Три года назад в Эстонии родился по существу новый вид спорта — водно-моторные ралли. Впервые об этом рассказал сотрудникам редакции таллинский водномоторник и журналист Калью Касс, приехавший в Новгород на VIII соревнования на приз «КиЯ». Затем стало известно, что секция дальних спортивных плаваний торфопредприятия «Тоотси» (Пярнуский район) проводит такие ралли регулярно и пользуются они все большим успехом. В Тарту при ОСВОД организовали первый ралли-клуб и, наконец, весной 1974 г. в Эстонии создали республиканскую федерацию водно-моторных ралли.
За последние годы водно-моторные клубы и секции в разных концах нашей страны все чаще проводят различные соревнования на прогулочно-туристских судах заводского производства. Очевидно, что опыт эстонских водномоторников будет и интересен и полезен, а водно-моторные ралли — наряду с традиционными маршрутными и кольцевыми гонками — могут стать популярными не только в Эстонии.
Водно-моторные ралли (английское слово rally означает сбор, слет), как и автомобильные, которые культивируются уже более 80 лет и прочно завоевали место среди видов большого спорта,— это соревнования на «регулярность движения».
Вальду Каск — один из организаторов ралли «Тоотси» сформулировал сущность подобных состязаний так:
— Ралли — это не обычные гонки не скорость ради скорости. Это соревнования в мастерстве вождения мотолодки. Самое важное здесь — точность прохождения маршрута во времени, умение пользоваться картой и приборами, рассчитывать и ориентироваться...
С тем, как проводятся водно-моторные ралли в Эстонии, можно познакомиться на примере I первенства республики — ралли «Тоотси-75».
Организаторы первенства, исходя из уже накопленного опыта, считают, что для однодневного ралли длина дистанции должна быть в пределах 180—220 км. В данном случае общая протяженность дистанции составила 220 км. Трасса, проходимая в двух направлениях — туда и обратно, разбита на реке Эмайыги и ее притоках, чтобы участникам приходилось учитывать влияние течения на скорость хода. Дополнительным усложнением было то, что более 60 км следовало пройти в «морских условиях», дважды пересекая Чудское озеро (пятое по величине в Европе).
Вся дистанция разбита на семь этапов пунктами контроля времени — ПКВ. (Эти ПКВ перечислены в табличке и обозначены на схеме, имеющейся в маршрутной книжке каждого участника.) Сходство с автомобильными ралли в том, что жестко задана средняя скорость на каждом этапе: указана норма
времени на его прохождение. В ПКВ участники должны приходить каждый точно по своему графику. Каждая минута и опоздания и прихода раньше штрафуется очками по заранее разработанной системе.
Нетрудно прикинуть, что средняя скорость на этапах колеблется от 20 до 28 км/ч, а на самой первой тысяче метров трассы оговорена особым заданием — ровно 27 км/ч. Скорости невелики, развить их совсем нетрудно, а вот выдерживать равномерно на протяжении всего этапа — очень сложно. Есть еще и пункты внезапного контроля времени — ПВКВ, положение которых на трассе не указано и участникам неизвестно. За опоздание или преждевременное прохождение каждой из этих, в данном случае — девяти, «секретных» точек тоже начисляются штрафные очки.
Участники стартуют по очереди с интервалом 120 секунд. При любом нарушении «графика» (как опоздании, так и опережении) начинает действовать принцип «скользящего расписания»: нормы времени на прохождение всех последующих этапов остаются неизменными.
Умение поддерживать заданную скорость, пользуясь различными лагами и тахометрами и предварительными расчетами, — это главное, но это не все! Соперникам приходится участвовать также и в других, дополнительных соревнованиях, задаваемых программой ралли.
Такими дополнительными соревнованиями в эстонских ралли уже были, например, состязания на точность держания курса по компасу, определение местонахождения по карте, фигурная езда (на прохождение участка с поворотными буями устанавливается норма времени, а за касание бортом буев начисляются штрафные очки), гонка на скорость (на одном из этапов). В каждом конкретном случае организаторы, составляя программу ралли, учитывают сложность трассы, количество и опыт — квалификацию участников.
Окончательные результаты определяются суммой штрафных очков, избранных экипажами при прохождении трассы и на дополнительных соревнованиях. Естественно, победителем становится тот, у кого штрафов меньше.
