Свои олимпийские надежды в этом классе наши яхтсмены вновь связывают с мастерами международного класса — рулевым Владимиром Леонтьевым и его шкотовым Валерием Зубановым. Как и четыре года назад в Киле, эта пара должна будет защищать спортивную честь нашей страны на XXI Олимпиаде.
Владимиру в 1976 году исполняется 30 лет. Пора зрелости и как человека, и как спортсмена. Он яхтсмен с 1957 г. Начавший было заниматься в московском водно-моторном клубе имени Баранова, Володя увлекся прогулками на яхтах и вскоре перешел в яхт-клуб ДСО «Труд» к тренеру Е. И. Сахаровой. В прошлом известная спортсменка, Екатерина Ивановна старалась привить ученикам любовь к спорту, учила умению упорно пдти к намеченной цели и не терять воли к победе до последнего шанса.
Целыми днями пропадал мальчик в яхт-клубе, постигая тонкости настройки, оттачивая приемы управления яхтой. О «Летучем Голландце» тогда он мог только мечтать — несколько яхт этого класса впервые появилось в Москве накануне Олимпийских игр 1960 г. (где, кстати сказать, «голландцы» вообще участвовали в первый раз). Упорная работа давала свои плоды: Леонтьев трижды становился чемпионом Москвы среди юношей.
Интенсивные тренировки продолжались и после призыва в ряды Советской Армии — В. Леонтьева приняли в сборную команду ВМС. Теперь его тренером стал М. А. Сахновский, который и поныне — уже двенадцатый год — ведет его к вершинам мастерства. Первой ступенью на этом пути было выполнение норматива мастера спорта. Тренер поставил задачу — добиться этого звания на Черноморской регате 1965 г. Однако в шестой гонке регаты Леонтьева постигла неудача — его «голландец» перевернулся, были потеряны результаты этой и следующей гонки, которая проводилась в тот же день. Тем не менее, в том же сезоне Володя все-таки сумел завоевать заветное спортивное звание.
Леонтьев со шкотовым Дробышевым вскоре уже были признаны одним из сильнейших экипажей «Летучих Голландцев», успешно конкурировали с А. Шелковниковым, Р. Новодережкиным, Л. Рваловым и А. Коноваловым. Однако Дробышеву из-за болезни пришлось отказаться от занятий любимым спортом — подающий большие надежды экипаж распался буквально накануне Олимпиады 1972 г. В Киль Леонтьев поехал с другим матросом.
Это доставило немало волнений. В. Зубанов (из Днепропетровска), выступавший ранее с рулевым В. Гусенко, считался одним из лучших шкотовых на «голландцах». Рослый (184 см, вес 80 кг), хорошо физически развитый спортсмен начал заниматься парусом сравнительно поздно — в 1967 г., когда ему уже исполнилось 16 лет, но сразу же обратил на себя внимание тренеров. Уже в следующем 1968 г. Вячеслав Гусенко и Валерий Зубанов стали чемпионами страны среди юношей. Позже экипаж — брат Вячеслава Валерий Гусенко на руле и Зубанов на трапеции — начал составлять все более острую конкуренцию Леонтьеву. Когда же тренерский совет Федерации решил сформировать олимпийский экипаж из двух соперников, многие усомнились в том, что такой союз окажется удачным...
Оба оказались достойными той роли, которую им предстояло сыграть. Они успели и неплохо сработаться, и выполнить все намеченные тренировочные работы: были готовы вовремя. Но, тем но менее, выступление нового экипажа в Киле было неровным. Достаточно сказать, что в одной из гонок он финишировал первым, дважды опережал серебряного призера Олимпиады француза И. Пажо, но... и дважды приходил к финишу во втором десятке! Видимо, сказался недостаточный опыт участия в международных соревнованиях: Леонтьеву не удавалось безошибочно строить тактическую борьбу с самыми сильными соперниками. И все же итоговое шестое место тренеры расценили как явный успех молодых спортсменов.
Для ведущих яхтсменов время исчисляется периодами — от одной Олимпиады к другой. Что же сделано за прошедшие четыре года?
Прежде всего, есть основательная физическая подготовка. Ведь управление «голландцем» связано с большими нагрузками не только для шкотового, но и для рулевого. Чтобы успешно откренивать швертбот, особенно в свежий ветер, нужен не просто подходящий суммарный вес экипажа (оптимальная цифра — 150—160 кг), нужна «активная мышечная масса». Бег, плавание, лыжи, гребля и перекладина, специальные упражнения для развития брюшного пресса и бицепсов — многие сотни часов! Добавьте сюда еще полтора десятка стартов в тренировочных и зачетных гонках чуть ли не каждые десять дней каждым летом — и можно будет составить некоторое представление о нагрузке, которую приходится вынести члену парусной сборной.
