Два дня в Ауронцо развевались флаги государств — участников чемпионата мира, звучала многоязычная речь. Гулкое эхо разносило рев двигателей. Гонщики Италии, ФРГ, Австрии, Швеции, Финляндии, Бельгии, СССР, ПНР, Югославии и Венгрии вели упорную борьбу за личное первенство в двух классах скутеров: 21 спортсмен выступал в классе ОА, 25 — в классе ОВ. В программе чемпионата были четыре гонки по восемь кругов в каждом классе. (Одновременно, кроме официального чемпионата мира, проводились первенства Италии в классе скутеров ОЕ-850 и в классе надувных мотолодок.)
В сборную Советского Союза, естественно, вошли наши лучшие гонщики. Кто же они?
Инженер из Москвы Иван Богданов. Занимается водно-моторным спортом 19 лет; многократный чемпион и рекордсмен страны, рекордсмен мира, участник нескольких международных соревнований.
Минскому инженеру-механику Евгению Радько — 33 года. Увлекается водно-моторным спортом с девятого класса. В 1972 г. он первым из советских водномоторников стал чемпионом мира.
Краснодарский гонщик Станислав Шахов на первенстве СССР в 1966 г. стал бронзовым призером, обогнав на усовершенствованном им «Кениге-250» многих известных у нас в стране асов. После того первого успеха несколько раз подряд становился чемпионом РСФСР и СССР, призером этих чемпионатов.
Мастерами управления скутером на самых высоких скоростях неоднократно показывали себя Сергей Жиров (Москва), Анатолий Чермашенцев (г. Ногинск Моск. обл.) Соберт Манукян (г. Севан Арм. ССР).
Думается, следует сделать небольшое отступление. Тогда можно будет понять, почему советская сборная не использовала на чемпионате мира всех своих возможностей: сразу скажем — результаты ее выступления оказались, на наш взгляд, ниже посредственных.
Федерация водно-моторного спорта СССР входит в Международный водно-моторный союз (УИМ) с 1969 г. С этого момента советские спортсмены получили возможность участвовать в первенствах Европы и мира. Но беда в том, что они выступают редко и, следовательно, имеют малый опыт участия в ответственных международных соревнованиях (в 1974 г. вообще не выезжали за рубеж). А между тем на счету большинства зарубежных гонщиков, при-.: бывших на чемпионат, не менее двух десятков международных встреч! К тому же, сборная СССР приехала в Ауронцо слишком поздно. До начала соревнований оставались считанные часы. Спортсмены успели лишь выгрузить скутера, моторы. Для проверки и отладки техники времени не осталось. А сделать следовало многое. Озеро, на котором проводились гонки, находится на высоте около 900 м над уровнем моря. Специалисты подсчитали, что в этих условиях мощность гоночного мотора падает примерно на 10%. Значит, требовалась особая регулировка двигателей. Нужно было испытать моторы на устойчивость при работе на малых оборотах и т. д. и т. п...
Начались гонки. И сразу же — неприятности. Грубую ошибку допустил А. Чермашенцев: за две минуты до сигнальной ракеты вошел в стартовую зону и пересек линию старта. Можно было подумать: растерялся, ведь дистанция на чемпионате мира обозначена поворотными знаками несколько иначе, чем у нас. Но и в четвертой гонке он снова преждевременно вошел в стартовую зону!
Неудачи преследовали и второго спортсмена, выступавшего в классе ОА, — С. Жирова. В первой гонке он был только 7-м, во второй — 8-м. В следующем заезде поломал гребной винт. В четвертом — еще в предстартовой зоне заглох двигатель (закончило подшипник коленчатого вала).
Наши гонщики, выступавшие в классе ОВ, также пережили немало неприятных минут. Во время первой гонки скутер И. Богданова врезался в волну — вода залила карбюратор, во время третьей — перевернулся. Во втором заезде гонщик задержался на старте и смог прийти к финишу лишь 12-м, в четвертой — был вынужден сойти с дистанции из-за поломки редуктора.
Е. Радько в первом же заезде почувствовал, что двигатель работает не на полную мощность, и финишировал только восьмым. Во второй гонке Евгений хорошо взял старт, но снова подвел мотор — «прихватило» поршни. Во время следующего заезда лопнула гильза цилиндра, заклинило коленчатый вал...
С. Шахов, показывая довольно низкие скорости, занимал 14-е, 13-е, 11-е места, а в заключительной гонке беспристрастный фотообъектив зафиксировал у него фальстарт.
Слабо выступил и С. Манукян. В первом заезде не стартовал, во втором был 7-м. В третьей гонке у двигателя на его скутере отскочили глушители, в последней — заглох мотор. Много времени он терял на поворотах, при обходе буев.
В гораздо лучшей форме оказались наши соперники. С первых минут лидерство захватили спортсмены из ФРГ: в классе ОА это был 23-летний студент И. Марет, в ОВ — 30-летний адвокат И. Штейнвашер. Они уверенно провели все гонки и завоевали титулы чемпионов мира.
Какие же уроки следует извлечь из минувшего чемпионата? Прежде всего, спортсменам необходимо иметь современную технику — корпуса новейшей конструкции, последние модификации гоночных моторов. К сожалению, в этом отношении мы пока еще отстаем от зарубежных коллег. Моторы, на которых пришлось выступать советским спортсменам, были более старыми (естественно, и менее мощными и менее надежными), чем у большинства соперников.
И .еще. Тренировать сборную, отшлифовывать навыки спортсменов следует в условиях, максимально приближенных к международным. Размечать дистанцию надо так же, как на чемпионатах мира. Надо обеспечивать максимальное количество стартующих гонщиков (может быть, стоит объединять старты скутеров ОА и ОВ). Надо разрешить обгон спортивных судов со всех сторон и т. п. Короче говоря, пора привыкать вести гонки более жестко.
Все это, думается, нужно учесть руководителям Федерации водномоторного спорта СССР.