрь», II команда (227 очков; абсолютные 1-е и 3-е места в Т-700; абсолютное 3-е место в Т-350; в гонке с полной паспортной нагрузкой — 1-е место в Т-700 и 3-е место в Т-350).
4 — Казанский моторостроительный завод (218 очков; 1-е и 2-е места в гонке с полной паспортной нагрузкой).
5 — Волгоградский судостроительный завод (203 очка; абсолютное 2-е место в Т-700; два 2-х места в гонке с полной паспортной нагрузкой в Т-1000 и Т-700) — Приз ЦНИИ им. А. Н. Крылова за лучшую конструкцию подки; диплом за самое комфортабельное и элегантное судно на гонках;
6 — Сосновский судостроительный завод, I команда (185 очков; абсолютное 3-место в Т-1000).
7 — Херсонский судостроительный завод, I команда (184 очка).
8 — Пермский моторостроительный завод им. Я. М Свердлова, II команда (165 очков).
9 — Объединенная команда г. Куйбышева (163 очка).
10 — Куйбышевский моторостроительный завод им. М. В. Фрунзе, I команда (150 очков).
11 — Объединенная команда Ленинградской области (140 очков; абсолютное вместо в Т-350; 3-е место в гонке е полной паспортной нагрузкой в Т-1000).
12 — Ржевский завод АТЭ-3 (129 очков).
13 — Московский машиностроительный завод «Красный Октябрь», I команда (123 очка).
14 — Херсонский судостроительный завод, II команда (111 очков).
15 — Сосновский судостроительный завод, II команда (66 очка).
16 — Черноморский судостроительный завод, I команда (42 очка).
17 — Куйбышевский моторостроительный завод им. М. В. Фрунзе, II команда (24 очка).
Результаты спортивных команд городов
1 — Москва (415); 2 — Херсон, Морская школа (370); 3 — Херсонский судостроительный завод (327); 4 — Николаев, Черноморский судостроительный завод (297); 5 — Тарту (277); 6 — Куйбышевский моторостроительный завод им. М. В. Фрунзе (273); 7 — Киев (243); 8 — Ржевский завод АТЭ-3 (237); 9 — Жданов (131); 10 — Евпатория (129).
Личные результаты соревнований на спортивных судах
(первые три места; указаны число очков и максимальная скорость, показанная в гонках)
Скутера ОВ-350. Серия 2X3 миль: 1 — м. с. Е. Бочкарь, Москва, 50 (73,26); 2 — к. м. с. Ю. Орлов, Ржев, 45 (72,24); 3 — к. м. с. С. Пшеничный, Херсон, 25 (65,48).
5 миль: 1 — Е. Бочкарь, 25 (70,58); 2 — Ю. Орлов, 23 (68,04).
Абсолютный победитель — м. с. Е. Бочкарь.
Скутера ОС-500. Серия 2X3 миль: 1 — м. с. О. Головин, г. Николаев, 75 (78,59); 2 — м. с. Д. Титов, Москва, 23 (76,15); 3 — к. м. с. Г. Николаев, Ржев, 20 (72,64).
5 миль: 1 — О. Головин, 25 (71,28); 2 — Г. Николаев, 23 (67,02); 3 — м. с. И. Зенков, Херсон, 20 |64,86).
Абсолютный победитель — м. с. О. Головин.
Мотолодки SА-250 (юноши). Серия 2X3 миль: 1 — м. с. Н. Кузнецов, Москва, 75 (46,33); 2 — к. м. с. В. Петрин, Херсон, 68 (44,51); 3 — I р. С. Безпалов, г. Куйбышев, 53 (39,49).
5 миль: 1 — В. Петрин, 50 (44,80); 2 — к. м. с. В. Са-патенко, Херсон, 45 (43,48); 3 — I р. А. Сопепь, г. Жданов, 40 (43,21).
Абсолютный победитель — к. м. с. В. Петрин.
Мотолодки SВ-350. Серия 2X3 миль: 1 — м. с. м. к. Т. Хааге. Тарту, 100 (64,17); 2 — м. с. А. Якубович. Киев, 90 (63,78); 3 — м.с. В. Каримов, г. Николаев, 80 (61,82).
3 миль: 1 — В. Каримов, 25 (60,96); 2 — м. с. Ф. Зайдман, Херсон, 23 (57,23); 3 — к. м. с. В. Козерацкий, Херсон, 20 (55,28).
Абсолютный победитель — м. с. В. Каримов.
Мотолодки SC-500. Серия 2X3 миль: 1 — м. с. В. Кусков, г. Николаев, 100 (66,11); 2 — к. м. с. М. Зайчиков, г. Куйбышев, 90 (63,92); 3 — к. м. с. Н. Петров, Ржев, 75 (61, 24).
5 миль: 1 — Н. Зайчиков, 50 (64,31); 2 — В. Кусков, 45 (63,83); 3 — м. с. м. к. А. Раудва, 40 (62, 48).
Абсолютный победитель — м. с. В. Кусков.