Кстати, о весе. «Я считаю, что мне нужно сбросить лишних 3 кг, чтобы получить 70—71 кг, а Валерию, наоборот, прибавить 6 кг. В гонках при сильном ветре мы надеваем тяжелую одежду, чтобы компенсировать нехватку веса (разумеется, в пределах правил)», — говорит В. Леонтьев.
А его шкотовый добавляет: «Для Канады в июле характерна жаркая погода с температурой до 40°, так что лишний вес быстро сбросится. Но я и не хочу набирать вес за счет усиленного белкового рациона — такой вес будет пустым, нерабочим. Надо развивать мышцы непосредственной работой».
Тренер М. А. Сахновский провел большую работу по выявлению недостатков и ошибок экипажа в управлении судном. Они часами отрабатывали слаженность действий в работе с парусами, особенно со спинакером, много внимания уделяли решению тактических вопросов.
«Владимир на гонке может и любит импровизировать, не хочет всегда и во всем следовать общепринятым, хорошо проверенным элементарным решениям задач, возникающих во время гонок. Это иногда приводит к проигрышу. Надеюсь, в оставшееся до Олимпиады время Володя и Валерий сумеют справиться со всеми погрешностями. Оба очень трудолюбивы, хорошо понимают свои задачи, подхлестывать их не нужно». — Таково мнение тренера.
Досконально освоена материальная часть. Техника парусного спорта не стоит на месте. Сегодняшний «голландец» лишь отдаленно напоминает оригинальный проект Ван Эссена, созданный 24 года назад. Ведь «Летучий Голландец» — «свободный» класс, в котором разрешено совершенствовать конструкцию и вооружение. Лучшие рулевые мира в содружестве с лучшими конструкторами верфей делают все, чтобы выжать из небольшой лодки максимум возможного. В полтора раза более легкий стеклопластиковый непотопляемый корпус, снабженный двойным дном и самоотливным кокпитом, паруса из дакрона и супердакрона (грот—10,8 м2; стаксель 7,8 м2 и спинакер 17,5 м2), два десятка стопоров, паутина шкотов, талей и оттяжек, алюминиевый рангоут, — вот что такое типичный современный «Летучий Голландец».
Недавно на мировых дистанциях появились корпуса «голландцев», выклеенные с применением высокопрочных армирующих материалов (углепластик). Корпус из углепластика чрезвычайно легок (90 кг), но обладает достаточной жесткостью. В прошлом предолимпийском сезоне, именно на таких корпусах были выиграны все важнейшие международные соревнования. Однако летом того же прошлого года стало известно, что к участию в Олимпиаде «голландцы» с корпусами из углепластика (или с использованием волокна «кевлар») допущены не будут: это противоречило бы известному принципу Международного парусного союза, запрещающему применение в конструкции яхт редких, дорогостоящих материалов.
Ведущему экипажу страны предоставляются все новинки. Только появились за рубежом корпуса западногерманской фирмы «Курт Хайн», — и вот уже приобретаются два новейших деревянных швертбота и Леонтьеву предоставляется возможность выбрать лучший из них. В этом ему помогает В. Князев — опытнейший гонщик, конструктор и строитель «голландцев». Приобретаются и новейшие алюминиевые мачты фирмы «Спар», паруса лучшего качества — фирмы «Черет».
Но мало получить новейшую материальную часть, нужно уметь использовать ее. Ведь «голландец» — очень чуткая к настройке лодка. Ее перенастройку приходится вести на ходу во время гонки в зависимости и от условий на акватории, и от курса. Чем сильнее ветер, тем больший объем работ должен проделать экипаж при каждой смене галса. Вот почему на лодках сильнейших гонщиков хорошо продумана проводка снастей бегучего такелажа, под руками у них своеобразный пульт управления. Нужно путем кропотливых исследований установить и хорошо знать, какую снасть и насколько нужно выбрать или потравить, чтобы лодка имела максимальный ход при любых условиях. Это — третья сторона подготовки олимпийского экипажа.
Для ведущих гонщиков большинство соревнований внутри страны — отборочные; по их результатам определяются кандидаты в олимпийскую команду. Все эти годы В. Леонтьев и В. Зубанов удерживали лидерство на всесоюзных встречах. Они трижды были чемпионами страны и только в 1974 г. уступили первенство экипажу В, Майдана.