Уже из этого краткого изложения типичной программы ралли можно сделать вывод, что это, несомненно, перспективный вид водно-моторного спорта, который может способствовать повышению его массовости, росту авторитета. Здесь не дают преимущества более мощный мотор, малый вес или обводы лодки: скорости «посильны» обычным лодкам с самыми обычными серийными моторами. Это позволяет привлечь к спорту массу судоводителей-любителей. И очень полезно, что участие в ралли стимулирует изучение азов штурманского дела, приучает пользоваться приборами. Многие сами конструируют те же указатели скорости, так что это еще и технический вид спорта, имеющий прикладное значение.
На старт I первенства Эстонии, проведенного 26 июля 1975 г., в поселок Ранна съехалось шесть команд — 40 экипажей. (В самом первом ралли участвовало всего 6 экипажей, во втором — 9).
Подавляющее большинство лодок — обычные «Прогрессы» с «Вихрем» (их более 30), пять «Крымов», два «Нептуна», один «Днепр», пара мотолодок собственной постройки. Правилами соревнований оговорено, что длина судов должна быть не менее 4 м, ширина — не менее 1,5 м, а высота надводного борта — не менее 0,4 м. Этот минимум диктует Чудское озеро. В остальном требования такие же, какие обычно предъявляет к мотолодке навигационно-техническая инспекция, плюс каски и компас. Водительские права должны иметь оба члена экипажа. В соревнованиях может принять участие любой желающий, надо только быть членом ОСВОД.
Добрая половина участников — «старожилы», участвовавшие во всех пяти ранее проведенных в Эстонии водно-моторных ралли. Приняв старт в этих увлекательных соревнованиях хотя бы один раз, экипажи стремятся приехать на все следующие. Характерно и то, что чуть ли не каждый третий экипаж — «семейный»: два брата, отец и сын, муж и жена. Специфика соревнований требует полного взаимопонимания, умения реагировать с полуслова. А кому как не близким людям, объединенным одним увлечением, отвечать этим качествам в полной мере?
В 7.58 утра отходит от берега лодка под номером один. Две минуты она имеет право маневрировать, находясь в предстартовой зоне — выше стартового створа; ровно в 8.00 она должна пройти створ. На берегу никакой суеты, нет и привычного предстартового шума. Каждые две минуты заводится один мотор и, покружившись, очередная лодка скрывается в утренней дымке с указанной для первого километра скоростью 27 км/ч.
Точно известно, что первый экипаж вернется обратно в 16.05 (вряд ли он захочет финишировать раньше времени!). А пока судьи в Ранне могут отдохнуть.
Для водителей сюрпризы (и штрафы) начались за первым же поворотом. Большинство, выполняя задание № 1, строго выдерживало указанную для первой 1000 м скорость, пока не завидело стоящего на берегу секундометриста. Не подозревая, что он специально встал не на километровой отметке, а всего лишь в 700 м от старта, все капитаны (кроме одного), как сговорились сбавляли ход. Оно и понятно: ведь по расчету на 1 км движения со скоростью 27 км/ч отводилось 133 секунды, а тут — время еще не вышло, а секундометрист уже рядом! Естественно, ПВКВ, скрытый на берегу, зафиксировал нарушения «графика». Поясним, что и здесь, и на всех остальных ПКВ и ПВКВ, за каждый 1% отклонения от заданной скорости следовало наказание — 10 штрафных очков.
Второе задание — простое: на «скоростном участке» от ПКВ-1 до ПКВ-2 идти самым полным ходом! Чем быстрее пройден этот участок трассы, тем меньше штраф, тем больше времени остается на отдых после финиша у входа в Каеванду-канал: маршрутным листом оговорено, что старт следующего этапа каждый может взять ровно через 60 минут после расчетного времени старта от ПКВ-1. (Так как в ралли принимают участие различные лодки с различными моторами, для уравнивания шансов применяется система гандикапа, аналогичная существующей в розыгрыше приза «Катеров и яхт»).