Сам В. Леонтьев — уже пятикратный чемпион страны — из своих ближайших соперников выделяет украинца Валерия Гусенко: «Это очень серьезный противник, напористый, жесткий в борьбе. Когда он впереди, обогнать его трудно. Правда, иной раз, увлекшись борьбой с нами, Гусенко проигрывал другим гонщикам...»
Большой опыт Леонтьев приобрел в острой борьбе с прежними лидерами класса — А. Шелковниковым, А. Коноваловым, Р. Новодережкиным и Л. Рваловым, с опытными гонщиками В. Князевым и А. Мараниным, которым сейчас уже давно за тридцать, с молодыми соперниками — В. Майданом, В. Степаненко, С. Орешкиным. Каждый из них обладает и мастерством, и желанием победить, с каждым из них приходится вести упорную борьбу на дистанции.
Бывало и так, что экипаж В. Леонтьева уходил вперед только благодаря более совершенной материальной части, которая ему как члену олимпийской сборной доставалась в первую очередь. В последние годы оснащение других гонщиков тоже несколько улучшилось — и у них появились корпуса, мачты и паруса зарубежных фирм. Но, как говорит Валерий: «Многим соперникам по-прежнему не хватает силы воли, чтобы бороться за победу до конца. Некоторые больны «болезнью лидера» — смотрят в гонке только на нас и забывают подчас об управлении своим судном, о тактической борьбе. А ведь «голландец» требует очень большого внимания к управлению и настройке на ходу.
Материальная часть нуждается в постоянном обновлении, а это слишком дорого, недоступно для большинства спортколлективов. Вот почему многие сильные гонщики, отчаявшись когда-либо получить яхту, соответствующую современному уровню, уходят из спорта, тем самым ослабляя и нас, лидеров. Те, кто остаются; держатся за счет фанатичной увлеченности и огромной работы над своими старыми лодками, для спортивного совершенствования у них просто не остается времени и сил. Так что для нас на внутрисоюзных соревнованиях конкуренция явно недостаточна, борьба с относительно более слабым по вооруженности противником не делает нас — победителей — сильнее и опытнее. Поэтому-то обязательно надо чаще участвовать в международных соревнованиях».
Ну а кто же будет соперниками нашего олимпийского экипажа в Кингстоне?
Это прежде всего сильные гонщики из ГДР Вольф, Хютнер или Штейнгросс, неоднократный олимпийский чемпион в классе «Летучий Голландец» Р. Паттисон (в прошедшем сезоне вернувший себе титул чемпиона Европы). Снова на сцене появился Ульрих Либор (ФРГ) — серебряный призер Олимпиады в Мексике и бронзовый — в Киле. В призеры Олимпиады прочат также семейные экипажи братьев французов Пажо (чемпионов мира 1975 г.) и немцев Диш (чемпионов мира 1972 г. в классе «Файрбол») из ФРГ, канадца Ганса Фога.
«Чем сильны эти соперники? Прежде всего, возможностью иметь лучшую технику. Как правило, ведущие спортсмены мира лично осуществляют надзор за постройкой для них яхт, тут же вносят необходимые изменения с учетом собственных привычек и возможностей. Для проектирования и изготовления их яхт и парусов привлекаются специалисты самого высокого уровня. Они часто бывают на международных встречах, где всегда идет интенсивный обмен информацией, обсуждаются многие вопросы техники и тактики. В гонках спортсмены мира узнают сильные и слабые стороны друг друга, знакомятся с судейством и обстановкой на крупнейших соревнованиях. Все это немало способствует успеху. С нашими зарубежными противниками мы можем бороться только за счет лучшей личной подготовки по управлению яхтой», — так оценивает ситуацию В. Леонтьев.
Каковы объективные результаты встреч с зарубежными противниками? В прошлом году одна из них состоялась на международной Балтийской регате, куда приехали сильные экипажи из ГДР. В. Леонтьев, выступая в этих гонках не очень ровно (1, 2, 3, 3, 5, 9 и 13-е места), занял 3-е место, пропустив вперед У. Штейн-гросса и X. Хютнера.
На чемпионате Европы в Травемюнде В. Леонтьев занял 6-е место, несмотря на то, что ему не везло: первую гонку, в которой он лидировал, отменили, в другой — он был дисквалифицирован, так как не подал протест на яхту, сделавшую поворот на курсе у его «голландца».
Основные предолимпийские встречи, только после которых можно будет делать какие-либо прогнозы, состоятся в очень короткий период текущего сезона — непосредственно перед Олимпиадой.