В начале следующего, самого протяженного участка по Чудскому озеру участники один за другим выполняют задание № 3, соревнуясь в умении прокладывать курс по компасу. Выдерживая заданную для всего этапа среднюю скорость, надо от первого буя в озере около 2 км идти определенным компасным курсом, а затем сделать поворот, опять-таки проложив курс по компасу. Отклонение от заданного направления контролируется с помощью теодолита на судейском пункте. Каждые 30' отклонения сверх первого одного градуса штрафуются 5 очками (наибольшим был штраф в 155 очков!).
Начинают постепенно таять ряды участников: в основном подводят моторы. Около полудня первые мотолодки, «отметившись» у ПКВ-3, ложатся на обратный курс.
Впереди только одно, последнее дополнительное соревнование — в умении ориентироваться по карте. Экипажам выданы одинаковые кусочки «слепой» карты, а где-то на этапе между ПКВ-4 и -5 поставлен флаг; каждый должен нанести положение этой точки на карту. Потом судьи соберут заполненные карты и наложат на «эталон». Ошибка в каждый миллиметр на карте (М 1 : 25000) «карается» 10 штрафными очками.
Точно в назначенное ей время финишировала первая лодка, через 2 минуты пришла вторая. Чуть более чем за час на финише выстроилось 28 лодок.
Первыми чемпионами Эстонии стали супруги А. Каазик и Й. Каазик с результатом 250 очков. Второй призовой экипаж — X. Раудялг и К, Вельтбах (575 очков) примечателен тем, что капитан является и председателем президиума федерации водно-моторных ралли Эстонии. Третье место (630 очков) заняли Й. Райд и В. Кассорг.
Уже после торжественного закрытия этих очень интересных соревнований Вальду Каск ответил на несколько вопросов.
— Почему появилось и почему именно в Эстонии появилось ралли? Причин несколько. У нас довольно много водномоторников, которые относятся к плаваниям на лодке более серьезно, чем к воскресной прогулке, но по тем или иным причинам не занимаются ДСП — дальними спортивными плаваниями. А состязания-ралли гораздо доступнее, чем большое ДСП. Маршрутные гонки, конечно, тоже хорошо, но все-таки скучновато: слишком велика роль голой техники, чересчур подчеркивается роль скорости. Не надо забывать и о том, что у нас в Эстонии сильны традиции автомобильного ралли, его очень хорошо знают.
Почти у каждого водномоторника — а их в Эстонии 10000 — велико желание помериться силами, поделиться опытом. Любое увлечение предполагает какие-то формы общения, соревнования. Вот в секции ДСП объединения «Тоотси» и возникла идея организовать такие соревнования, в которых могли бы участвовать и мастера, и менее опытные судоводители-любители.
Мастеров я упомянул не случайно. Наши любители ДСП, выполнившие по ним нормы мастеров спорта, оказывались лишенными и всякого стимула к дальнейшему совершенствованию, и поддержки своих спортобществ. (Ведь если вы хоть в пятый раз наплаваете норму мастера по ДСП — это спортобществу ничего не дает!) Вот они, можно сказать, по аналогии с автомобильными ралли и придумали новый вид спорта. С одной стороны, он вобрал в себя многие черты ДСП и туризма, а с другой — это настоящий спорт: у мастеров появилась возможность прямого соревнования друг с другом...
Уже первое ралли «Тоотси» понравилось участникам так, что через пару месяцев его пришлось повторить. Это все было в 1973 г. А сейчас в Эстонии новый вид спорта получил официальное признание. Постепенно стали отрабатывать и утвердили правила соревнований. Даже есть утвержденные по республике разрядные нормативы (пока до 1-го разряда). В 1976 г. в Эстонии будет проведено уже пять водномоторных ралли.
Почему именно при ОСВОД, а не при Комитете по физкультуре и спорту? Цели, которые преследует водное ралли, особенно близки задачам ОСВОД: эти соревнования помогают организовывать и дисциплинировать любителей-водномоторников, нередко стоящих в стороне от коллектива.
Прощаясь, Вальду просил передать читателям сборника:
— Для проведения ралли повсюду найдется подходящая речка или озеро. Программу всегда можно составить по вкусу. Важно только начать и, уверен, у нас появятся последователи. Если возникнут вопросы, пусть обращаются прямо к нам. Адрес: ЭССР, Пярнуский район, пос. Тоотси, ул. Кооли, д. 1А, кв. 38, Вальду Каску.